http://www.fantlab.ru/images/editions/big/39990" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>
Ричарда Матесона я взял на заметку очень давно, еще в начале 90-х. Именно тогда я прочел два первых его рассказа — «Нажмите кнопку» («Посылка») и «Стальной человек». Чуть позже был издан сборник «Я-легенда». С тех пор прошло очень много времени. Были более-менее успешно изданы томики Финнея и Янга, Тенна и Рассела. И вот наконец, очередь дошла и до рассказов Матесона. Видимо, надо сказать спасибо Голливуду, экранизировавшему в последнее время «Легенду» и рассказ «Кнопка», вошедший в этот сборник.
Должен сказать, я не зря так долго ждал этого сборника. Несмотря на то, что не все рассказы написаны на одном уровне, мастерство автора очевидно и чтение сборника доставило мне немало приятных минут. Что бросилось мне в глаза в первую очередь?
Во-первых, разнообразие жанров, в которых творит автор. Заметное место в его творчестве занимает хоррор. При этом Матесон пробует свои силы в самых разных его разновидностях. Привидения и вампиры, дети-убийцы и городок людоедов, смерть, звонящая по телефону и даже старина Ктулху встретят вас на страницах этих рассказов. Немало у Матесона и классической фантастики, такой, как писали ее в старые добрые шестидесятые, при этом весьма разнообразной. Особенно хочется отметить в этой связи «Стального человека», «Немого» и пронзительный «Тест». Во многих рассказах, представленных в этом сборнике, нет ничего фантастического или мистического. Но, хоть я и не являюсь поклонником триллеров, не могу не восхититься тем мастерством, с которым автор может нагнетать напряжение в рассказе и заставлять нас сопереживать своим героям. Особенно запомнилась мне «Дуэль», да и «Завершающий штрих» хорош.
Во-вторых, нравится мне и лаконичная и очень емкая авторская манера. Матесон пишет рассказы именно так, как и нужно их писать — четко, сжато и энергично. При этом почти в каждой истории автор применяет свой фирменный трюк — пытается в концовке показать нам события совсем в неожиданном ракурсе, поставить всю картину с ног на голову. И, несмотря на то, что к середине сборника я уже почти приспособился к манере автора, Матесону нередко удавалось обманывать своими хитрыми ходами. Так что любителей заранее предугадать концовку ждет немало непростых задачек.
В-третьих, в большинстве рассказов автора содержится сильный гуманитарный посыл. Рассуждает ли автор о проблемах детей или стариков, о сложностях в семейной жизни или о желании заполучить чужое любой ценой, он всегда занимает четкую и понятную позицию. Рассказы Матесона не просто развлекают, они заставляют читателей задумываться.
В-четвертых, автору не откажешь в тонком знании психологии. Чего стоит, например, «Распространитель». Нельзя не отдать должное и чувству юмора Матесона, которое он демонстрирует в самых неожиданных эпизодах, например в рассказе «Похороны».
Да, не все рассказы сборника написаны одинаково сильно. Порой чуть провисает сюжет, порой ситуации кажутся несколько надуманными. Несколько раз в старании закрутить неожиданную концовку автор явно перестарался. Но на фоне многих сильных рассказов эти недочеты почти незаметны.
Не могу не отметить и легкость авторского стиля, и хороший перевод, который сумел ее передать.
Не буду вдаваться в подробности о каждом рассказе. Почти на все из них я написал отзывы. Особо отмечу «Тест», «Кнопку», «Дуэль», «Визит к Санта-Клаусу», «Жертву», «Стального человека» и «Рожденного мужчиной и женщиной».
Общая оценка сборника — 8, 5 баллов. Смело могу рекомендовать его как поклонникам классической НФ, так и любителям хоррора и даже тем, кто хочет прочесть несколько хороших триллеров