О пропаганде знаковых


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «тессилуч» > О пропаганде знаковых книг
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

О пропаганде знаковых книг

Статья написана 9 февраля 2019 г. 06:19

После 1955 года в СССР началось развитие новой волны научной фантастики и потому наиболее выдающиеся книги пропагандировались в нескольких слоях населения страны. Иногда по ним снимались художественные фильмы.

Начнем с «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова:

1) журнал Техника-молодежи 1957 г.

2) газета «Пионерская правда» -главы из романа 1957 г.

3) книга изд. Молодая Гвардия 1958 г. 300 000 экз.

4) газета «Комсомольская правда»- отрывок 1959 г

5) Роман-газета №15 1959 г. 500 000 экз.

6) Приложение к журналу «Сельская молодежь» 1962 г.

7) Последующие издания в провинции.

8) Публикуется в первом томе БСФ 215 000 экз.

8) Кинофильм по роману снятый в 1967 году

Теперь о «Гриаде» Александра Колпакова.

1)журнал «Дон»-сокр. вариант «Колумбы неведомых миров» 1960 г.

2) газета «Пионерская правда» -сокр. вариант 1959-60 гг.

3) журнал «Что читать» -отрывок 1960 г.

4) книга изд. Молодая Гвардия 1960 г., 215 000 экз.

5) статья о разумных существах в журнале Наука и жизнь -отрывок 1960 г.

Потом идеологи спохватились и дискредитировали роман.

«Планета Бурь» Александра Казанцева

1) газета «Комсомольская правда» -1-й вариант 1959 г.

2) альманах Мир приключений №7 1962 г.

3) книга «Внуки Марса»-2-й вариант Детгиз 1963 г. 115 000 экз.

4) Кинофильм по повести снят в 1961 году

5) автор переработал повесть для С/С в 1978 году

«Гость из бездны» Георгия Мартынова

1) журнал Искатель №2 1961г. -1-я часть «Встреча через века»

2) журнал Смена -сокр. вариант 1961 и 1962 годы

3) книга «Гость из бездны» Лениздат 1963 г., 115 000 экз.

«Экипаж «Меконга» Е Войскунского и И Лукодьянова

1) журнал Знание-сила №8 1961 г. -отрывок

2) журнал «Литературный Азербайджан» 1961 г.-сокр. вариант

3) книга изд. Детгиз 1962 г. 115 000 экз.

4) книга изд. Детская Литература 1967 г. 75 000 экз.

5) в 1975 году написано продолжение «Ур-сын Шама»

«Стажеры» АБС

Пролог «Ночью на Марсе» З-С №8 1960 г. https://fantlab.ru/edition30493

1) журнал Искатель №2 1962 г -отрывок

2) альманах «Мир приключений №8 1962 г -сокр. вариант «Должен жить»

3) книга изд. Молодая Гвардия 1962 г., 115 000 экз

4) сборник-перевертыш БСФ 1968 г., 100 000 экз.

«Полдень 22-й век» АБС https://fantlab.ru/work549

1) Журнал Знание-сила за 1959-61 годы- рассказы вошедшие затем в повесть

2) сборник «Путь на Амальтею» 1960 г.-два рассказа, затем вошли с изменениями в повесть

3) сборник «Янтарная комната» 1961 г. -рассказ «Свечи перед пультом»

4) альманах Мир приключений №6 1961г. — рассказ «Благоустроенная планета»

5) журнал «Урал» №6 1961 год -сокр. вариант

6) книга «Возвращение» Детгиз 1962-63 гг. -1-й вариант 215 000 экз.

7) книга «Полдень ХХII век» Д Л 1967 г.-2-й вариант 75 000 экз.

«Понедельник начинается в субботу» АБС https://kniga3000.ru/sites/default/files/...

1) журнал Искатель №6 1964 г-глава из сказки

2) сборник «Фантастика-1964» -первая часть «Суета вокруг дивана»

3) книга изд. Детская литература 1965 г. 100 000 экз.

4) Публикуется в 7 томе БСФ 1966 г. 215 000 экз

5) На ленинградском телевидении в 1966 году снят одноименный телеспектакль

6) сценарий «Чародеи»- снят новогодний фильм в 1982 году

«Час Быка» Ивана Ефремова

1) В 1963 году в интервью автор сообщает, что заканчивает повесть «Долгая заря».

2) журнал Техника-молодежи в 1968-69 годах печатает сокр. вариант романа https://fantlab.ru/edition128565

3) журнал Молодая гвардия в 1969 году также печатает сокр. вариант романа

4) книга «Час Быка» изд. Молодая Гвардия 1970 г. 200000 экз.

Затем идеологи спохватываются и отменяют его значение для страны

«Обитаемый остров» АБС http://www.rusf.ru/abs/images/ill/oo/soov...

1) журнал Знание-сила №12 1968г.- первая глава

2) журнал Нева 1969 год -исходный вариант

3) книга «Обитаемый остров» Д Л 1971 г.-переработка для детей 100 000 экз.

4) печатают в самиздате (1980 г) и в Кишиневе (1983 г) 100 000 экз.

5) журнал Знание-сила в 1979-80-м годах печатает продолжение -повесть «Жук в муравейнике»

6) снят в 2008-09 годах двухсерийный фильм

«Пикник на обочине» АБС https://www.ljplus.ru/img4/k/a/kaffel/pik...

1) журнал «Аврора» 1972 г. -журнальный вариант

2) в 25 томе БСФ 1973 г. глава из повести

3) с сопротивлением изд. Молодая Гвардия в сборнике «Неназначеные встречи» (БСФ 1980 г) 100 000 экз.

4) кинофильм «Сталкер» с оригинальным сценарием 1979 год

5) сборник изд. Советский писатель 1984 г., 200 000 экз.

«Сезон туманов» Евгения Гуляковского

1) журнал Уральский следопыт 1979 г.«Сезон туманов» -журнальный вариант

2) журнал Искатель №6 1980 г. «Белые колокола Реаны» http://online-knigi.com/pic/2/1/5/1/7/9/2...

3) книга Молодая Гвардия 1982 г.«Сезон туманов» (БСФ) 100 000 экз.

4) продолжение «Долгий восход на Энне»-книга БСФ 1985 г. 100 000 экз.

«Лунная Радуга» Сергея Павлова https://www.e-reading.by/illustrations/97...

1) Журнал «Енисей» 1975-76 гг. журнальный вариант

2) Журнал Техника -молодежи- отрывок из романа «Плоскогорье огненных змей» (1978 г.)

3) книга «По черному следу» М Г 1978г. БСФ 100 000 экз.

4) журнал Искатель 1983 год «Мягкие зеркала»

5) книга «Мягкие зеркала» М Г 1983 г. БСФ 100 000 экз.

6) Роман-газета «По черному следу» 1987 г. 2 500 000 экз.

7) сборник «Шорох прибоя»- «Мягкие зеркала» 1988 г. 3 465 000 экз.

8) Кинофильм «Лунная радуга» снят 1983 год





979
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 08:36
Вопрос по поводу «Гриады». Что значит «идеологи спохватились и дискредетировали»? Что в романе было крамольного?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 08:39
То что познаватели достигли высокоразвитой цивилизации на эксплуатации других.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 08:41
Спасибо, что напомнили!
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 11:54
Насколько помню, в случае с «Гриадой» речь шла о плагиате.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 12:19
Прежде всего, притом не только в «Гриаде».
У Колпакова с этим как-то неладно было: то ли он был уверен, что так можно, то ли — что не поймают. Я склонюсь скорее к первому. Все-таки знаменитая история с Соломиным тут места не имеет, списаны только отрывки.
Просто в СССР не любили платить, если можно было не платить. А тут получалось, что получен гонорар за Уэллса.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 12:39
Спасибо за комментарий! :beer:


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 09:23
спасибо, но все же интересно. В чем отличие пропаганды от других методов ознакомления населения с произведениями. Не уверен, что разговор идет именно о пропаганде
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 09:34
Потому, что в 1957 похоронили фантастику «ближнего прицела», а в 1974 социальную прозападную фантастику. «Пикник» АБС их поклонники проталкивали очень долго. Поэтому СП выпячивал необходимые партии произведения.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 11:56
Именно. Имхо, говорить о пропаганде фантастики на гос.уровне и приводить в пример АБС, особенно «Пикник»... скажем так, не совсем корректно.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 16:18
«Пикник» в МГ вышел не благодаря издательству, а против. Я думаю, если бы не Тарковский-неизвестно как дело обернулось
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 16:43
Скажите, и как это связано с исходным тезисом поста: «После 1955 года в СССР началось развитие новой волны научной фантастики и потому наиболее выдающиеся книги пропагандировались в нескольких слоях населения страны»?

И как именно, по вашему мнению, могло обернуться дело, если бы не Тарковский?
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 17:39
Я здесь уже написал, что прозападная социалка прикрывалась и если бы Тарковский не начал снимать «Сталкера», то «Пикник» также закрыли, как «Час Быка»
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 18:21
Так «Пикник» и не издавали книгой до 1980-го, как вы сами прекрасно знаете. У БНС в «Комментариях» нет ни слова о каком-либо влиянии фильма Тарковского на издательскую судьбу злосчастного сборника. Но может, вы подскажете источник, в котором об этом сказано открытым текстом? Или это лишь ваши умозаключения?

А уж считать «Пикник» примером пропаганды фантастики в СССР, имхо, слишком смело. %-\
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 18:41
Это пример не пропаганды, а знакового произведения изданного несмотря на сопротивление идеологов.
По нему пропаганда шла с другой стороны, в частности от Тарковского.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 18:48
Скажите, а как это следует из вашего поста? Вот вы дали вводную — и потом общим списком все подряд: Павлова, Гуляковского, Ефремова, АБС. Если читатели колонки не в теме, как они поймут, что это, оказывается, пример «не пропаганды»?

И хотелось бы всё-таки понять: о влиянии Тарковского на возможное «закрытие» «Пикника» — ваши личные предположения или существуют свидетельства тех времён, мемуары и т.п.?
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 20:15
Насчет Тарковского моё личное предположение. «Пикник» я привел, как пример обратной пропаганды.
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2019 г. 12:22
Скажите, где из текста поста следует, что вы привели «Пикник» «как пример обратной пропаганды»?


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 13:30
журнал Техника-молодежи в 1968-69 годах печатает сокр. вариант романа https://fantlab.ru/edition128565
Ссылка неверная.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 13:33
Это ссылка на интервью Ефремова по повести «Долгая заря»


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 14:17
То есть наиболее известный вариант «Обитаемого острова» -- оказывается, переработка для детей? Интересно, ничего не скажешь...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 15:00
Примерно 700 правок Флейшман насчитал. Некоторые фразы действительно снивелированы напрочь, особые острые удалены, про войну и т.п.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 15:09
Вообще-то я как бы в курсе ;-) Просто насчет переработки именно для детей слышу в первый раз.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 15:11
А, так это интерпретация тессилуча, от названия издательства.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 16:19
«Отель» также выходил в двух вариантах: для «Знания» и Д Л


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 17:02
Про Колпакова, „Гриаду“ и ее „дисидентство“: Долгое время на моем столе сидела иллюс. из книги где герой вошедший невидимым у плохишей, берет компютер со своего столика и удараяет антигероя по голове! Редкостный кретенизм полыхает из всего романа.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 17:42
Рисунок конечно не очень, А что бы вы сделали, если познаватель хочет уничтожить целый город.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 18:57
Я не про рисунок. Герой имеет сферическое поле-невидимости, а сидит на площадке метр на метр на стуле и столиком, где и комп. Все ето летает!:-((( Каким то образом не теряя разновесия!!! Он на разведке в вражеском логове, но у него нет даже карманного ножика!!^_^ Помню, когда читал ужасался нелепой недодуманности и отсуствия елементарной логики.
Вообще вы зря постовили етот роман рядом с действительно знаковыми произведениями.
Несмотря на ето, я очень уважаю Ваши усилия популяризировать постижения советской фантастики! :beer:
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 20:13
На технические возможности я вообще не обратил внимания. А удар даже не предполагался, а только невидимая разведка


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 18:44
Я совсем запутался. То есть пропаганда через кино — это я сильно за. Но книг именно НФ было очень много. Даже слишком — у меня талмудище исписан только библиографией. С указанием экранизаций.
Кстати, по «Часу Быка» есть сьемки! Они напоминают телеспектакль и там очень забавный грим у тормансиан.
А где тогда «Малыш»? Он с большим основанием идет по НФ, чем «Обитаемый остров». Ибо ОО — это скорее социальная фантастика, модель. Как и «Трудно быть богом».
Зато Днепрова обвиняли в том, что у него не люди, а «технические идеи» идут порой. Гуревич где? Этот автор очень даже вложился именно в НФ. Гансовский?
Я это не к тому, что одни есть, а других нет, а к тому, что надо было четче определять круг. Потому как не упомянуть прямо-таки объяснение и рассказ о парадоксах времени в романе Громовой и Нудельмана «В институте времени идет расследование» невозможно. Но такого кино нет. Тогда можно и не упоминать. Но у Колпакова тоже зкранизаций нет.
Ну и раннюю повесть Кира Булычева «Планета ведьм» упоминать обязательно. Там именно научная гипотеза сильна. Об эксперименте на планете. И фильм по тем временам ничеГЁ был.
8-)Да. Можно писать вторую статью прямо здесь.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 19:00
И Альтов, Журавлева, Савченко, Биленкин, Россоховатнский, Ларионова...
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 20:24
Кстати, кажется неудачный фильм «Гость» по Росоховатскому.
Так что — да. Непочатый край. А уж то, что книги Альтова или Ларионовой, Савченко и Биленкина были ЗНАКОВЫМИ — абсолютно точно.
Вокруг Альтова (при всем его неудобном характере) хороводы водили большие.
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2019 г. 00:58
Эти авторы на любителя и гос-структуры не считали их произведения знаковыми.
Разве только -В Савченко «Открытие себя»
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2019 г. 09:24
Еще как считали! Биленкин шел как по линии писательской (5 книг в БСФ), так и по линии журналистской. Да еще педагогическо-писательской. Гансовский как фронтовик и прочая...Фильм «День гнева» типа антикапиталистический. Во все возможные антологии вставлялся как образец.
Так что были-были. И совсем не на «любителя», а как раз очень масштабно. На «любителя» — это Геннадий Гор.
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2019 г. 09:32
Гансовский как раз на любителя. У него мрачная фантастика. А фильму похоже присвоили 2-ю категорию. Не помню в кинотеатрах.
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2019 г. 19:01
Я его там и смотрел. Вполне официально. Хотя со сценарием там накуролесили и фильм так себе.
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2019 г. 00:57
Я только по телевизору
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2019 г. 20:53

цитата hellsing

А где тогда «Малыш»? Он с большим основанием идет по

ТВ! :-D
По нему написана пьеса и поставлен т/спектакль. Да ещё и чехи фильм сняли...
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2019 г. 09:21
Этот Фантастический мир выпуск 3 — Малыш телеспектакль. Правда, из-за формата программы, взята лишь небольшая часть произведения. И к большому сожалению этот выпуск не сохранился.
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2019 г. 09:39
Нет.
Отдельный т/с по пьесе Даниловой Айсберг Тауматы.
И вполне себе сохранился
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2019 г. 09:57
Дык, это ж две разные телепостановки. Третий «Этот фантастический мир» не сохранился, спектакль «Малыш» — жив-здоров (и с кучами просмотров).
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2019 г. 19:02
И даже выпущен на спецдиске «Театр в кино«! У меня есть. Продавался официально.
 


Ссылка на сообщение15 февраля 2019 г. 22:47
Чешский фильм начал смотреть и не выдержал и 15 минут! o_O
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2019 г. 06:01
В этой повести я пропаганды коммунизма я уже не вижу.
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2019 г. 09:33
А где можно увидеть съемки « Часа Быка «?
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2019 г. 10:04
Был разговор про народную подписку.
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2019 г. 19:14
Съемки нигде. Отрывки на тюбике. Сейчас смотрю в своих архивах. Называется «Откровение Ивана Ефремова». Сценарий Мстислав Листов. Научный консультант Чудинов и академик Соколов. В ролях Гурген Тонянц,Елена Романова, Александр Збруев, Тахир Сабиров и другие. Участвуют Т. Ефремова, профессор Эверетт Олсон (США), писатель Шалимов и другие. 1990. Центрнаучфильм. Скачал легко.


Ссылка на сообщение10 февраля 2019 г. 02:13

цитата тессилуч

«Стажеры» АБС
Пролог «Ночью на
Марсе»


Почему «Ночью на Марсе» — пролог «Стажеров»? Отдельный же рассказ, хотя тоже о предполуденном мире. В 1967 был переработан и включен в состав повести «Полдень, XXII век».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2019 г. 04:39
Потому, что там в первой редакции Богдан Спицын упомянут и «Летающие пиявки»
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2019 г. 08:47
Это-то так, но у АБС все произведения о Полудне / Предполудне связаны подобными упоминаниями. В данном случае «пролог» — не совсем удачный термин, по-моему.


Ссылка на сообщение10 февраля 2019 г. 05:25
И все же с терминами «знаковый», «пропаганда» и т.п. надо бы, как мне кажется, обращаться аккуратнее...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2019 г. 06:37
Это авторская колонка.
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2019 г. 12:20
Это авторская колонка, транслируемая на главную страницу сайта и публикуемая в тематической рубрике. Поэтому отделять факты от личных предположений и быть точнее с формулировками было бы как минимум элементарной вежливостью по отношению к читателям.


Ссылка на сообщение10 февраля 2019 г. 09:32
В том то и штука, что колонка авторская. И таким образом автор поднимается во весь рост и виден всем. Да еще и отвечает за свой порыв. Я вот «из окопа» не смогу выбраться — если учесть, скольку у меня писанины по работе — здесь отдохновение души.
Но тогда по автору как по видной фигуре могут и пальнуть. Он вправе иметь свои взгляды, но они же вынесены «для всех». Вот все и реагируют. И очень хорошо — значит читают! И внимательно читают!
Я так еще и добавлю8:-0. А Велтистов где? У него не просто популяризация — там целыми страницами очень полезные знания по науке идут. Я ставил спектакль, так что с любопытством книгу по Электроника штудировал. Кстати, тамэлектронно-счетные машины — ЭСМ еще.
А «Страна Дремучих Трав». Её чуть ли не в школе собирались изучать. Но она оказалась сложноватой. Зато в библиотеке всем, кто «выше интеллектом» ее выдавали обязательно. Библиотекари были молодцы.
А что Вы мучаетесь? Сделайте часть два — знаковые книги для детей!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2019 г. 17:02
Спасибо. Над детскими надо подумать, хотя по Алисе (Булычева) не специалист.
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2019 г. 19:19
Готов помочь. Я ставил спектакли по Булычеву, «Стране Дремучих Трав», Крапивину, Велтистову. Ну и изучал материал подробно — надо было переводить прозу в драматургию — работы было много.
В «Миллион и один день каникул» даже теория тахионов присутствует! А ведь Велтистов был знаком с Капицей (великим ученым), Королевым и Лемом! И с популяризатором С. Капицей (Очевидное — Невероятное) тоже знаком.


⇑ Наверх