Филип Дик


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «smith.each» > Филип Дик — «Убик»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Филип Дик — «Убик»

Статья написана 17 февраля 2020 г. 13:06

«Убик»
Филип Дик
Убик / Ubik
1969, роман

Мир "Убика" — это мир будущего, в котором существуют могущественные корпорации телепатов и антителепатов, ведущие между собой постоянную войну. Но это и мир прошлого, в котором время идет вспять, съедая людей и созданные ими вещи еще до того, как они появились на свет. Наконец, это мир по ту сторону жизни, мир мораториумов, в стеклянных гробах которых веками лежат замороженные люди; в глубинах их сознания еще теплится разум — они мыслят, чувствуют, страдают, общаются между собой и внешним миром и — пытаются выжить, выжить любой ценой.


Урсула Ле Гуин: "Филип Дик — это целая эпоха фантастики. И "Убик" — это, возможно, лучшее из всего, что было им написано. По крайней мере, я не читала ничего хотя бы отдаленно похожего на эту книгу".


Я убежден, что если нечто похожее на «Убик» будет произведено, то это непременно случится в России. Уже сейчас в нашей стране непрерывно пытаются восстановить, а точнее, реконструировать реальности, о которых остальной мир уже успел позабыть. На наших глазах, благодаря действиям недобросовестных «ревнителей Отечества», множатся анахронизмы и восстают из небытия архаизмы. Порой кажется, что без выдуманного могучей фантазией Филипа Дика «Логоса творящего», заключенного в форму аэрозольного баллончика, аутентичную реальность будет уже не собрать.

Существует представление о том, что качество литературного произведения проверяется частотой читательского обращения к нему, а также разнообразием идей, которые удается вычленить при следующем прочтении. Если следовать этому, выходит, что «Убик» следует причислить к лучшим образцам мировой литературы. Я трижды перечитывал этот небольшой роман, и каждый раз он насыщал меня принципиально непохожими ощущениями и мыслями.

Так, в перый раз я соприкоснулся с источником полубезумного воображения автора — не покидавшим его на протяжении большей части жизни сомнения в абсолютной непоколебимости реальности. Дать однозначный ответ на вопрос «Кто же кому снится: Чжуан-Цзы или бабочка» — значит не только покуситься на уникальное чувство бытия, присущее всякому человеку, но и загнать себя в гносеологический тупик. Ведь Филип Дик с несокрушимой убежденностью показывает нам, как текст выворачивает действительность наизнанку, лишая читателя сколько-нибудь надежного инструмента ее познания. А если даже литературная действительность предстает столь непостижимой, то о какой уверенности может идти речь применительно к жизни реальной вообще?

Второе прочтение увело меня к материалистическим взглядам. Параноидальная боязнь социализма никак не помешала автору в красках изобразить абсурдность доведенной до логического завершения капиталистической этики. Ты платишь кофейнику за то, чтобы утром выпить чашечку крепкого эспрессо, ты платишь двери, чтобы та выпустила тебя на лестничную клетку, ты платишь телевизору, чтобы он приласкал твой не обремененный продолжительным мышлением мозг очередным рекламным клипом. Однажды кофе перестанут наливать в долг, а не желающая выпускать должника дверь пригрозит судебным иском за попытку самовольно открутить ручку. И вот ты платишь за пустяки, потому что пустяки превратились в единственный смыслообразующий компонент твоей жизни. «Бесполезные вещи, куплены за бесполезные деньги — в этом есть своя логика», — вкладывает едва ли не откровение пророка в уста одного из своих героев Филип Дик, не знавший никакой иной формации кроме капитализма.

Наконец, третье, и пока что последнее мое прочтение «Убика», натолкнуло на мысль, изложенную в первом абзаце этой рецензии. Неужели карты «реальности» тасуются нами так небрежно, что абсолютное «вчера» превращается в «условное» сегодня? Неужели для того, чтобы познать суть вещей и хотя бы отдаленно приблизиться к пониманию законов мироздания, необходимо распустить его плотную вязь до примитивов? У меня нет ответов, и я не уверен, что последующие прочтения этого почти философского романа одарят меня таковыми. Знаю другое: если однажды, вытянув из кармана рубль, я обнаружу на аверсе монеты незнакомое лицо, я пойму — самое интересное еще впереди.

9 баллов из 10





977
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 февраля 2020 г. 13:32
Зачетный роман. Пожалуй, один из лучших у Дика.


Ссылка на сообщение17 февраля 2020 г. 13:41
Что интересно первые два варианта я «считал» при первом прочтении. И конечно, как и у каждого у меня есть своя теория о происходящем в романе с точки зрения материального мира. Правда, не уверен, что вообще есть верная теория :)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2020 г. 13:54
:) Трудно не согласиться. Но именно на втором прочтении я почти споткнулся об эту фразу Эла: «Worthless money, worthless article purchased; has a sort of logic to it» — она показалась мне настолько метко и емко описывающей потребительское общество. Я аж испугался: уж не для того ли Дик так рьяно строчил доносы в ЦРУ, чтобы его не признали «розовым» :)
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2020 г. 14:14

цитата smith.each

Я аж испугался: уж не для того ли Дик так рьяно строчил доносы в ЦРУ, чтобы его не признали «розовым» :)
Интересная идея. Для Дика как раз подходит. Но думаю, что он «проходил» где-то между разными «цветовыми» определениями, даже не осознавая, что его идеи или мысли относяться к одному из «флангов» (думаю, не ошибусь, если предположу, что ближе к левому :-))))


Ссылка на сообщение17 февраля 2020 г. 16:04
Спасибо — хорошая тема:-) Понравились Ваши рассуждения об аутентичной реальности (да, её реально всё труднее и труднее стало собирать)
Мне кажется для Дика она всегда была именно Альтернативной (во всяком случае так пишут его биографы)
Убик — одно из самых любимых его произведений. И кажется, среди прочего в нём очень много... Платона. (Поправьте, если ошибаюсь8:-0) Но то «обстоятельство», что одна и та же вещь существует одновременно в трёх состояниях (прошлое, настоящее, будущее) — это же в том числе из его трудов?.. (Где-то в ветке Дика кидала такую ссылку)
И да, по степени драйва — Дик здесь просто Вау! :cool!: Один из лучших и зажигательных его романов! И кстати, заслуженно раскрученных.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2020 г. 17:37
Спасибо Вам за отзыв! 8:-0 Да, соглашусь с Вами, что в романе чувствуется влияние платоновского учения о «мире идей». Но тогда вопрос: почему под ударами энтропии до примитивов распадаются не только лифты и телевизоры — сам «Убик» начинает деградировать, превращаясь в бальзам от почечных колик. Достаточен ли этот «всемогущий» для того, чтобы организовать хаос, привести его к порядку? Возможно, ответ зависит от того, в чьих руках он окажется — то есть, какая сторона в человеке возьмет верх — условного «Джори» или условной «Эллы».
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2020 г. 17:43
Эк Вы загнули!o_O Без двух бокалов красного сухого едва ли я в теме:-D
Я подумаю на досуге / отпишусь позже.
Кстати, а Вы есть в конкурсе — видела что-то пока только краем глаза. Киньте — на что Вы писали (книжное / киношное) пжл^_^
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2020 г. 18:45
Жду Вашей версии :)

А в конкурсе участвую — вот, пожалуйста:

https://fantlab.ru/blogar...
https://fantlab.ru/blogar...
https://fantlab.ru/blogar...
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2020 г. 00:50

цитата smith.each

Достаточен ли этот «всемогущий» для того, чтобы организовать хаос, привести его к порядку?

Здесь знаете какой вопрос... А что Вы вкладываете в терминологию: Всемогущий? Какой-то конкретный прообраз или что-то другое?.. Дик, безусловно не столь прост для подробного анализа. Он без преувеличения мастодонт новой волны. И безусловно в его романах очень много метафор на подстрочнике. В тему Убика (в декабре по-моему) читала его классную статью о дихотомии человека и андроида. Очень сильная его работа. Вот эта цитата очень зацепила о вуали Вселенной и нашем замороженном Сознании: «Мы не являемся ни мертвыми, ни живыми, но хранимся в замороженном состоянии и ждём момента, когда лёд растопят». -В этом свете подтексты Убика расцветают что ли шире. Если реально хотите найти это эссе — в ветке Дика я кидала ссылку (в свободном доступе оно есть в сети) Дик там великолепен: начиная от отсылок к апостол Павлу о том «что Вселенная уже давно движется в ином направлении» и заканчивая трактовкой (предположительной) своих сновидений. По глубине и атмосферности очень на Юнга похоже / благо Дик его обожал / как не крути а классика жанра8-) И тогда вот это смотрите как расцветает (на мой скромный взгляд статичного обывателя)

цитата smith.each

какая сторона в человеке возьмет верх — условного «Джори» или условной «Эллы».

Мне кажется Дик намекает на то, что нет в человеке нарочито «чёрного» и «белого». И всякое условное инь-янь — это просто грамотный Синтез взаимного перетекания энергий (полярных импульсов что ли). Да, безусловно, главный герой переживает очень много боли... Но в этом вероятно и его спасение / обновление. -Не знаю, как точнее пояснить свою мысль. Ну и да, у романа безусловно открытый финал — обожаю Дика за такие именно фирменные фишки (прелести лабиринтного мышления)8-)
За ссылки на конкурс спасибо — интересно пишите (тепло и узнаваемо). Завтра на Лавкрафта попробую ёмкий отзыв там в корне ветки мобильно накатать:-)
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2020 г. 05:07
Спасибо большое за отклик ^_^ С удовольствием прочитаю эссе Филипа Дика — с недавних пор меня, как большого поклонника Станислава Лема, этот жанр стал очень сильно привлекать. Мало того, что просто любопытно «заглянуть в голову» к великим, так еще и в эссеистике они иногда ключи для расшифровки своих произведений подбрасывают :)

цитата neo smile

Мне кажется Дик намекает на то, что нет в человеке нарочито «чёрного» и «белого». И всякое условное инь-янь — это просто грамотный Синтез взаимного перетекания энергий (полярных импульсов что ли). Да, безусловно, главный герой переживает очень много боли... Но в этом вероятно и его спасение / обновление.

С одной стороны, соглашусь с Вами — все-таки влияние философии «И Цзин» на Дика очень сильно сказывалось, поэтому идея о высшем бытие, как неразделимом единстве Инь и Ян и мне представляется важной темой в его «больших» произведениях. С другой стороны, Джори выписан прямо-таки злодеем, коварным Демиургом, пожирателем миров — невозможно ему сочувствовать. Он лишь напоминание о том, что стоит на кону — вспомните, какую мантру про себя повторяет Джо Чип: «Помни о Венди. Помни о Венди».
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2020 г. 17:22

цитата smith.each

с недавних пор меня, как большого поклонника Станислава Лема,

Я тоже его очень люблю — хотя и не всегда он так уж легко идёт: слабак я для него!:-D
И из нежно любимого у Лема: «Солярис», «Фиаско», «Футурологический конгресс» и отличное краткое ёмкое эссе «Нечто вроде кредо».

цитата smith.each

С одной стороны, соглашусь с Вами — все-таки влияние философии «И Цзин» на Дика очень сильно сказывалось,

Не только это;-) Дик ещё, — безумно талантливая умница!!!:cool!: — выучил практически «на коленках» всю базовую классику психологии. (Так что такая НФ смело и чётко стоит в том числе разделе Аналитической) Как я поняла, — ему это нужно было прежде всего для себя (он всю жизнь подозревал — не беспочвенно) себя в множественных болезненных рецидивах.
И да что касается классики психологии (здесь кратко и по существу вопроса): Юнг в своей талантливой аналитике предположил, что бессознательное (как и все биологические организмы) тоже постоянно переживает определённый антропологический виток. И это значит, что возраст этого самого бессознательного равен возрасту вселенной. И это (предположительно) значит что архетипы и есть божественная часть нашей природы. И тогда суть божественной космогонии (то что Вы называли «Всемогущим») — это всего лишь вопрос терминологии как таковой. А Юнг ведь талантливо перешерстил не только Восток, а и всё христианство в целом (включая его всякие гностические «ответвления») Ну соб-но, я как смогла внятно и коротко из сборника «Матрица безумия» писала в иерархии статей два книжных отзыва. Так что здесь повторяться не буду;-)
PS Убика Вашего ещё сегодня вечером внимательно перечитаю8-) Я читала роман два года назад — всё ведь забывается8:-0:-)


Ссылка на сообщение19 февраля 2020 г. 08:21
Ух ты! Спасибо большое за емкий, развернутый комментарий! :)

цитата neo smile

И из нежно любимого у Лема: «Солярис», «Фиаско», «Футурологический конгресс» и отличное краткое ёмкое эссе «Нечто вроде кредо».

Тоже нежно люблю указанные Вами произведения, но к ним еще причисляю «Рассказы о пилоте Пирксе», замечательный сборник эссе «Абсолютная пустота» (выкладывал здесь пару рецензий) и фантастический квази-детектив «Следствие». Последний особенно хорош, на мой взгляд :)

цитата neo smile

Как я поняла, — ему это нужно было прежде всего для себя (он всю жизнь подозревал — не беспочвенно) себя в множественных болезненных рецидивах.

И не боялся в этом признаться! Тому подтверждение — авторское предисловие к роману «Лабиринт смерти» :-)))

цитата neo smile

Так что здесь повторяться не буду

С удовольствием почитаю!




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх