Прошение Китайскому


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > Прошение Китайскому Императору.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Прошение Китайскому Императору.

Статья написана 27 мая 2018 г. 12:53

Необходимость определения и классификации понятия «рецензия».

Я считаю, что в рубрике «Рецензии» ( https://fantlab.ru/community253 ) существует проблема определения и классификации самого понятия «рецензия». Это вызывает многочисленные неудобства как у авторизованных посетителей Лаборатории Фантастики, желающих писать статьи в эту рубрику, так и у модераторов рубрики. Хочу предложить на рассмотрение вариант решения проблемы. Основание – законченное очное высшее образование Филологического факультета, кафедра Общего литературоведения Томского государственного университета. Я не имею опыта работы по специальности, но сохранил некоторые теоретические знания и всё ещё разбираюсь в данной проблеме. Желаю не поучать – но помочь улучшить Лабораторию Фантастики. С уважением, ХельгиИнгварссон.

Суть проблемы рубрики «Рецензии».

Я не настаиваю, но я не первый и далеко не последний, кто заметил несоответствие большинства размещённых в рубрике «Рецензии» (и не только в ней одной) текстов академическому определению «рецензия». Проблема в том, что соискатели не могут понять, как им писать, а модераторы, в свою очередь, не могут им ничем помочь. Вот проблема как отдельной рубрики, так и Лаборатории Фантастики в целом.

Дело в том, что «рецензия» в традиционном понимании должна быть объективной и содержать анализ произведения. Специфика Лаборатории Фантастики в том, что раскрывать сюжет произведения — «спойлерить» — нельзя. Даже мне, человеку со специальным образованием, сложно выдать внятный анализ при существующем запрете глубокого анализа (раскрытия) сюжета произведения. Ещё сложнее доказать это модераторам при соискании на публикацию. Объективную же рецензию с поверхностным анализом а-ля петтинг читать, простите, скучно — она обычно просто информирует о произведении и даёт оценку в баллах. В своей классификации я назвал это «рецензией-заметкой». Что делать в этой ситуации человеку, пишущему интуитивно, я не представляю. Хорошо, если он спокойный попадётся — а если нет? Страдает модератор.

Моя классификация родилась из желания расширить возможности публикации пишущим людям и дать критерии отбора модераторам. Повторяюсь, но я, в соответствии с требованиями Лаборатории Фантастики о недопущении спойлеров, убрал главенство анализа и «полную» объективность из определения «рецензия», и поставил во главу угла отзыв. Рецензии в моей классификации — не рецензии в академическом понимании, но ведь не я назвал рубрику именно так, а не иначе. Исхожу из того, что уже есть. То, что получилось — заметка, фельетон, эссе, собственно рецензия и очерк — по сути гремучая смесь отзыва, эссе и критической статьи в традиционной классификации. Но кому какое до этого дело в любительской среде? Главное, чтобы читать было интересно и соответствовало всем остальным правилам сайта. Ценз качества моя классификация также не отменяет. Свободу не ограничивает, но и анархии не обещает.

Я желаю показать своей статьёй, что нельзя требовать критериев академической рецензии от тех отзывов, что мы пишем в рубрику. Литературная критика не исчерпывается отзывом и рецензией. Моя классификация ставит во главу угла всё тот же отзыв, но показывает, что совершенно не обязательно маскировать его под рецензию, что можно делать его похожим на заметку, фельетон, эссе и очерк.

Суть проблемы взаимодействия рубрики «Рецензии» с Лабораторией Фантастики в целом.

Рубрика «Рецензии» позиционируется как самая-самая, но дело совсем не в этом. Кроме как в неё, некуда писать рецензии на фантастические книги, если они не «Хоррор», «Комиксы», «Кино» и «Аниме». Странно — не правда ли? — на Лаборатории Фантастики нет рубрики «Фантастика». Та лента, что находится под каждой книгой, не доработана в свою очередь, и требуются огромные усилия для исправления этого недостатка.

В чём проблема, скажете вы? Пишем рецензии в рубрику «Рецензии», а отзывы — в отзывы. Проблема в том, что тексты, опубликованные в рубрике «Рецензии», быстро и навсегда теряются под напластованиями новых, а отзывы лежат пусть и в общей куче, но «вечно» и под конкретным произведением. В рубрике отсутствует постоянная связь рецензия-книга, и Лаборатория Фантастики сама себя обкрадывает, позволяя забывать о действительно интересных текстах пользователей. Проблема в том, что тексты, опубликованные в отзывах под каждой книгой, не позволяют узнать о существовании этой книги, как это происходит при публикации в рубрике «Рецензии». Поэтому просто писать рецензии в рубрику «Рецензии», а отзывы в отзывы недостаточно.


Определение понятия «рецензия».

Рецензия применительно к Лаборатории Фантастики – это критический разбор литературного или кинематографического художественного произведения, основывающийся на самом произведении, отзыве о нём и его анализе.

Различия рецензии и отзыва.

Можно сказать, что рецензия – это отзыв, значительно расширенный и углублённый за счёт анализа произведения. Возникшее при знакомстве с художественным произведением первое эмоциональное впечатление, субъективная оценка и личное мнение становятся после текстуального воплощения отзывом. Отзыв, включивший в себя дополнительную работу – анализ произведения – становится рецензией. И отзыв, и рецензия имеют свою определённую структуру.

Примерная структура отзыва:

1. Оценка актуальности темы: новизна или оригинальность произведения, современный взгляд на классику.

2. Формулировка основной идеи произведения.

3. Общая личная оценка произведения с приведением избранных ярких моментов, помогающих раскрыть заявленную идею произведения и расширить представление читателей отзыва о произведении.

4. Замеченные достоинства и недостатки произведения с приведением конкретных примеров.

5. Заключительные выводы, обобщающие данную в отзыве информацию и логически завершающие основную мысль отзыва.

Примерная структура рецензии:

1. Жанрово-тематическая характеристика произведения.

2. Оценка актуальности основной идеи произведения: новизна или оригинальность произведения, современный взгляд на классику.

3. Место произведения в творчестве автора.

4. Анализ произведения: сравнительный с аналогичными произведениями других авторов, мотивно-тематический, стилистический, любой другой из существующих и возможных применительно к данному произведению по выбору рецензента.

5. Общая личная оценка произведения с приведением избранных ярких моментов, помогающих раскрыть заявленную идею произведения и расширить представление читателей рецензии о произведении.

6. Замеченные достоинства и недостатки произведения с приведением конкретных примеров.

7. Заключительные выводы, обобщающие данную в рецензии информацию и логически завершающие основную мысль рецензии.

Виды рецензий.

Деление рецензий на виды обширно и весьма условно. Классификация может производиться по многим принципам: объёму рецензии, количеству анализируемых произведений, особенностям рецензента, жанру художественного произведения и многим другим. Применительно к Лаборатории Фантастики предлагаю использовать формально-смысловую классификацию (по форме изложения и смыслу рецензии):

1. Рецензия-заметка – развёрнутая объективная аннотация, презентация нового или напоминание о старом произведении с его кратким содержанием и поверхностным анализом.

2. Рецензия-фельетон – сатирическое, но по возможности аргументированное и стремящееся к объективности освещение особенностей произведения с акцентом на его недостатки.

3. Рецензия-эссе – глубоко личные, индивидуальные, развёрнутые впечатления рецензента, его субъективные размышления, вызванные произведением, заведомо не претендующие на глубокий анализ, без изучения и привлечения дополнительных материалов, зачастую парадоксальные, но стилистически яркие и интересные.

4. Собственно рецензия – традиционный, максимально соответствующий типовой структуре рецензии, аргументированный и разносторонний анализ произведения с критикой и рассуждениями, требующий от автора статьи, помимо знакомства с самим произведением, знания и привлечения дополнительных материалов.

5. Рецензия-очерк – масштабное публицистическое произведение, включающее в себя, помимо собственно рецензии (пункт 4), документально подтверждённые и общепринятые культурные, исторические и биографические по отношению к автору произведения и самому произведению сведения.

Все перечисленные виды рецензий полноценны, жизнеспособны и соответствуют понятию «рецензия». Выбор вида рецензии полностью свободен и зависит как от возможностей и желания автора статьи, так и от самого произведения. К примеру, мало у кого возникнет желание написать рецензию-очерк на лёгкую рождественскую комедию – а из тех, кто всё же захочет этого, далеко не у каждого получится из-за особенностей самого материала.

P.S.

Ссылка на эту статью была отправлена всем модераторам рубрики «Рецензии», создателю Лаборатории Фантастики и будет размещена везде, где только можно. :-)))

P.P.S.

Похоже, что изменения сложившейся ситуации не будет. Кое-какие ответы получил. Видимо, модераторам рубрики «Рецензии» проще каждый раз снова и снова разъяснять причины отказа в личку и выслушивать обвинения в, гм, субъективности или некомпетентности.

Слово в защиту.

Хочу ещё раз озвучить свою позицию. Меня тут обвинили в зазнайстве и непрофессионализме, в ненужной академичности, в попытке наступить на горло всем Вашим песням. Короче, приняли моё предложение в штыки. Лучшая защита – нападение. Предлагаю не пугаться и не оскорбляться, а попытаться понять то, что я хочу донести в своей статье. Итак, начну с самого начала. Есть рубрика «Рецензии». В ней есть отбор, его придумал не я. Эта рубрика позиционируется как самая-самая, но дело совсем не в этом. Кроме как в неё, некуда писать рецензии на фантастические книги, если они не «Хоррор», «Комиксы», «Кино» и «Аниме». Та лента, что находится под каждой книгой, не доработана, и требуются огромные усилия для изменения этого недостатка. Проще писать в рубрику «Рецензии» – но в ней отбор, и его придумал не я. Есть отбор, но нет чётких критериев этого отбора. Нет общей терминологии для диалога соискателя с модератором. Один не может понять другого. Я не обвиняю модераторов в некомпетентности и излишней субъективности, но, готов поспорить, они наслушались всякого. Модераторы за свой труд денег не получают и не обязаны становиться научными руководителями каждого соискателя. Всё это вызывает многочисленные неудобства как у авторизованных посетителей Лаборатории Фантастики, желающих писать статьи в эту рубрику, так и у модераторов рубрики. Хочу предложить на рассмотрение вариант решения проблемы. Для этого я уже адаптировал, по мере сил, академический подход к рецензии и отзыву до любительского уровня, отказавшись от главенства объективности и профессионального анализа, сделав отзыв зерном рецензии. Я классифицировал рецензии – наши с Вами любительские рецензии – сообразно тем видам, что чаще всего встречаются на Лаборатории Фантастики. Можете проверить – классификация действительно рабочая. То, что я не смог изложить её разговорным стилем, действительно мой недостаток, приношу свои искренние извинения. Я не журналист, я филолог-литературовед, и постарался максимально популяризовать информацию. С уважением, ХельгиИнгварссон.

P.S.

Хочу выразить благодарность всем высказавшимся по существу, и особенно ziza за дискуссию, на которую он пошёл, чтобы позволить увидеть уже мне свою статью со стороны и написать дополнения ниже.

Отзыв как основа рецензии.

Поскольку Лаборатория Фантастики – не закрытый сайт филологов, профессиональных журналистов и критиков, а сообщество любителей, пишущих для души, предлагаю отойти от академического понимания как отзыва, так и рецензии. Я это и сделал в своей статье, но, каюсь, ничего не могу поделать со своим словарным запасом и стилем. Не воспринимайте меня рафинированным и зазнавшимся узким специалистом, очень Вас всех прошу!

Пусть отзыв станет возникшим при знакомстве с художественным произведением первым эмоциональным впечатлением, субъективной оценкой и личным мнением, получившим связное текстуальное оформление. Пусть рецензия вырастает вокруг отзыва, как снежный ком, как дерево из зерна. Главное и в отзыве, и в рецензии то, что человек хочет сказать о произведении, чем он может поделиться с другими. Разница между отзывом и рецензией не в размере, не в количестве слов и знаков, а в эволюции. Готовы потратить больше сил и времени – будет рецензия, нет – остановитесь на отзыве. Возможно, как-нибудь после можно будет вернуться к отзыву и доработать его до рецензии.

Не страшная страшная догма.

Не стоит бояться типовой — примерной — структуры отзыва и рецензии – это не догма, а костыли. Не ограничивающие рамки, а подсказки. Не догма, а направления для полёта творчества. Более того, я не предлагаю считать выполнение каждого пункта обязательным. Шаблонных, трафаретных отзывов и рецензий не будет. Теперь о каждом пункте подробнее.

Жанрово-тематическая характеристика произведения.

На лаборатории Фантастики есть инструменты, позволяющие пользователям участвовать в определении жанра произведений. Если хотите, можете подробно обосновать свою точку зрения в этом пункте. Особенно, если она отличается от среднестатистической. Тем более, если в аннотации книги или фильма есть определение жанра, с которым Вы не согласны. Например, сейчас модно называть всё «фэнтези». Если не хотите – этот пункт можно опустить, он факультативен.

Оценка актуальности темы.

Каждое читаемое литературное произведение, каждый фильм, который смотрят, актуален — иначе их никто бы не читал и не смотрел. Не актуальные книги пылятся и плесневеют в архивах библиотек. Не актуальные фильмы не смотрят. В чём конкретно пишущий видит эту актуальность — его личное творческое дело. Каждый способен обосновать её при желании. Новизна произведения – не только новинки. Новизна — также и то новое, что способен выдать почти каждый автор произведения даже при повторении. Шаблон плюс новизна. Иначе никто не читал бы, к примеру, многочисленные варианты «повторов» Лема, Стругацких, Ирвина Говарда, Лавкрафта. Также считаю этот пункт не обязательным.

Место произведения в творчестве автора.

Каждый читатель, знакомый с несколькими произведениями (книгами и фильмами) одного автора, в состоянии сравнить их между собой и сделать выводы по конкретному рецензируемому произведению. Безусловно, глубина этого сравнения и выводов будет зависеть от уровня этого читателя как рецензента, но и сравнение, и выводы будут. Если кто-то опустит этот пункт, не случится ничего страшного.

Общая личная оценка произведения с приведением избранных ярких моментов.

Читать обо всех этих ярких моментах действительно интересно. Как по мне — без этого пункта значительно понизится привлекательность отзыва и рецензии, останутся рассуждения без души. Все мы люди разные, кого-то зацепит одно, кого-то – другое. Инструменты, позволяющие сделать личную оценку каждого произведения, есть на Лаборатории Фантастики. В этом пункте можно обосновать свои баллы подробно. Естественно, стоит воздерживаться от славословий и оскорблений авторов произведений – но это уже прописано в правилах самой Лаборатории Фантастики. Главное здесь, по-моему, не скатиться в простое «нравится» и, одновременно, не раскрыть ключевой момент, испортив кому-нибудь чтение. Пример стандартен: «Убийца – дворник». Думаю, что все понимают, что такое нельзя помещать даже в спойлер. Этот пункт можно не использовать в рецензии и попытаться быть объективным. Если его не станет в отзыве – что останется?

Замеченные достоинства и недостатки произведения с приведением конкретных примеров.

Я считаю, что любой читатель может в чём-то быть образованнее автора произведения и потому заметить ляпы и неточности. Если он, как рецензент, будет излишне придирчив или не прав, ему укажут на это в комментариях к самой рецензии. Не стоит забывать и об устаревании литературы – возможно, когда автор писал книгу, задевшая читателя деталь была ещё в ходу. Здесь, в этом пункте, я имею в виду «развесистую клюкву». Например, автор произведения не служил в армии, а пишет и поучает, грудь колесом. Ещё пример, личный. Читаю фэнтези, там несколько глав, недель по внутреннему времени, описывается быт «монголов» с «юртами» и подушками для сидения. Мебели нет и в помине. Случается драка в юрте — и вдруг один из участников хватает крепкий дубовый табурет и бьёт им кого-то по голове. Налицо явный ляп, автор — американец, возможно влияние вестернов. Ещё несколько примеров, заметить которые может каждый: оборванные сюжетные линии, потерявшиеся герои, скомканная концовка, нелогичность поступков персонажей.

С достоинствами, как и всегда, сложнее. Это недостатки глаза режут и не требуют почти ничего, кроме называния. Но я думаю, что при желании каждый читатель сможет не просто похвалить автора и его произведение, но сделать это грамотно и интересно. Хорошие книги должны рекламироваться и популяризироваться!

Прописная истина, что одна и та же деталь может нравиться Васе, но бесить Олю. На то у нас и есть возможность общения. Можно вовсе не отмечать достоинства и недостатки произведения. Ни отзыв, ни рецензия от этого не пострадают. Возможно, станут чуть беднее.

Анализ произведения.

Вот без анализа, пусть любительского и поверхностного, пусть не объективного и эмоционального, рецензия не будет существовать. Даже рецензия-эссе в моей классификации. Отзыв может обойтись без анализа.

Заключительные выводы.

Обобщение данной в отзыве или рецензии информации и логическое завершение того, что читатель хотел донести до другого читателя, я считаю обязательным. Завязка – кульминация – развязка, начало и конец, хотел и смог. Наконец, это дисциплинирует самого пишущего и помогает понять его мысль другим людям.

Рецензий много – шаблон один.

Действительно, выглядит странно: почему не пять шаблонов? Да потому, что этот шаблон – не догма, не прокрустово ложе. Вглядитесь в типовую структуру и виды рецензий внимательно. Каждый вид рецензии пишется по общим правилам, часть из которых можно вообще не использовать. Что получается? Рецензия-заметка разнится с отзывом лишь минимальным анализом, её цель – презентация новинок и напоминание о забытом. Рецензия-фельетон имеет начальный анализ, но стремится прежде всего со смехом показать замеченные недостатки и обманутые ожидания. Рецензия-эссе и не претендует на глубокий анализ, в ней важна именно общая личная оценка произведения, его эмоциональная картина, неожиданные аналогии, возникшие при чтении, яркие моменты и оригинальность. Собственно рецензия и рецензия-очерк стремятся максимально приблизиться к традиционному, академическому и профессиональному определению рецензии. Стремятся – по мере сил.





691
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение27 мая 2018 г. 13:28
Интересно, у скольких читателей пропадет желание делиться впечатлениями от прочитанного, когда они столкнуться с необходимостью эти свои впечатления классифицировать изложенным выше способом?
Бюрократия уже достала на работе. Здесь же хочется писать для души.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 мая 2018 г. 15:45
Anahitta
А Вы обратили внимание, что моя статья относится исключительно к рубрике «Рецензии»? https://fantlab.ru/community253

Я сам любитель и пишу для души, но был неприятно удивлён при вступлении в рубрику «Рецензии» отсутствием самого понятия «рецензия». Проще говоря, отбор в неё есть, а критериев нет. Вот официальные требования данной рубрики:

«Внимание!
Данная рубрика — это не лента всех-всех-всех рецензий, опубликованных на Фантлабе. Мы отбираем только лучшие из рецензий для публикации здесь. Если вы хотите писать в данную рубрику, обратитесь к модераторам.
Помните, что Ваш критический текст должен соответствовать минимальным требованиям данной рубрики:
   — объём не менее 2000 символов без пробелов
   — в тексте должен быть анализ, а не только пересказ сюжета и личное мнение нравится/не нравится
   — рецензия должна быть грамотно написана хорошим русским языком
   — при оформлении рецензии обязательно должна быть обложка издания и ссылка на нашу базу (можно по клику на обложке)
Модераторы рубрики оставляют за собой право отказать в появлении в рубрике той или иной рецензии с объяснением причин отказа.»


Этого явно недостаточно.
 


Ссылка на сообщение27 мая 2018 г. 17:40

цитата ХельгиИнгварссон

Этого явно недостаточно.


Это минимальные требования. Без их выполнения рецензия гарантированно не появится в рубрике.

Модераторы достаточно хорошо разбираются в теории и всё вышеизложенное знают и используют при отборе лучших рецензий.

Интереснее было бы увидеть пример рецензии с нарушениями изложенных требований и разбором ошибок. Такое подозрение, что большинство читателей просто не поймёт рецензию, написанную по всем правилам.
 


Ссылка на сообщение27 мая 2018 г. 18:35

цитата ziza

Это минимальные требования. Без их выполнения рецензия гарантированно не появится в рубрике.

Я имею в виду проблему, возникающую при выполнении этих минимальных требований и отказе рецензенту в публикации. Сразу сделаю ход на опережение и поясню, что обе мои рецензии были опубликованы в рубрике.

цитата ziza

Такое подозрение, что большинство читателей просто не поймёт рецензию, написанную по всем правилам.

Не согласен. Green_Bear, imra, beskarss78, febeerovez только из наиболее продуктивных рецензентов, навскидку, полностью справляются со всеми перечисленными мной видами рецензий до рецензии-очерка. Рецензии-очерки я пока видел только у fox_mulder (на тему «Звёздных войн»), но я не прочёл всего в рубриках.

Признаю, что меня чересчур академический стиль изложения, поскольку я не журналист, а филолог-литературовед. Возможно, с помощью журналиста можно было бы изложить материал моей статьи более понятным языком и сформировать конкретные требования к статьям в рубрике «Рецензии»?
 


Ссылка на сообщение27 мая 2018 г. 19:44
У меня сразу же вызвала сомнение идея писать рецензии на основе отзывов. И типовая структура в целом.

цитата

1. Жанрово-тематическая характеристика произведения.


Из отзыва этого не получить. Придётся проводить довольно сложное исследование значимых для данного произведения тем, после чего привлекать (помимо тематики) другие жанрообразующие факторы и на их основе определять жанр.

Вручную большинство рецензентов такую работу сделать не сможет. Нужны инструменты, а именно усовершенствование существующего классификатора до профессионального уровня.

Главная проблема в том, что целевой аудитории этот пункт не требуется, поскольку она сама использует классификатор Фантлаба для данной цели.

цитата


2. Оценка актуальности основной идеи произведения: новизна или оригинальность произведения, современный взгляд на классику.


Новизна и актуальность — требование к диссертациям. Большинство литературных произведений этих параметров не имеют. Авангард при многократном повторении превращается в классику, но чаще в китч.

Если оставить этот пункт, то рецензенты последуют за соискателями и начнут придумывать новизну и актуальность там, где её нет. И тем самым вводить в заблуждения себя и читателей.

цитата


3. Место произведения в творчестве автора.


Этим на Фантлабе занимаются составители биографий авторов. Одно из требований к биографии как раз и состоит в том, чтобы дать оценку литературной деятельности писателя, выделив наиболее характерные его сочинения и указав их признаки с точки зрения поэтики, стилистики, жанровой принадлежности, а также место в тогдашнем литературном процессе и отражение историко-культурных реалий. При этом излишние подробности следует выносить в аннотации к отдельным произведениям, чтобы биография не разрослась до нечитаемого размера.

цитата


4. Анализ произведения: сравнительный с аналогичными произведениями других авторов, мотивно-тематический, стилистический, любой другой из существующих и возможных применительно к данному произведению по выбору рецензента.


Единственный пункт, не вызывающий возражений.

цитата


5. Общая личная оценка произведения


В рецензии этого не надо. Личное отношение лучше оставить для отзыва, а рецензии обязателен только объективный анализ с краткими прологом и эпилогом. То же с пунктом 6. Заключение (пункт 7) можно оставить.

Итого получаем три пункта:

1.Введение (миниавтореферат).
2.Собственно анализ.
3.Заключение (краткий синопсис с выделением ключевых моментов).

Остаётся создать краткий учебник, как написать такую рецензию и как пользоваться при этом различными доступными рецензенту инструментами. После чего Фантлаб утонет в море написанных по правилам рецензий, чего ему так не хватает.

Кроме рецензий и отзывов есть ещё такой вид как аннотация, но с ней всё просто. Читаем произведение, дожидаемся вдохновения, пишем синопсис и из него получаем сокращённую версию, без раскрытия сюжета и с сохранением интриги.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 05:10
ziza
Не обижайтесь, но Вы начинаете спорить на профанном уровне. Видимо, основная масса «просточитателей», которых это не касалось, не касается и не коснётся, вообще поняли из моей статьи только то, что их свобода может быть ущемлена.

цитата ziza

Все мои подобные попытки в давние времена закончились плачевно.

Вот это уже действительно интересно. В чём именно состояли Ваши попытки? Раз у Вас также возникала идея улучшения существующего положения, что же, давайте подискутируем.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 07:19
Основная масса читателей рецензий писать не будет, поэтому предложенная схема на них никак не повлияет. Но читать они рецензии будут, и вот здесь возникнет данная проблема. Она не в непонимании самого смысла текста рецензии, а в дублировании информации и, следовательно, в двойной работе, которую до рецензента уже сделали другие (кураторы и составители библиографий, авторы биографий, составители аннотаций и пр.).

цитата ХельгиИнгварссон

В чём именно состояли Ваши попытки?


Глобальные изменения, а именно Фикшнлаб. То же самое, что сейчас есть, но не только для фантастики и фэнтези, а для всей литературы. Несколько лет назад база стала наполнятся подобными книгами, и логично было бы, чтобы читатели детективов и ужастиков получили те же самые функциональные возможности, что и читатели профильной для Фантлаба литературы. То есть классификатор, расширенные возможности для книжных полок, улучшенную систему заявок (чтобы часть работы кураторов делали сами посетители) и прочее.

Результат, конечно, есть, но не совсем тот, что предполагалось. Сейчас все функции при желании можно сделать самому. Есть API.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 05:38

цитата ziza

У меня сразу же вызвала сомнение идея писать рецензии на основе отзывов.

цитата ХельгиИнгварссон

Возникшее при знакомстве с художественным произведением первое эмоциональное впечатление, субъективная оценка и личное мнение становятся после текстуального воплощения отзывом.

Это необходимо разъяснить другими словами или многословнее? Что лежит в основе желания написать отзыв? Благодаря чему отзыв становится рецензией?

цитата ziza

Новизна и актуальность — требование к диссертациям. Большинство литературных произведений этих параметров не имеют.

А здесь уже Вы не можете выйти за рамки университетской (?) догмы. Надо различать научную, профессиональную рецензию и любительскую, литературную. Вы этого не различаете.

Каждое читаемое литературное произведение актуально — иначе его никто бы и не читал. Не актуальные книги пылятся и плесневеют в архивах библиотек. В чём конкретно рецензент видит эту актуальность — его личное творческое дело.

Новизна — это то новое, что способен выдать почти каждый автор даже при повторении шаблонных произведений. Шаблон+новизна. Иначе никто не читал бы, к примеру, варианты «повторов» Лема, Стругацких, Ирвина Говарда, Лавкрафта.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 07:29

цитата ХельгиИнгварссон

Надо различать научную, профессиональную рецензию и любительскую, литературную. Вы этого не различаете.


И не хочу. Рецензия всегда должны быть профессиональной. В двух ипостасях: для научной публикации и для научно-популярной. Сначала пишем полноценную научную рецензию, которую можно было бы опубликовать в журнале типа «Science Fiction Studies». А потом популяризируем её и выпускаем облегчённый вариант для массового читателя.

Спрыгивание с плеч титанов приведёт не к популяризации, а к вульгаризации. Хорошая научно-популярная публикация всегда имеет научный первоисточник.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 05:48

цитата ziza

Этим на Фантлабе занимаются составители биографий авторов. Одно из требований к биографии как раз и состоит в том, чтобы дать оценку литературной деятельности писателя, выделив наиболее характерные его сочинения и указав их признаки с точки зрения поэтики, стилистики, жанровой принадлежности, а также место в тогдашнем литературном процессе и отражение историко-культурных реалий. При этом излишние подробности следует выносить в аннотации к отдельным произведениям, чтобы биография не разрослась до нечитаемого размера.

Ещё раз — Вы не различаете профессиональную и любительскую рецензию. Ваша приведённая цитата может относиться лишь к рецензии-очерку, но это уже масштабная работа, на которую даже на любительском уровне решатся единицы.

Каждый читатель, знакомый с несколькими произведениями одного автора, в состоянии сравнить их между собой и сделать выводы по конкретному рецензируемому. Безусловно, глубина этого сравнения и выводов будет зависеть от уровня этого читателя как рецензента, но и сравнение, и выводы будут. Или Вы сомневаетесь в этом?
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 07:39

цитата ХельгиИнгварссон

аша приведённая цитата может относиться лишь к рецензии-очерку


Тогда у Вас заглавная статья не дописана. Должна быть не типовая структура рецензии, а типовая структура для каждого вида рецензии. Хотя бы перечисление пунктов, которые включать, например, в рецензию-заметку и в рецензию-очерк. У разных видов рецензии различие только в составе выбираемых пунктов.

Рецензии-очерки я постоянно пишу, но не для читателя, а для себя. В качестве исходного материала при составлении биографии автора. Потом 95% материала выбрасывается, остальное входит в биографию.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 05:50

цитата ziza

Единственный пункт, не вызывающий возражений.

Я рад. Некоторым не по душе даже навязываемый анализ. Хорошо, что мы сошлись хотя бы в этом.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 07:46
Это единственная творческая работа.

Остальные пункты довольно формальны и шаблонны, ни делать их, ни потом читать не особенно интересно. «Пушкин был сын...», «Гоголь был сын...», «Печорин был лишний человек, а Сноуден был голова ...», «Жи и Ши пишутся с буквой И...». Пересказ учебников. Как редактор рецензий, я бы их сократил до минимума и объединил в пролог и эпилог к основной части с анализом.

А вот с анализом есть возможность показать свои таланты.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 05:59

цитата ziza

В рецензии этого не надо. Личное отношение лучше оставить для отзыва

Я бы не был столь категоричен. Объективный анализ на художественное произведение и на любительском уровне? Такое возможно, но, даже исходя из уже прочитанного мной на ФантЛабе, встречается крайне редко. Чувства, эмоции, нравится-не нравится куда девать? Кроме того, читать обо всех этих ярких моментах, зацепивших автора, действительно интересно. Как по мне — без этого пункта значительно понизится привлекательность рецензии, останутся рассуждения без души.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 08:03
Я полёты души даже в издательских аннотациях удаляю. Про то, как автор гениален и какие экранизации его произведений предстоят.

Такое оставляю только у авторов, которые доброго слова не заслуживают. Дарья Донцова, например. Она сама пишет издательские аннотации, и редактировать их означает тем самым вводить читателей в заблуждение относительно скучности и занудности романов этого писателя.

Рецензенты часто бывают очень злобные, и давать им свободу проявлять свои чувства было бы негуманно по отношению к автору. Человек летал на Пегасе, а его личиком об стол...

Вот в анализе пусть будет полная свобода. Рецензент тут сам становится если не автором, то попаданцем в тело автора и участвует в увлекательных приключениях по его мирам. Проявляя свою эрудицию и умение пользоваться доступными филологу методами.

Рецензия другого рецензента на то же произведение будет отличаться только в этом. В умении покрасоваться перед восхищённой толпой профанов. «Вот мой коллега этот мотив упустил, а я заметил».
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 10:17

цитата ziza

Я полёты души даже в издательских аннотациях удаляю. Про то, как автор гениален и какие экранизации его произведений предстоят.


Рецензенты часто бывают очень злобные, и давать им свободу проявлять свои чувства было бы негуманно по отношению к автору.

Вы утрируете. То, что Вы привели в пример, называется иначе и запрещено на другом уровне ФантЛаба.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 06:13

цитата ziza

рецензии обязателен только объективный анализ с краткими прологом и эпилогом

Все эти «Пункты типовой рецензии» и их порядок не являются навязываемой догмой. Если это надо проговорить — пожалуйста. При желании можно оставить лишь введение, основную часть и заключение. Зависит от желания, способностей автора и материала исследования. Но моё, сугубо личное мнение, пытаться писать по такой схеме что-то глубокое даже на уровне любителя значит обкрадывать прежде всего самого себя, во вторую очередь — произведение.

цитата ziza

То же с пунктом 6.

Достоинства и недостатки предлагаете опустить? Странно. Любой читатель может в чём-то быть образованнее автора произведения и заметить ляпы и неточности, режущие ему глаз. Если он, как рецензент, будет излишне придирчив или не прав, ему намекнут на это в комментариях к самой рецензии.

цитата ziza

Заключение (пункт 7) можно оставить.

Спасибо :-) Некоторые люди любят бросать свой текст, комкая и обрывая его, не завершая ни логически, ни эмоционально.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 08:09

цитата ХельгиИнгварссон

Достоинства и недостатки предлагаете опустить?


Это спойлер. Я хочу сам прочитать книгу и составить своё мнение. А не соревноваться с рецензентом в том, кто из нас самый умный.

На спойлеры здесь обижаются.

В отзывах можно. А в рецензии надо давать только объективную информацию.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 08:43

цитата ziza

Это спойлер.

Нет, это не спойлер. Например, читаю фэнтези, там несколько глав описывается быт «монголов» с юртами и подушками для сидения. Начинается драка в юрте — и вдруг один из участников хватает крепкий дубовый табурет и бьёт им кого-то по голове. Налицо явный ляп, автор — американец, влияние вестернов. Вот это я и называю «недостатком» .
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 10:02
Но это не недостаток, а новаторская находка. Привнесение элемента вестерна в фэнтези не разрушает данного жанра, поскольку для фэнтези важно только одно: произведение основано на идеалистической философии, с потусторонними мирами, их «реалиями» и «законами».

Здесь нарушением было бы использование того материализма, на котором основана твердая научная фантастика. Например, изготовление эльфов промышленным способом на основе строго научных исследований.

А несущественные элементы приемлемы. Чистых жанров сейчас нет, всё новое появляется на их стыке. Романтический стимпанк, цыганский джаз и т. п.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 10:04

цитата ziza

Но это не недостаток, а новаторская находка.

Один вопрос: откуда — в юрте — табуретка? Её там раньше не было в принципе. Ни в одной юрте, на протяжении всех недель описанной жизни и быта.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 10:32
А я сейчас расскажу.

Есть книга писателя Рувима Фраермана о капитане Василии Головнине. Он совершил первое кругосветное путешествие на корабле, полностью изготовленном в России (до него плавали на импортных), во время войны с Наполеоном не смог в ней участвовать, так как находился два года в японском плену.

Во время своего плавания Головнин оказался на Сандвичевых островах. Такое название им дал открывший их в 1778 году Джеймс Кук. В конце XIX веке из переименовали в Гавайские. У одного из местных туземцев Головнин заметил кусок корабельного винта. Сразу же предположил, что артефакт остался от Кука, и попытался выменять его на что-то ценное. Но туземец отказался и от бус, и от ножа, и от топора. Капитан тогда просто подарил ему нож и вернулся на корабль.

И что же он обнаружил? Оказалось, что один из матросов обменял запасной винт с его же собственного корабля на очень редкую раковину, на которой можно было исполнять разные мелодии. Головнин по звуку обнаружил этого матроса, и всё выяснилось.

В фэнтези артефакты появляются в мире по своим законам. Табуретка могла попасть к монголам из параллельного мира или какой-нибудь шаман её наколдовал. А поскольку предмет для монгольской культуры чуждый, то его и использовали не для сидения, а как метательное оружие. Разбить голову подушкой из кошмы довольно тяжело.

Шапка Мономаха по одной из версий была женской шапкой восточного происхождения, принадлежавшей Кончаке, жене московского князя Юрия Даниловича, брата Ивана Калиты. Славяне таких шапок не носили. Тоже странный предмет.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 10:37
ziza
Простите, но Вы уводите дискуссию далеко в сторону. Пора заканчивать?
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 10:52
Пояснение: интерпретировать можно и как хорошее, и как плохое.

Рецензент — это Зоил, злобный критик, который своего не творит, а обличает чужое. В лучшем случае желает покрасоваться на фоне чужой славы. Что автор сумел таки опубликовать свою графоманию на бумаге является достижением независимо от художественных достоинств и жанрово-тематической идентификации.

Если мы даём автору свободно творить, то и рецензента ограничивать было бы несправедливо. Без формальной инструкции он может и шедевр критики сотворить. С собственной эстетической ценностью и восторженными рецепцентами.

Обсуждение схемы и её возможного улучшения лучше продолжить в формате групповой переписки. Если хотите, конечно. Может быть, и получится приемлемый вариант. Для ГП надо найти третьего участника.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 10:59

цитата ziza

Если мы даём автору свободно творить, то и рецензента ограничивать было бы несправедливо.

Отбор в рубрику «Рецензии» я придумал?
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 11:48
Кто придумал, тот и правила установил. Alice in Wonderland.

Король говорит, что это самое старое правило в книге законов, под номером 0. А Алиса возражает: «Нет, Вы сами его только что туда вписали».

Лучше не станет, увеличится только число споров между рецензентами и модераторами. А в результате число рецензий в рубрике станет нулевым. Рецензенты или обидятся, что их судят не по закону, или просто не дождутся, пока модератор, наконец, обратит внимание и на их рецензию. Не обратит: он занят спором с другим рецензентом.

В других частях Фантлаба то же самое. Модераторы перестали читать личную переписку; она вся заполнена жалобами от обидевшихся на них посетителей. С рецензиями будет то же самое.

Работать схема будет только в одном случае:
1.Посетитель присылает своё творение (рецензию, заявку и пр.).
2.Модератор или куратор принимает его; все довольны; конец.
3.Если же творение не принято, то три варианта:
(а) Посетитель принимает это как должное и присылает новое, или обижается и прекращает эту деятельность.
(б) Посетитель вносит поправки и делает новую попытку.
(в) Посетитель вступает в долгую тяжбу, пытаясь опубликовать первоначальный вариант. Чаще всего, безрезультатно. Всё это время обе стороны не создают ничего полезного для Фантлаба и портят друг другу настроение.

Вот пункт 3в и получится. Пустая рубрика рецензий.

Надо как-то иначе сделать.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 17:06

цитата ziza

Кто придумал, тот и правила установил.

Диктатура диктатует! Благодаря Вам я расширил статью дополнениями. Ознакомьтесь, если не сложно.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 18:18
Да, так выглядит намного убедительнее. Спасибо.
 


Ссылка на сообщение29 мая 2018 г. 14:18
ziza
Спасибо за помощь! Я всё ещё работаю над проблемой.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 06:19

цитата ziza

Остаётся создать краткий учебник, как написать такую рецензию и как пользоваться при этом различными доступными рецензенту инструментами. После чего Фантлаб утонет в море написанных по правилам рецензий, чего ему так не хватает.

Это у Вас, простите, уже голые эмоции пошли. :-[

Проговариваю ещё раз, открытым текстом: я не собираюсь никого здесь учить, лишь хочу помочь решить существующую проблему, когда соискатель на публикацию в рубрике «Рецензии», выполнив минимальные требования, не может получить внятной причины отказа. Я считаю, что минимальных требований в данном конкретном случае мало, и что именно это создаёт лишнюю работу модератором рубрики, обиды соискателям и увеличивает градус негатива с обеих сторон.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 08:31

цитата ХельгиИнгварссон

Я считаю, что минимальных требований в данном конкретном случае мало


Это так, но тем самым Вы хотите заставить модераторов опубликовать те правила, которыми они руководствуются при отказах. Посягаете на их свободу и при том предлагаете им же самим заковать себя в цепи.

Конечно, они будут против.

цитата ХельгиИнгварссон

именно это создаёт лишнюю работу модератором рубрики, обиды соискателям и увеличивает градус негатива с обеих сторон.


Да-да, такую личную неприязнь испытываю к Dark Andrew, что даже кушать не могу. Сколько он моих биографий бросил в мусорную корзинку.

И это я, ziza, профессиональный составитель биографий, публиковавшийся в издательствах Амфора, РХГА и у самого великого Олега Абышко.

Но, если отбросить эмоции, его замечания были полезны, и последующие мои биографии стали качественнее и проходили проверку без проблем. У каждого издателя свои правила, свой формат и своя редакционная политика. Обижаться, что не вписался в формат, надо только на себя. Научные редакторы оценили моё к ним отношение, и иногда просят консультаций по сложным вопросам. Это намного приятнее, чем взаимно обижаться.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 08:33

цитата ziza

Это так, но тем самым Вы хотите заставить модераторов опубликовать те правила, которыми они руководствуются при отказах. Посягаете на их свободу и при том предлагаете им же самим заковать себя в цепи.

Конечно, они будут против.

Теперь понятно. Так бы сразу и сказали. :beer:
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 08:38

цитата ziza

замечания были полезны, и последующие мои биографии стали качественнее и проходили проверку без проблем. У каждого издателя свои правила, свой формат и своя редакционная политика. Обижаться, что не вписался в формат, надо только на себя

Согласен. Конструктивный диалог всегда полезен, но он предполагает конкретику. Я тоже писал работы, выслушивал замечания и вносил поправки, дорабытывал и сокращал. Что делать в том случае, когда ни соискатель, ни модератор не владеют общей, пусть даже любительской, терминологией и один не может объяснить, а другой — понять? Я предлагаю создать такую терминологию, рабочую схему (назовите, как хотите) вместе с другими заинтересованными лицами.
 


Ссылка на сообщение27 мая 2018 г. 18:57

цитата ziza

Интереснее было бы увидеть пример рецензии с нарушениями изложенных требований и разбором ошибок.

Гм. Я не собираюсь повторять «подвиг» Павлика Морозова и оскорблять авторов и модераторов рубрики «Рецензии», производя разбор уже опубликованных статей. Кроме того, под определение «рецензии-заметки» и «рецензии-эссе» подпадает всё из прочитанного мной в данной рубрике, не являющееся «собственно рецензией». :-[

цитата ziza

Модераторы достаточно хорошо разбираются в теории и всё вышеизложенное знают и используют при отборе лучших рецензий.

Вы хотите сказать, что я придумал эту проблему?
 


Ссылка на сообщение27 мая 2018 г. 20:02
Я хочу сказать, что я лучшего мнения о модераторах. «Мы ленивы и не любопытны» — это не о них.

Но в данном формате идея не пройдёт. Все мои подобные попытки в давние времена закончились плачевно. Не вписывается всё это в сложившуюся на Фантлабе практику и местные правила.

Что можно сделать? Открыть групповую переписку, собрать желающих участвовать, улучшить идею, написать на её основе несколько рецензий и испытать их на кошках (целевой аудитории). Продолжить совершенствование до приемлемого уровня, а тогда можно будет и повторить попытку.

Теоретически может выглядеть замечательно, но посмотреть на практике, что получится после применения теории, будет намного убедительнее.


Ссылка на сообщение27 мая 2018 г. 17:56
Спасибо за столь замечательные соображения по весьма интересной для меня теме...

Всегда легко пишу аннотации (особенно, к статьям), но с великим трудом именно рецензии...

Попробую на практике последовать Вашим советам...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 мая 2018 г. 18:39
lena_m
Спасибо за добрые слова!

Скажите, Вас не отпугивает тяжеловесность моего опуса?

цитата lena_m

Попробую на практике последовать Вашим советам...

Я бы не спешил. Полученные от модераторов ответы пока предполагают отклонение моего предложения.
 


Ссылка на сообщение27 мая 2018 г. 18:43

цитата ХельгиИнгварссон

Скажите, Вас не отпугивает тяжеловесность моего опуса?
Нет, я никакой такой тяжеловесности совершенно не вижу...

цитата ХельгиИнгварссон

Я бы не спешил. Полученные от модераторов ответы пока предполагают отклонение моего предложения.
Я собираюсь последовать Вашим советам НЕ на ФантЛабе... :-)
 


Ссылка на сообщение27 мая 2018 г. 19:04

цитата lena_m

Я собираюсь последовать Вашим советам НЕ на ФантЛабе...

Вы меня удивили! 8-]

Я такой же любитель, как и Вы, с минимальным опытом, пусть и со специальным образованием. Моя классификация любительская и призвана помочь таким же любителям, как и я, но без филологического образования. Вряд ли её — и меня как классификатора — оценят где-то в профессиональной среде.


Ссылка на сообщение27 мая 2018 г. 19:06
Скажу как читатель и не специалист.

Подобные академические классификации хороши для анализа уже готовых текстов. Это бывает так же интересно, как и предмет текста.

Но, по-моему, они плохи, если применять их как правила для написания, т. к. на выходе можно получить формализованное нечто. Формализованные тексты читать скучно и неинтересно, как школьные учебники. Так же скучно и неинтересно иметь раздел с текстами, скроенными по нескольким шаблонам.

Потому-что все эти классификации условны и могут носить описательный характер, но быть правилом — вряд ли.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 мая 2018 г. 19:32
TheWatcher
Теперь я Вас, кажется, понимаю.
Да, это мой недостаток — писать большую часть своих статей в стиле, отличном от разговорного. Отпугивает многих читателей — зато привлекает некоторых. На самом деле в моей классификации нет ничего сложного, многие рецензенты уже пользуются этими правилами интуитивно или на основании самостоятельно изученной учебной литературы. Кроме того, здесь я даже не выложил методы оценивания рецензий — да, существуют и такие помимо «хорошего русского языка» — лишь определение и классификацию. Не надо бояться правил — это не догма. Что до формалистов — они есть везде, и, как правило, они не способны выдать ничего интересного и без правил.

цитата TheWatcher

скучно и неинтересно, как школьные учебники

По-Вашему, чтение учебной литературы излишне? Без неё никак и никому нельзя. Если бы, к примеру, авторы рубрики «Рецензии» считали, что чтение учебников — скука, рубрика превратилась бы в форум, где каждый — гений и имеет право на мнение и самовыражение в любой доступной ему форме.
 


Ссылка на сообщение27 мая 2018 г. 20:06

цитата ХельгиИнгварссон

Да, это мой недостаток — писать большую часть своих статей в стиле, отличном от разговорного.
Я не говорил, что это недостаток. Но текст у вас формализован: сплошные чеканные определения и формулировки. Будь рецензия написана в таком стиле, я бы ее не стал читать. Поэтому вопрос в уместности.

цитата ХельгиИнгварссон

По-Вашему, чтение учебной литературы излишне? Без неё никак и никому нельзя.
Я этого и не утверждал. Но форум – не учебная литература. Это живой организм, для которого подобная формализация губительна.

Да и сомневаюсь, что большая часть авторов учится писать по учебникам, скорее по живым примерам.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 05:20

цитата TheWatcher

Но текст у вас формализован: сплошные чеканные определения и формулировки. Будь рецензия написана в таком стиле, я бы ее не стал читать. Поэтому вопрос в уместности.

Действительно, вопрос в уместности. Мой текст здесь формализован именно потому и для того, чтобы давать определения и формулировки.

цитата TheWatcher

Но форум – не учебная литература. Это живой организм, для которого подобная формализация губительна.

Моя статья написана не для форума и не для использования на форуме, а для одной конкретной рубрики. Так на чём основывается Ваша претензия?

цитата TheWatcher

Да и сомневаюсь, что большая часть авторов учится писать по учебникам, скорее по живым примерам.

Ваши предположения эмоциональны и лишь частично соответствуют реальной ситуации. Действительно, некоторые рецензенты пытаются имитировать чужие стили, но и теоретическая база видна у большинства, что называется, невооружённым глазом.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 15:18

цитата ХельгиИнгварссон

Моя статья написана не для форума и не для использования на форуме, а для одной конкретной рубрики, ...
..., которая является частью форума любителей фантастики, а не форума любителей филологии.

цитата ХельгиИнгварссон

Действительно, некоторые рецензенты пытаются имитировать чужие стили, но и теоретическая база видна у большинства, что называется, невооружённым глазом.
При чём здесь имитация?
 


Ссылка на сообщение30 мая 2018 г. 19:10

цитата TheWatcher

При чём здесь имитация?

Без общей терминологии, требований и определений соискателю даются советы типа «я не знаю, но вот у N более-менее получается, посмотрите его рецензии».

цитата TheWatcher

..., которая является частью форума любителей фантастики, а не форума любителей филологии.
...в котором не я ввёл отбор без определений и критериев, и который — форум и критерии — я мечтаю изменить от формализма к смыслу и повернуть от не-филологи-будьте-как-профи-н е-знаю-сам-как-и-не-могу -объяснить к любителям фантастики.


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 07:58
На сайт приходят узнавать о литературе/кино — в необременительной форме.
Хотят живого общения. Или хотя бы искренних комментариев.

Каждое дополнительное формальное правило — затрудняет подобное.
Потому я согласен с мнением TheWatcher
«Скажу как читатель и не специалист.
Подобные академические классификации хороши для анализа уже готовых текстов. Это бывает так же интересно, как и предмет текста.
Но, по-моему, они плохи, если применять их как правила для написания, т. к. на выходе можно получить формализованное нечто. Формализованные тексты читать скучно и неинтересно, как школьные учебники. Так же скучно и неинтересно иметь раздел с текстами, скроенными по нескольким шаблонам.
Потому-что все эти классификации условны и могут носить описательный характер, но быть правилом — вряд ли.»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 10:48

цитата beskarss78

На сайт приходят узнавать о литературе/кино — в необременительной форме.
Хотят живого общения. Или хотя бы искренних комментариев.

Спасибо. Хочу пояснить, что моё мнение — раз отбор в рубрику «Рецензии» уже есть, то почему бы не разработать вместе чёткие критерии этого отбора. Я считаю, что раз отбор есть — должны быть и чёткие критерии отбора. И я не считаю, что на общественном сайте можно сделать что-то в одиночку.


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 08:40
Мне кажется, что все это сильно избыточно. Можно, основываясь на этих или иначе сформулированных четких правилах рецензирования, отбирать рецензии на конкурсы, например на конкурс имени Dark Andrew. А для свободной публикации на ФЛ достаточно, чтобы рецензия не была ниже некоего условного плинтуса — а дальше за нее проголосуют (или нет) читатели
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 09:51

цитата Shean

для свободной публикации на ФЛ достаточно, чтобы рецензия не была ниже некоего условного плинтуса

Спасибо за ответ! Я всего лишь предлагаю чётко очертить этот самый плинтус. Мне очень странно то, что моё предложение поняли как жёсткую догму. Взять хотя бы типовой план и виды рецензий — ведь ясно же, что виды вырастают из плана, в одном один пункт превалирует, в другом — другой или другие.


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 09:13
Ответила вам в личку. При необходимости, можно меня цитировать или могу продублировать ответ здесь.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 11:00
Календула
Спасибо.


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 11:46
Вставлю и свои пять копеек в дискуссию, если никто не против.
Порой сам выкладываю что-то в рецензиях, частенько читаю чужие рецензии. Должен сказать, что в абсолютном большинстве случаев статьи в рубрике «Рецензии», на мой взгляд, — достаточно информативны для получения полного представления о произведениях. Они вполне читабельны, вполне конкретны, вполне пригодны для составления основного решения (для которого и существуют отзывы, рецензии и т.д.) — читать мне книгу или нет. Подходит ли она мне или нет. Тратить мне на нее свое время или нет.
По поводу предложенной структуры рецензии. ziza правильно заметил, что для каждого из предложенного вида рецензий есть свои нюансы в структуре — поэтому предложенный шаблон, следовательно, под все виды подойти не может. Мне очевидно, что «классическая» схема состава рецензии будет не соотносится с рецензией-фельетоном, к примеру.
Теперь же по поводу необходимости принятия данного шаблона, да может и шаблонов, на вооружение модераторами рубрики. Как я уже сказал в начале, по мне так колонка вполне информативна и без наличия данной схемы-фильтра вполне справляется со своей основной целью. Второе, все-таки, рецензии — это не только и даже не столько помощь потенциальным читателям в выборе произведений на прочтение. Это еще и творческая форма! Мини-рассказ и полемика с автором, с читателями же, с обществом. Я люблю для своих рецензий — хотя, видимо, порой даже не считая предложенной схемы, это только «рецензии» — использовать разные уловки и нововведения. Например, в отзыве/комментарии/рецензии к «Дому листьев» я выстроил текст о книге как саму книгу — добавил постмодернистский строй Данилевского. Своеобразный оммаж постарался сделать. Или в рецензии или бог знает чем на роман Макдональда «Бразилиа» я построил отзыв на основе песни Noize MC. В каких-то рецензиях/«рецензиях», признаю, я вообще мало говорю о конкретном произведении — стараюсь обсуждать его посредством чего-то иного. Бывают не самые удачные примеры рецензии — к примеру, стыдно за мнения о «Выбраковке» и мало информативный последний мой отзыв на «Фоллер». Правда, в последнем случае о романе действительно нечего сказать — он настолько пустой, что даже не хочется выдумывать вычурное поношение его. И последнее — вот примем мы данный шаблон. Ладно составители рецензий, ладно читатели — а о модераторах кто-то подумал? Люди-альтруисты, работающие просто за идею. У них своя жизнь, семья, работа. Будет ли время на проверку, доскональную проверку, рецензий и их соответствия новым требованиям?
Я все же буду против введения обязательных требований, но я точно за стремления рецензентов к информативности и красоты рецензий.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 12:13
О модераторах я и подумал. Им и так трудно, они почти невозможное делают.

А мы все эгоисты. Нам лишь бы образованность свою показать.

Ходим в библиотеки, ругаемся с миниатюрными библиотекаршами за то, что те не занимаются тяжёлой атлетикой и не могут нам достать заштабелеванную очень нужную книгу.

ziza по своему ангельскому характеру потому и бросил ходить в библиотеки. Душераздирающее зрелище.

Элементы рецензий хорошо бы разделить на обязательные и рекомендуемые. К обязательным отнести анализ произведения и очень короткий пролог с эпилогом. К рекомендуемым отнести всё остальное. При этом расписать, для каких видов рецензий какие элементы допустимы.

На практике рецензент пишет обязательную часть, добавляет рекомендуемые части по своему желанию, а после по набору элементов классифицирует свою рецензию по видам (эссе, очерк, фельетон и пр.). Совместить рецензию с отзывом можно, но идеальная классическая рецензия не должна содержать качественных оценок, только анализ и факты.

Цель рецензии — дать читателю дополнительную информацию помимо аннотации, а читателю-издателю — выбрать кандидата для переиздания. Рецензии для новинок, которые никто ещё не читал, пишутся по несколько другим правилам.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 17:09
osipdark
Спасибо за комментарий, я ещё буду думать. Расширил статью с учётом отмеченных недостатков. Ознакомьтесь, пожалуйста.


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 11:52
И последнее — филологи порой бывают чрезмерно педантичны ) Так уж вышло, что жизнь связывает меня не по образованию, но иными узами с людьми сей великой профессии. Писал я как-то эссе для одной филологини о некотором произведении. И в оном я, сделав все по правилам писания эссе, просто представил свое, а не лекционное мнение об основных посылах романа. В итоге раскритиковали меня и переделали!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 17:12

цитата osipdark

Писал я как-то эссе для одной филологини о некотором произведении.

О, мне эта ситуация знакома до чёртиков. Я филолог мужского пола. :-)))


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 12:28
Во-первых, всё предложенное крайне голословно. Во-вторых: а реально вы думаете кому-то здесь надо это?
В-третьих. Великая Мичико Какутани едва не всегда плевала на правила составления рецензий и прочего и при этом была самым известным литкртиком мира сего.
В-четвёртых. Читаю очень много критики вне Фантлаба. И большинство в ваш шаблон не вписывается.
Выводы?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 17:13
Evil Writer
Спасибо за комментарий. Расширил статью с учётом полученных замечаний. Прочтите, если не затруднит.


Ссылка на сообщение28 мая 2018 г. 18:54
Чем меньше рамок, тем проще жить. Академическому понятию рецензии наши отзывы на Фантлабе, конечно, не соответствуют. Но запрещать отзываться не стоит.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 мая 2018 г. 15:01
Lartis
Я не настаиваю, но я не первый и далеко не последний, кто заметил несоответствие большинства размещённых в рубрике «Рецензии» (и не только в ней одной) текстов академическому определению «рецензия». Проблема в том, что соискатели не могут понять, как им писать, а модераторы, в сою очередь, не могут им ничем помочь. Вот проблема как отдельной рубрики, так и Лаборатории Фантастики в целом.

Дело в том, что «рецензия» в традиционном понимании должна быть объективной и содержать анализ произведения. Специфика Лаборатории Фантастики в том, что раскрывать сюжет произведения — «спойлерить» — нельзя. Даже мне, человеку со специальным образованием, сложно дать внятный анализ при запрете анализировать (раскрывать) сюжет произведения. Ещё сложнее доказать это модераторам при соискании на публикацию. Объективную рецензию без анализа читать, простите, скучно — она просто информирует о произведении и даёт оценку в баллах. В своей классификации я назвал это «рецензией-заметкой». Что делать в этой ситуации человеку, пишущему интуитивно, я не представляю. Хорошо, если он спокойный попадётся — а если нет? Страдает модератор.

Моя классификация родилась из желания расширить возможности публикации пишущим людям и дать критерии отбора модераторам. Повторяюсь, но я, в соответствии с требованиями Лаборатории Фантастики о недопущении спойлеров, убрал главенство анализа и «полную» объективность из определения «рецензия». Рецензии в моей классификации — не рецензии в академическом понимании, но не я ведь назвал рубрику именно так, а не иначе. То, что получилось — заметка, фельетон, эссе, собственно рецензия и очерк — скорее смесь отзыва, эссе и критической статьи в традиционной классификации. Но кому какое до этого дело в любительской среде? Главное, чтобы читать было интересно и соответствовало всем остальным правилам сайта. Ценз качества моя классификация также не отменяет. Свободу не ограничивает, но и анархии не обещает.
Страницы: 12

⇑ Наверх