Владимир Калашников Лига


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «пан Туман» > Владимир Калашников - "Лига выдающихся декадентов"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Владимир Калашников — «Лига выдающихся декадентов»

Статья написана 28 января 2020 г. 21:55


Я в свисте временных потоков,

Мой черный плащ мятежно рвущих.

Зову людей, ищу пророков,

О тайне неба вопиющих.


Размышляя о сочинении господина Калашникова, меня неумолимо тянет впасть во множество грехов, даром, что одна из повестей про декадентов выходила в "инквизиторской" антологии. В первую очередь, конечно, в грех перечисления, ибо количество знакомых персоналий не поддается учёту. Потом, в грех подражания, тут, кажется, уже впал. И наконец под занавес, в грех полемики. Но обо всем по порядку, то бишь — с начала.

Вначале никакой Лиги не было. Просто Боренька Бугаев попал в беду, подпав под влияние нехорошей женщины, и пришлось Василию Васильевичу Розанову, заручившись поддержкой Коли Вольского, по праву старых знакомцев помочь Боре. Да только на деле оказалось, что не всё так просто, Бугаев угодил в центр старого заговора "антимуз". Из-за них в своё время погиб Пушкин, пострадал Достоевский, да и Василию Васильевичу по молодости лет досталось, а теперь до Бори добрались. Цель коварных заговорщиц — убивать в писателях и поэтах тягу к творчеству (но можно — и самих писателей с поэтами), извращать и переиначивать творения, и в конечном итоге, конечно, вредить Империи. Список врагов не явлен явственно, но гадать не приходится — это союзников у России только два, остальные — противники.

На том и закончилось бы, не успев толком начаться, моё знакомство с книгой, ибо при всём своём многообразии подобное чтение удивительно одномерно, меняется только государственный строй, который прославляет автор. Но "Лига выдающихся декадентов" выгодно отличается от очередной пафосной утопии про хруст французской булки под имперским триколором своей... литературоцентричностью, что ли. Много было книг, где писатели и поэты выступали главными героями, где второстепенными — и вовсе не счесть. Но я не припомню книги, где все — ну, практически все — действующие лица были не чужды словесности. Не обязательно изящной. В "Лиге..." имеется, например, эсперантист и структуралист из последователей де Соссюра (о, радость, о счастье — пригодились знания, полученные в универе, даже в Гугл лезть не пришлось), который решил весьма радикально внедрить свои разработки.

Формально "Лига выдающих декадентов" – это детектив. Каждая повесть строится как расследование, с поиском улик, разработкой подозреваемых, ложными следами. Только покушаются на русскую культуру. Однако, главное здесь не разгадать личности преступника (чего гадать — зарубежные культуртрегеры шалят, на национальную идентичность посягают), а литературная игра, детективные коллизии лишь повод её завести. Тут Калашников демонстрирует недюжинную эрудированность, превосходит которую лишь его же изобретательность. Воссоздавая жизнь России на излёте Серебряного века он скрупулезен и внимателен до мелочей, вроде обуви или цвета кофты, но каждую такую детальку способен раскрутить совершенно неожиданным, а зачастую — и парадоксальным образом, превращая действие в подлинную фантасмагорию, где литература и конспирология шествуют рука об руку.

Возникает закономерный вопрос, стоит ли читать книгу тем, для кого литература тех лет terra incognita? Будет ли она им интересна? На мой взгляд, однозначно "да". Какие-то небольшие нюансы пройдут мимо, в Боре Бугаеве останется неузнанным один из главных теоретиков символизма, но удовольствия от книги это не умаляет. Во-первых, фантазия автора впечатляет и так, без дополнительного культурного багажа, а пополнить его в век доступного везде и всюду Интернета не проблема. Во-вторых, постмодернистский коллаж Калашникова не ограничивается Серебряным веком: герои периодически разрушают четвертую стену, "пророчествуют", заглядывая в будущее России, цитируют Высоцкого, изобретают хип-хоп и поминают феминитивы. Некоторые из шуток немного подвыветрились, пока книга шла к читателю, но большинство всё ещё акутально. В третьих, здесь умопомрачительный Хлебников!




Линцбах извинительно улыбнулся и толкнул дверь в учебный класс.

Сидевшие за партами чертёжники вдобавок к чёрным робам имели во рту кляп – деревянный шарик на резинке. Щёки перетягивала удерживающая шарик резинка. Округлявшиеся вокруг кляпа губы выглядели так, будто готовы были в любой миг плюнуть красным деревянным шариком – Розанов невольно прищурился. На груди у чертёжников висела миниатюрная звонница – деревянная рамка, в которой помещались разномастные колокольцы. Из-за пояса у каждого торчала двурогая вилочка – камертон.

– Это – новобранцы, – прокомментировал Якоб Иоганнович. – При помощи кляпа и звонницы – карильона, мы отучаем их от привычного языка.

– Русского, что ли? – с неподдельным простодушием вопросил Розанов.

– Русского, немецкого, греческого, – со всегдашней улыбкой перечислял Линцбах. – От любого языка, который препятствует качественной работе.

Линцбах рассказывал, ведя экскурсантов через классы с рядами кульманов:

– Для каждого вида деятельности предусмотрен специальный язык. Причём в случае труда бок о бок два разговора не перебиваются. Под землёй, так же как и во взаимном удалении, что бывает в ходе обмерных работ, удобен карильонный перезвон. Заметили звонницу в холле? Мы с её помощью доносим объявления и распоряжения в самые дальние уголки артельного дома. В шумном месте мы используем язык ритмических телодвижений и поз.

– Всё ясно: и тут без оргий не обошлось! – обрадованно шепнул Василий Васильевич другу по переписке.





1065
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение29 января 2020 г. 12:54
Книга прям отлично зайдёт на втором семестре четвёртого курса филфака. Был бы преподом в универе, так бы и рекомендовал. С одной стороны — все как родные будут после курса «Серебряного века». С другой стороны — неплохо расширяются знания о событиях того времени, так как Калашников берет в основу историй реальные случаи (то же загадочное исчезновение Минцловой). С третьей стороны — есть еще и удовольствие поискать, где автор ощибся/накосячил в моделировании персонажей (что работает, только пока знания об этом периоде из головы не выветрились).
Недостаток у книги один и огромный — «сезон» обрывается буквально на середине. 4 «серии» — это очень мало, хотя бы 8 надо, и чтоб какое-то раскрытие закулисы было ближе к концу, а то пока всё по верхам да по исполнителям ходят главные герои.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 января 2020 г. 15:39
Ой, как только речь заходит о «закулисе» все мои симпатии к книге стремительно испаряются. Так что не надо.
Но 4 серии, ещё и таких коротеньких, правда мало.
 


Ссылка на сообщение30 января 2020 г. 16:02
А я прям заинтригован. По условию вселенной, закулисой тоже должны оказаться реальные исторические личности. И вот интрига — кого же на эту роль поставит Калашников? Получится ли у него сделать это так же изящно, как получилось в этих четырех историях?


Ссылка на сообщение29 января 2020 г. 21:46
Спасибо за рецензию, заинтересовало. Серебряный век очень люблю, особенно самых выдающихся, Брюсова и Мережковского. Интересно, они в книге появляются?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 января 2020 г. 15:37
Только упоминаются. Калоши Брюсова использует в качестве талисмана, что присоветовал ей, кажется, Волошин, Мария Папер.
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2020 г. 21:24
На дуэли с Гумилёвым Волошин потерял в сугробе калошу. Этими калошами его стали дразнить («Калошин», вот, например, у Саши Чёрного: «Назовет меня... Вакс Калошин – разбитым горшком»). Чтобы избавиться от обидного прозвища, Волошин вместе с М. Цветаевой присоветовали калоши Папер и запустили про неё клеветы, ославив как ходящую по квартирам графоманку.
 


Ссылка на сообщение2 февраля 2020 г. 12:13
Вот не книга, а айсберг, на виду — малая часть, а скрыто несопоставимо больше. С комментариями можно издавать. Я только сейчас понял, что Мариэтта — это Мариэтта Шагинян.


⇑ Наверх