132 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Zivitas» > 132. Иллюстрированный Пушкин: Полтава (худ. Г.А.В. Траугот)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

132. Иллюстрированный Пушкин: Полтава (худ. Г.А.В. Траугот)

Статья написана 5 июля 2019 г. 21:14

Заканчиваю обзор иллюстрированных "Полтав" из моей коллекции. Сегодня — советское издание 1973 года. Художники легендарные: Трауготы — двое братьев (псевдоним — Г.А.В. Траугот), целая эпоха. Много они сделали для модернизации отечественной книжной иллюстрации в после-сталинское время. Хорошо, что обращались к Пушкину (неоднократно, кстати).

"Полтава", худ. Траугот, 1973
"Полтава", худ. Траугот, 1973

Даю библиографическое описание из каталога-справочника:

Дополнение к библиографии: тираж 50 тыс. экз., цена 59 коп. Совсем недорого за изящный томик со множеством картинок. Может, такая низкая цена из-за адресата: указано, что книга "для детей среднего и страшего школьного возраста". Логику советского ценообразования 1970-х годов я так и не смог понять (сталинское ценообразование вроде бы на рыночных принципах основывалось: цена зависит от тиража, качества бумаги и переплёта и сложности полиграфических работ).

Полностью (вплоть до последней буковки в выходных данных) в электронном виде книга представлена на сайте "Книжная иллюстрация и детские книги" (http://www.book-illustration.ru/read-dets..., среди прочих трауготовских книг).

Художники на Фантлабе, понятно, представлены (https://fantlab.ru/art774). Книга на Фантлабе пока не представлена, подал заявку.

Несколько слов о манере Трауготов (коль в первый раз у нас встречаются). Их иллюсмтрации всегда узнаваемые, но очень разные. Я думаю, узнаваемые они из-за контура рисунков, а разные — из-за цвета (заливки). Тут встречается и буйство красок, и стильные мазки по чёрному фону, и рафинированные контуры по светлому фону и квази-гравюры. Вот попробую шкалу выстроить от буйного разноцветья к простому контуру (от Ш.Перро к А.Блоку).

"Полтава" в иллюстрациях Трауготов занимает место где-то посередине этой шкалы.




Трауготы всегда рисовали много, могли и к каждой строчке по картинке дать, если редакторы не останавливали. В пушкинской "Полтаве" 40 страничных иллюстраций на 140 страниц текста. Так что сюжет охвачен полностью.

Художники были неформалами, но активно публиковались в советское время. Позволялось им многое... Есть у Трауготов пара шокирующих (для тех времён) картинок и в "Полтаве": палач с отрубленными головами и серьёзный такой православный поп (не окарикатуренный).

По концепции сюиты к "Полтаве" — это, наверное, историцизм. Частная линия скомкана. Много политической линии: Петра, Карла и особенно Мазепы. Но мало военных сцен и нет официозного восхваления Империи. Наверное, хотели художники раскрыть психологию и мотивы поступков политических деятелей. Да ведь какая может быть психология в романтической поэме!

1) Мазепа

С интересом рисуют Мазепу художники...

Мазепа с заговорщиками
Мазепа с заговорщиками
Мазепа мрачен...
Мазепа мрачен...
"Тиха украинская ночь..."
"Тиха украинская ночь..."

Мазепа-притворщик
Мазепа-притворщик
В ночь перед битвой. Мазепа и Орлик
В ночь перед битвой. Мазепа и Орлик

2) Украйна глухо волновалась...

Эту тему художники тоже привязывают к Мазепе — и это по-пушкински, ведь языки развязываются на пирах. А Мазепа пока слушает и внешне демонстрирует верность русскому царю.

3) Мария и Мазепа

Ну, на самом деле, Мария здесь на втором месте. Эта линия — продолжение темы Мазепы, особенно у Трауготов.

Мария в девичестве
Мария в девичестве
Счастье Марии
Счастье Марии

Разговор с Мазепой (начало)
Разговор с Мазепой (начало)
Разговор с Мазепой (конец)
Разговор с Мазепой (конец)

Сумасшествие Марии
Сумасшествие Марии

4) Казнь Кочубея и Искры

У Трауготов это центральный эпизод, переломный момент всей поэмы: судьба Мазепы предрешена. Даётся пошаговое развитие.

Кочубей в темнице
Кочубей в темнице
Орлик угрожает Кочубею
Орлик угрожает Кочубею
Кочубея ждёт предсмертная пытка
Кочубея ждёт предсмертная пытка

Кочубей и Искра на эшафоте
Кочубей и Искра на эшафоте
Палач показывает толпе головы
Палач показывает толпе головы

5) Пётр Первый и Карл Двенадцатый

Россия молодая мужала с гением Петра
Россия молодая мужала с гением Петра
Отважный Карл скользил над бездной
Отважный Карл скользил над бездной

Пётр амнистирует врагов Мазепы
Пётр амнистирует врагов Мазепы
Карл принял решение о генеральном сражнении
Карл принял решение о генеральном сражнении

Пётр в бою
Пётр в бою
Карл в бою
Карл в бою

Пир Петра после Виктории
Пир Петра после Виктории

6) Полтавский бой

Северную войну художники подают как противостояние двух самодержцев (тоже, в общем-то, по Пушкину). От собственно батальных массовых сцен (в которых традиционно видят противостояние народов) Трауготы уклоняются. Показательная позиция художников насчёт Полтавского боя, так подробно и со вкусом описанного Пушкиным: во всей сюите у Трауготов только одна батальная сцена.

Уходит Розен сквозь теснины // Сдаётся пылкий Шлиппенбах
Уходит Розен сквозь теснины // Сдаётся пылкий Шлиппенбах

7) Концовка

А вот и православный суровый (но не фанатичный) поп — в качестве положительного персонажа не частный гость в книжной советской графике, особенно для детей. Его появление в концовке связано, конечно, с пушкинскими строками:

цитата

Забыт Мазепа с давних пор!

Лишь в торжествующей святыне

Раз в год анафемой доныне,

Грозя, гремит о нем собор.

Гремит анафема в соборах
Гремит анафема в соборах





108
просмотры





  Комментарии
нет комментариев




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх