Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «baroni» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 147  148  149

Статья написана 21 декабря 2012 г. 23:28
Размещена также в рубрике «Другая литература»

Новое и хорошо переведенное старое

Витольд Гомбрович. Дневник Издательство Ивана Лимбаха


"Дневник" Витольда Гомбровича, писавшийся в 1950-е —1960-е годы,— книга здесь и сейчас просто необходимая. Каждая его страница сопротивляется той несвободе, которую человеку навязывают идеалы, нормы и другие люди. Эта несвобода непобедима, но Гомбрович изображает ее не как муку, не как нечто кошмарное или абсурдное, а как комедию, как фарс. Он внушает читателю, что боль от культурного насилия — вещь неизбежная, но не такая уж страшная и, главное, совсем не стыдная. У нас есть своя традиция жалобы "мне больно!" в ответ на культурное насилие — это традиция "подпольного человека" Достоевского и его наследников, от Розанова до Венички Ерофеева. Но в жалобе Гомбровича нет ничего подпольного. Эта клоунада, а не надрыв — и как раз такая клоунада у нас в самом большом дефиците.



Павел Зальцман. Щенки. Водолей


Художник и поэт Павел Зальцман писал свой единственный роман 20 лет, но так его и не закончил. Эта впервые изданная книга — один из самых величественно-странных романов, написанных на русском языке в XX веке. Во время гражданской войны в Сибири расстаются два щенка, после чего их судьбы переплетаются с линиями десятков персонажей, людей и животных. Точнее всего книгу Зальцмана можно описать, если представить, что "Доктор Живаго" написан Николаем Заболоцким. "Щенки" — классический роман о вплетении частных жизней в большую историю, созданный в мире, в котором ни того ни другого больше не существует.


Геннадий Гор. Стихотворения 1942–1944. Гилея


В 30-х тоже автор обэриутского круга, а позже советский фантаст, Геннадий Гор написал свой маленький корпус стихов в первые годы после эвакуации из Ленинграда и никогда никому не показывал. Среди всего сказанного о блокаде эти тексты — из самых жестоких, притом что от документального описания они предельно далеки. Блокада Гора — событие не историческое, скорее вселенский сдвиг. В качестве его свидетелей выступают умные растения и животные, великие художники и поэты прошлого. Кажется, будто из блокадного Ленинграда Гор увез запас отложенной смерти и сделал его замесом, может быть, самых страшных (но еще и очень смешных) стихов русской поэзии.


Ян Сатуновский. Стихи и проза к стихам Виртуальная галерея


Практически полное собрание одного из самых значительных и незаметных революционеров в русской поэзии XX века. Ян Сатуновский — основатель русского конкретизма, поэзии, основанной на записывании обыденной бытовой речи, но его стихи гораздо глубже простой документальной фиксации. Начав писать серьезные тексты в конце 1930-х, одновременно с крушением модернистского мира, Сатуновский чуть ли не первым стал слушать родившуюся тогда новую советскую речь. Слушая ее, он сумел разглядеть в этом неказистом, страшном и грубом строе говорения поэтическое ядро, в то время еще не вполне существовавшее. Это открытие во многом было пророческим. Благодаря ему Сатуновский сейчас кажется самым удивительно современным.


Софья Купряшина. Видоискательница НЛО


Избранное надолго пропадавшей из вида замечательной рассказчицы. Софья Купряшина — автор внешне крайне жестоких текстов, состоящих из описаний немотивированного насилия, безлюбого секса, алкоголического безумия, крайней душевной опустошенности. Но назвать ее прозу чернухой, даже интеллигентной, не поворачивается язык — настолько искусен каждый абзац этих рассказов. Кажется, будто страдание рассказчика и самого его языка в этих рассказах искупает самый тяжкий грех.


Василий Ломакин. Последующие тексты Арго-Риск


За свою третью книгу живущий в Америке Василий Ломакин получил в этом году премию Андрея Белого, и это на редкость радостное событие. Ломакин — удивительный трагический автор, может быть, единственный настоящий эмигрантский лирик — поэт "вашингтонской ноты", изрекающий благословения-проклятия миру, культуре, родине и самому себе. Характер их варьируется от запинающихся многостраничных излияний до лаконичного приговора "Кротики это ужас / Это ужас кротики // Котики это ужас / Это ужас котики". Ломакин работает с языком, почти мертвым и одновременно находящимся в одном шаге от воскресения.


Сьюзен Сонтаг. О фотографии Ad Marginem — ЦСК "Гараж"


Выход этой книги в переводе Виктора Голышева — заполнение важнейшей лакуны. Сьюзен Сонтаг в принципе издана по-русски очень плохо, а это не только одна из самых известных ее работ, но и важнейший текст о фотографии. В середине 70-х Сонтаг первой увидела в фотографии главный образ современного мира, точнее — образ восприятия образов. Сейчас кажется, что в своих эссе Сонтаг говорит почти очевидные вещи. Но это не потому, что они банальны. Просто мысли Сонтаг о фотографии вошли в кровь нашей культуры. Они — основание, остальное — изыски, уточнения. Если использовать один из любимых терминов Сонтаг, фотография в ее книге — это не деятельность, а чувствительность, строй нашего мировосприятия, с его зависимостью от опосредованных впечатлений, склонностью к невмешательству и ностальгии. За 35 лет с момента выхода ничего особенно не изменилось, кроме разве того, что речь больше не идет о бумаге.



Эрве Гибер. Призрачный снимок Kolonna Publications


Вместе с переизданной в прошлом году "Camera Lucida" Ролана Барта и выпущенной только что книгой Сонтаг "Призрачный снимок" мог бы составить пунктирную трилогию. За год с небольшим в России вышло целых пять маленьких книжек писателя, журналиста и фотографа Эрве Гибера, но "Призрачный снимок" — возможно, лучшая для знакомства. Собрание эссе, где-то между автобиографическими заметками и размышлениями о природе фотографии. О чем бы ни писал Гибер, у него выходила умная и печальная, завораживающе красивая эротическая проза — и фотография тут совсем не исключение.


Мо Янь. Страна вина Амфора


Выход у нас романа Мо Яня удачнейшим образом совпал с получением писателем главной мировой литературной премии. Причем удача эта не только издательская, но и читательская — тот, кто прочитал этот роман в пылу "нобелевской лихорадки" получил опыт неожиданный и интересный. Мо Янь, упрекаемый прогрессивной мировой общественностью в лояльности полутоталитарному китайскому режиму и среди любимых писателей неизменно называющий Шолохова, больше всего напоминает Владимира Сорокина в его самых острых проявлениях: "Мальчик сидел, поджав ноги, на большом позолоченном подносе. С золотисто-желтого тела стекало ароматное масло, на лице застыла глуповатая улыбка, наивная до смешного. Вокруг тела красовалась гирлянда из изумрудной зелени и ярко красной редиски... "Это у нас самое знаменитое блюдо,— сообщил партсекретарь.— Называется "Цилинь приносит сына". Им мы потчуем иностранных гостей, у них остается глубокое и незабываемое впечатление"".


Александр Терехов. Немцы Астрель


Это роман про сейчас, про сейчас просто — без вставных новелл из прошлой жизни, без фантастики, без антиутопичности. Это роман о том, о чем все говорят, о том, что все перепощивают в интернете. А такое требует от автора известной смелости или, что еще лучше, известного легкомыслия — отсутствия озабоченности тем, как все это сиюминутное (быт коррумпированных чиновников, прибравший город к рукам мэр, его деловая жена, его пресс-секретарь-китаец и суета вокруг подделки выборных бюллетеней) будет читаться в вечности. И пусть "Немцы" — не замечательное литературное произведение, но, безусловно, замечательное, вернее, заметное и уж тем более редкое для нашей литературы явление.


http://www.kommersant.ru/doc/2091799


Статья написана 21 декабря 2012 г. 00:53
Размещена также в рубрике «Другая литература»

Музыка вместо сумбура: Композиторы и музыканты в Стране Советов. 1917-1991 (Серия: Россия. ХХ век. Документы. М.: МФД 2013)


Сборник документов, который читается не хуже любого романа. Абсурд и трагедия под одной обложкой. Например, можно узнать какие важнейшие мировые проблемы занимали ЦК КПСС весной 1977 г. "Проблемой" оказался творческий конкурс молодых виолончелистов в Париже, проводившийся под эгидой М. Ростроповича. ЦК КПСС принял специальное постановление № П55/65 от 17.05.1977 "О мерах в отношении международного конкурса виолончелистов...": "Поручить Министерству культуры СССР проинформировать органы культуры НРБ, ВНР, ГДР, Кубы,МНР, ПНР и ЧССР о нежелательности участия представителей социалистических стран в международном конкурсе молодых виолончелистов имени Ростроповича, намеченного к проведению во Франции с 27 июня по 3 июля 1977 г".

Вот какие глобальные проблемы мирового масштаба занимали "кремлевских страцев". Любопытно, что в этом списке отсутствует CРР (для тех, кто подзабыл, напомню — Социалистическая Республика Румыния), каковая давно уже "забила" на "ценные" кремлевские советы.

Жить советскому чудищу оставалось еще 14 лет...


Статья написана 27 ноября 2012 г. 21:28
Размещена также в рубрике «Другая литература»

К. Робин. Реакционный дух. Консерватизм от Эдмунда Бёрка до Сары Пэйлин (Институт Гайдара)

Что такое консерватизм сегодня? И какова его родословная? В своей новой книге политолог Кори Робин проcлеживает истоки консерватизма в его реакции на Великую французскую революцию. Рассматривая таких разных мыслителей, как Эдмунд Бёрк и Aнтонин Скалиа, Джон Кэлхун и Айн Рэнд, Жозеф де Местр и Филис Шлафли, Робин утверждает, что, несмотря на все различия внутри правого движения, его объединяет общий «контрреволюционный опыт». Наблюдаемые различия между правыми во многом являются следствием тактического приспособления: правые всегда учились у левых. Отвергая все застойное, они предпочитали динамическое видение общества, предполагающее борьбу, насилие и войну. Эта способность к постоянному обновлению и пристрастие к насилию позволяют объяснить прочность позиций правых.


Ханна Арендт. Ответственность и суждение(Институт Гайдара)

В сборник вошли ранее не публиковавшиеся работы Ханны Арендт, написанные ею в последнее десятилетие ее жизни. В них она обращается к фундаментальным вопросам, касающимся природы зла и совершения морального выбора. В «Некоторых вопросах моральной философии» Арендт показывает неудовлетворительность традиционных нравственных «истин» в качестве критериев суждения о том, что мы можем делать, и заново рассматривает нашу способность отличать добро от зла и правильное от неправильного. Эти работы позволяют увидеть, как Арендт приходит к пониманию того, что наряду с радикальным злом, описанным в ее более раннем анализе тоталитаризма, существует более опасное зло, не зависящее от политической идеологии, которое может твориться бесконечно, если тот, кто его совершает, не испытывает никакого сожаления и без труда может забыть о содеянном.


Кембриджская экономическая история Нового и Новейшего времени. Т. 1, 1700 – 1870 г.г. (Институт Гайдара)

Книги, выходящие в серии «Кембриджская экономическая история», общепризнанно являются наиболее авторитетными изданиями по экономической истории различных стран и регионов мира. В отличие от большинства работ по экономической истории Европы Нового и Новейшего времени, в которых рассматривается развитие отдельных стран, в «Кембриджской экономической истории Европы Нового и Новейшего времени» европейское развитие с 1700 г. переосмысливается как единое панъевропейское явление, причем материал организован по нескольким крупным темам, а не по отдельным государствам.


В томе I «Кембриджской экономической истории» рассматривается переход к современному экономическому росту, первоначально начавшийся в Англии и приблизительно к 1870 г. распространившийся на другие части Западной Европы. Каждая глава написана международной командой авторов, проанализировавших развитие трех важнейших регионов — Северной Европы, Южной Европы и Центральной и Восточной Европы. В центре внимания авторов первого тома находятся важнейшие темы экономической истории Нового и Новейшего времени, включая торговлю, урбанизацию, совокупный экономический рост, важнейшие сферы экономики (сельское хозяйство, промышленность и услуги), а также повышение уровня жизни населения и распределение доходов. Эта книга представляет интерес не только для студентов и специалистов по экономической истории, но и для экономистов, историков, экономических социологов, а также для всех, кого интересуют преобразования, произошедшие в Европе эпохи Нового и Новейшего времени.




Грановский А. В. Крестовые походы: в 2-х т. Т. 1. В 2-х Кн. Первый- третий крестовые походы. Т. 2. Кн.3. Последние крестовые походы (1202-1270). Гибель христианского Востока.(Дмитрий Буланин, 2012)

О крестовых походах величайшей эпопеи борьбы двух мировых религий на Западе написаны горы книг. Тема продолжает оставаться актуальной также в связи с поднявшейся в новейшие времена волной исламского радикализма. В России, не имеющей собственных первоисточников по этой теме, в советские времена не было переведено ни одной книги о крестовых походах. Основные капитальные классические труды о крестовых походах, изданные на Западе в 30-60-х годах XX века (Рене Груссе, Стивен Рансимен, Ханс Эберхард Майер и др.) прошли мимо российского читателя, и за давностью издания их перевод и энакомство его с ними, возможно, состоятся ещё не скоро.Получив доступ к зарубежным историческим трудам по крестовым походам, ещё непереведённым на русский язык, автор поразился их изобилию и той огромной пропасти, которая отделяет от них российскую историографию. Эта книга – это попытка перекинуть мостик через эту пропасть, то есть, попытаться дать некоторое представление российскому читателю о современном состоянии зарубежной историографии по крестовым походам.


Статья написана 25 ноября 2012 г. 21:11
Размещена также в рубрике «Другая литература»

В. Петрухин.  Русь в IX-X веках. От призвания варягов до выбора веры. (М. Форум, 2013)

Новая книга крупного современного историка-норманиста, столь нелюбимого изд-вом "Русская панорама"


С. Кржижановский. Собрание сочинений. Том 6. (Б.С.Г.-Пресс; Симпозиум, 2013)

В 2001 г. вышел первый том предпологавшегося пятитомника. Наконец, на исходе 2012 г. вышел последний 6-й (незапланированный) том. Временами я уже не верил, что этот проект будет доведен до конца...

В шестой том включены переписка с женой, воспоминания о писателе, замечательная исследовательская работа В. Н. Топорова ""Минус-пространство" Сигизмунда Кржижановского".


А. Перцев. Молодой Ясперс: рождение экзистенциализма из пены психиатрии. (Издательство Руской христианской гумманитарной академии, 2012)

Несколько лет назад на меня самое благоприятное впечателние произвела книга А. Перцева, посвященная Ницше ("Фридрих Ницше у себя дома").Соответственнокнига о молодом Ясперсе куплена более из-за автора, нежели, чем из-за его персонажа.


Р. Жирар. Критика из подполья. (НЛО, 2012)

Книга замечательного французского философа, автора ставших уже классическими, работ "Насилие и священное" и "Козел отпущения". В сборник "Критика из подполья", вошли работы Р. Жирара, посвященные литературе. в т.ч. интереснейшее эссе "Достоевский. От двойника к единству", с в прекрасном переводе Натальи Мовниной, написанное аж  в 1963 г.

Из аннотации:  

цитата

Эта книга о Другом как о нашем образце, сопернике и двойнике, в драматической конкуренции с которым возникает наше желание, равно как и наше «Я».

Исократ. Речи. Письма. Малые аттические ораторы. Речи. (Ладомир, 2013)

Многие жалуются, что, дескать, дорогая книга. Но, во-первых, в Олимпийском цена книги упала до вполне вменяемой суммы — 800 руб., а во-вторых, это действительно высококачественная литература, каковая по определению не должна стоить как какой-нибудь...

Величие и язвы Российской империи. Международный научный сборник в честь 50-летия Р.О.Айрапетова. (М. Регнум, 2012)

О.Р. Айрапетов — один из самых интересных современных российских историков, автор работ о внешней политике, дипломатии, военной истории России.В сборнике приняли участие своими исследованиями крупные историки из России, Великобритании, США, Канады, Сербии, Украины: Доминик Ливен, Брюс У. Меннинг, В. М. Безотосный,  А. В. Кухарук, Дэвид Шиммельпеннинк ван дер Ойе, Дэвид Макдональд, В. Б. Каширин, Мирослав Йованович, Пол Симмонс, А. С. Пученков, А. В. Ганин, Энтони Дж. Хейвуд, Ю. А. Борисёнок, К. В. Шевченко, Горан Милорадович, Пол Чейсти и др. Из наиболее интересных (для меня) работ сборника отмечу статьи А. Смирнова "Социальный расизм" и деинтеллектуализация  командного состава Красной армии в 1920-1930-х гг"., М. Колерова "Европейские предпосылки сталинизма: индустриализация, биополитика и тотальная война", В. Безотосного "У истоков неосуществленного геополитического проекта: "Индийский план" генерала Бонапарта".


Статья написана 24 ноября 2012 г. 21:44
Размещена также в рубрике «Другая литература»

Новое московское издательство Барбарис готовит к выпуску двухтомник "Записки,рисунки и воспоминания" Алисы Порет — возлюбленной Хармса, ученицы Павла Филонова, художника, книжного графика, автора первых иллюстраций к русскому переводу «Винни-Пуха».

Порет придумала жанр иллюстрированных мемуаров — маленьких рассказов, отчасти напоминающих "Случаи" Д. Хармса.

На non/fiction можно будет купить сборник открыток с текстами и рисунками художницы и подписаться на выходящий очень ограниченным тиражом двухтомник А. Порет. При этом подписка будет идти только два дня: 28-29 ноября.


ОБМЕН КОТЛЕТАМИ

Появляется Хармс. Вид неважный, лицо темно-серого цвета.

— Вы нездоровы?

— Нет, я устал и очень голоден.

Я иду в кухню. Кроме хлеба и чая ничего нет.

— А вы обедали? — спрашивает он.

— Нет.

Он идет к телефону и звонит домой. Оказывается, у них жарятся мясные котлеты!

— Побежали, — говорит он, и мы, взявшись за руки, летим на Надеждинскую, 23.

— Как мило, я вас сейчас накормлю, — говорит Даниил Иванович и ставит на стол две тарелки, ножи, вилки и две рюмки. — Вина нет, но я налью холодного чая. Я так счастлив, что могу вас угостить. Посидите, я иду на разведку.

Он ушел, и я сидела перед своим прибором и удивлялась, что его так долго нет.

«Очевидно, они (котлеты) еще не готовы, — думала я. — Или ему неудобно попросить для меня. Или его заставили что-то помочь по хозяйству. Или что он ждет, чтобы семья пообедала, а он мне их (котлеты) принесет». Я еще много думала и надумала много «или».

Наконец шаги — в дверях остановился Даниил Иванович. Лицо у него было красное, губы жирные, глаза куда-то смотрели мимо меня. Он молчал.

— Я их (котлеты) съел, — сказал он без выражения. — Сперва три, потом еще три.

В это время в передней позвонил телефон, он пошел звать отца, а я убежала. Всю дорогу я ничего не думала, просто шла.

Хокусай, ласкаясь и прыгая, встретила меня. Потом мы сели обе в большое кресло, я обняла ее и сказала:

— Я никогда не выйду замуж за Даниила Ивановича. Обещаю тебе, клянусь!


Алиса Порет. Записки, рисунки, мемуары. Тетрадь первая

http://www.brbrs.ru/


Первая тетрадь Алисы Ивановны Порет состоит из подобных рассказов и маленьких анекдотов в картинках.



Также подписаться на издание можно написав по адресу:  info@brbrs.ru с указанием контактов. Это проще всего.


Файлы: _.jpg (15 Кб)

Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 147  148  149




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку

Количество подписчиков: 235

⇑ Наверх