Понятно, что «Теремок»- сказка, которую активно иллюстрировали. Книжек советского периода имеется много помимо тех, которые мы уже посмотрели. У меня, конечно, есть только небольшая часть «Теремков», но всё-таки можно сделать какие-то обобщения. Очень условно я разбил книжки на несколько групп и сегодня представляю художников, которые рисовали сказочных зверей в условно-натуралистической манере (как Рачёв) или в условно-пупсовой манере (как поздний Е.Чарушин).
Сначала о хорошо (правдиво) нарисованных зверях, одетых в человеческие одежды и обладающих ненавязчивыми человеческими чертами. Это художник А.Комаров. Присутствует на Фантлабе (https://fantlab.ru/art5844). Иллюстрированные им сказки в последние время стали переиздавать. У меня вот такое современное издание:
Теремок (худ. А.Комаров). — М.: Облака, 2015.
Комаров, конечно, хронологически никакой не продолжатель дела Рачёва, поскольку он и старше Рачёва, и свой «Теремок» издал в 1948 году (https://kid-book-museum.livejournal.com/9...), т.е. до того, как появились известные всем сказки с картинками Рачёва. Точнее было бы для второй половины 1940-х гг. как раз говорить о противопоставимости манеры Комарова и Чарушина, но имя направлению даёт его самый известный представитель, а это всё-таки Рачёв. Ну вот такая несправедливая Судьба...
Комаров современник, скорее, дореволюционных книжных иллюстраторов (родился в 1879 году, вполне мог бы с Нарбутом анти-царистские сказки рисовать). Звери у него серьёзные, судьба у них тяжёлая — крестьянская. Персонажи у Комарова одеты в народные повседневные одежды. Но вот лягушка — в фантазийной одежде из листьев. Художник понимал, насколько всегда влажной лягухе будет некомфортно в суконной дерюге. Даже признавая, что говорящие звери в сказке вполне могут быть одеты, Комаров от правды зоологии отойти не мог — старая школа!
Теперь о милых зверюшках. Родоначальник «милоты» — Е.Чарушин — был выдающимся анималистом. Те, кто рисовал позднее в его стиле, наверное, собственно животных натуралистически уже изобразить не смогли бы. Поэтому они изображением одной звериной мимики для передачи характера обойтись не могли. Звери у них стали совсем очеловеченными (строение, позы, повадки), стали больше походить на персонажей басен из современной жизни.
Художник В.Андриевич. На Фантлабе упомянут (https://fantlab.ru/art6339). В детской книге нового направления (1960-е гг.) оставил заметный след. Его работы узнаваемы. Книжка, которая есть у меня, на Фантлабе тоже присутствует с хорошими сканами (https://fantlab.ru/edition102273).
Теремок (худ. В.Андриевич). — М.: Детская литература, 1976 (в серии «Мои первые книжки»).
Андриевич не стал наряжать животных в человеческую одежду, но снабдил их современными аксессуарами советских командировочных, которые радуются тому, что в гостинице нашлось койко-место. Жильцы «Теремка» очень дружелюбны, новых жильцов не допрашивают, а принимают с хлебом-солью. Выросло новое поколение интеллегентных зверей. На их фоне медведь с дубиной — это, конечно, «не наш», не командировочный.
Следующий рисователь «пупсов» — художник М.Карпенко. На Фантлабе упомянут (https://fantlab.ru/art1450). Тоже известный художник. Его персонажи, в основном 1970-х гг., далеко углубились в сторону «милоты». Книга из моей коллекции:
Теремок: книга-панорама (худ. М.Карпенко). — М.: ИПО «Орбита», Полиграфическая фабрика «Малыш», 1991.
Книжка-игрушка («панорама»), попытка трёхмерности в доисторические времена. Зверушки в народной одежде, но костюмы — в общих чертах, без этнографической проработки.