Д Баянов Леший по прозвищу


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «ganhlery» > Д. Баянов. "Леший по прозвищу «обезьяна». Опыт демонологических сопоставлений".
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Д. Баянов. «Леший по прозвищу «обезьяна». Опыт демонологических сопоставлений».

Статья написана 30 сентября 2018 г. 00:41

Д. Баянов. «Леший по прозвищу «обезьяна». Опыт демонологических сопоставлений». М.: Общество по изучению тайн и загадок Земли, 1991.

Случайно, в общем-то, наткнулся на вышедшую в 1991 году (а написанную в середине 1980-х) тоненькую книгу некоего Д. Баянова «Леший по прозвищу «обезьяна»: Опыт демонологических сопоставлений».

Чесно скажу, исследуемый в указанной книге вопрос, существует ли (или существовало в недалеком прошлом) созданье, которое наукообразно именуют «реликтовым гоминидом», а в просторечии «снежным человеком», мне любопытен еще с поры моего советского детства, когда эта тема регулярно попадала в прессу и на ТВ. Не менее интересен для меня и вынесенный в подзаголовок книги «опыт демонологических сопоставлений». Думаю, те, кто испытывает интерес к фольклору и мифологии, обращали внимание на поразительно похожие характеристики, которыми различные, зачастую не соседствующие друг с другом народы, наделяют персонажей низшей мифологии: леших, каджей, албасты, дэвов и прочих.

«Косматый троглодит», мечущий камень. Фрагмент изображения на карфагенском блюде VII в. до н. э., найденом при раскопках в г. Палестрине (Италия).
«Косматый троглодит», мечущий камень. Фрагмент изображения на карфагенском блюде VII в. до н. э., найденом при раскопках в г. Палестрине (Италия).

Вот именно эти черты сходства в описании различной нечисти по всей Евразии и послужили темой указанной книги. Автор проделал внушающую безусловное уважение работу по поиску и систесматизации подобных совпадений в памятниках фольклора и работах ученых, откинув при этом сугубо фантастические детали (вроде топора на груди или отсутствия спины). Менее же фантастические детали анатомии (пусть и вызывающие удивление — вроде остроконечнных голов [1] и аномального размера молочных желез), равно как и описание образа жизни, привычек, мест обитания, поведения при столкновении с людьми автор старается объяснять с рациональных позиций, по возможности проводя параллели с известными нам приматами.

Как это бывает у людей, искренне увлеченных какой-либо темой, а тем более посвятивших себя ее исследованию, автор пытается все пропустить через призму занимающего его предмета. Так, он пытается чуть ли не все образы низшей мифологии трактовать как возникшие под впечатление от встреч наших предков с гипотетическими человекообразными соседями. Например, в число реликтовых гоминидов он зачисляет и восточнославянских домовых вкупе с банниками, овинниками и пр. Мне, все же, в отличии от многих других имеющихся в книге попыток разглядеть за мифологическими представлениями биологическую реальность, подобное отождествление кажется натянутым. Впрочем, Д. Баянов все же не заходит так далеко, как классик изучения реликтовых гоминидов Б. Ф. Поршнев, который попытался именно в них искать корни самого образа богов [2].

Но это лишь отдельное замечание, в целом же и использованный материал, и выводы из него вызвали у меня неподдельный интерес. Помимо ожидаемых, в общем-то, историй о встречах с лешими, албасты, яг-мортами, разной степени фантастичности, привлекается еще и масса различных пословиц и поговорок, посвященных лешим и чертям. Из них автор также весьма остроумно пытается извлечь детали облика и привычек этих персонажей, которых он соотносит с неизвестными науке приматами.

Как я уже отмечал, автор постарался дать максимально всестороннюю картину внешности и повадок означенного гипотетического человекообразного существа, как она, картина эта,вырисовывается на основе фольклорных представлений. Впечатляющим выглядит и разнообразие форм контактов человека с «лешими», каким оно предстает в тех же источниках. Это не только стандартное «шел — увидел — испугался»: на этих загадочных созданий, по мнению исследователя, люди охотились, приручали, использовали для войны и даже вступали в сексуальную связь [3]. Пытается Д. Баянов и обьяснить различия в степени правдоподобности/фантастичности историй о лесной нечисти, и объяснение это, на мой взгляд, вполне заслуживает право на существование.

К плюсам работы я отнес бы использованные для ее написания материалы — это как относительно свежие на момент написания книги исследования и сборники фольклорных текстов, так и вышедшие в ХІХ — начале ХХ вв. работы, сейчас уже вряд ли известные сколько-нибудь широким кругам. Фольклорные источники, правда, представлены, в основном, территорией бывшего СССР, хотя привлекается, по возможности, ближневосточный, античный и иранский материал, но даже в таком виде картина вышла довольно впечатляющая.

«Дикий человек» и крестьянин. Горельеф на портале готического собора во Франции. XIII в.
«Дикий человек» и крестьянин. Горельеф на портале готического собора во Франции. XIII в.

Не менее любопытны и использованные иллюстрации — парочку наиболее понравившихся позволю себе тут разместить. Отдельный бонус — записанный Ги де Мопассаном рассказ Ивана Тургенева о встрече последнего с существом, поразительно схожим с тем самым гоминидом, каким оный представляется в ходе чтения книги — понравился он мне весьма.

В общем, эта небольшая книжечка в мягкой обложке лично мне весьма понравилась. Конечно, она не дает окончательный ответ на вопрос, существует ли пресловутый «снежный человек»[4] — подобный ответ возможен, пожалуй, только в случае обнаружения живых особей или хотя бы останков этого существа, на основе которых мог бы быть сделан анализ ДНК. Но осуществленное в работе сравнение материалов фольклора, дающее зачастую примеры поразительного сходства и любопытных параллелей с тем, что известно о жизни высших приматов, показалось мне очень интересным и заслуживающим того, чтобы обратить на них внимание.



Примечания.

[1] К сожалению, автор не уделяет достаточного внимания «остроголовости» чертей, леших и т. д., каковая является, по народным представлениям, одной из их характерных черт. Между тем, если принять концепцию книги, эта особенность могла бы обясняться имеющимся на черепе у человекообразных обезьян костяным гребнем, служащим для крепления челюстных мышц.

[2] Поршнев Б. Ф. «Загадка снежного человека. Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах». М., ЭКСМО-Алгоритм, 2012, сс. 516-527.

[3] Не отрицая самой возможности подобных контактов («Кому и кобыла невеста...»), не разделяю мысли автора о том, что они могли бы дать потомство, тем более не стерильное. Хотя на сегодняшний день нам известно, что у значительной части человечества в предках имелись представители других видов рода Homo, все же, судя по описаниям «снежного человека», он должен отстоять от нас много дальше по эволюционной лестнице, чем неандертальцы с денисовцами.

[4] В книге, к слову, нигде не встречаются термины «снежный человек», «йети», «реликтовый гоминид» и т. п. — только народные названия вроде «чертей», «шурале», «гулей», «дэвов» и пр.





332
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 сентября 2018 г. 10:38
Спасибо, Паш, очень любопытно. :beer:
Взял на заметку.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 сентября 2018 г. 11:01
Всегда пожалуйста, Саша:beer:
В сети текст присутствует.
Если прочтешь и решишь поделиться впечатлениями, уверен, у тебя отзыв лучше выйдет, чем мои скромные потуги;-)




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх