Гюстав Флобер. Госпожа Бовари. Провинциальные нравы
М.: Правда, 1979 г. 352 страницы
Гюстав Флобер — один из столпов реалистической литературы XIX века. К тому же, по свидетельствам современников, один из самых вменяемых писателей. Например один из братьев Гонкур — Эдмон говорил о нём: "...среди всей писательской братии, с которой мне в жизни приходилось якшаться, я знаю только одного человека, безукоризненно честного в самом высоком смысле слова, — это Флобер". Весьма лестное заявление. Не менее положительную характеристику давали ему Жорж Санд и Ги Де Мопассан...
"Госпожа Бовари" — опубликован впервые в 1856 году — пожалуй, самый известный роман Флобера. И один из самых сложных для него самого. Флобер писал медленно, много раз переписывал написанное, заново выбирая слова, оттачивая детали... "Госпожу Бовари" он писал около пяти лет. Сам он свидетельствует: "...моя книга с трудом продвигается вперёд". И: "Проклятая Бовари мучит и изводит меня"... И еще: "Бовари ползёт черепашьим шагом..."
Но каков же результат столь длительного и кропотливого труда? Роман получился действительно очень цельным — его структура, как и творческая жизнь самого Флобера, циклична. Писатель так или иначе постоянно возвращался к одним и тем же идеям. И в разные годы писал на одну и ту же тему словно новое произведение. Госпожа Бовари — тоже словно попадает в такой цикличный водоворот событий. Люди, то появившись в её жизни, вдруг исчезают, а затем снова объявляются. И новый цикл приносит новые события с уже известными нам персонажами. Но не будем раскрывать сюжет. Вдруг кто-то боится спойлеров?
"Госпожа Бовари" — один из знаковых реалистичных романов на тему любви, супружеской жизни, несчастья в замужестве и так далее, поданный в своём обескураживающем и безнадёжном виде. За это Флобера обвиняли чуть ли не в порнографичности, даже подавали на него в суд. Но ему удалось выиграть дело.
Сам же Флобер в своём романе старается вообще не светиться в качестве автора. Он просто передаёт события, диалоги и мысли героев, избегая любого авторского вмешательства, чтобы не было никаких оценок. Оценки он оставляет целиком на волю читателя.
Книга оформлена иллюстрациями Саввы Бродского. Это советский художник, книжный иллюстратор, архитектор, скульптор и поэт, отец А. С. Бродского. Любители книг знают его по множеству прекрасных иллюстраций, в том числе к книгам Беляева, Сервантеса, Мопассана, Стивенсона...