Русский Букер 2009


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «baroni» > Русский Букер-2009...
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Русский Букер-2009...

Статья написана 3 декабря 2009 г. 21:35

...Елена Чижова за роман «Время женщин».

Едва ли не худший вариант из возможных.

Более мне нечего сказать.

Вернее, за меня скажет Анна Наринская

“Начало шестидесятых. В ленинградской коммуналке три старухи растят маленькую «незаконную» и к тому же немую дочь своей молодой соседки — фабричной работницы. Эта почти банальная ситуация дает автору возможность показать мир почти тотального непонимания, мир, в котором почти все связи разорваны, где царит испуганность, где речь обессмыслена до такой степени, что невозможно не только ничего объяснить, но даже и вообще что-нибудь сказать. (Недаром наиболее понимающий и тонко чувствующий персонаж — та самая маленькая девочка — не разговаривает по причинам физиологического свойства.) Все это еще памятно и должно вроде бы задевать и волновать. И задевало бы, если бы «Время женщин» не было написано в такой народно-сюсюкающей манере.

В итоге редкие куски, где повествование ведется из нашего почти что времени, от лица выросшей (и заговорившей) воспитанницы, написанные просто и прямо, даже почти по-школьному, ощущаются как передышка, как возможность наконец-то перестать сопротивляться главенствующей линии этого текста — выжимать из нас чувства и слезы при помощи порядка слов и уменьшительных суффиксов: «Мама на кроватке лежит. Бабушки шептались: все у нее отрезали. Как же — все? Вон и ручки у нее остались, и ножки. Чашку взяла, водичку пьет».

Но «простых» кусков в романе Елены Чижовой, повторимся, немного, и к рассказанной там истории они отношения не имеют. А история эта, признаем, вполне душераздирающая и трагическая — специальным советским трагизмом.

Всеобщее хамство и бессердечие прорастают в матери девочки — молодой работнице Антонине — смертельной раковой опухолью. В отличие от старух с дореволюционными именами Евдокия, Гликерия и Ариадна, сильных общей укорененностью в досоветском и общим же неприятием советского, ее держит лишь стремление защитить своего ребенка (она, например, скрывает от всех немоту девочки — «в интернат заберут»), и эта поддержка оказывается недостаточной.

Афера, которую с помощью разысканного старого (во всех смыслах) друга Гликерии Соломона Захаровича проворачивают старухи, чтобы девочку после смерти матери не взяли в интернат и не отобрали у нее комнату, кажется достойной совсем не плутовского романа, а античной трагедии. А в момент, когда не то чтобы злой, а бессмысленный и слабый, как все те, кто из «нового» времени, ухажер Антонины пересчитывает сумму, доставшуюся ему за фиктивный брак с умирающей женщиной, сердце сжимается без всяких «ручек» и «водичек». Жаль, что на протяжении почти всего текста все эти «ручки», «водички», а также «рубашечки», долежавшие в комоде «с эва каких времен», сжиматься просто не дают”.

Анна Наринская, “Ъ” (http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1280186&Th...)





57
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 декабря 2009 г. 21:46

цитата baroni

По-моему, худший вариант из возможных.
А кто был в шорт-листе?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 декабря 2009 г. 22:09
Елена Катишонок («Жили-были старик со старухой»), Роман Сенчин («Елтышевы»), Александр Терехов («Каменный мост»), Борис Хазанов («Вчерашняя вечность»), Елена Чижова («Время женщин»), Леонид Юзефович («Журавли и карлики»)
 


Ссылка на сообщение3 декабря 2009 г. 22:13

цитата baroni

Борис Хазанов («Вчерашняя вечность»),
О! Вот это недавно купила (в «пятнашке»;-)), начала читать. Очень хорошо написано, ИМХО.
Жаль, что Хазанов без Букера остался.

Остальное — не читала и практически не слышала, только в Вашей АК было о Терехове и Юзефовиче:-).
 


Ссылка на сообщение3 декабря 2009 г. 22:16
Я только Катишонок не читал. Все остальное, на мой взгляд, лучше романа Чижовой (хотя, например, Сенчин мне просто не нравится).
 


Ссылка на сообщение3 декабря 2009 г. 23:59
Продолжаю тихо ругаться: уж лучше бы Сенчину дали, честное слово. Еще раз скажу — мне не понравились «Елтышевы», но Сенчин все же фигура куда более приметная и правильная для Букера. В отличие от.


⇑ Наверх