Алла Кузнецова Сергей


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» > Алла Кузнецова. Сергей Беляев
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Алла Кузнецова. Сергей Беляев

Статья написана 15 марта 2020 г. 00:19

23-мар-2019 00:47 — Любопытно...

14. Книги-фантастика

Физический недостаток Урландо («одноглазая, изуродованная маска с кривым заштопанным носом», который он обычно скрывает под «протезом») — не есть ли отсылка к давней и известной идее, что физические проблемы суть отражение проблем моральных?..

С другой стороны — не менее известная и давняя «половинчатость» дьявола. Дьявольское изобретение — дьяволу?..

С третьей стороны, Урландо все же изобретает сам, а не крадет изобретения у других (в отличие, скажем, от Гарина или Керна). Т.е. какой-никакой талант у него признается...

16-мар-2019 03:28 — Любопытно...

18. Любопытное

Почему истребитель — 2Z, нам объяснили:



Лебедев прищурил глаза:

— Я не химик, я летчик. Поэтому меня интересует вопрос, который Груздев забыл вам задать: почему вы назвали свою машину не просто истребителем, а истребителем «2Z»?

Урландо опустил голову и молчал. Голованов переглянулся с Груздевым:

— Действительно, почему «2Z»?

Глаза Лебедева весело смеялись:

— Я и не физик. Но в данном случае я, пожалуй, смогу вам помочь. Вы, Урландо, склонны к мечтательности. Только ваша мечтательность — очень дурного свойства. Ваши способности изуродованы отвратительным воспитанием, лакейством перед фашистскими чиновниками. И все же вы хотели… да… Вспомните-ка стихи Пушкина.

Урландо поднял голову вопросительно. Лебедев кивнул:

— Да, да, вспомните: вы хотели «…и в подлости сохранить оттенок благородства». Вы — фашист-истребитель. Но вы прятали это под личиной ученого и изобретателя. И два ваших «зета» — это…

Тут Лебедев вежливо обратился к стенографистке:

— Товарищ Васильева, простите, я вас спрошу: вы пудритесь?

Та пожала плечами, но увидала в глазах Лебедева, помимо улыбки, что-то очень серьезное и ответила:

— «Элладой»… Любимый запах.

— Не найдется ли в таком случае у вас в сумочке зеркала?

Стенографистка быстро порылась в сумочке, вынула кругленькое зеркальце:

— Оно маленькое, товарищ Лебедев.

— Хватит, — заметил тот.

Посмотрелся в зеркальце, пригладил волосы и продолжал:

— Так вот, насчет «зета». Смотрите сюда…

Он начертил на бумаге один «зет». Груздев с любопытством следил за кончиком карандаша, двигавшегося по бумаге. Голованов тоже посмотрел и написал такой же «зет» у себя в ручном блокноте.

— А теперь напишем второй «зет», но только не рядом с первым, а поперек…

Лебедев старательно вывел латинскую букву и кивнул стенографистке:

— Этого не записывайте. Я занимаюсь математикой. Пишу главную формулу Урландо. И сейчас постараюсь расшифровать его политическую алгебру.

— Что же получилось? — пошевелил губами Груздев.

Лебедев усмехнулся:

— Поглядите на эти перекрещенные «зеты» в зеркальце.

Он поставил зеркало против написанных букв:

— Ну?

— Фашистская свастика! — крикнул Голованов.

— А ведь верно! — удивилась стенографистка.



А вот почему «17У»?.. Хотя, пожалуй, если 17 раз написать — поверх друг друга — У, результат сойдет за фасции. (И за много что еще.)

11-мар-2019 03:08 — Любопытно...

18. Любопытное

Если исходить из теории «смерть как милосердие» (правда, с одной стороны, я не очень хорошо представляю, насколько эта теория применима к довоенной литературе, а с другой стороны — милосердие может быть по отношению не только к самому покойнику), то чем «Хох, Хессельбард, Эдвар Мильх и еще четыре молчаливых, гладко причесанных и выбритых человека» (в общем, агенты Пумпеля разных уровней) лучше Мерца («директор Национального института прикладной химии» — занимается ядами) и Пумпеля («начальник разведывательной полиции»)?.. Первые погибают (правда, несколько как пауки в банке), вторые оказываются заперты в виварии и там дожидаются «победной поступи восставшего народа».

Чем мельче «пешка», тем больше ей милосердия?..

5-мар-2019 01:42 — Любопытно...

18. Любопытное

Произведение написано в 1938 году (издано в 1939). Правда, это переработанный вариант того, что было написано в 1928, но переработанный очень сильно...

Собственно, С.Беляев, «Истребитель 2Z».

Да, ну так вот 1938-1939 годы. Советским людям противостоят фашисты — но под знаком свастики. Да и «немецкому» милитаризму там достается. (Есть подозрение, что «итальянскому» фашизму тоже, но только подозрение.) А кавычки — потому, что ни Германия, ни Италия не упоминаются. Только намеками. Прозрачными, ошибиться невозможно, но прямо ничто не названо.

Не повезло роману со временем издания. Интересно, его из библиотек не изымали?.. Или эвфемистичность спасла?..

8-фев-2019 02:42 — Любопытно...

18. Любопытное

«Истребитель 17У» хотя бы воспринимался многообещающим. Наброском, который, может быть, разовьют во что-нибудь хорошее. А недостатки можно было списать на эту «набросковость».

Но развили только в памятник эпохи — «Истребитель 2Z».

17-янв-2019 01:33 — Любопытно...

14. Книги-фантастика

Идея использовать золото на канализацию в «Воздушном корабле» Беляева —

«Стормеру надо было во что бы то ни стало продержаться до этого времени, сохранив видимость процветания. Поэтому он не мог изъять из обращения, как Маршаль, значительную часть своего золотого запаса. И все же он приготовил увесистый чемодан. Но он не хотел оставлять его Земле. Землю он считал недостаточно безопасным местом с тех пор, как опасность революции стала реальностью.

И он спрашивал Цандера, нельзя ли сделать хотя бы часть ракеты из его золота. Цандер объяснил, что это невозможно. Золото даже мягче серебра. Плавится оно при тысяче шестидесяти двух градусах Цельсия, тогда как железо — при тысяче пятиста. Поверхность же ракеты при перелете через атмосферу подвергается сильному нагреванию.

— Мы рискуем сгореть в нашей золотой ракете или расплющиться при посадке. Для оболочки ракеты необходимы самые прочные тугоплавкие сорта специальной стали.

Стормер был разочарован и даже обижен. Впервые ему приходилось слышать, что золото ставят ниже стали.

— Ну а на внутренние поделки?

— Это можно, хотя и невыгодно: золото чересчур массивно, увеличивает мертвый груз. На газо- и водопроводные трубы, пожалуй, можно употребить этот металл, если вы настаиваете.

— На канализацию, может быть? — возмущаясь такой профанацией «золотого тельца», спросил Стормер.

— А хотя бы и для уборных, — спокойно ответил Цандер. — На небе иная котировка ценностей.

На том и порешили: в «Ноевом ковчеге» трубы и некоторые детали оборудования будут сделаны из золота.»

Так вот, является ли эта идея отсылкой к ленинскому «Когда мы победим в мировом масштабе, мы, думается мне, сделаем из золота обще­ственные отхожие места на улицах нескольких самых больших городов мира»? Или это «независимое» стремление унизить не столько благородный металл (ему все равно), сколько его владельца (да, связанное с советской идеологией, но все же не напрямую цитирующее В.И.Ленина)?

14-дек-2018 00:52 — Все еще продолжая тему «Воздушного корабля»

14. Книги-фантастика

Вот Бачелли трясется над своими археологическими находками (над их сохранностью и над тем, чтобы они не достались американцам, англичанам, китайцам... в общем, чтобы они в целости и сохранности попали в музеи Италии).

Лично я его вполне понимаю, но интересно, какую реакцию на его переживания имел в виду автор? «Чего он цепляется за свои древности, тут вон будущее наступило!»? «Он прав»? «Эти капиталисты вечно чем-нибудь не тем заморочатся»? и т.д.

11-дек-2018 01:47 — В продолжение разговора о «Воздушном корабле»

14. Книги-фантастика

Какой, однако, полезный персонаж этот Бачелли (итальянский археолог)! Помимо того, что он обеспечивает «комедийную разрядку» читателю, его еще и _просвещать_ нужно.

Ну не будь его — кому бы Ханмурадов показывал «места, над которыми вы пролетали, а также и те, по которым проходил ваш Марко Поло», демонстрируя не столько их, сколько успехи социалистического строительства («Нефть из недр земли сама поступает по трубам прямо на заводы. Ни одна капля не вытекает больше на поверхность. Воздух Баку пахнет розами, а не нефтью»)?.. Этому мальчику, Суну? Но, во-первых, откуда бы он тогда взялся на дирижабле, во-вторых, читать лекции ребенку — это явно штамп (вспомните хоть «Тайну двух океанов»).

И вообще, есть в этом Бачелли что-то жюль-верновское. Хотя, скорее, «жюль-верновское наоборот». Если те же Паганель или кузен Бенедикт, хотя и напоминают Бачелли оторванностью от жизни и зацикленностью на любимом предмете, сами кому угодно прочтут сколько угодно лекций (правда, все о том же предмете), то Бачелли лекции читаЮт; Бачелли, может, и мог бы прочесть N... нет, N мало, лучше М лекций об археологии, но автор ему такой возможности почти не дает.

8-дек-2018 14:28 — А вот еще интересно

18. Любопытное

История со спасением _итальянского_ археолога в «Воздушном корабле» А.Беляева — не отголосок ли истории с экспедицией Нобиле?.. Правда, экспедиция — 1928 год, а «Воздушный корабль» — 1934...

3-дек-2018 04:26 — А вот еще интересно

14. Книги-фантастика

Финал «Подводных земледельцев» Беляева.

Последние слова Таямы, антагониста: «Когда из четырёх японцев двое оказываются коммунистами и когда измена проникает в собственный дом, не надо больше жить».

Проблема в том, что двое «не-коммунистов» — это сам Таяма и Цзи Цзы, который везде по тексту упоминается как кореец. Так вот, Цзи Цзы на самом деле японец (маскировавшийся под корейца с какими-нибудь шпионскими целями) или положение Таямы было еще хуже (учитывая отношение тогдашних японцев к корейцам... когда тебя, японца, поддерживает только _кореец_... ну это примерно как для нациста — причем такого, идейного — быть поддержанным только евреем — в то время как товарищи-нацисты дружным дуэтом переходят на сторону англосаксов)?

25-фев-2010 01:42 — Ф.Лукманов, «Пленники подземного тайника»

04. Девушка на ступеньках

Добрый человек com_2 существенно расширил мои познания в области подростково-шпионских книг. Вот, например, сабж...

Как сказано на Алибе, который-таки «наше почти все», — «повесть насыщена элементами научной фантастики». И это чистейшая правда. Причем... как бы сказать... фантастично _все_. Я уж молчу о базе-заводе-оранжерее-что-там-было-еще-в-пещере. Но сама идея... То, что более-менее гармонично смотрелось у Беляева в «Продавце воздуха» — 1920-е годы, да еще и в Якутии... мало ли что там и тогда могло быть... — уж очень странно смотрится в Башкирии и в 1940-е. Идея снабжения этой базы с помощью самолетов (база, напоминаю, на Южном Урале — сколько там до какой-нибудь границы?) вошла в такой «когнитивный диссонанс» с читанными ранее шпионскими книгами, где самолеты засекали чуть ли не до пересечения границы, а потом либо сажали, либо они взрывались (или падали; или падали и взрывались), что глюк надолго завис кверху лапками. Потом, правда, решил, что фантастика должна быть фантастичной — и перевернулся обратно.

Идея «подмены туриста» меня (хорошо помнящую «Нокаут» Сидельникова... кстати, спасибо за идею!) тоже искренне порадовала. Равно как и чей-то монолог (пытающийся притвориться частью диалога), в котором подробно рассказывается история этой несчастной базы. С другой стороны — ну а как эту историю изложить еще? Да так, чтобы читателю сразу стало понятно, что это очень-очень плохое место, и сделали его очень-очень-очень плохие люди? Радует и идея трогательного союза немцев-гитлеровцев и американцев (впрочем, книга издана в 1971 году, тогда это уже было общим местом. Но действие-то происходит, повторяю, в 1940!). Радует и уровень преподавания иностранных языков: чтобы со «школьным немецким» понимать беглую сложную речь — это круто!

И кончается все, конечно же, хорошо. Но вот общее впечатление... Рассказ «Молекулярное кафе» помните?.. Так, надеюсь, вы уже поняли общее впечатление. Хотя как знать — если бы мне в детстве попались «Пленники подземного тайника», а не «Тайна Стонущей пещеры» — как знать, не стала бы я фанатеть по ним?..

PS. Есть у меня одно чувство: что идея нацистских тайных баз была в большой моде еще в те времена. Любопытно, с чего эта тема пошла?...

PPS. Ну, надо же о книжке сказать хоть что-то хорошее? Так вот: там _нет_ всеобщего восстания угнетенных. И прочих аллюзий на мировую революцию. Что, с одной стороны, очень приятно — а с другой побуждает подумать на тему «а почему». К 1970-м «мировая революция» и прочие восстания вышли из моды?..

24-янв-2009 10:25 — О войне против СССР

04. Девушка на ступеньках

Опять же, в шпионских романах.

Даже, скажем так, в _фантастических_ шпионских романах.

Вот интересно, мне кажется или нет, что в какой-то _определенный момент_, помимо привычных средств борьбы с СССР (ну там шпионы, диверсанты и все такое прочее) в литературе стало модно описывать «климатическое оружие»?... Первым — если не рассматривать романы в стиле «красного Пинкертона» — был, кажется, Адамов, где в «Тайне двух океанов» упоминается идея «перегородить Гольфстрим» (правда, как явно невыполнимая — «по техническим причинам»). Да, был еще Беляев с «Продавцом воздуха» — но это все же не _шпионский_ роман.

Вот тот же Цацулин (все еще недочитанный; интересно, верно ли мне глючится, что климатическое оружие может обернуться против его же создателей? В книге Цацулина, в смысле), до какой-то степени — Казанцев, кажется — Тушкан с «Черным смерчем», но не уверена...

Или даже правильнее будет сказать так: в какой-то момент к собственно шпионским приключениям начинают примешиваться «проблемы экологии», причем с уклоном в «катастрофизм» (ср., скажем, «Изгнание владыки» и «Льды возвращаются»). Так вот, вопрос — в _какой_ момент? И с чем тот момент связан?...


https://silent-gluk.livejournal.com/tag/%...





159
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх