Обидно, насколько редко главный инструмент писателя- язык- становится героем литературных произведений. Редко кто отваживается играть с этим инструментом, но еще более редки попытки осмысления роли языка в жизни разумных существ через использование его в качестве сюжетообразующего фактора.
Нужно не просто знание слов и законов их использования, нужно особе мастерство и смелость. Ведь неудачное произведение на эту тему может надолго испортить репутацию писателя. Но и награда в случае успеха велика: место в золотом фонде литературы практически гарантировано.
Я уж молчу, какие возможности дает тема Власти Слова в фантастике. Какие сюжеты, какие повороты, какие миры открывает, какие глубинные проблемы поднимает. И удачные произведения не забываются никогда. И вот мой выбор трех из них:
.Сэмюэл Дилэни "Вавилон-17"
Из отзыва: "Прекрасный приключенческий роман, в котором слова не только инструмент, но и главные герои. Более простой и незатейливый, чем знаменитый «Вавилон-17», и тем более не такой, как перегруженный выдуманными языковыми изысками «Анафем», но от этого не менее привлекательный и умный, доказывающий на практике, что для разговора о важном необязательно городить гигабайты искусственных терминов. Достаточно имеющихся в распоряжении любого человека простых и вполне понятных слов.
Этот роман должен входить в список обязательных произведений для прочтения любого любителя фантастики. И не только" потому, что много о том, что Язык, Слово- не только инструмент, но си самое мощное оружие, из придуманных человеком. Но дело еще и в том, что в этом небольшом романе о свободе, терпимости и понимании в сто раз больше, чем во всех современных произведениях вместе взятых.
Джек Вэнс "Языки Пао"
Из отзыва: Редкое произведение, основу которого составляют законы, диктуемые главным инструментом писателя. Причем речь идет не о создании искусственных языков для предания большей достоверности происходящему. Напротив, в романе нет ни одного слова, которое бы требовало дополнительного разъяснения, поскольку главное здесь не само слово, как средство для обозначения чего-либо, а его значение для людей.
Еще один удачный пример игры писателя со словами. Прекрасный приключенческий роман, в котором слова не только инструмент, но и главные герои. Более простой и незатейливый, чем знаменитый «Вавилон-17», но от этого не менее привлекательный и умный, доказывающий на практике, что для разговора о важном необязательно городить гигабайты искусственных терминов. Достаточно имеющихся в распоряжении любого человека простых и вполне понятных слов.
Нил Стивенсон "Анафем"
Из отзыва:....Стивенсон создает не просто слова, а делает их участником событий. И это не напрягает: за каждым «выдуманным» словом легко и быстро начинаешь угадывать знакомые явления. А четко разработанный словарь не просто объясняет значение этих слов, но позволяет проследить их эволюцию, понять сложную символику всего романа. Поэтому , отдельное спасибо переводчику, который смог передать эту достаточно сложную часть книги.
Это совсем другой подход. Если первые два романа использовали существующие языки, раскрывая перед нами их силу и власть, то Стивенсон создает свой особый язык. А это не просто придумать набор звуков и записать их набором букв. Это прежде всего взаимосвязи, определяющие мышление. И даже представить сложно, как такая работа влияет на писателя, на его взгляды на мир и людей. И как, наверное, сложно пройти по самой грани и не утопить читателя в ворохе странно звучащих слов, забыв,что фантастика — это когда интересно. Стивенсону это удалось, как нельзя лучше.
Следующей темой станет: Живые крылья