Янка Мавр 1883 и Александр


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» > Янка Мавр (1883) и Александр Беляев (1884)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Янка Мавр (1883) и Александр Беляев (1884)

Статья написана 7 февраля 2020 г. 19:28

«У писателя был свой секрет. На даче неподалеку от Минска Янка Мавр соорудил шалаш-кабинет из лозы. Импровизированный письменный стол стоял на мостках над Свислочью, так что можно было сочинять книги о дальних странах, свесив ноги в воду и воображая себя на берегу океана»… В биографии легендарного белорусского детского писателя много таких любопытных моментов. Советский писатель никогда не был в заморских странах, но умел показывать их так, что ему верили самые взыскательные читатели — дети."

Читать полностью: https://news.tut.by/culture/347572.html

Никогда не выезжая за пределы СССР, оба автора с помощью информации о дальних заморских, колониальных, экзотических странах, находившейся в прессе и в радиопередачах, в т.ч. и зарубежных, а в основном, полагаясь на свою бурную фантазию, создавали свои увлекательные произведения с динамичным сюжетом, приключенческие и фантастические.

"Мудрецы с душою детей, волшебники из страны детства".

"Этому автору принадлежат первые в белорусской литературе произведения в приключенческо-фантастическом жанре. Янка Мавр рискнул показать растительный и животный мир, нравы и быт местных жителей далёких стран. Читателю даже может показаться, что автор не только бывал в тех краях, но и провёл там довольно долгое время.

Однако владение языком эсперанто – универсальным искусственным языком, созданным на латинской основе, – позволяло ему контактировать с исследователями почти всего мира и знать до мелочей быт и жизнь людей Индонезии, Борнео, Суматры, Новой Зеландии или Австралии.

Его книги, созданные почти сто лет назад, и поныне впечатляют невероятными приключениями и яркими описаниями. Произведения Янки Мавра в начале ХХ века позволили читателю побывать в таких экзотических уголках Земли, как Новая Гвинея (повесть «У краіне райскай птушкі», 1926), Огненная Земля (повесть «Сын вады», 1927), Ява (роман «Амок», 1928), Цейлон ("Слёзы Туби",1927), а также посетить красивейшие места белорусского Полесья (повесть «Палескія рабінзоны», 1929).

Откуда же началась эта любовь к путешествиям и экзотическим странам? Вероятней всего – из детства писателя, когда мать осталась одна с маленьким сыном на руках без хозяйства, без своей земли и вынуждена была искать работу в разных деревнях, перебираясь с места на место. Возможно, именно эти переезды и пробудили в душе мальчика любовь к перемене мест, путешествиям, в которых всегда есть ожидание нового и предчувствие невероятного.

То, что взрослому казалось бы трудным, детская душа воспринимала как приключения. Вот какое воспоминание мы находим в автобиографической книге Янки Мавра «Путь из тьмы»: «…Где-то за городом мы нашли заколдованную страну. Взрослые люди сказали бы, что это было небольшое заросшее озеро, а для нас это был большой и таинственный мир. Мы знали, что где-то рядом было море, но мы его почти и не видели. Оно было с другой стороны города, где живут чужие люди в красивых домах, и нам туда идти не стоило. Да и зачем нам это море, если здесь в сто раз лучше? Здесь вода тёплая, густая, зелёная. Хоть станешь, хоть ляжешь – всегда тебе и тепло, и мягко. А рядом поднимаются камыши, аир, и растёт он не лишь бы как, а улицами. Ползёшь посреди такой улицы, а по сторонам высокие-высокие стены, только небо и видно. По зелёной воде за тобой остается след, тоже хорошая вещь: это значит, что ты первым проложил здесь дорогу».

А потом, когда Янка Мавр уже стал учеником ремесленного училища, у него появилась мечта – обзавестись лодкой и на ней объехать все реки и моря, все континенты…

Стремление к познанию мира и необычайная сила фантазии помогли автору найти ответ на вопрос, как писать, о чём писать. Вот как, по его словам, возникла идея создания первой приключенческой книги: «Когда я написал свою первую самодеятельную повесть “Чалавек ідзе”, то Якимович очень заинтересовался ею и напечатал в “Беларускім піянеры” в 1926 году. Потом меня пригласил в издательство Тишка Гартный

(псевдоним Дмитрия Жилуновича (заведующий Главискусства и заместителем народного комиссара образования БССР, был членом Инбелкульта (Института белорусской культуры, а в 1928 году избран академиком Академии Наук БССР. Работал в институте истории и заведовал издательством АН БССР).

Он объяснил, что среди белорусских писателей пока еще нет своего Майн Рида или Жюль Верна, но ими вполне можно стать, присмотрев на карте затерянные в океане острова. Янка Мавр так и сделал, «выудил что-то приключенческое» и написал в 1927 году из жизни Новой Гвинеи, в свое время прославленной Миклухо-Маклаем, повесть «В стране райской птицы».

После неё были созданы многие рассказы, повесть «Сын воды», роман «Амок». К сожалению, Янка Мавр так и остался единственным представителем белорусской приключенческой литературы такого масштаба. На закономерный вопрос «Почему?» сам Янка Мавр отвечал так: «Секрет очень прост. Чтобы собрать урожай, нужны годы подготовки. Мои записи – это итог кропотливой предварительной работы».

И по сей день мы с удовольствием читаем захватывающие произведения одного из самых ярких и самобытных белорусских писателей – Янки Мавра.

https://www.nlb.by/content/informatsionny...


А в 1954 году опубликована научно-фантастическая повесть «Фантомобиль профессора Циляковского», действие которой происходит летом 1956 года. Восьмидесятилетний ученый и изобретатель Петр Трофимович Цыляковский (чуть измененная фамилия К. Э. Циолковского) для своих внуков создает передвижное средство с атомным двигателем, которое приводится в движение... силой фантазии! И на этом фантомобиле школьники Светлана и Светозар совершают путешествие в Америку, на Луну и на Марс.

http://archivsf.narod.ru/1883/janka_mawr/...

Первая фант. публикация Я. Мавра: "Сакрэт вучонага". Апавяданне / З эспэранто Дз.Мi-ка // Беларускі піянэр (Менск), 1926, №1 – с.23-24 (в 43 года)

=//=//= А. Беляева: "Голова профессора Доуэля". Научно-фантастический рассказ / Предисловие «От редакции» // Всемирный следопыт (Москва), 1925, №3 – с.16-27; №4 – с.24-31 (в 41 год)

***

в 1924 г. "Аэлита " А. Толстого — сын неба (это же применимо и к Ариэлю), Ихтиандр — в какой-то степени "сын воды" и в 1927 г. "Сын воды" Я. Мавра

Принудительная ловля жемчуга в "Человеке-амфибии" 1928 и "Слёзах Туби" 1927:

"Вскоре юноша пришел в себя и с недоумением посмотрел на цепь, к которой был прикован.

— Так ты не сбежишь от меня, — пояснил Зурита. — Я отпущу тебя в море. Ты будешь искать мне жемчужные раковины. Чем больше жемчуга ты найдешь, тем дольше ты будешь оставаться в море. Если же ты не станешь добывать мне жемчужные раковины, то я запру тебя в трюме, и ты будешь сидеть в бочке. Понял? Согласен?

Ихтиандр кивнул головой.

Он был готов добыть для Зуриты все сокровища мира, только бы скорее погрузиться в чистую морскую воду."






215
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх