Ковчег 47 Либра и Ледяная


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «А. Н. И. Петров» > «Ковчег 47 Либра» и «Ледяная скорлупа» Бориса Е. Штерна: два новых слова в российской научной фантастике
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Ковчег 47 Либра» и «Ледяная скорлупа» Бориса Е. Штерна: два новых слова в российской научной фантастике

Статья написана 26 октября 2019 г. 23:08

Были у меня и другие варианты заголовка: «единственные научно-фантастические романы России», «все, что вам нужно прочитать из российской научной фантастики» и «наконец-то российская научная фантастика!», но в итоге выбор пал на самый корректный — просто в знак уважения к сдержанности, с которой автор говорит о наболевших научных, социальных и литературных проблемах.

При этом все другие варианты — чистая правда. «Ковчег 47 Либра» и «Ледяная скорлупа» — это единственные в своем роде российские романы в поджанре hard science fiction (не космоопера, не science-punk/кибер-панк, не социальная фантастика), демонстрирующие, как можно и желательно в этом поджанре работать. По традиции, это долгожданное в российской фантастической литературе событие осталось почти незамеченным фэндомами. Более чем уверен, что почти никто из вас об этих книгах не слышал, не то что не читал, даже если вы интересуетесь hard-sci-fi и сайенс-панком вроде Питера Уоттса, Ханну Райаниеми, Грега Игана, Яцека Дукая, Аластера Рейнольдса и т. д.

Причина безвестности книг Штерна понятна — это, фактически, самиздат: они выпущены в издательстве при газете научной тематики «Троицкий вариант», где Штерн работает главным редактором. Написано, де-факто, для себя и друзей, просто на совесть, чтоб было, и издано без какой-либо попытки продвижения. «Ковчег 47 Либра» я случайно выцепил на Озоне в разделе «Букинистика», а «Ледяную скорлупу» пришлось заказывать на сайте самого «Троицкого варианта». Хорошо хоть автор сам себя и свои работы добавил на Фантлаб, а то б у меня никаких шансов узнать о нем не было.

Казалось бы, мало, что ли, у нас самиздата, мутным графоманским потоком заливающего Интернет и временами исторгающегося в реальность гейзерами никому, кроме авторов, не нужных печатных тиражей? Ну захотелось некоему взрослому человеку увидеть свои нетленки в бумаге, его право за его деньги, читатели-то тут причем?

В моем случае сработал интерес к автору, настоящему ученому-астрофизику, доктору физико-математических наук и ведущему научному сотруднику Астрокосмического центра ФИАН и Института ядерных исследований РАН, который в какой-то момент решил, мол, хватит это терпеть, и написал научно-фантастический роман так, чтобы он относился именно к НАУЧНОЙ фантастике, а не к латентной технофэнтези. Разумеется, никакие титулы и внелитературные компетенции Штерна не давали гарантию, что получится хоть что-нибудь приличное, и тем не менее, я рискнул.

И не прогадал. Борис Евгеньевич на старости лет оказался неплохим прозаиком, чья полнейшая писательская дикость вывела его, в общем-то, нишевые романы на уровень общезначимой литературы. Я думаю, он сознательно выбрал рискованный путь писать так, как если бы никаких литературных традиций фантастики не существовало — во-первых, чего ему терять-то, будучи полностью самореализованным человеком за шестьдесят; во-вторых, а как иначе рассказать о том, что считаешь действительно важным, не потерять суть за заборами нарративным норм?

Ладно, ближе к делу.

«Ковчег 47 Либра»
Борис Е. Штерн
Ковчег 47 Либра
Издательство: Троицк: Троицкий вариант, 2016 год, 2000 экз.
Формат: 60x90/16, твёрдая обложка, 344 стр.
ISBN: 978-5-89513-395-8

Аннотация: Через световые годы пустого космоса мчится с невообразимой скоростью Ковчег. На этом корабле — семена растений, зародыши животных, эмбрионы людей. Со всего этого со временем начнется ускоренная эволюция биосферы и терраформирование планеты 47 Либра b.

Какова будет цивилизация на этой экзопланете? Удастся ли закрепиться Человечеству-2 на новой родине и обогнать в своем развитии Землю? В конечном итоге — что станет с разумом в известной части Вселенной? На эти и ряд других вопросов читатель найдет ответы в книге «Ковчег 47 Либра».

Комментарий: Внецикловый роман.
Оформление Максима Борисова. В оформлении обложки использованы фотографии NASA.

«Ковчег 47 Либра» — это роман о месте и роли науки в жизни человечества, замаскированный под историю о колонизации землянами ближайшей из доказанных землеподобных планет. Маскировочные условия — тот самый hard sci-fi- сюжет — автор задает весьма жесткие: планета удалена от Солнца на 60 световых лет, при этом за прошедшие от наших дней до начала основных событий 150 лет не было изобретено ровно ничего для того, чтобы долететь до этой 47 Либра b в хоть какое-то вменяемое время — и, что принципиально, не открыты никакие новые законы физики или механизмы обхода существующих для путешествий даже с околосветовой скоростью, не говоря о сверхсветовой. Штерн предупреждает с самого начала: извините, уважаемые читатели, но сказки не будет, быстрее света никак, на околосветовой вас зажарит космическими излучениями, ну а кто решит прыгнуть в «кротовую нору», выйдет с другой стороны фаршем из экзотической материи. Таков макгаффин первой, основной части романа; над его достижением, то есть колонизацией 47 Либра b, и будут работать главные герои.

Писательская дикость проявляется с первых же страниц — Штерн не в курсе закона «автор мертв» и начинает повествование с честного дисклеймера, во-первых, что 47 Либра куда дальше 60 световых лет и массивнее/ярче солнца, но ему не хочется менять красивое название, во-вторых, что в книге не будет драк-погонь-терактов, всякого такого оживляжа, потому что — а зачем? Отмечу, что ни любовной линии, ни семейной драмы, которыми принято разбавлять производственную фантастику, в книге тоже нет (один-единственный персонаж разругался с женой, из-за чего, правда, полностью переменилась судьба разумной жизни). Автор игнорирует все шаблоны и общие места, которые для его конкретной истории не требуются, и использует для решения сюжетных задач любые запрещенные приемы, например, останавливает действие и обращается к читателю напрямую или устами персонажей читает лекции по астрофизике/биологии/экзоклиматологии (слышу стон критика Василия Владимирского).

Первая глава — это пейзаж+эссе о (не)зарождении жизни. Вторая глава — это вводная лекция об открытии 47 Либра b, которую дед одного из главных героев рассказывает воображаемому самому себе шестидесятилетней давности. Собственное действие начинается только в третьей главе, да и то речь о сцене, где двое ученых, расслабляясь с коньячком на природе, общаются за все научное подряд и в режиме «почему бы нет» приходят к идее, что надо бы отправить человека на 47 Либра b — просто потому что до них этого никто не сделал и после них, вполне вероятно, никто не захочет впрягаться. А значит, кто, если не они?

В общем, поначалу Штерн оправдывает худшие опасения и упорно отказывается играть с читателем по общепринятым правилам. Только-только он дает в пятой главе любителю сай-фая ожидаемое — конструирование космического корабля — как в шестой предлагает почитать о стихотворной фарсовой постановке «Ноев ковчег» студенческого театра. Что за бардак у вас в романе, Борис Евгеньевич, раз уж вы сами к нам напрямую обращаетесь? Выходит, вы пишете просто бытовуху из жизни ученых — беседы, попойки, мозговые штурмы, заседания кафедр, творческая самодеятельность?

И вы знаете, да, автор и правда пишет только о том, что знает, максимум, о том, о чем проконсультировался с коллегами из других дисциплин. Тут-то бы и умереть читательскому интересу, ведь внутряк какого угодно рабочего коллектива ничем не отличается от любого другого, а тут еще и дистиллированный внутряк, сплошные рабочие отношения и ничего личного — но ровно на шестой главе лекционный капустник заканчивается и начинается то, за чем, собственно, Штерн нас к себе и позвал. История о подвиге ученых во имя разумной жизни.

Фабульный переключатель с плохой прозы на хорошую очень простой: главные герои выходят из тепличных условий насиженных лабораторий в реальный мир и начинают пробивать дорогу к воплощению проекта «Ковчег 47 Либра» сквозь гранитные толщи непонимания и бездонные пропасти пофигизма. Им, кабинетным ученым, приходится заниматься совершенно не научными вещами — рекламировать проект, устраивать пресс-конференции, объяснять потенциальным инвесторам, в чем вообще смысл вкладываться в нечто с двадцатитысячелетним горизонтом исполнения, привлекать сторонников, собирать успехи по крохам и с горечью наблюдать, как мало удалось собрать ресурсов.

А затем, когда происходит один из двух фантдопов первой части романа — вдруг откуда ни возьмись герои получают триллион долларов от мецената-романтика — им становится только хуже, поскольку, по сути, этим триллионом они оказываются приперты к стенке: уже нельзя отступиться или с достоинством проиграть обстоятельствам. Все, ребятки, вот вам деньги, а теперь реально постройте и отправьте на вашу Либру беспилотный корабль с полным комплексом терраформирования и гуманизации этой, как ее там, планеты.

Последние восемьдесят страниц первой части — это, на мой вкус, самый сок романа. Штерн откровенно, беспощадно к героям и едко к противникам рассказывает, как вообще живут ученые, через что им приходится проходить на пути реализации важных и для них лично, и для всего человечества, да и в целом жизни во Вселенной проектов. А проходить приходится через многое. Во-первых, через зависть: а чего это денег, да еще столько, дали непоймикому на фантастическую ерунду, а не нам на полезные обществу вещи — или еще проще — а почему не нам?! Во-вторых, сквозь невежество в верхах и низах, бредовые и завиральные идеи ничего не понявших или не желающих понимать властей и толп.

Зависть и невежество порождают колоссальное сопротивление разработкам, строительству и испытаниям оборудования, на фоне которого сами амбициозные задачи по отправке в десятитысячелетний полет корабля с семенами жизни и разума на борту представляются не такими уж нерешаемыми.

Да, крайне трудно создать программу воспитания первого поколения людей, у которого не будет других воспитателей, кроме роботов и электронных симуляций человека — но выход есть. Сложно сконструировать самовоспроизводящиеся механизмы-строители стартового комплекса на 47 Либра b — но можно. Построить циклопический двигатель без движущихся частей намного тяжелее, чем его спроектировать. Но что действительно трудно, сложно и тяжело — так это удержать самих себя и своих последователей от желаний махнуть на все рукой, десятилетие за десятилетием вести невероятный проект к воплощению в реальность и не ломаться от усталости, отчаяния, естественных и искусственных препятствий.

Ученому недостаточно быть ученым, чтобы вести науку вперед — ему нужно быть талантливым оратором, дипломатом в общении с власть предержащими и проповедником в общении с простыми людьми; нужно иметь бесконечное терпение для контактов со СМИ (на журналистов у автора особый зуб, и я как журналист вполне его понимаю) и незамыливающийся глаз для поиска талантливых специалистов, которых в растущую команду требуется все больше. Становится понятно, почему в начале романа было так много лекций и прочего инфодампа — непосредственно наукой ученый может заниматься только в изолированных условиях, а в открытом мире он куда больше времени занимается пиаром и менеджментом, стараясь не сойти с ума от водоворота встреч, переговоров, претензий и непрестанного потока глупых вопросов.

Когда первая часть подходит к концу и корабль наконец-то улетает (не спойлер), не верится, что у героев и правда все получилось. Это, наверное, второй большой фантдоп в романе. Оба фантдопа (триллион на проект и реализация проекта с 50-летним сроком), кстати, не научно-технические, а социальные, в то время как с технической частью все очень строго: кратко, но емко разобраны все ограничения полета и требования к конструкции корабля и программе терраформирования, в результате перед нами не столько научная фантастика, сколько научный реализм (в противопоставление, например, магическому реализму).

Про приличную вторую и замечательную третью часть книги прямо боюсь что-либо писать, поскольку там как раз спойлер на спойлере. Давайте вы просто будете знать, что там все получилось, но не совсем. В идейном же плане, добравшись до заветной 47 Либра b, Борис Евгеньевич раскрывает все свои мысли о будущем человека и разума, неуместные в пусть планетарных масштабов, но все же сравнительно узком производственном повествовании.

Теперь, когда рассказчику и его героям не мешают ни завистники, ни невежды, можно спокойно понаблюдать за зарождением, развитием, расцветом, упадком и возрождением цивилизации. По сути, эти части — двойная утопия, одну населяют с первого поколения высокообразованные, гармонично развитые интеллектуально и физически, воспитанные на лучших гуманистических принципах люди, а другую — еще более совершенные пост-человеческие существа. Таков ответ автора на вечный вопрос, где же возможна эта вечная мечта о земном рае — за 60 световых лет от Солнца и двести веков от настоящего времени. Там, где есть огромный открытый мир, на котором очень долгое время места хватит всем, и нет никакого культурного опыта войн, убийств и прочих преступлений против человечности. Да, это (почти) голый человек на (почти) голой земле, все, как завещали классики, ради этого-то энтузиасты из первой части и совершили невозможное, сдвинув приунывшее человечество с мертвой точки, эта утопия и стала опорой, с помощью которой они перевернули мир.

О третьей части мне лучше вообще молчать, чтобы не испортить радость читательского открытия, но, поскольку совсем промолчать как-то неловко — вон сколько слов о первой части написал — отмечу лишь, что, на мой взгляд, она пусть и тяжелая для принятия, но совершенно логичная. Оглядываешься назад и становится понятно — да, к этому все и шло еще там, на Земле. Одни могут оступиться или погибнуть случайно, но система продолжит действовать, разум выживет в той или иной форме, в соответствии с ключевым для книги принципом «чтобы как можно больше разумных существ увидели эту Вселенную и воcприняли ее во всей красе». Поэтичная и научно обоснованная история получилась, с должным для sci-fi охватом и качеством теорий и технологий, вполне приличной литературной работой и честными, откровенными взглядами на человека и его перспективы. И с кучей иллюстраций, кстати!

«Ледяная скорлупа»
Борис Е. Штерн
Ледяная скорлупа
Издательство: Троицк: Троицкий вариант, 2018 год, 500 экз.
Формат: 84x108/32, мягкая обложка, 212 стр.
ISBN: 978-5-89513-429-0

Аннотация: В книге описана технологическая и, частично, социальная история гипотетических жителей глубин спутника Юпитера Европы. Перед взором читателя встают века чужой истории — от седой древности до возникновения технически развитой цивилизации. Европианам предстоит пробить главное препятствие в познании окружающего мира — ледяную скорлупу. Но, оказывается, пробить толстый слой льда бывает проще, чем слой невежества и равнодушия...

Комментарий: Оформление Максима Борисова.
В оформлении обложки и в качестве двух рисунков (поверхность Европы на с. 200 и Ио на с. 206) использованы снимки NASA ("Галилео" и "Вояджеры").

Кто к этому моменту заскучал, тот пусть взбодрится, потому что теперь я расскажу о том, как Б. Е. Штерн знатно повеселился сам и развлек читателя (с известной долей познавательности) во втором романе «Ледяная скорлупа». Что делать писателю после того, как он написал основополагающую дебютную книгу? Конечно же, писать вторую основополагающую книгу. Ровно так Борис Евгеньевич и поступил, выдав после образцового научно-реалистического романа образцовый инопланетный научпоп. На самом деле, автор ни о чем таком эпичном не думал, когда писал «Ледяную скорлупу», ему просто захотелось полноценно беллетризовать часть более ранней, документальной книги по космологии «Прорыв за край мира». В «Прорыве» моделирование научных процессов на юпитерианском спутнике Европа носило исключительно развлекательный характер — мол, а давайте пофантазируем! — но в какой-то момент Штерн посмотрел на эту фантазию чуть более серьезно. В результате получилось нечто вроде второй части «Ковчега», то есть еще один роман о Разуме и Науке, только в совершенно иной сюжетной обертке.

«Ледяная скорлупа» — это кратенький (200 страниц) экскурс в социально-политическую и научно-философскую историю европиан, восьмируких хемитрофов, живущих в почти полной темноте и бешеном давлении дна океана Европы, закрытого от внешнего мира толстенным слоем льда. Заход очень смелый, ведь европиане и их планета ни в чем не похожи на землян и Землю: их основным чувством является слух, а не зрение, передвигаются они во всех трех измерениях, не имеют ни малейшего представления о газах и горении, невозможных при давлении в сотню атмосфер в бескислородной среде, а над ними не небо, солнце, звезды и облака, а непроглядная и непросвистываемая тьма. Кто-то подобный мог бы зародиться в глубинах наших океанов, вот только шансов просто так выбраться со дна на поверхность у европиан никаких. Для любителей sci-fi такая задумка уже сама по себе интересна, ведь она позволяет взглянуть с совершенно чужой точки зрения на нас самих — о каких наших преимуществах перед возможными разумными существами мы даже не задумываемся.

И научно-популярная часть не разочаровывает: автор последовательно проводит читателя по ключевым моментам: обнаружение ледяного неба (задача не такая тривиальная, как может показаться), открытие силы Архимеда (еще менее тривиальная задача для существ, не знающих никакой другой среды, кроме воды), приручение электричества, великие географические открытия, завершающиеся осознанием, что Европа круглая и вертится. После этого вскрываются поражающие европианское воображение факты, что планета вращается вокруг чего-то большого в компании похожих миров, а где-то там далеко есть еще более огромное небесное тело, излучающее невообразимое количество света. Каждое открытие является результатом накопления знаний, противоречащих предыдущей картине мира — рано или поздно находится энтузиаст, который не может от них просто отмахнуться и пытается путем экспериментов установить, в чем же дело. Моя любимая часть — это случайное открытие вращения Европы при попытке наладить гироскопическую навигацию, сразу вспоминаются многие случаи земной истории с тем же сюжетом: делали что-то одно, а обнаружили нечто совсем другое и куда более важное.

Но Штерн не был бы Штерном, каким мы увидели его в «Ковчеге», если бы не завернул в научно-фантастическую оболочку размышления о нелегком пути разумной жизни из темных веков в просвещенные (и назад). Автор показал, что, несмотря на принципиально разные биологические и климатические условия существования, цивилизации обречены на прохождение примерно одних и тех же этапов.

Познание окружающего мира всегда начинается с мифологической модели, когда явлениям природы приписываются более-менее произвольные причины и следствия с обязательным их олицетворением в виде богов, духов и прочих сверхъестественных существ. Первые научные открытия совершают или бунтари из чувства противоречия, или мудрецы, морально готовые усомниться в привычной картине мира. При этом первые открытия особо никого не волнуют, священнослужители или игнорируют их, или устраивают гонения, ну а в лучшем случае по приказу властей вписывают научные факты в свои религиозные учения.

Кардинальные перемены происходят только тогда, когда знания дают существенный прирост прикладных технологий — в случае европиан это улучшенная локация, электрогенерация и расширение ойкумены. Власти наконец-то дают добро и ресурсы на развитие науки, а также, что важно, защиту от религиозных деятелей, какое-то время образование и интеллект оказываются модными. Но потом наступают примерно наши времена, о которых Борис Евгеньевич самого худшего мнения. Эпоха удовлетворения — так этот период называется в европианской историографии — замещает европианца производящего европианцем потребляющим и заканчивается ровно в тот момент, когда технических специалистов оказывается слишком мало для обслуживания жизненно важной инфраструктуры.

Электростанции остановились, коммуникации между городами прерваны, кругом паника и мародеры, цивилизация отброшена назад в темные века — конечно, с тем отличием, что все открытия уже совершены. Что делать в таких условиях? Надо просто продолжать работать тем, кто работать еще может, восстанавливать сломанное и разрушенное, а главное — сохранять знания. Сохранять знания куда проще, чем добывать их заново.

А дальше — бесконечная синусоида: из упадка цивилизация ползет к технологическому и интеллектуальному расцвету, там приунывает, разнеживаясь в комфорте и довольстве, рушится в пучину некомпетентности, лежит на дне некоторое время и вновь ползет к расцвету. В пучине задача — не растерять добытое, а на пике — подняться еще на несколько ступенек вверх по лестнице познания. В какой-то момент европианам удается-таки просверлить ледяное небо и увидеть Юпитер, соседние спутники, Солнце и даже Землю, отравленную кислородом планету, на которой вполне могла бы зародиться жизнь — но затем синусоида истории вновь идет вниз.

Так Штерн иллюстрирует свое видение места науки в жизни цивилизации: она интересна и поддерживается властями и простыми людьми только тогда, когда меняет благосостояние общества в лучшую сторону; когда же у исследований и экспериментов нет очевидного практического применения, поддержка сменяется сначала скепсисом, затем неприязнью. Продвижение научных ценностей постоянно затрудняется, с одной стороны, фантазерами, чьи сказки выглядят куда привлекательнее для общества, чем сухие цифры и сложные термины, с другой стороны, очень тупыми СМИ, которые переврут и превратят в ШОК СЕНСАЦИЯ УЧЕНЫЕ РАЗРЫДАЛИСЬ КОГДА УВИДЕЛИ ЭТО сколь угодно простыми словами пересказанное научное открытие.

Отличие от «Ковчега» в «Ледяной скорлупе» в том, что тут автор дает волю своему сатирическому яду и позволяет политикам, религиозными деятелям, журналистам, обывателям и даже писателям-фантастам Европы вдоволь саморазоблачаться и выходить к читателю в самом неприглядном свете. Стесняться некого, ведь все совпадения европианской жизни с жизнью земной совершенно случайны. И это тоже помогает с неожиданной точки зрения взглянуть на нас самих и наши собственные обыденные представления об окружающем мире и его познании.

На этом, наверное, все. Очень хотелось бы рассказывать и рассказывать об обоих романах, но лонгрид и так слишком лонгридистый получился, а мне не хотелось бы, чтобы вы удовлетворились чтением одних лишь моих соображений. Очень многое из книг Штерна осталось в этой двойной рецензии за кадром, и я очень надеюсь, что вы теперь решитесь прочитать «Ковчег 47 Либра» и «Ледяную скорлупу» (если сможете их найти) и будете в дальнейшем говорить не «российской научной фантастики не существует», а хотя бы «не считая романов Б. Е. Штерна, российской научной фантастики не существует».

Во имя антропного принципа, пусть будет так.





4704
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 октября 2019 г. 23:42
Cпасибо за столь развернутую рецензию! В свое время читал «Ковчег...» — безусловно, книга сверхнаучна, и в этом плане превосходна. Но как литературная произведения (стиль и т.д.) все-таки серенькая. Правда, роман не убог стилистически и сюжетно (есть много «аналогов» на рыночке книжном, которые и ненаучны глубоко, хотя выдают себя за обратное, и ужасны в литературном смысле). Есть у него минус посерьезнее — несмотря на демонстрацию великих инженерных реализаций, мне показалось, что у автора таки мало веры в человеческую силу мысли. В итоге же, спойлер, человечество вымерло...
А вот «Ледяной скорлупой» заинтересовали. Попробую как-нибудь прочесть!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 04:35
Почему скепсис в превращении будущего в безудержную сказку «Идеального несовершенства» или «Квантового вора» — жто минус?
 


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 13:31
Я не упоминал этих «сказок».) Но тут дело в моем природном скепсисе к скепсису того, что человеческий ум не сможет преодолеть некоторых преград, которые, например, сегодня перед нами есть.
Но даже если забывать про этот момент, который, в основном, только из области «нравится-не-нравится», то «Ковчег» в литературном плане и вправду слабоват.(
 


Ссылка на сообщение28 октября 2019 г. 09:47
Ну, на точку зрения Штерна в «Ковчеге», да и в «Скорлупе» стоит смотреть как на алармистскую: ребята, не будете поддерживать науку, будете жить одним потребительством, получите, что у меня в книге написано — гомеостатическое общество, в котором ничего хорошего не происходит.
 


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 14:42
Ну всё-таки в «Квантовом воре» на сказку не похоже. Разве на мрачную легенду.
 


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 15:14

цитата osipdark

Но как литературная произведения (стиль и т.д.) все-таки серенькая. Правда, роман не убог стилистически и сюжетно

Серенькая, однако не убогая. ))))) Люблю Фантлаб за тонкую нюансировку. И, конечно, немного удивило, что вымирание человечества на космических, заметим, масштабах времени бестрепетно записано в «минус посерьезнее». Не имеет права автор! Обязан верить в добро и свет!
 


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 15:16
klesch990, я же в итоге признал, что вера и т.д. — вкусовщина) А вот стиль, язык — не самые литературные.
 


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 15:32
Серенький, но не убогий, минус посерьезнее, но вкусовщина. ))) Согласна, книга необычная, слова подобрать трудно. Лично я сомневаюсь, что к тексту, написанному умным образованным человеком с большим просветительским опытом, подходят слова «серый» и «убогий». Текст по-своему яркий, очень индивидуальный, читаешь и слышишь голос Б.Е. С литературной точки зрения претензий вообще-то нет — дай музы многим нашим лауреатам премий такой словарный запас и умение им оперировать. Текст вполне литературный КМК. Возможно, то, что вы хотите сказать, — он недостаточно художественный (литература бывает не только художественная, да?). Это верно. Но это — другое. Он сделан так, как уже не делают, это заря НФ, начало 20 века. Как вот это, например. https://fantlab.ru/wor...
 


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 16:35
Ну, простите, что я не назвал качественный с научно-просветительской, но не с художественной точки зрения текст идеальным.) Писали по-разному в разные времена и в разных странах, но научная фантастика современная, дня сегодняшнего, должна сочетать, на мой взгляд, и научность подобающую, и интригующие сюжеты, живых персонажей и т.д. К сожалению, не все из этих пунктов от художественной литературы здесь соблюдены. Только и всего, многоуважаемая klesch990
 


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 18:27
Интригующий сюжет в НФ превращает книгу в боевичок, и тем самым уничтожает популяризаторскую функцию.
 


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 18:39
А нужны ли научной популяризации окольные пути?
Блестяще написанная научно-популярная книга всяко лучше посредственной научно-фантастической тягомотины.
 


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 18:42
Нужны.
Нет.

Вы сами этого Штерна читали?
 


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 20:12
Сравнивать хорошую научно-популярную книгу с плохой фантастической немного хм... не думаю, что в этом сравнении есть хоть какой-то смысл. Лучше хорошая балерина, чем плохой киноактер. )))
 


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 20:33
Не «хорошую научно-популярную книгу с плохой фантастической», а хорошую научно-популярную книгу с плохой научно-фантастической.
Не надо «ловким движением руки» подменять понятия.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2019 г. 21:03
Даже если напишете не только полужирным, но и капслоком, это не отменит того факта, что вы сравниваете несравнимое. Знаю, о чем говорю.
 


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 20:08
А я требовала назвать этот текст идеальным? Вроде нет.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2019 г. 09:51
Персонажи там как раз очень живые, прям чуешь, что списаны с конкретных друзей, знакомых, коллег, оппонентов и врагов автора. Какая там прекрасная сцена общего собрания проектантов спустя сорок с чем-то лет после старта, совершенно натуральная.
Вообще, первая часть «Ковчега» — даже больше документальное произведение, отлично видно, что автор рассказывает о том, что уже есть, о том, как обстоят делать в науке и околонаучном окружении здесь и сейчас. А в будущее действие перенесено ради должной степени художественного остранения, что, кстати, свидетельствует об умении Штерна рассказывать истории.


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 00:04
Ковчег очень понравился, а вот Скорлупу в продаже найти не смог
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 04:32
Надо на сайте «Троицкого варианта» заказывать. Доставляют по почте, или самовывоз в Мск из «Циолковского».


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 07:43
Спасибо за обильное цитирование. Теперь точно знаю, что читать не нужно. Очень много банальной безвкусицы, вроде британских ученых или скатывания в занудно-снисходительную лекцию прям посреди повествования. Если это — новое слово в российской фантастике, то фантастику мне правда жаль.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 12:15
Ну если вся наука — это британские ученые, то жаль.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2019 г. 09:53
Лекция нормальная. Штерн — опытный лектор и популяризатор науки, если вам скучны, быть может, наука — это не ваше.
А британские ученые — это прям правда жизни. Каждый день приходят новости об очередном безумном открытии неведомых, всегда анонимных британских ученых, на основании которых строятся сколь угодно бредовые выводы журналистов, активистов, политиков и любых других любителей паранойи и шизофрении.
 


Ссылка на сообщение30 октября 2019 г. 12:23

цитата А. Н. И. Петров

если вам скучны, быть может, наука — это не ваше.

Смешно слышать. Вы не угадали.
Они скучны, потому что автор решил побыть капитаном очевидность, и толкает сущие трюизмы, нарушая структуру художественного текста. Он бы еще в трех абзацах рассказал почему звук в вакууме не может распространяться. Отсюда и снисходительность. Автор заранее считает, что читатель у него очень низок по уровню и ему нужно все объяснять, начиная чуть ли не с таблицы умножения. Мне же подобные отступления после того же Игана или Рейнольдса читать банально скучно.
Вообще все эти лекции, при чем даже не словами автора, а тупо в лоб, очень сильно ломают восприятие текста как художественного произведения. Даже авторы хард-НФ себе такое не позволяют вообще, или позволяют исключительно редко и только для самых сложных вещей и понятий.

цитата

А британские ученые

это популярный интернет-мем. Про него даже статья в википедии есть. Использование интернет-мемасиков плоховато сочетается с серьезной НФ.


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 10:19
Надо было оставить первое название как почти, пожалуй, верное. Кроме Штерна еще Ибатуллин постарался да и вот, пожалуй, сейчас и все.
Жаль, что слово если и новое, то уж больно тихое. Не перекричать небанальную высоковкусовщину, слишком нишевая вещь.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 12:38
Из такой ниши вылазить не хочется) Я Ковчег сразу после Авроры читал, Ковчег перечитывать буду, а вот Аврору (при всем уважении к Робинсону) вряд ли.
 


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 13:08
Золотые слова :-). Но вот не клеится пока российская твердая НФ. Хотя где она сейчас клеится, только в Канаде, такое чувство...
 


Ссылка на сообщение28 октября 2019 г. 09:55
У Ибатуллина нормальное начало с вольфрамовой бомбардировкой Земли, прикольный нейминг кораблей, но на этом всё. История там строится из предпосылки «в будущем все ну тупыыые», поведение персонажей состоит из глупостей и идиотизмов. Ему бы редактора или соавтора, чтобы доделать неплохую историю до приличного состояния.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2019 г. 11:02
Да,кстати,тоже от «Розы и червя» большего ожидал. Задумка была интересная,а вот реализация ...А вот «Ковчег» Штерна прям жесткая,до хруста,НФ.


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 13:47
давайте сделаем кнопку «читать целиком» обязательной для публикаций вне личных колонок, это же просто как мыть руки перед едой
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 14:38
или хотя-бы попросим ТСа не фигачить 1167 x 1212 пкс картинки в текст.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2019 г. 09:57
Книга лучше.
Следующая рецензия, возможно, будет без цитат, хотя вряд ли.


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 15:04
Спасибо за наводку. Заказал обе книги на сайте Троицкого варианта
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 октября 2019 г. 09:56
Ура! Да, это, пожалуй, наиболее прямой способ получить обе книжки в домашнюю библиотеку.


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 18:33
Если это «два новых слова в российской научной фантастике», то ну уж очень она немногословна.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 октября 2019 г. 09:59
Всё так. Сай-фая русскоязычного очень мало. Хард-сай-фая около нуля (Горькавый?).


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 20:40

цитата А. Н. И. Петров

Более чем уверен, что почти никто из вас об этих книгах не слышал


Как оказалось, большинство комментаторов в теме:-) Я, например, узнал об авторе и его книгах несколько месяцев назад, просмотрев два видео на ютубе, где Штерн разбирает каждую из книг и отвечает на вопросы. Книжки в моем списке к прочтению, правда, судя, по всему, «Ледяная скорлупа» вряд ли утопия (у меня утопическая «специализация» в фантастике), да и в открытом доступе ее нет. Первая книжка вроде свободна для скачивания.

Автору рецензии — респект, так держать, Ваши материалы интересны и актуальны. И дальше находите вкусные книжки:beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 октября 2019 г. 10:00
Я только рад, что о книге знают 8-)
Лайк за респект, так держу по мере сил.


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 21:44
«Ковчег 47 Либра» прочел в прошлом году. НФ очень жесткая именно до степени фантастической науки. Но сама книга по отношению к будущему человечества весьма мрачная и неоптимистичная. Колонии у других звезд обречены быть вечно отделенными от Земли и пребывать в одиночестве — такой следует вывод. Получается, без сверхсвета только так и может быть — связное межзвездное сообщество принципиально невозможно без сверхсвета. Пишет Штерн очень интересно, но как-то мизантропично. В общем-то человек на фоне космоса это такой мыльный пузырик, что таковая мизантропия выглядит оправданной, но...перечитывать не хочется. При том, что первый раз читал с большим интересом.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 22:03
moonwalker72, ну так это ж физик, а не лирик. Лучше горькая научная правда, чем сладкая фантастическая ложь;-)
 


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 22:14
У Грега Игана как-то оптимистичнее выходит. Хоть он тоже не лирик (у него фирменный сухой стиль изложения — даже эмоции он рисует как чертеж).
 


Ссылка на сообщение27 октября 2019 г. 22:54
Иган тоже приговорил хомо сапиенс в Диаспоре. Только оцифровка сознания или киборгизация.)
 


Ссылка на сообщение28 октября 2019 г. 01:12
Не люблю в этом контексте слово «оцифровка» — оно ничего толком не значит. Предпочитаю «перенос на небиологический носитель». И да, в целом я с Иганом согласен — плоть для космоса неудобна. Почему-то Штерн этой темы не коснулся, видимо не был уверен в «твердости» результата. Ну и в этом случае сюжет был бы другим — если бы на планеты 47 Либра перенесли сознания, а не эмбрионы.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2019 г. 01:17
Да тут с обоими можно согласиться: и плоть неудобна, и межзвездный проект растянется на тысячелетия. Грустно, но интересно)
 


Ссылка на сообщение28 октября 2019 г. 10:47
Идея цифровизации у него уложена в технологию реплик. Тут Штерн тоже очень жестко подходит к перспективам: полной тождественности человеческой личности добиться нельзя, компьютерных мощностей недостаточно, чтобы даже полноценно симулировать самостоятельное сознание. Можно только создать более или менее качественный, так сказать, тридэ-снимок сознания, но работать он будет только на уровне продвинутой энциклопедии.
 


Ссылка на сообщение28 октября 2019 г. 12:33
Да нет, дело не в мощностях. Их, строго говоря, никаких не хватит просто потому что сознание (в своем полном и очень сложном иерархическом смысле) нельзя свести к машине Тьюринга. Потому я и сказал о носителе, а не о программе. Мозг — это не компьютер и если он в чем-то ведет себя как компьютер, то это лишь потому что мы не сознательно хотим его упростить — сделать понятнее. Не хотелось бы здесь оффтопный диспут открывать. Штерн, как серьёзный ученый, понимает сложность и непроясненность вопроса, потому не стал о таком писать — я так думаю.


Ссылка на сообщение29 октября 2019 г. 00:40
Спасибо за рецензии
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 октября 2019 г. 14:11
Мимими!


⇑ Наверх