А Лях Челтэнхэм или


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Shean» > А. Лях "Челтэнхэм" или Изящное искусство аутофанфика
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

А. Лях «Челтэнхэм» или Изящное искусство аутофанфика

Статья написана 6 марта 2019 г. 15:33

Довольно много известных и прочих авторов к настоящему моменту отметились в смешном и чуточку неприличном жанре аутофанфика. Не сыпать на героев очередной конфликт горой, не мутить кое-как очищенную ими воду, а описать какой-нибудь небольшой пикничок. Мелкие дрязги, общее довольство, солнышко, птички, Ватсон страстно целует Шерлока, тьфу, ну в общем хеппи-энд.

Читать аутофанфики любимых писателей приятно но тоже немножко, хм, неловко. Капустник капустником, но всегда втайне думаешь — а вот если на этот КВН ненароком занесло кого-то, кто купил билет на честную оперу и сейчас сидит ломает голову, что за фигня на сцене происходит? Ну, писатели обычно стараются огораживаться каким-то флажками; вряд ли кто начинал Сапковского со "Свадьбы Геральта и Йеннифэр", а Буджолд — с "Красной королевы". И все-таки однажды я попала в шкуру этого несчастного, которому продали билет на Гамлета, а показали "Лучшие шутки ТНТ за 2018 год"

Я прочитала "Челтэнхэм", ничего не читав до этого у Андрея Ляха.


Я таки скажу вам, это мощные ощущения. Дальше будет много спойлеров, кто их боится, будьте осторожны.

Книга написана отличным, чистым, ясным, очень динамичным языком. Чувствуется, что русский язык автора любит и балует, и что эта любовь взаимна. Это ощущение возникает на первой же странице и не попускает до конца. Но что же этим языком написано?

Итак.

Сцена 1. Автор долго (больше пары страниц) рассуждает о истории какой-то планеты и что там все непросто. Без конкретики.

Сцена 2. На обсуждаемую выше планету падает разбитый космический корабль. Пара выживших офицеров умудряются его не уронить а посадить, попутно демонстрируя похвальное чувство юмора, выдержку, ум и отсутствие милосердия к идиотам. Офицеры в задумчивости еще страниц пять бредут по горам, там встречают сидящего в кресле юношу, который заявляет что их ждал.

ВАУ (говорю я) ХРЕН ТЕБЕ (говорит автор). Ни один из офицеров в книге больше не появится.

Сцена 3. В центре страшно секретного учреждения на страшно важной планете в страшно таинственном доме сидит пожилой суперсуперагент и предается печали. Он собирается в отставку. В связи с чем он вспоминает (дела, подумали вы — хрен тебе, говорит автор) первую жену (примерно 20 страниц). В сюжете она не появится, ни лично ни делами. Вторую жену (примерно 40 страниц). В сюжете она не появится. Третью жену (тут у меня дрогнуло сердце, я заглянула вперед, всего 8 страниц, славатебехоссподи, но что происходит, вообще?) да, третья жена тоже в сюжете не появится. У всех жен есть общие свойства — они хорошие специалистки в своих делах, они грудастые и они пытаются командовать суперагентом, в результате чего становятся бывшими.

Наконец жены заканчиваются, суперагент кряхтя встает, звонит подчиненной (грудастая, с героем спит, история знакомства прилагается, в сюжете далее не появится), та звонит коллеге (грудастая, с героем спит, истории слава богу не прилагается), подчиненные укомплектовывают суперагента ништяками в стиле вахи и он уезжает на Ту Самую Планету, куда упалось в Сцене 2.

На планете он знакомится с некой дамой, проезжающей мимо него на мотоцикле в направлении средневекового Лондона. Конец раздела.

Прошла треть текста. Я нервно ржу но надеюсь, что дальше что-то таки произойдет.

Сцена 4. Некий юноша, тот самый что появился в сцене 2 — король средневекового Лондона и окрестностей. Выясняется, постепенно, следующее. Проблема планеты в том, что двести лет назад на нее приехали нормальные космические исследователи числом 5 тысяч, после чего планета пропала на 90 лет, и вернулась вот уже в таком состоянии, но здания тут почему-то все очень старые, да и народишко размножился нереально быстро, и почему-то именно воспроизвел земное средневековье (вроде бы только Европу). И еще почему-то тут постоянно тусят космические контрабандисты. Кругом чистосердечно крестьяне и феодалы, в кармане сотовый телефон, на связи пара соседних планет и собственно космические контрабандисты. У юноши есть бонус — он знает Последовательность Правильных Действий (в таком-то году убить того-то, в таком-то году жениться на внучке такого-то по имени такому-то, в апреле такого-то года подойти к такой-то двери и пнуть хорошенько, в сентябре приехать в такой-то город в такой-то дом и вынуть там из петли самоубийцу). Юноша мегакрут в бою холодным оружием, у него невероятный оперный бас и он прекрасен собой, а еще его зовут Ричард Глостер (я икнула и позырила источники. Ну-ну)

Юноша небезынтересно и с огоньком мочит уэльсцев, замиряет шотландцев и французов, уговаривает на брак нужную внучку с нужным именем, дружит со всякими полезными и интересными людьми, которые хором считают его невменяемым но страшно удачливым, обнаруживает, что запутался во внучках и у одного дедушки было две внучки с одним и тем же именем и он ошибся. Нет, ребят, это вам не Шекспир, что вы, это Лях. Герой не парится, не замышляет злодейств, не мучается совестями... а отпускает жену... На свободу? Щас. В монастырь. Жена уходит с непередаваемой благодарностью, Ричард женится на нужной внучке.

У взрослеющего юноши еще список Необходимых Действий длиной с его меч, он мотается то туда то сюда, постоянно забегая на островок Челтэнхэм. О!!!! Говорю я — интрига!!!!!

Сцена 5. Сын Ричарда от нетой внучки сбежал на Землю 20 века (не спрашивайте) куда-то в задворки США и родил там девочку. Девочка умница, у девочки любимый мотоциклист. Ричардович трагически умирает, мотоциклист умирает при странных обстоятельствах, намекающих на владение ходами в параллельные вселенные, внучка в печали уезжает к дедушке Ричарду, который с азартом учит ее (мечу? управлению государством? Нет, цитологии, которую он и сам нежно любит, но государство требует управлять.)

Сцена 6. Пожилой суперагент влюбляется во внучку Ричарда (она уже грудаста) и убегает с ней. Внучка начинает командовать суперагентом и они расстаются.

Сцена 7. Суперагент изобретательно и с огоньком забирается в островок Челтэнхем, спускается в подвал, там межпространственные межконтинуальные ходы, в ходах толпится народ, Ричарда все знают, суперагента все знают, здороваются. Из-за угла в одном из темных коридоров выходит Лучший Друг и Начальник суперагента и объясняет, в чем дело с планетой. Это не та планета, ее поменяли (не объясняют, кто) на другую такую же. И население здесь не земляне, а параллельновселенцы. Почему параллельновселенцы на планете не вполне с земной географией косплеят Европу, не обсуждается. В планете, а именно в островке, пространственный шунт, поэтому тут постоянно шастают контрабандисты, которые платят Ричарду, который ходит в соседние вселенные смотреть как у его параллельцев дела и как надо действовать. Не задавая вопросов, что с той планетой и куда делись те исследователи, и откуда вообще этот шунт взялся, кем установлен, и почему вообще — суперагент приканчивает в неравном бою Лучшего Друга и Начальника и идет дальше искать приключений.

На дрезине едет мужик по имени Владимир, который женат на Алие Атрейдес и ебет Джессику Атрейдес (слава богу не обсуждая грудастые ли они), в углу стоит и печалится тетенька, которую бросил какой-то тамошний внутренний чувак. Суперагент, тетенька и Владимир с приключениями а-ля Зона доезжают до местного Главного Гада,

ЗДОРОВАЮТСЯ С НИМ (Главный Гад приветливо говорит — о, знаю вас, наслышан, очень приятно, Моргот Кащеевич (_я сейчас не шучу_), удачи вам господа в ваших начинаниях)


И ЕДУТ ОБРАТНО.

Сцена 8. Внучка Ричарда с трудом и хлопотами рожает от суперагента ребенка и оставляет его расти в лаборатории. Кто-то из лаборантов дает мальчику имя. КОНЕЦ.


Понимаете, как бы каждый раз, когда я говорила себе "да он же глумится", автор торжественно мутил какой-нибудь страшно серьезный кусок с надрывом. Каждый раз, когда я говорила себе "он что, серьезно вот это вот всё?" автор выкатывал на сцену очередную эпическую дурынду типа печальной судьбы гражданина Шекспира. Количество постебонов и просто всяческих цитат из хороших рулезных книжек значительно превышает количество конфет, которое можно зафигачить в новогоднюю тряпочную свинью. Но как бы... Для смешной шутки оно циклопически огромное, что за анекдот на полторы тысячи страниц? Для отдельного литературного произведения оно феерически нелепое. Из троих героев самый осмысленный фигурирует 20 страниц, второй просто тянет лямку ("что сегодня? замочить жениха внучки, полечить Шекспира от депрессии и принять делегацию германцев, ах, где моя любимая чашка Петри..."), а третий, который как раз в основном мельтешит в кадре — злая карикатура в духе Антоши Чехонте. Ни одна сюжетная арка толком не закрыта. За что, автор?...

И вот тут-то и появляются добрые люди, которые говорят мне, что про офицера есть отдельная книжка, что пафосно названный лаборантом ребенок — герой третьей отдельной книжки, что тема с шунтами и контрабандистами тоже где-то освещена, ну, а грудастые манекены во всех углах, ну что, ну автору за полтос, прости его, чоуш.

Вот так оно бывает, когда на фанфике никак и нигде не маркировано, с чем мы имеем дело. Увы.

А язык — язык отличный.





359
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 марта 2019 г. 17:18
Прекрасно, просто прекрасно!
Но все-таки нумерация сцен сбилась. И две — под одним номером. Но я понимаю: это так задумано! Как у автора :cool!:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 марта 2019 г. 18:32
щащаща все поправим. Я параллельно математику с сыном делаю и пирог пеку, запурхалась


Ссылка на сообщение6 марта 2019 г. 20:06
Гы, практически Black Comedian в прозе. Книжку читать, собственно, уже и не нужно ))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 марта 2019 г. 21:47
Я давно не была в такой ярости. Ну просто обычно я такое бросаю, а тут обещала осилить


Ссылка на сообщение6 марта 2019 г. 22:52
Не знаю, как в «Челтенхэме», а в «Реквиеме по пилоту», через который я пытаюсь проскрестись уже не первый месяц, автор слишком уж очевидно упивается своим умением составлять длинные заковыристые предложения, так что на выходе получается совершенно невыносимое душное пижонство, в котором тонут и язык, и небанальные сюжетные элементы, и персонажи. Может, за двадцать лет что-то и изменилось, хотя судя по тому, что в лауреатской речи Ляха с «Новых горизонтов» прямо в первом абзаце есть фраза «без писательского честолюбия, как известно, рука с пером не потянется к клавише пробела» все осталось как было.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 марта 2019 г. 09:03
я вот совершенно не возражаю против длинных заковыристых предложений, если они не путаные (а они у Ляха не путаные) и против постебушек типа вами приведенного пера на клавише.

Меня бесит вот это «кто подставил кролика Роджера» без предупреждения — нормальный НФшный Кромвель, нормальный даркфэнтезевый Ричард и тут же абсолютно пародийный этот суперагент, мультяшка мультяшкой и к нему же ручкой на клетчатом листочке нарисованный бухой дядя Володя. Уж я не говорю про связность сюжета.


Ссылка на сообщение7 марта 2019 г. 10:57
Прямо отличный язык? Помнится, в одном из отзывов жюри «Новых горизонтов» за язык и ругали. И привели отрывок, дабы все убедились. Я, пожалуй, соглашусь с членом жюри.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 марта 2019 г. 11:17
язык там выкаблучивательный. То есть где-то он ровно пишет, где-то наворачивает, где-то откровенно изгаляется, но это все вполне читабельно и главное — ясно передает смысл. Язык — это инструмент, важно не то, полированный он или красненький, важно чтобы мысль проходила. Это Лях умеет.

Другое дело, что мне активно не нравится часть проводимых мыслей.


⇑ Наверх