Марафон анонсов выходит на финишную прямую. Осталось представить трёх больших авторов, чья величина не в совокупности полученных наград и количестве проданных экземпляров книг, а в их умении работать в разных жанрах и таланте создавать в этих жанрах явно нерядовые произведения.
Британец Майкл Маршалл Смит отметился сразу в нескольких популярных жанрах. Хоррор и мистика, какими их можно представить, смешав примерно в равных пропорциях психологизм Стивена Кинга и тёмные оттенки лирики Рэя Брэдбери. Фантастика – и тоже с индивидуальными особенностями: эстетика Гибсона и вызов Дика, только всё это менее сухо и отстранённо от происходящего, более человечно. Умение работать с разным материалом подтверждает список премий – в нём есть и Премия Филипа К. Дика, и Премия Международной Гильдии хоррора.
Писатель весьма разносторонний и талантливый. Всё, за что он берётся, Майкл Маршалл Смит делает масштабно и с присущей многим британским авторам сумасшедшинкой (вспомните Чайну Мьевиля или Клайва Баркера).
Для издательства «Азбука» автор знакомый и уважаемый. Несколько лет назад его рассказы в жанре мистики и ужасов публиковались в тематических «страшных» антологиях в серии «Лучшее». Начиная с этого года, в серии «Звёзды мирового детектива» вернулись в строй «Соломенные люди» — жёсткий и захватывающий триллер о загадочной секте. Особенность трилогии: каждая книга связана не только общими героями, но и временными рамками, и действие очередной книги начинается практически на том моменте, где завершилась предыдущая.
«Азбука» не намерена останавливаться на трилогии «Соломенные люди» и продолжит знакомить читателей с творчеством явно недооценённого российскими читателями автора. На будущий год в планах – две очень разные книги, одна из них под другим псевдонимом.
Писатель для книг в разных жанрах использует разные фамилии: для триллеров – Маршалл, для фантастики и страшных вещей – Маршалл Смит. Вот ещё один псевдоним: Майкл Рутгер.
«Аномалия», в которой пропали без надежды на возвращение Престон и Чайлд, Р. Л. Стайн, Джон Коннолли и другие мастера щекотать читателям нервы.
«Аномалия» — это довольно крепкий коктейль из «Индианы Джонса» и «Секретных материалов». Триллер из разряда «пленных не брать» и «выжить любой ценой» об археологе Нолане Муре, попавшем в ловушку в пещере Большого каньона в поисках подтверждения теории всемирного заговора.
Репутация у Нолана Мура весьма незавидная: его не воспринимают в качестве настоящего эксперта, чьи мнения заслуживают доверия. Дело в том, что этот археолог-изгой увлечён теорией всемирного заговора. Так же, как члены команды «Одинокие стрелки», помогавшие Фоксу Малдеру распутывать самые секретные из материалов ФБР.
Муру отношение коллег-археологов как с гуся вода. Он продолжает копать и обнаруживает следы исследовательской экспедиции 1909 года, затерянные в Большом каньоне, в одной из загадочных пещер. Всё идёт к тому, что Мур наконец нашёл подтверждение своей теории, только находка оказывается с подвохом.
Из исследователя археолог быстро превращается в пленника загадочной пещеры и вынужден собрать все силы, что выжить во внезапно обратившихся против него обстоятельствах. Чтобы выживать было веселее, Муру предстоит выяснить, почему пещера так недружелюбна к визитёрам, по какой причине она была сокрыта от всего мира так долго и зачем её скрыли от людей те, кто побывал в ней столетие назад.
Несколько мнений от коллег по писательскому цеху:
«Нет сомнений: «Аномалия» — это настоящий хит» (Престон и Чайлд, авторы цикла о Пендергасте)
«Это то, что я люблю в книгах. Саспенс нагнетается медленно… медленно… Затем ужас хватает за горло и не отпускает долго-долго» (Р. Л. Стайн, создатель знаменитой книжной Goosebumps Universe)
«Захватывающее, волнующее развлечение, от которого не оторваться с первой до последней страницы» (Джон Коннолли, автор цикла о Чарли Паркере)
Вслед за первой книгой Майкл Рутгер написал вторую – The Possession. Так что, если «Аномалия» получит тёплый приём у читателей, вполне можно рассчитывать на начало сериала в духе Престона и Чайлда и не без традиций Джеймса Роллинса (цикл «Отряд “Сигма”»).
Вторая книга – совсем другая история. «Ханна Грин и её невыносимая обыденность бытия» (Hannah Green and Her Unfeasibly Mundane Existence), несмотря на название, передаёт привет не Милану Кундере. Этой книге больше хочется дружить со сказочной прозой Нила Геймана, с философским умиротворяющим сюром Харуки Мураками, с поэтичными фантазиями Кэтрин Валенте. Список можно продолжать, только всё это будет сбивать с толку. Это Майкл Маршалл Смит, значит – это особенное чтение, иное и инаковое. Вспомните только, что этот же человек написал удивительный роман «Только вперёд», значит – ему по силам увести в самое сердце сказочной чащобы.
Ханна Грин всю жизнь – все свои 11 лет – считала, что её существование, как бы точнее выразиться, излишне мирское и обычное. Никаких чудес и неожиданностей, всё по накатанной колее. Рядовая жизнь в Калифорнии. Так было до поездки к деду. Причина для визита тоже до зубовного скрежета банальная: родители разводятся. Оказалось, что дедушка Ханны последние 150 лет дружит… с Дьяволом. Человек в чёрном однажды заявляется на порог дома и просит «старого друга» о помощи.
Вот так обыденно Ханна узнаёт о другом мире, существовавшем всё это время в тенях её предсказуемого существования: Дьявол и древняя машина, преобразующая злые деяния в энергию, говорящие грибы и прочая невидаль, которая очень скоро станет вполне привычной. Такой человек Ханна Грин.
Это уже сравнили с «Благими знамениями» Пратчетта и Геймана, а сам Нил Гейман назвал книгу Майкла Маршалла Смита «бриллиантом».