Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Анна Гурова» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 26 января 2020 г. 13:27

Хочу показать замечательные арты талантливой художницы и автора Оксаны Ветловской, которые она сейчас делает к переизданию моего "янг-эдалта" в "Риполе". Первый в моей писательской жизни опыт, когда автор и иллюстратор находятся полностью на одной волне. Впрочем, Оксана и берется иллюстрировать только то, что ей созвучно. Итак:

Арт 1 на обложку романа "Князь Тишины". Князь Тишины — загадочный персонаж, о котором меня многие годы спрашивают "да кто же это такой?!" — несколько раз являлся героине в образе ацтекского бога дождя Тлатока. Как и прочие месоамериканские боги, он парадоксальным образом соединяет в себе самые позитивные и самые ужасные качества — что и требовалось. Я попросила Оксану нарисовать Тлалока так, чтобы он был и страшным, и привлекательным. Мне кажется, вполне удалось.

(по клику увеличение)

Арт 2 на обложку романа "Дракон мелового периода". Здесь изображена главная героиня в тот момент, когда она проникла с Горящую Библиотеку и бродит с фонариком по подземельям в поисках уцелевших алхимических книг. Алхимия занимает очень важное место в трилогии, поэтому в оформлении этого тома задействованы алхимические символы, например Уроборос.

Арт 3 на обложку романа "Мастер иллюзий" (выйдет впервые). Кто этот потрепанный, но непобежденный парень с катаной? Это Саша Хольгер, который в третьей части трилогии угодил в колоссальные неприятности. Гордый Саша ни у кого не просит помощи и готов сражаться с целым миром один на один. (Геля, разумеется, не упустит шанс снова влезть не в свое дело). Этот арт — чистая ностальгия. По моей просьбе Саша изображен похожим на мою первую школьную любовь: таким крутым, каким он старался быть сам, и несомненно, каким видела его я))

Арт 4 на обложку романа "Мой друг бессмертный". На рисунке изображена главная героиня, юная рокерша Ники, в тот момент, когда она отважилась взять в руки сильное и опасное оружие демона — когти, меняющие сущность человека и переносящие его в другой мир. На мой взгляд, арт отлично передает ощущение астрального боя и состояние одержимости.


Статья написана 15 августа 2019 г. 12:40

Аннотация издательства:

Старый ведун из Полоцкого княжества, именуемый Волчий Пастырь, шаман-нойда, говорящий с мертвыми, юный княжич Сеслав, которому назначено смертельно опасное испытание, боярышня, угодившая в тенета ведьмы, ловкий и бесстрашный охотник Корт… Всех их объединяет одно: их путь рядом с Кромкой, границей, разделившей мир живых и мир мертвых. Здесь сказка становится реальностью. Здесь нет ни добрых, ни злых, а есть лишь беспрестанная борьба за власть над человеческими душами, своими или чужими. Это совсем не то колдовство, которое придумывают авторы фэнтези. В этом мире оно исконное: языческое, беспощадное дремучее, как древнерусские леса, полные нежити и проклятий, только и ждущих, чтобы неразумие или жадность дали им свободу.


Подробнее: https://www.labirint.ru/books/708259/


"Ловцы душ" были анонсированы как сборник повестей в жанре "славянское фэнтези". Точнее сказать — весьма темное славянское фэнтези с колдовством, кровищей, всяческой нечистью, безднами зла и проблесками добра в человеческой душе.

Сборник составлен Александром Мазиным, и включает одну его повесть, и четыре повести его учеников. Павел Мамонтов и Анна Гурова — авторы давно и успешно публикующиеся, а Ольга Коханенко и Алексей Буцайло — ученики с курса "Мастер текста", прошедшие в сборник по конкурсу. Все повести с литературной точки зрения достаточно хороши, а некоторые так и прекрасны.

Повести сборника можно условно поделить на два блока. Две, Мазина и Коханенко — кстати, самые "темные" в книге, — рассказывают о судьбах детей, попавших к злому колдуну. Судьба этих детей весьма драматична, хоть и по разным причинам. По сути, лучший ли ты ученик колдуна или его любимая жертва, итог все равно один. Но интересно проследить пути, по которым душа двигается от обычного страха к желанию выжить, а потом — к жажде реванша, победе или гибели, и есть ли в данном случае разница.

Три остальные повести, по мне, куда бодрее — в них герои со злом сражаются. Кто-то ради денег, кто-то ради женщины, кто-то просто потому что "или он, или его". Победа не гарантирована, ведь это темное фэнтези) А порой, как это свойственно для жанра, не всегда понятно, кто там, собственно, зло.

Кстати о магии. Ее формат в сборнике был изначально жестко задан составителем. Зомби и волшебных палочек не будет. Будет мистика, оборотничество, одержимость — в общем, все то, что язычники считали реальностью.

Теперь о каждой повести подробнее:

1. Александр Мазин, "Ведун"

Повесть о мальчике, которого взял к себе в ученики жуткий лесной ведун, и всячески над ним, казалось бы, измывался, а как выяснилось, очень многому научил, ну и заодно посвятил Моране. История не является абсолютно новой — в ее основу положены фрагменты из довольно старого романа "Слепой Орфей", где компания экстрасенсов сражается с неким демоном, пытаясь его изгнать из мира. Вот этот демон — и есть тот самый Малец. Здесь мы увидим самое начало его жизни — как из робкого деревенского мальчика он становится той еще могущественной заразой.

В повести много мистики и психологии. Вообще она совсем не проста, это не приключалово, а история об экстремальном воспитании, когда человек или ломается, или перерождается — что-то вроде "Вита Ностры" Дяченко. История жестокая, увлекательная. По сравнению с фрагментарной линией из "Слепого Орфея" увеличилась примерно вдвое и обрела законченность. Из минусов — ну вот ничего доброго в ней нет. Есть справедливость как воздаяние злом за зло, и на том спасибо.

Оценка 8

2. Павел Мамонтов, "Волчонок"

Повесть «Волчонок» — об охотнике по имени Корт, который с компанией сомнительных типов отправляется раскапывать проклятый курган, но вместо сокровищ добывает себе и всем окрестностям ворох, мягко говоря, проблем.

История древнерусского Индианы Джонса начинается, правда, не слишком бодро; стиль суховат, много разговоров, мало действия, встречаются косяки вроде «скатертью дорога» в качестве приветствия...

Но через рыхлое начало пробраться все-таки стоит, поскольку дальше автор ловит волну, и начинаются лихие приключения гробокопателей. Текст становится живым, возникают яркие образы, внезапные повороты сюжета. Автор не боится показать главного героя плохим — жадность заводит его в самое гнездо бесовщины, но верность слову и сострадание (и лук со стрелами) помогают спастись.

Резюме:

Плюсы – занимательная история про древнерусских расхитителей гробниц.

Минусы — вялое начало, анахронизмы. Вы как хотите, а мне не нравятся выражения «ратники прибавили темп» или «он положил слегу на топь горизонтально».

Оценка 6 (начало — 5, дальше 7)

3. Ольга Коханенко , «Выбор ведьмы»

В некий город явилась на лицо прекрасная, но редкостно страшная внутри ведьма Рогведа. Взамен за избавление от мора забрала полтора десятка девочек, увела в лес и устроила им этакий концлагерь. Девочка Славка сперва пытается просто выжить, а потом начинает задумываться, а зачем собственно эта ведьма все творит? Какая ее конечная цель?

Большой плюс повести в том, что зло в ней показано как оно есть, без всякого сюсюканья. Не тот случай, когда зло и не совсем зло, а если приглядеться, так и что-то хорошее в нем есть, а ещё оно травмировано в детстве, его надо пожалеть, и оно исправится. Автор просто и точно показывает его природу. Злодей просто очень, очень любит себя. Для Рогведы ее домочадцы, ее слуги, ее ученицы, ее любовники — расходные материалы. А если от них нет пользы, так им и жить незачем.

Что не очень понравилось — пассивность главной героини. Да, Славка добрая и даже порой помогает товарищам по несчастью, но в целом она покорна ведьме и делает все, что та хочет, лишь бы только не убили. Даже в финальную битву за себя вступает не сама, а… ( дальше спойлеры). Может, так и проще выжить в плену, но битвы покорностью не выигрывают.

Резюме: интересная, динамичная повесть, весьма жестокая (на совести автора 13 убитых девочек)). Много никак не объясняемых, но атмосферных описаний темного колдовства.

Оценка 7

4. Алексей Буцайло «Княжья кровь»

Повесть Алексея Буцайло производит двойственное впечатление. С чисто литературной точки зрения, она одна из самых сильных в сборнике. С первых строк видно, что автор умеет писать и владеет русским языком на уровне профи. Текст приятно читать, автор подбирает слова уверенно и точно, не вымучивая из себя архаизмы и легко обходясь без современных слов и выражений. Описания сражений, образы героев — все это ярко, зримо, энергично.

С такой же очевидной легкостью и мастерством создается узнаваемый мир — дремучие леса, гиблые болота, злой и коварный ведун, загадочная сексуальная жрица, молодой зеленый княжич и многоопытный дядька, кровожадные супервоины нурманы, благородные варяги, лесовики-кривичи на подхвате… В общем, весь типичный набор персонажей произведений Александра Мазина)

Это наверно не слишком хорошо для автора, (все же одна из целей автора — свой собственный узнаваемый стиль), но неплохо для читателя, который так или иначе получит увлекательное и хорошо написанное произведение.

Резюме:

Плюс — очень похоже на Мазина.

Минус — то же самое)

Оценка 7

5. Анна Гурова, «Море древних». (отзыв, по просьбе автора, написан Марией Семеновой)

На мой взгляд, «Море древних» Анны Гуровой приятно выделяется зрелостью стиля. И, конечно, это не одномоментное обращение к модному нынче жанру. Средствами фэнтези писательница продолжает художественное исследование давно интересующей её темы — взаимодействия, взаимопроникновения славянской и финно-угорской культур.

В центре повествования — молодой шаман-нойда, прибывший с далёкого севера на помощь жителям славянской деревни. Этого нойду мы сперва видим глазами местных, толком не знающих, радоваться или ужасаться появлению непонятного и могущественного чужака. Затем на него плавно перемещается фокус повествования, и вот уже мы вместе с ним пытаемся разгадать тайну, ищем выход из очень непростой ситуации…

Очень радует добротное знакомство автора с материалом. В первую очередь это касается персонажей — а я глубоко убеждена, что удачное произведение во многом держится на качественно выписанных героях. Так вот, здесь мы не встретим ребят с современной улицы, зачем-то обряженных в кольчуги. Герои Анны Гуровой думают, говорят, оценивают окружающее и действуют по законам мифологического менталитета. В деревне живут вполне убедительные славяне — вместо убого-безликих «селян», о которых авторы фэнтези, увлечённые каскадом приключений, к сожалению, слишком часто ничего не знают и знать не хотят. Это люди с историей, со своими понятиями о жизни, смерти, зле и добре. Наши предки...

Главный герой не всеведущ и не всемогущ. Молодой шаман, едва вышедший из ученичества, ошибается, трудно ищет решение, тратит силы, теряет волшебных помощников — и не сдаётся, когда всё против него. Поди заставь читателя переживать вместе с таким персонажем, не зная материала! Это вам не волшебной палочкой помахать…

Оценка 8


Статья написана 11 апреля 2019 г. 14:28

Мария Васильевна Семенова написала рецензию на историческую повесть Александра Мазина и Анны Гуровой "Полет сокола". Текст публикуется по просьбе автора.

Аннотация:

История о временах Древней Руси. Дочь псковского воеводы, и, возможно, будущая княгиня возвращается с обозом из стольного града Киева домой. Сопровождают ее несколько слуг и охранников, среди которых охотник-проводник с сыном Радимом. Ольга и Радим почти ровесники, а путешествие — такое время, когда все равны: и княжна, и сын простого охотника. Тем более, если на обоз нападают и подросткам приходится самим бежать из плена, обманывать разбойников, пробираться к своим…

Подробнее: https://fantlab.ru/work1132280

Рецензия:

Сперва о хорошем

Можно только приветствовать факт выхода этой книги и её несомненный читательский успех. Сразу видно, насколько люди жаждут подростковой литературы на материале нашей истории. Чего-то, чем захочется гордиться, во что захочется играть!

«Полёт сокола» выгодно отличается от большинства произведений сходного жанра, которые мне попадались. Автор, единый в двух лицах, счастливо избежал множества «родимых пятен» исторических повествований для юношества, что искренне радует.

В частности, мы не чувствуем себя на совместной с героями «экскурсии» по далёкой эпохе. Жизнь наших предков разворачивается перед читателем вполне органично, действие нигде не провисает, персонажи не занимаются объяснением друг другу того, что должно быть очевидно для современников века. Это прямое следствие высокого писательского мастерства и уровня исторических знаний, при котором эффект присутствия достигается естественным образом, без неуверенности и натуги.

Ещё одно достоинство, первостепенно важное для меня, — при всей сложности межплеменных отношений, описанных в повести, ни один из ближних и дальних народов не показан «исконным врагом» Руси, объектом «праведной» ненависти, посылаемой читателю сквозь века. Это, знаете ли, дорогого стоит. Поиск в далёком прошлом злодеев, «провинившихся» чужой верой и языком — путь, однозначно ведущий на адскую сковородку, но, увы, соблазнительный своей примитивностью.

Герои, что также особенно ценно, не производят впечатления «ряженых», сдёрнутых с современной улицы и зачем-то облачённых в кольчуги. Они живут по законам своего века, думают его мыслями, руководствуются его логикой и предрассудками. Причём автор добивается погружения с непринуждённой лёгкостью, за которой стоит огромный предварительный опыт. Поэтому персонажи очень живые, у каждого свой характер, собственное лицо.

Тем не менее, буду придираться. На мой взгляд, повесть не свободна от недостатков. Однако, внимание! — я очень прошу не считать мои соображения каким-то злобным разносом. Протечки и недочёты допускают абсолютно все, и я в том числе. Не ошибается только тот, кто не пытается ничего делать.

Извините за возможные спойлеры.


Славяне и «более яркие культуры»

Несмотря на то, что книга о нашей истории, конкретно славян в ней до обидного мало. Ситуация почти как в фильме «Викинг», где идут разборки печенегов, ромеев и скандинавов… а славяне как бы не при делах.

Как и в «Викинге», в «Полёте сокола» присутствует скандинавская специфика, «нурманы» временами употребляют слова своего языка. Дайна, чудинка, произносит красивейший охранительный заговор… Славянский же колорит не проявлен ни в языке персонажей («истории» и «караван» вместо «сказов» и «поезда»), ни в духовной культуре, ни в материальной. Даже гадает Ольга по-скандинавски (научилась у некоего Кольгрима), видимо, своих гаданий у славян нет?

Вот так рождается миф о «культуре поярче». Ещё бы, если одной из культур автор интересовался гораздо пристальней, чем другой.

По сути, почти все задействованные персонажи — несколько комплектов разбойников, спорящих из-за сокровищ и Ольги. Но если викинги хотя бы показаны гордыми и умелыми воинами, то у шайки кривичей нет никакой внутренней правды, они выставлены головорезами без чести и совести, вечно полупьяными мерзавцами, почему?

Ещё обиднее, что нормальный мирный народ, делатель, кормилец, защитник, «в кадре» не появляется вовсе! Не считать же его полноценным представителем тупого и безответного «селянина», запущенного могучим нурманом в воду? (В реальности, кстати, Гуннару за этакий фортель очень не поздоровилось бы. Существовал закон, работало обычное право, да и богатыри на Руси не переводились…)

Неужели автор настолько увлечён воинской темой, что тружеников ремесла и земли считает людьми низшего сорта?

Викинги — суперкрутые и супержестокие

Очень раздражает тотальное превосходство викингов, нагнетаемое во множестве эпизодов. Каждое их появление сопровождается буквально всхлипами восторга. Они настолько круты, что численное превосходство не имеет значения — двое выйдут против сотни и всё равно победят. Экипаж маленького одинокого торгового корабля (далеко не боевая дружина в набеге) ведёт себя на чужой земле абсолютно по-хозяйски, как отряд успешных завоевателей, как «раса господ», и это прокатывает! Хотя на самом деле не соответствует исторической правде. Если верить Саксону Грамматику, при том самом Гостомысле, которого Ольга числит прадедом, славяне крепко накостыляли величайшему викингу, Рагнару Лодброку. После чего, судя по всему, Рюрика с варягами и пригласили — морскую оборону держать. Больше Лодброк к нам с войной не совался, хотя сына здесь потерял… Да и судя по археологическим данным, скандинавы в наших местах предпочитали вести себя тихо и мирно. Опять же генетически не очень-то наследили. Потому что не были славянские «селяне» пассивным быдлом, которое всё стерпит.

Параллельно с мифом о суперкрутости викингов муссируется ещё один — об их супержестокости. Вместо вполне патриархального рабства, которое у них было в действительности, за типично-реальное выдаются страшилки из «Старшей Эдды» с её запредельными персонажами и страстями, неподсудными повседневной морали. Помимо этого читателю предлагаются лишь тонкие намёки на толстые обстоятельства. И рабам-то у нурманов живётся хуже некуда, и дочери князя уж лучше попасть в руки к чудскому вождю, лично обозлённому на её отца, но только не к нурманам, и из-за моря-то Варяжского никому нет возврата! Сплошная тень на плетень, ничем в тексте не подкрепляемая.

Скромное правдоподобие vs любовь к спецэффектам

Из сюжета местами торчат белые нитки. Для начала князь отправляет дочь

осторожно, спойлеры

Сцена последней погони (не считая некоторых технических деталей) изумительно хороша. Колебание весов (задержки, посадки на мель…), отчаяние, надежда и внутренняя решимость Радима («Не сдамся! Не сдамся!») вместе с жертвенностью Ольги по-настоящему впечатляют. В момент предельного напряжения автор заставляет героев по-новому раскрываться — и делает это со всем блеском таланта!

Главные и второстепенные герои

Понравилось, как выписаны оба главных героя.

Другое дело, что оба, с точки зрения традиций и требований века — натуральные диссиденты. Ольгу решительно не устраивает пресловутая «женская доля». Радим спит и видит, как бы стать воином, покинув свой род и все его ценности. То и другое по тогдашней эпохе — бунт калибра выхода из КПСС в сталинские времена: точно так же вся жизнь под откос! Выпадение из векового уклада, о чём тогдашний человек помышлял с ужасом! К тому же причины бунта никакими особыми обстоятельствами не объяснены. Типа характер такой?

Почему подросткам 10 века так любят приписывать психологию современных тинэйджеров, снижая планку познавательной стороны?

В остальном Ольга очень понравилась. Настоящая юная княжна, умная, образованная, прекрасно осознающая свой статус и перспективы, историю и честь своего рода. В плену у разбойников держится с достоинством, без соплей и истерик. Трезво оценивает ситуацию, даже пытается интриговать, склоняя людей на свою сторону и добывая нужные сведения. Даже изменницу Дайну не гонит, что мне особенно импонирует. Уже видно, какой правительницей станет в дальнейшем! И, главное, автор обошёлся без «отсветов» её великой судьбы, здесь она вылепливает будущее сама, хотя не знает об этом.

Радим был бы очень хорош, если бы постоянно не цитировал голливудский штамп: «Я не могу, я не смогу…» и не забыл так мгновенно о пропавшем отце. Если Ольга воистину дитя своей семьи, то Радим словно инкубаторский, без рода, племени, культуры, прошлого и домашнего окружения. Такое недопустимо, когда в центре повествования человек 10 века.

Его поведение в финале, впрочем, многое искупает.

Второстепенные персонажи удались хуже.

В Дайне с самого начала открытым текстом обозначена «тёмная сторона». Возникает вопрос, неужели при Ольге не нашлось более доверенной и верной служанки? И зачем автору понадобилось исходно срывать ореол таинственности, раскрывая её как предательницу, сдающую Ольгу похитителям? Вот бы мы всю дорогу гадали, друг она или враг. Другая возможность — заставить Дайну выбирать и метаться между верностью маленькой княжне и долгом перед своим племенем. Всё это, увы, не реализовано, в итоге персонаж лишён развития, а потому скучен.

Ёрш, к сожалению, удался ещё менее интересным. С самого начала это выставочный образец плохиша, трусливый любитель поглумиться над слабыми… ну и до кучи прыщавый, словно это о чём-то говорит. Зачем было его таким делать? За полностью предсказуемым персонажем, которого ещё и мажут только одним цветом, просто неинтересно следить. Особенно обидно, что общение с Ольгой его никак не меняет. Вот бы в завалящей душонке что-нибудь шевельнулось?

Перспективен в этом плане Хриси — «дитя набега», сиречь насилия. Кривич по матери, он носит скандинавское имя, гордится своей долей нурманской крови, слышит её «голос», считает её «сильной». За всем этим должна стоять история, полная пронзительного психологизма, но… на неё ни намёка. Мы только видим, как Хриси неприкаянно ищет, к кому бы примкнуть и, кажется, комплексует, точно современный метис: «ни там, ни здесь» (хотя людей мешаной крови было через одного). Я бы к сцене гадания добавила некую фразу, которую Ольга по наитию говорит этому мятущемуся человеку, и её слова западают Хриси в душу, помогают обрести внутренний стержень. Тогда то, что он не выдаёт их с Радимом, позволяя удрать, стало бы настоящим завоеванием Ольги.

Музыка и звери

В книге ни единого разу не помянут ни один музыкальный инструмент (только сигнальный рог в финале кричит), а песни представлены лишь пьяным ором разбойников. Между тем пение сопровождало практически любую человеческую деятельность, от гребли на корабле до полевых работ, от женского рукоделия до сражений. Умение слагать песни и исполнять их под собственный аккомпанемент были обязательной составляющей воинского комильфо. И у скандинавов, и у славян. У славян гусли были сугубо мужским, воинским инструментом, на них мастерски играли богатыри... К сожалению, эту сторону автор обошёл совершенно.

Начисто нет и домашних животных. А ведь в доме, где под волчьей шкурой спит Ольга, наверняка ловит мышей ручной хорёк (о наличии кошек историки расходятся во мнениях). В купеческом поезде просто необходимы обозные псы — живая тревожная сигнализация. И викинги на кораблях, по историческим свидетельствам, кого только с собой ни таскали. От кошек аж до коров, чтобы постоянно пить свежее молоко…

Резюме:

«Полёт сокола» — первая (простите за каламбур) ласточка почти угасшего жанра. Дай-то Бог, чтобы не последняя! Я рада, что увидела её появление. Отзывы в Интернете пестрят требованиями продолжить приключения любимых героев, и я к ним с удовольствием присоединяюсь.

Оценка: 8




Файлы: big.png (45 Кб)



  Подписка

Количество подписчиков: 34

⇑ Наверх