Работа над ШФ Стоддарда


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Veronika» > Работа над ШФ Стоддарда идёт
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Работа над ШФ Стоддарда идёт

Статья написана 12 ноября 2018 г. 21:49

А вы можете почитать рецензию на основную дилогию от умного человека.
Умный человек написал её тут https://m0z9.livejournal.com/1335274.html
но текст перетащу сюда, в комментариях там дискуссии не сложилось.

А ТЫ ПОДПИСАЛСЯ НА СТОДДАРДА В ШФ? https://fantlab.ru/blogarticle57027

Джеймс Стоддард, "Высокий Дом", "Обманный дом" — рецензия


   Данная дилогия демонстрирует экзотическую для фантастики ситуацию, когда писатель открыто «форсит» христианские идеи и возводит их мистицизм в абсолют, но это не делает автора холодным, натужным, нравоучительным, позволяя писать хорошо и свободно о выдуманных мирах. И даже ссылаться на чужие (Ле Гуин) в качестве «пасхалок».

Сюжет

   Действие романов происходит в Эвенмере – многоэтажном доме вычурной старинной архитектуры, пересекающем огромное количество миров. Имея фасад обычного особняка, внутри он достаточно велик, и не только предоставляет кров ряду туземных народов, но и содержит множество стран целиком в своих пределах. Эвенмер одушевлён и является библейским «Домом Божиим», равновесие в нём отражается на всём мироздании. Следит за равновесием династия Господ, каждый из которых избирается Домом и «настроен» на него – в частности, знает точную карту и владеет семью Словами Власти. У Господ есть противники – партия Анархистов с более чем трёхвековой историей. Учение Анархистов идеалистично в основе – мир, мол, устроен несовершенно и полон бед, Господа стоят на пути справедливого переустройства, трёп самого старого слуги Дома о личном знакомстве с Богом – отвлекающая выдумка, а даже если нет, человеку не так уж нужно руководство криворучки, выстроившего страдающую вселенную. Данная теория, однако – не более чем идеологический фасад. Власть над Анархистами-исполнителями почти всегда перехвачена какими-либо циничными безликими Силами, которые стремятся лишь к захвату Дома и разрушению всего, что не поддаётся контролю; под песенки про «оправданность слезинки ребёнка во имя счастья миллионов», данные Силы побуждают Анархистов жертвовать всё большим количеством людей, вплоть до целых народов – грабя, убивая, лишая их воли и человеческого облика.
   В первой книге наследник Господина Дома, Картер, обнаруживает, что власть над Домом пытается узурпировать его мачеха, сделав монархом родного сына Даскина и выдав пасынка Анархистам. Исходно обладая преимуществом в знании тайн Дома, Картер старательно трудится над преумножением этого знания, за счёт чего вскоре перестаёт быть лёгкой добычей. Он не имеет желания непременно стать Господином, понимая, что окончательный выбор лежит на Доме, однако, усердно исполняет роль временного Хранителя – укрепляет отношения с соседними странами, отражает атаки Анархистов на центр дома, находит могилу отца, где подбирает два атрибута власти – Меч и Плащ. Сводный брат Даскин, который довольно быстро осознал злобность планов матери и отшатнулся от неё, сопровождает Картера, как верный друг и помошник. Но чтобы добыть третий и последний атрибут Господина – Ключи от всех дверей – Картеру приходится войти в мир своих детских страхов и одолеть их в одиночку. Попутно он убивает анархического эмиссара Силы, который эти страхи когда-то в душу Картера заронил. Анархисты повержены, место погибшего воина-дворецкого занимает земной юрист Хоуп, показавший безупречную лояльность Дому и мгновенную, если не сказать, априорную, готовность работать с мистическими данными.
   Во второй книге Дом подвергается атаке Силы Закона – что выражается в лютых морозах и волне спонтанной перепланировки. Меняется карта, декорации становятся периодически повторяющимися, упрощёнными, монохромными, тяготеющими к геометрическому супрематизму. Через некоторое время всё живое так же начинает мутировать в супрематические конструкты – нелепо выглядящие, действующие, как роботы, но бессмертные. Как выясняется, сердце этого процесса – Обманный Дом, антипод Высокого Дома, созданный по соседству с Эвенмером во Тьме Внешней. Обманный Дом теперь – «более настоящий», потому что Анархисты (побуждаемые скрытно вселившейся в тело лидера Силы Закона) положили в его основание украденный Краеугольный Камень Эвенмера. «Строителем» Обманного Дома является фантазия похищенной девочки, которую нарочно держат в состоянии скуки, несчастья, неверия в благие человеческие порывы и в способность преуспеть. Девочка боится похитителей, но ещё больше – Картера, ввиду возведённой на него Анархистами клеветы. Анархистам, однако, не удаётся полностью подчинить девочку. Несмотря на то, что она практически разучилась говорить иначе нежели цитатами из «Грозового перевала», душа пленницы сохраняет пламя человечности. Когда ей дают семена терний вместо роз, она растит из них сад, который становится её защитой и мешает превращению Дома в обитель Закона. Она по-прежнему видит в снах краски творит в Обманном Доме залитые солнцем комнаты. Именно она, осознав свою способность изменять Дом, становится основной атакующей силой, когда остальных заманивают в ловушку; влюблённый же в неё брат Картера, Даскин, помогает ей сохранить веру в себя.

О мировоззрении и заморочках автора

   По авторскому стилю видно, что он – вдохновенный и искренний мечтатель-этик, с изрядной широтой интерпретирующий Библию, но не отступающий от кредо «всё, что подкреплено Высшим Авторитетом и заявлено как Высшее Благо – таковым и является, даже если одно противоречит другому». Он склонен придавать позитивный смысл даже Левиафану и Кощею, ибо это классика. Наоборот, пылких романтиков а-ля «Буря и Натиск» в широкополых шляпах, скрывающих бомбы и пистоли под плащами до пят, он оптом зачисляет в злодеи. Умников, которые любят рассматривать маргинальные теории и жонглировать ими, автор побаивается, как «пятой колонны». Если сторонник добра начинает «втапливать» за материализм, атеизм, или делать робкие реверансы в сторону модерна – он непременно окажется тайным врагом и шпионом. Удивительно, но, несмотря на столь типичные признаки консерватизма, автор не против технического прогресса. Хотя, в Доме таковой запаздывает лет на сто – те, кто ему противостоит, выставляются заблудшими душами и вредителями. Всё же, даже несмотря на телеграф и газовые рожки, добро, по представлениям Джеймса Стоддарда, обитает посреди освящённой временем старины и ценит её, а высшее зло предпочитает кубизм и абстракционизм, стиль пустой, неприятный на вид и никому (кроме зла) не нужный. Как бы подтверждая это, сам автор живёт с женой в викторианском доме. Правда, расположенном в техасском каньоне.
   Здесь возникает некое подозрение. Возможно, я ошибаюсь, но мне мерещится, что в книгах Стоддарда периодически встречаются врезки с радикально иным стилем – они буквально колют глаз искажённостью этики и образов. Самый яркий пример таких «инклюзий зла» – образ Сары, жены Картера. Половину времени она говорит про мужа и его друзей обесценивающие гадости, мало отличающиеся по стилистике от токсичных шпилек мачехи или душеразрушающих загибов анархических боссов. Пропажу сестры и её поиски Сара встречает с такой безмятежностью, что кажется – она-то сестру и «слила». Поэтому позже, читая, как Сара с Картером обменивается признаниями в любви (отягощённо-сентиментальными, но всё же), а затем Сара возглавляет партию поисков Картера (совершенно провалившуюся, но всё же) – не знаешь, что и подумать...
   Разрушительное поведение Сары в романе не рефлексируется никем, кроме сестры. Оно так же не объясняется внятно – есть лишь намёк, что Сара – эмансипированная девочка, поставившая себе за правило – пользоваться той же свободой, что и мужчины. Загвоздка, однако, в том, что ни мужчине, ни привыкшей к свободе женщине не придёт в голову проявлять эту свободу, бесцельно язвя ближних. Зато – подобным нелепым образом представляют себе «мужскую вседозволенность» не прикасавшиеся к ней скрыто-агрессивные яойщицы.
   Это наводит меня на предположение, что «советником» Джеймса при написании книг была женщина токсичного характера, с позицией «мне можно, им нельзя», которая «отыгрывала» Сару. Она так же, судя по всему, выдумала дизайн врагов второй книги, не исключено, что «надрючила» Джеймса «против всего неправильного» (атеизм, абстракционизм и т.п.) Из текста заметно, что автор, описывая эти явления, далёк от ненависти, и даже как-то ошарашенно-задумчив от необходимости убедительно заляпать их чёрной краской. И, как бы то ни было, то, что получилось в итоге – не напоминает воплощённый Закон ни по идеям, ни по эстетике. Зато – результат имеет массу общего с псевдо-законом демагогов, создаваемым ситуативно, с единственной целью – кушать беззащитных по не-важно-какому высокоморальному поводу. И удивительно ли это, если помошница не знает никаких законов, кроме собственного?

О важных находках и пересечениях

Закон ассоциируется с холодом. Заложил данную традицию Андерсон в образе Снежной Королевы, и, следует признать, метко. Заморозить мир в кристалле – канонический путь к минимуму энтропии!
Произведение содержит пару намёков, что Высокий Дом, несмотря на стабильную карту, имеет функционально-генерируемый пейзаж. Картер обнаруживает на крыше, что, если отвести и вернуть взгляд, ландшафт меняется, Хоуп же, до удостоверения в мистических корнях Дома, предполагает, что он – «математическая формула».
Произведение очень напоминает игры в стиле Rogue-like, традиционная форма лабиринтов в которых – комнаты, связанные коридорами, с секретными дверями и переходами между уровнями. Основной вид монстров, с которыми ведётся борьба в Эвенмере – гноллинги, умеющие принимать форму предметов. Это идентично популярному в «рогаликах» монстру – mimic. Магия так же имеет массу пересечений.
Повторяющиеся паттерны меблировки, в особенности – «столики с клеткой и синхронно движущимися птицами», это декорации дуэльных сцен из Революционерки-Утены, олицетворяющие манию.
Нюансы поведения многих персонажей демонстрируют неожиданную глубину понимания мотивов. Например, призрак отца пытается одновременно защитить детей и напугать, чтобы они бежали из дома, что отражает бессознательное желание отца уберечь их от роковой судьбы Господина. Так же, шедеврально показана хаотичность Хаоса, когда Хаос, воплотившийся в гигантскую адскую гончую, на вопрос «поможешь против Закона?» соглашается, и немедленно нападает на союзника.
------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------ ---------------------


А ТЫ ПОДПИСАЛСЯ НА СТОДДАРДА В ШФ? https://fantlab.ru/blogarticle57027




303
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 ноября 2018 г. 09:18
Рецензия вызвала смешанные чувства. Не понравились так любимые критиками прошлого поиски и интерпретации того, чего же хотел сказать уважаемый автор и какие значения он вкладывал в свои образы. Силы Порядка рецензент окрестил по какой-то причине Силами Закона, что у нечитавшего романы может вызвать несуществующие смыслы. А сравнение местами с аниме/мангой (при большой моей к ним любви) здесь как собаке пятай нога. Но в целом анализ не так уж и плох.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2018 г. 19:06

цитата Гед

чего же хотел сказать уважаемый автор и какие значения он вкладывал в свои образы.
Ну, это как раз должно быть в отзыве, роман же не сводится просто к сюжету.
А рецензия и должна вызвать смешанные чувства8-), иначе не будет обсуждения.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2018 г. 19:45

цитата Veronika

Ну, это как раз должно быть в отзыве,  роман же не сводится просто к сюжету.

Не совсем так. Я имел ввиду, когда некие люди с большим апломбом вещают, что же именно имел ввиду автор, какие значения он во что вложил и как это выразил. Так будто автор им свои мысли лично надиктовывал. На этом этапе начинается подмена авторского смысла тем, который уже читатель в него вкладывает. Такого быть не должно.
Выразить своё мнение о произведении, рассказать, что именно ты в нём для себя нашёл, отразить, что понравилось, а что нет, сильные и слабые стороны, что можно было бы сделать лучше, отразить его значение и место. Вот для меня признаки отличного отзыва/рецензии. ;-)
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2018 г. 20:07
Я думаю, что в рецензии ИМХО стоит по умолчанию:-).


⇑ Наверх