196 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 196. Иллюстрированный Пушкин: Повести Белкина. Гробовщик (художники постсоветского времени: И.Иванюк, С.Жужнев, С.Носовская)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

196. Иллюстрированный Пушкин: Повести Белкина. Гробовщик (художники постсоветского времени: И.Иванюк, С.Жужнев, С.Носовская)

Статья написана 7 февраля 2020 г. 13:46

Несколько книг с иллюстрациями к «Повестям Белкина», которые стихийно объединились на предыдущих обзорах первых двух повестей цикла. Критерий объединения назвать затрудняюсь — иллюстрации тут есть и хорошие, и не очень. Сегодня — продолжаем смотреть картинки к «Гробовщику».

И.Иванюк (1999)

Издание 1999 года. Пара карандашных рисунков к каждой повести и заставка. Заставки не приводятся — они скучные (натюрморты типа того, что вынесен на обложку), а рисунки своеобразные, есть индивидуальность. Художник И.Иванюк (однофамилец известного книжного иллюстратора В.Иванюка) вроде бы представлен на Фантлабе, и представлен совершенно заурядными рисунками. А иллюстрации к «Повестям Белкина» — очень достойные, особенно для 1999 года, когда отечественная книжная графика ещё не вышла из комы.

Адриян в гостях у Шульца

Шаржированные рожи персонажей. Оказалось, что это неплохо сочетается с пародийностью «Гробовщика» у Пушкина.

Ожившие мертвецы в гостях у Адрияна

И у скелетов тоже весёлое плутовское выражение лицевых костей.

С.Жужнев (2019)

Современная книга, изданная в 2019 году.

Иллюстрации в этой книге очень похожи на халтуру. Это перерисованные кадры из экранизаций к «Повестям Белкина». Сомнений почти не осталось, когда я разбирал картинки к «Метели» (см.).

А вот кинофильма по «Гробовщику» не сняли, поэтому художник оказался в сложном положении. Кадры, имеющие отношение к повести, перерисовывать неоткуда. Поэтому появляются какие-то сторонние композиции (видимо, из других фильмов).

Но всё же остаётся вероятность того, что иллюстрации из этой книги не халтура, а неумелый постмодерн.

Вот в «Гробовщике», когда художник оказался лишённым возможности заимствования, он пытается проявить юмор. Сцена, вроде бы, должна быть с ожившими мертвецами, но где скелет? А есть оказывается скелет — скелет селёдки (символ закуски к сивушным напиткам, вызывающим пьяные галлюцинации?).

Для объективного представления о разных уровнях современной книжной графики нужно, наверное, и такие книжки смотреть.

С.Носовская (2019)

Ещё одно новейшее (2019 г.) издание — папка-бокс, в которую вложены маленькие книжечки с отдельными повестями из белкинского цикла. Иллюстрации во всех книжечках выполнены в технике силуэтов.

Папка-бокс с повестями Белкина
Папка-бокс с повестями Белкина
«Гробовщик» из папки-бокса
«Гробовщик» из папки-бокса

К «Выстрелу» были помещены классические силуэты Гельмерсена, к «Метели» — симпатичные силуэты современной художницы А.Ростовой. К рассматриваемому сегодня «Гробовщику» силуэты исполнены другой современной художницей — С.Носовской. Посмотрим их.

Чаепитие Адрияна с Шульцем

Традиционный сюжет пушкинского рисунка — Адриян пригласил присаживаться к столу попить чайку соседа Шульца. Есть разница: у Пушкина соседи сидят чинно, а у Носовской они оживлённо размахивают руками. Но вся затея со сценой чаепития была именно в том, чтобы иллюстраторы воспроизводили содержание наброска Пушкина в другой форме (в своей неповторимой манере собственными техническими средствами) — это была постмодернистская цитата. Здесь эта тонкость утеряна, игры нет.

Возвращение Адрияна

Нечастый сюжет, который относительно недавно начал использоваться художниками: Адриян в задумчивости бредёт по улице (очевидно, возвращаясь домой, где его поджидают клиенты). Когда рядом с Адрияном нет званных мёртвых гостей, это предполагает заявку на психологизм. Но в нашем случае силуэт выполнен немного топорно — а раз форма неудачная, кто же будет всматриваться в рисунок, отыскивая концепцию художника?

Ожившие мертвецы на новоселье у Адрияна

А вот скелеты в технике силуэта всем удаются. Удались и здесь.





181
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх