В никуда по дороге из жёлтого


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > В никуда по дороге из жёлтого кирпича, остановка и парковка запрещаются
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

В никуда по дороге из жёлтого кирпича, остановка и парковка запрещаются

Статья написана 23 марта 17:24

Жёлтая линия, Михаил Тырин, 2002

https://fantlab.ru/work42641?sort=date#re...

«Жёлтая линия» Михаила Тырина воспринимается скорее повестью, чем романом. Возможно потому, что при линейном развитии сюжета приключения двух героев, действующих в одной связке, напоминают путь провинциалов в толчее метро и с частыми пересадками. В сравнении со «средним» произведением «попаданческой» фантастики читателю здесь даётся слишком мало действия и детализации, не успевают возникнуть погружение в происходящее и сопереживание. Завязка получилась интереснее всего сюжета: доигравшийся и разорившийся прохвост-адвокат подпаивает опустившегося интеллигента, чтобы вдвоём не так страшно было влиться в ряды граждан единой галактической цивилизации, для которой всё человечество значит меньше муравьиной кучи в безвестном лесу. Уснули на Земле, проснулись внутри инопланетного звездолёта-транспортника, далее последовательно сменяются ледяной, болотный мир и планета-мегаполис. Заявленный потенциал не раскрывается не только и не столько потому, что всё начинается и заканчивается слишком быстро. Автор ставит ударение не на развлечении читателя, он ретроспективно и абсурдистски изображает перестройку и постперестроечный период в России. Ненавязчиво и опосредованно, в аллегорической форме и фантастическими средствами демонстрируются особенности «бизнеса», возникшего после приватизации на руинах государственных предприятий, Первая чеченская война и общество вне морали, культуры, идеологии и религии. Назвать произведение антиутопией нельзя, поскольку читатель, не знакомый с этими реалиями, не заметит параллелей, и автор не желает помогать ему в этом. Его герои не сравнивают и не делают обобщений, они приспосабливаются и пытаются продвинуться в жёсткой иерархии цивилизации статуса, основанной на зарабатывании «экспы» в денежном эквиваленте. Несмотря на то, что один из них хваткий делец и жулик, а второй наивный и доверчивый гуманитарий – и эта разница действительно неплохо обыгрывается – оба выступают в роли безымянных статистов, от всех усилий которых ничего не зависит. По сути, книга представляет собой то, что они смогли или успели заметить и частично осознать, находясь в состоянии постоянного стресса от непрекращающейся смены событий и внезапно открывающихся доселе неизвестных законов и условий существования чужого для них мира. Просто двух очень разных и ничего не понимающих человек засосало внутрь огромного саморегулирующегося механизма, проволокло между трущихся деталей, прожевало и выбросило наружу. Выжили они лишь чудом и волей автора, а вовсе не из-за того, что сцепились вместе и помогали друг другу. Финал закольцован с прологом, а личный выбор и жертвенность героев ничего не дали им самим. Ни славы, ни положения в обществе, ни заработка, ни семьи, – начинай всё с нуля, если остались силы, здоровье и воля к жизни. Любопытно, что прозвища двух основных персонажей («Беня» и «Щерба») намекают на президента Ельцина Б. Н. и предпринимателя от государственной деятельности Щербакова В. И. По-моему, ничего сверх изображённого книге эти имена не дают. Случайное это совпадение или действительное мнение автора, мне не известно. Возможно, читатели, не бывшие в девяностые годы подростками и детьми, поймут и это.

Опубликовано на странице произведения: https://fantlab.ru/work42641?sort=date#re...





689
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение23 марта 18:19 цитировать
Мне роман очень понравился. Казалось что читаешь доселе неизвестное произведение братьев Стругацких.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 марта 14:41 цитировать
bosch78
Не соглашусь. Произведения Стругацких полны огня, борьбы и света, в их мире есть смысл, честь и принципы. В «Жёлтой линии» чуть теплится надежда на лучшее, чадят упрямство и воля к жизни, а смысла нет ни в чём. Тырин — автор другой эпохи.


Ссылка на сообщение23 марта 19:46 цитировать

цитата

доигравшийся и разорившийся прохвост-адвокат подпаивает опустившегося интеллигента, чтобы вдвоём не так страшно было влиться в ряды граждан единой галактической цивилизации


Герои в сущности одного поля ягоды.
Мне кажется, выгодней выглядела бы более контрастная пара. Скажем, задолжавший бандюкам адвокат-интеллигент подпаивает пролетария — сталевара, у которого «косая сажень в плечах». Очухавшись, тот немножко бьёт адвоката, а потом таки вытягивает из череды всевозможных приключений.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 марта 14:47 цитировать

цитата chivel

Герои в сущности одного поля ягоды.

Согласен. Более того, они как две стороны одной медали.

цитата chivel

Мне кажется, выгодней выглядела бы более контрастная пара. Скажем, задолжавший бандюкам адвокат-интеллигент подпаивает пролетария — сталевара, у которого «косая сажень в плечах»

Ну, добавило бы динамики, юмора и штампов «попаданческого» жанра. Появился бы положительный герой-такой-герой. Произведение стало бы совсем другим, и не факт, что лучше.




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх