Кто-то должен подсказать Энди Вейеру идею подать заявку в Нобелевский комитет на соискание премии по физиологии и медицине. За что? За заметный вклад в научное изучение бессонницы. Автор остановился в шаге от изобретения универсальной «пилюли» от этого недуга. Меня, во всяком случае, его книга стабильно усыпляла каждый вечер. Стоило пробежать глазами две-три страницы нелепой «марсианской» робинзонады, как глаза сами собой начинали слипаться.
Не термины или якобы научная составляющая вырубали меня, словно мощные седативные вещества, — тоску и сонливость тянул за собой неинтересный, бледный авторский текст. Дневниковую форму художественного текста и без того не назвать динамичной, способной удерживать бодрый темп повествования. А если текст вдобавок к этому напичкан неуемными и плоскими, как поверхность марсианского моря, остротами главного героя, то продираться через него приходится, удерживая веки натянутыми поверх спичек.
Если поставить в один ряд Марка Уотни со, скажем, лемовским Пирксом, сам собой напрашивается вывод, что за последние полвека литературная астронавтика сильно сдала. Не в последнюю очередь это касается личных качеств протагониста. Выдержка и спокойствие, свойственные космическим путешественникам «золотого века» фантастики, в характере Уотни заменяются восторженным идиотизмом и истеричными перепадами настроения, когда что-то идет не так. Рефлексия «марсианина» выглядит так: «я молодец и, значит, не умру», либо «я кретин, поэтому теперь уж точно умру».
Надолго увлечь читателя необычной ситуацией (одинокий сурвивалист на Марсе) автору также не удается. Почему? В романе «Марсианин» Красная Планета не просто выполняет роль шаблонной декорации, ее как будто вообще не существует! С тем же успехом Уотни мог выживать и где-нибудь в отдаленной безлюдной точке земшара, правда, в таком случае история получилась бы совсем беззубой. Вспомните рассказ Лема (на минуточку, рассказ, а не роман!) «Ананке» — насколько емко и старательно там автор изобразил неприглядный «портрет» Красной Планеты. Марс как великая обманка для всего человечества. Хитроумный имитатор, тревожащий умы людей загадочными каналами и возможными остатками былых цивилизаций; с унылыми мертвыми равнинами и изъеденными пылевыми бурями скалами, раскинувшимися под землисто-ржавым небом. Но у Энди Вейера Марс — это просто далекий полигон, на котором Марку Уотни нужно как-то продержаться несколько лет, давясь картошкой, выращенной на собственных фекалиях.
Касаться технических деталей не стану, все же не настолько подкован. Однако на мой вопрос, каким будет исход, если попробовать в закрытом помещении разложить гидразин на составляющие, а затем воспламенить избыток водорода, друг-химик ответил так: «Еще прежде, чем тебя вместе с помещением разнесет на куски, ты получишь смертельное токсическое отравление легких».
3 балла из 10