Пракритик


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Вадим Панов» > Пракритик. Объективность.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Пракритик. Объективность.

Статья написана 12 ноября 2009 г. 18:52

Пару лет назад я написал для «Если» небольшой текст, и теперь позволю себе привести цитату из него:

«Так о чем же поговорить?

Может об уважении? О самоуважении? Об отношении к своему труду?

Каждый из нас стремится достичь успеха в своем деле, стремится получить признание. Писатель хочет, чтобы его книги читали, гонщик — приезжать к финишу первым, музыкант мечтает, чтобы его мелодии насвистывали на улицах, и покажите мне программиста, который бы не хотел повторить путь Билла Гейтса.

Жаждет успеха и критик. Однако задумаемся: что есть мерило его заслуг? На эту тему можно спорить, предлагать различные версии, но я полагаю, что главный показатель качества работы критика — доверие читателей. Не группы друзей со схожими пристрастиями, а доверие подавляющего большинства читателей. Настоящее доверие, которое приходит только тогда, когда люди уверены — книга разобрана предельно честно и принципиально. Невзирая ни на количество выпитого с автором, ни на принадлежность к определенной ОПГ (Организованной Писательской Группировке). Люди должны быть уверены, что критик сможет похвалить роман своего врага, или обругать книгу друга.

Однако подобное доверие, фактически — уважение, заработать неимоверно сложно. Представляете, сколько человек отвернется при появлении честного критика на каком-нибудь конвенте? Сколько обид будет затаено? Сколько злобных сплетен пойдет гулять за его спиной? Представили? А теперь вспомните исходную аксиому: каждый из нас стремится к успеху, к признанию, каждый жаждет любви. Желательно быстро и много.

И хвалят книгу только за то, что автор — хороший парень. И поносят тех, с кем не сложились отношения. Однако справедливости ради скажу, что ругательные отзывы в последнее время встречаются реже оазисов в пустыне. Дружить интереснее. Полезнее. Как там хипаны твердили: «Make love! Not war!» Хиппаны, получается, не такие уж и кретины.

Вот только надо помнить одну простую вещь: чтобы восторженно хвалить или огульно ругать, ума не требуется. А многие из вас уважают дураков?

Печальное следствие заключается в том, что, потеряв настоящее уважение, критики лишились возможности влиять на писателей, давить на них авторитетом беспристрастного наблюдателя. Разве можно давить тем, чего нет? И потому на любое справедливое обвинение критика в свой адрес любой МТА может с ухмылкой ответить: «Знаешь, Петя (Миша, Вася, Коля...), ты вчера Гришу (Диму, Юру, Юлю...) похвалил, а его (ее) текст по сравнению с моим — полный отстой». И ведь в большинстве случаев МТА окажется прав, потому что в багаже практически любого современного критика найдется благожелательный отзыв на беспомощное сочинение приятного лично ему человека…»

Написано давно, а что с тех пор изменилось?

На мой взгляд, проблема объективности рецензента существовала всегда: все мы люди, все мы человеки. Вопрос в другом: насколько сильно ее влияние? Как часто рецензент «отключает» профессионализм в угоду личному отношению? И как много таких рецензентов?

Вы скажете, что ругают достаточно? Возможно. Но есть нюанс: только на первый взгляд кажется, что ругать легко, на деле же для этого требуется гораздо больше ума, чем для лести. Ведь ругательные отзывы разбирают «по косточкам», и бывает так, что в результате разбора рецензент выставляется на посмешище. Все бывает.

Я не против ругательных отзывов, но, пожалуйста, объективно. По делу. Потому что каждый такой разбор позволяет сделать шаг вперед, понять ошибки и больше их не допускать. Если же за жесткостью нет ничего, кроме желания обругать, то это уже не критика, и не отзыв. Это истерика.

В заключении следует отметить, что отсутствие объективности отнюдь не единственная проблема рецензентов. Есть и другие. Будет интересно – продолжим изыскания.





149
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 ноября 2009 г. 19:34

цитата Вадим Панов

В заключении следует отметить, что отсутствие объективности отнюдь не единственная проблема рецензентов.

Очень интересно! И хочется узнать остальные проблемы.


Ссылка на сообщение12 ноября 2009 г. 19:48
Ну, о проблемах критики и рецензий (а стало быть и критиков и рецензентов) сломано уже немало копий:-D. В том числе и у нас на форуме и в авторских колонках. Можно пожалуй выделить две главные болезни критиков, из-за которых к ним и их трудам столь нервно относятся и авторы и читатели:
1. Отечественные критики/рецензенты за редчайшим исключением постоянно обсуждают не только и исключительно текст, но и личность автора, что абсолютно недопустимо;
2. Постоянной болезнью наших критиков/рецензентов является слабое знакомство собственно с текстом. Книга прочитывается в лучшем случае по диагонали, а затем пишется разгромная рецензия, битком набитая ошибками, явно показывающими элементарное «не читал».
Мы здесь тоже регулярно плачемся о редкости толкового, подробного и корректного критического разбора издаваемых книг:-))).
Что делать, литература вообще и фантастика в частности — лишь часть сегодняшнего состояния дел с критикой. Оно (состояние) таково же и в музыке и в живописи и в театральном деле и в кинематографе... Думается, в конце концов востребованность сделает свое дело и умная критика появится. Хотелось бы одного — побыстрее;-).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2009 г. 20:17

цитата kon28

сломано уже немало копий

Тем для обсуждения (помимо новых книг) вообще не очень много. Они с разной периодичностью обкатываются на разных площадках. %-\

цитата kon28

болезнью наших критиков/рецензентов является слабое знакомство собственно с текстом

Вы просто заглянули в мой моск :beer: Со врменем я предполагал затронуть именно этот вопрос, как один из важных.
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2009 г. 23:59
Если честно, то я несколько удивлен, а поименно можно, у кого из критиков фантастики, хоть раз проскальзывало это самое «слабое знакомство»? Я такое лично видел только раз — в рецензии, которая в «Если» была, да и то, я не в полной мере в этом уверен.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2009 г. 00:33
Ну возьмем рецензии, подписанные фамилией Кац ;-) ...

Хотя там хорошо известно, что автор этих рецензий большой шутник )
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2009 г. 12:42
Какой вы, право, энергичный 8-)
Во-первых, я не люблю прыгать с пятое на десятое. Во-вторых, если я согласен с постановкой вопроса, это еще не значит, что мое мнение полностью совпадает с тезисами kon28.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2009 г. 18:02
Согласен, хочется сразу и всего. :-)
Тем более я же из таких сообщений для себя что-нибудь стараюсь взять. Поэтому, чем больше проблем узнаю, тем на меньшее число граблей сам наступлю :-)))


Ссылка на сообщение13 ноября 2009 г. 14:01
Вадим, мне, например, гораздо интереснее обсуждать новинки, и, думаю, я не исключение. Так что желанную критику получите, когда выйдут новые «Анклавы» :))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2009 г. 15:03
Обещаете?
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2009 г. 15:27
Честное фантлабовское!


Ссылка на сообщение13 ноября 2009 г. 18:15

цитата Вадим Панов

Однако справедливости ради скажу, что ругательные отзывы в последнее время встречаются реже оазисов в пустыне.

Надо разобраться, кого мы считаем критиками? Тех, кто пишет рецензии для МФ и «Если», писал для «Фантастики», или время от времени творит отзывы для «Книжной витрины»? Или мы к этой категории относим и тех, кто пишет в сети?
Маша Звездецкая критик? А Валерий Иващенко? А они весьма критичные критики, чью похвалу (особенно второго) не просто получить.

Да и в «Фантастике» и в «МФ» за последние несколько лет ситуация с рецензиями изменилась от благостного отношения ко всем, до некоторых разгромных отзывов на номер. Т.е. в этом отношении ситуация несколько улучшается. Ну и огульно ругать не получится, всё равно называется, что именно не так в книге. Может быть из-за размера, но конкретные расшифровки не попадают в рецензию, хотя в общем всё расписано.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2009 г. 20:22

цитата Dark Andrew

Маша Звездецкая критик?


Вот, собственно, она, да еще пара-тройка имен. Все остальные лучшем случае рецензенты.

цитата Dark Andrew

до некоторых разгромных отзывов на номер


А объективных? ???

К тому же МФ в более выгодном положении: в нем раздел рецензий большой, есть место и для ... для разных книг 8-)

А что Фантастика еще жива разве?
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2009 г. 21:09

цитата Вадим Панов

А что Фантастика еще жива разве?

Как бы нет... Но возродится собирается в ином виде.

цитата Вадим Панов

А объективных?

Из разгромных объективные практически все. Вот насчёт остальных, не уверен.
За себя ручаюсь, все ругательные — по делу, а не просто так. Отвечу за любое слово в них :-)
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2009 г. 21:18

цитата Dark Andrew

За себя ручаюсь


Гм... мне трудно разделить вашу уверенность, поскольку не знаю некоторых деталей 8-) Как минимум: кто вы?
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2009 г. 21:30
Андрей Зильберштейн
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2009 г. 14:39
Я почитаю 8:-0
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2009 г. 21:10

цитата Вадим Панов

Все остальные лучшем случае рецензенты.

А в чем вы видите эту грань между критиком и рецензентом?
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2009 г. 21:19

цитата Dark Andrew

в чем вы видите эту грань


А вы видите разницу между критической статьей и отзывом (рецензией)?
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2009 г. 21:31
Если так ставить вопрос, конечно вижу, но я уже и не вспомню, когда я видел последний раз настоящую критическую статью. Даже у Звездецкой всё последнее — это именно рецензии (но не отзывы; отзыв — это просто выражение своего мнения, без пояснений).
 


Ссылка на сообщение14 ноября 2009 г. 14:45
Иногда Звездецкая пишет и критику. С другой стороны ее рецензии, как правило, приближены к критическим заметкам.


⇑ Наверх