Аннотация издательства:
Старый ведун из Полоцкого княжества, именуемый Волчий Пастырь, шаман-нойда, говорящий с мертвыми, юный княжич Сеслав, которому назначено смертельно опасное испытание, боярышня, угодившая в тенета ведьмы, ловкий и бесстрашный охотник Корт… Всех их объединяет одно: их путь рядом с Кромкой, границей, разделившей мир живых и мир мертвых. Здесь сказка становится реальностью. Здесь нет ни добрых, ни злых, а есть лишь беспрестанная борьба за власть над человеческими душами, своими или чужими. Это совсем не то колдовство, которое придумывают авторы фэнтези. В этом мире оно исконное: языческое, беспощадное дремучее, как древнерусские леса, полные нежити и проклятий, только и ждущих, чтобы неразумие или жадность дали им свободу.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/708259/
«Ловцы душ» были анонсированы как сборник повестей в жанре «славянское фэнтези». Точнее сказать — весьма темное славянское фэнтези с колдовством, кровищей, всяческой нечистью, безднами зла и проблесками добра в человеческой душе.
Сборник составлен Александром Мазиным, и включает одну его повесть, и четыре повести его учеников. Павел Мамонтов и Анна Гурова — авторы давно и успешно публикующиеся, а Ольга Коханенко и Алексей Буцайло — ученики с курса «Мастер текста», прошедшие в сборник по конкурсу. Все повести с литературной точки зрения достаточно хороши, а некоторые так и прекрасны.
Повести сборника можно условно поделить на два блока. Две, Мазина и Коханенко — кстати, самые «темные» в книге, — рассказывают о судьбах детей, попавших к злому колдуну. Судьба этих детей весьма драматична, хоть и по разным причинам. По сути, лучший ли ты ученик колдуна или его любимая жертва, итог все равно один. Но интересно проследить пути, по которым душа двигается от обычного страха к желанию выжить, а потом — к жажде реванша, победе или гибели, и есть ли в данном случае разница.
Три остальные повести, по мне, куда бодрее — в них герои со злом сражаются. Кто-то ради денег, кто-то ради женщины, кто-то просто потому что «или он, или его». Победа не гарантирована, ведь это темное фэнтези) А порой, как это свойственно для жанра, не всегда понятно, кто там, собственно, зло.
Кстати о магии. Ее формат в сборнике был изначально жестко задан составителем. Зомби и волшебных палочек не будет. Будет мистика, оборотничество, одержимость — в общем, все то, что язычники считали реальностью.
Теперь о каждой повести подробнее:
1. Александр Мазин, «Ведун»
Повесть о мальчике, которого взял к себе в ученики жуткий лесной ведун, и всячески над ним, казалось бы, измывался, а как выяснилось, очень многому научил, ну и заодно посвятил Моране. История не является абсолютно новой — в ее основу положены фрагменты из довольно старого романа «Слепой Орфей», где компания экстрасенсов сражается с неким демоном, пытаясь его изгнать из мира. Вот этот демон — и есть тот самый Малец. Здесь мы увидим самое начало его жизни — как из робкого деревенского мальчика он становится той еще могущественной заразой.
В повести много мистики и психологии. Вообще она совсем не проста, это не приключалово, а история об экстремальном воспитании, когда человек или ломается, или перерождается — что-то вроде «Вита Ностры» Дяченко. История жестокая, увлекательная. По сравнению с фрагментарной линией из «Слепого Орфея» увеличилась примерно вдвое и обрела законченность. Из минусов — ну вот ничего доброго в ней нет. Есть справедливость как воздаяние злом за зло, и на том спасибо.
Оценка 8
2. Павел Мамонтов, «Волчонок»
Повесть «Волчонок» — об охотнике по имени Корт, который с компанией сомнительных типов отправляется раскапывать проклятый курган, но вместо сокровищ добывает себе и всем окрестностям ворох, мягко говоря, проблем.
История древнерусского Индианы Джонса начинается, правда, не слишком бодро; стиль суховат, много разговоров, мало действия, встречаются косяки вроде «скатертью дорога» в качестве приветствия...
Но через рыхлое начало пробраться все-таки стоит, поскольку дальше автор ловит волну, и начинаются лихие приключения гробокопателей. Текст становится живым, возникают яркие образы, внезапные повороты сюжета. Автор не боится показать главного героя плохим — жадность заводит его в самое гнездо бесовщины, но верность слову и сострадание (и лук со стрелами) помогают спастись.
Резюме:
Плюсы – занимательная история про древнерусских расхитителей гробниц.
Минусы — вялое начало, анахронизмы. Вы как хотите, а мне не нравятся выражения «ратники прибавили темп» или «он положил слегу на топь горизонтально».
Оценка 6 (начало — 5, дальше 7)
3. Ольга Коханенко , «Выбор ведьмы»
В некий город явилась на лицо прекрасная, но редкостно страшная внутри ведьма Рогведа. Взамен за избавление от мора забрала полтора десятка девочек, увела в лес и устроила им этакий концлагерь. Девочка Славка сперва пытается просто выжить, а потом начинает задумываться, а зачем собственно эта ведьма все творит? Какая ее конечная цель?
Большой плюс повести в том, что зло в ней показано как оно есть, без всякого сюсюканья. Не тот случай, когда зло и не совсем зло, а если приглядеться, так и что-то хорошее в нем есть, а ещё оно травмировано в детстве, его надо пожалеть, и оно исправится. Автор просто и точно показывает его природу. Злодей просто очень, очень любит себя. Для Рогведы ее домочадцы, ее слуги, ее ученицы, ее любовники — расходные материалы. А если от них нет пользы, так им и жить незачем.
Что не очень понравилось — пассивность главной героини. Да, Славка добрая и даже порой помогает товарищам по несчастью, но в целом она покорна ведьме и делает все, что та хочет, лишь бы только не убили. Даже в финальную битву за себя вступает не сама, а… ( дальше спойлеры). Может, так и проще выжить в плену, но битвы покорностью не выигрывают.
Резюме: интересная, динамичная повесть, весьма жестокая (на совести автора 13 убитых девочек)). Много никак не объясняемых, но атмосферных описаний темного колдовства.
Оценка 7
4. Алексей Буцайло «Княжья кровь»
Повесть Алексея Буцайло производит двойственное впечатление. С чисто литературной точки зрения, она одна из самых сильных в сборнике. С первых строк видно, что автор умеет писать и владеет русским языком на уровне профи. Текст приятно читать, автор подбирает слова уверенно и точно, не вымучивая из себя архаизмы и легко обходясь без современных слов и выражений. Описания сражений, образы героев — все это ярко, зримо, энергично.
С такой же очевидной легкостью и мастерством создается узнаваемый мир — дремучие леса, гиблые болота, злой и коварный ведун, загадочная сексуальная жрица, молодой зеленый княжич и многоопытный дядька, кровожадные супервоины нурманы, благородные варяги, лесовики-кривичи на подхвате… В общем, весь типичный набор персонажей произведений Александра Мазина)
Это наверно не слишком хорошо для автора, (все же одна из целей автора — свой собственный узнаваемый стиль), но неплохо для читателя, который так или иначе получит увлекательное и хорошо написанное произведение.
Резюме:
Плюс — очень похоже на Мазина.
Минус — то же самое)
Оценка 7
5. Анна Гурова, «Море древних». (отзыв, по просьбе автора, написан Марией Семеновой)
На мой взгляд, «Море древних» Анны Гуровой приятно выделяется зрелостью стиля. И, конечно, это не одномоментное обращение к модному нынче жанру. Средствами фэнтези писательница продолжает художественное исследование давно интересующей её темы — взаимодействия, взаимопроникновения славянской и финно-угорской культур.
В центре повествования — молодой шаман-нойда, прибывший с далёкого севера на помощь жителям славянской деревни. Этого нойду мы сперва видим глазами местных, толком не знающих, радоваться или ужасаться появлению непонятного и могущественного чужака. Затем на него плавно перемещается фокус повествования, и вот уже мы вместе с ним пытаемся разгадать тайну, ищем выход из очень непростой ситуации…
Очень радует добротное знакомство автора с материалом. В первую очередь это касается персонажей — а я глубоко убеждена, что удачное произведение во многом держится на качественно выписанных героях. Так вот, здесь мы не встретим ребят с современной улицы, зачем-то обряженных в кольчуги. Герои Анны Гуровой думают, говорят, оценивают окружающее и действуют по законам мифологического менталитета. В деревне живут вполне убедительные славяне — вместо убого-безликих «селян», о которых авторы фэнтези, увлечённые каскадом приключений, к сожалению, слишком часто ничего не знают и знать не хотят. Это люди с историей, со своими понятиями о жизни, смерти, зле и добре. Наши предки...
Главный герой не всеведущ и не всемогущ. Молодой шаман, едва вышедший из ученичества, ошибается, трудно ищет решение, тратит силы, теряет волшебных помощников — и не сдаётся, когда всё против него. Поди заставь читателя переживать вместе с таким персонажем, не зная материала! Это вам не волшебной палочкой помахать…
Оценка 8