Фантазийная картина мира в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lena_m» > Фантазийная картина мира в произведениях жанра фэнтези
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Фантазийная картина мира в произведениях жанра фэнтези

Статья написана 14 марта 2019 г. 21:09

Борисенко Т.В., Губайдуллина М.С. Фантазийная картина мира в произведениях жанра фэнтези // Вестник Челябинского государственного университета. Филологические науки. Вып. 115, 2019, №1(423), с. 37-42.

цитата

В статье рассматривается фантазийная картина мира как ключевое понятие к интерпретации художественного мира произведений жанра фэнтези и фантастики. Проанализированы способы вербализации концепта «Магия» — одного из ключевых для фэнтези концептов. Также упомянут концепт «Изобретение», присущий фантастическим произведениям. В качестве примера используются повести Т.С. Левановой «Сквозняки. Первая миссия» и «Сквозняки. Повелитель иллюзий».

Ключевые слова: фантазия, фантазийность, фантазийная картина мира, фантастика, фэнтези, концепт «Магия», концепт «Изобретение»

с. 37:

цитата

В основе любого художественного произведения всегда лежит вымысел, фантазия. Согласно философскому словарю, фантазия — это «воображение, характеризующееся особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов» [Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001, с. 594]. Ее главной особенностью можно назвать крайнюю отстраненность от условий окружающей действительности. Возникновение фантазийных образов в сознании человека связывают с проявленным по каким-либо причинам интересом к тому или иному объекту или действию.

Можно выделить два типа фантазии: пассивную и активную. Первая характеризуется бессознательным созданием образов, когда «я» индивида предстает в роли наблюдателя (например, сны). При активной фантазии человек управляет создаваемыми в воображении образами, выбирая необходимую на данном этапе ассоциацию. Эти два типа фантазии взаимно дополняют друг друга, и пассивная фантазия может стать основой для активной. Во время бодрствования автора фантазия участвует в создании художественных текстов. Она снабжает его набором невероятных образов и их сочетаний. При этом эстетическое чувство и художественный замысел позволяют собрать их в единое целое. То есть фантазия создает художественность произведения и определяет художественные качества такого текста.

с. 38:

цитата

Мы рассматриваем фантазийную картину мира как «целостный образ художественного мира произведения, который является результатом духовной активности писателя» [Печагина Т.В. Концепт магия в русском детском фэнтези // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Филология. Искусствоведение. Вып. 98, 2015, № 27(382), с. 26-29]. Она представлена элементами, которые отражают вымышленную, несуществующую реальность. К ним относятся и фантастические, сказочные, чудесные, мифологические компоненты, которые являются неотъемлемым атрибутом произведений фэнтези и фантастики.

Проведем анализ элементов фантазийной картины мира двух повестей Т.С. Левановой «Сквозняки. Первая миссия» и «Сквозняки. Повелитель иллюзий». Творчество писательницы интересно тем, что в ее произведениях встречаются признаки жанра фэнтези и фантастики. Автор отправляет главную героиню в путешествия по мирам (что является одной из распространенных тем фантастики) с помощью магии (фэнтези). И если первый мир, в который попадает главная героиня цикла повестей Маша Некрасова, наполнен магией и волшебством, то уже во втором мире волшебство и научные фантастические достижения находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

Фантазийную картину мира возможно исследовать путем рассмотрения концептов, входящих в нее. Вслед за С.Г. Воркачевым мы понимаем концепт как «культурно отмеченный вербализованный смысл, представленный в плане выражения целым рядом своих языковых реализаций, образующих соответствующую лексико-семантическую парадигму» [Воркачев С.Г. Методологические основания лингвоконцептологии // Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып. 3: Аспекты метакоммуникативной деятельности. Воронеж, 2002, с. 79-95]. Один из ключевых концептов жанра фэнтези — концепт «Магия». Он реализуется посредством лексем и лексических единиц, связанных с чудесами, волшебством. Среди них лексемы, обозначающие магических существ (животных), волшебные растения и предметы, зелья, самих волшебников, волшебные действия и др.

с. 41:

цитата

Особое сочетание элементов, присущих жанрам фэнтези и фантастики в повести «Сквозняки. Повелитель иллюзий», позволяет рассмотреть фантазийную картину мира автора посредством концепта «Изобретение», присущего фантастическим произведениям. Этот концепт вербализуется с помощью лексических единиц, обозначающих созданные персонажами технические устройства, элементы этих устройств, вещества.

В исследуемой повести герои используют классические для фантастического произведения изобретения — телепортер, летающая тарелка. Автор вводит новый предмет — Шлем лабиринта иллюзий. Каждый, кто его надевал, мог в своем воображении исполнить все свои заветные мечты. Но шлем был недоработан и все, кто им пользовался, превращались в задумчивых (продолжали верить, что тот иллюзионный мир реален).

Итак, фантазия определяет художественные свойства произведения, а исследование фантазийной картины мира автора позволяет раскрыть многие аспекты художественного мира писателя.

Фантазийная картина мира Т.С. Левановой обладает следующими особенностями. Нередко наблюдается тесное сплетение фантастических и фэнтезийных элементов. Также автор стремится наделять обыденные предметы, существа, действия необычными магическими свойствами. Отсюда лексемы, значение которых не связано с магией, становятся вербализаторами концепта «Магия». Также обнаружена большая группа волшебных и фантастических единиц, при создании которых использованы сочетания свойств нескольких объектов: растений и животных, людей и животных, растений и мифологических существ. Т.С. Леванова редко использует существующие мифологические образы.

Концепция Великой Спирали дает хороший потенциал для описания разнообразных фантастических и фэнтезийных миров в рамках повествования и, соответственно, для расширения границ фантазийной картины мира писателя.

Борисенко Татьяна Владимировна - кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теоретического и прикладного языкознания, Челябинский государственный университет, Челябинск

Губайдуллина Майя Сахибовна — кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук, Южно-Уральский государственный медицинский университет, Челябинск





545
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 марта 2019 г. 21:12
Славные первые ласточки 2019 года публикаций о фантастике-фэнтези...

Подобного рода материалы я складываю тут:

http://historiae.borda.ru/?1-12-0-000...
Фантастика и вокруг 3

При интересе — обращайтесь в личку...


Ссылка на сообщение15 марта 2019 г. 04:58
Это только дилетанту вроде меня кажется, что систематически использовать в одном предложении слова «фантазийный» и «фэнтезийный» как-то не вполне комильфо? Филологам типа норм?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 марта 2019 г. 16:52

цитата i_bystander

систематически использовать в одном предложении слова «фантазийный» и «фэнтезийный» как-то не вполне комильфо
А как бы Вы написали?
 


Ссылка на сообщение15 марта 2019 г. 17:07
Хороший вопрос. Но тут надо заметить, что ладно бы одно прилагательное из двух было редким — так ведь оба. То есть усилий требует не просто отличение одного от другого, но еще и их осмысление — каждого по отдельности. А ведь они не только по звучанию, они и по смыслу схожи. (Вообще хотел бы я увидеть этот текст в переводе на английский. Ха-ха.)

Если все же отвечать на вопрос, то, например, я мог бы сделать небольшое усилие и вообще не пользоваться прилагательным «фэнтезийный». Да и о необходимости «фантазийного» призадумался бы. Впрочем, готов допустить, что это законный термин — вон его аж в ключевые слова вынесли. Хотя нехорошие подозрения все же остаются и здесь.
 


Ссылка на сообщение15 марта 2019 г. 17:20
Проверила по нашим базам специальных публикаций — термин фантазийностьфантазийный вполне устоявшийся, применяется в специальной периодике-литературе довольно часто, к примеру:

А.О. Тананыхина. Основные концепты сказочно-фантазийных текстов // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2014, №9(39).

Совершенно то же самое обстоит и с термином фэнтезийный, к примеру:

Д.А. Батурин. Фэнтезийный идеал героя // Вестник ТвГУ. Серия философия, 2012.

Так что авторы не более, чем следуют уже сложившейся в сей проблематике терминологии...
 


Ссылка на сообщение15 марта 2019 г. 17:27
Спасибо, я, честно говоря, вовсе не думал вас так этим грузить. В следующий раз я лучше тихо про себя недоумевать буду.
 


Ссылка на сообщение21 марта 2019 г. 11:49

цитата lena_m

Проверила по нашим базам специальных публикаций — термин фантазийность—фантазийный вполне устоявшийся, применяется в специальной периодике-литературе довольно часто, к примеру

Браво, брависсимо!
Подтверждаю в качестве филолога «мужеска полу»: это слово «великим и могучим» проглочено, пережёвано, но полностью не усвоено.


Ссылка на сообщение15 марта 2019 г. 08:25
«Сердечник трансформатора сделаем из дуба, так как читать это всё равно никто не будет» (с)


Ссылка на сообщение15 марта 2019 г. 18:51
Спасибо! Добавил и в свой список.


⇑ Наверх