Чуточку новостей о


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Мартин» > Чуточку новостей о Логинове.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Чуточку новостей о Логинове.

Статья написана 21 января 2010 г. 19:32

Во-первых — свежее интервью. (ниже под катом)

Во-вторых — о «Филологе»:

цитата Gelena

В частности, заинтересовало мнение о так восхитившем меня «Филологе». Что могу сказать — не согласна ни с филологами, ни с любителями фантастики. Все в повести равновесно — и филологических изысков «по-Логинову» и фантастической канвы достаточно. Именно баланс на стыке жанров, который автору удался на все 100% и делает «Филолога» таким вкусным. Сама уже трижды перечитывала:первый раз читала сюжет и наслаждалась игрой слов, второй раз только филологию и видела, третий раз уже отлавливала прошедшие мимо меня вкусности. Думаю, будет и четвертый. Кстати, теперь периодически ловлю себя на том, что например в автобусе часто сижу и думаю о возможном значении того или иного слова — такая вот филологическая медитация.

цитата vvladimirsky

Поговорил тут со Святославом о перспективах публикации «Филологов» или как оно там. Говорит, пока все туманно, никаких конкретных перспектив нет. Прежде, чем публиковать в книге, хочет пропустить текст через «толстый» литературный журнал, а там пока не берут. В общем, не факт, что в 2010 году выйдет.

цитата Gelena

Это очень расстраивает. Повесть хоть и неформатная по нынешним стандартным вкусам, но я немного за последнее время читала вещей, который настолько достойны увидеть свет.

Собственно интервью:

цитата

Святослав Логинов пишет фантастику только от руки — в тетрадях — и только в настоящей русской деревне — в 500 километрах от Питера.

Автор романов «Колодезь», «Многорукий бог Далайна», «Картежник», «Дорогой широкой», «Свет в окошке», «Имперские ведьмы», «Россия за облаком», множества повестей и рассказов создал новую Вселенную, в которой единственный язык — наш великий и могучий, а английский, немецкий, французский и прочие — лишь его диалекты. Недаром в прошлом году Святослав Логинов удостоился звания «Магистр фантастики«!

В 2009–м издательство «АСТ» выпустило первый том рассказов Святослава Логинова «Закат на планете Земля», которые он писал на протяжении 40 лет, а со дня на день выйдет и второй. Большой подарок ценителям таланта Святослава Владимировича, ведь ранее все его произведения короткой формы сразу не издавались — от микрорассказов в одну строку до исторической фантастики и деревенской прозы! А недавно Борис Стругацкий принял у автора эссе «Алхимия как манящий свет» для журнала «Полдень, XXI век».

Магический рубин

Побывать в Питере и не встретиться с одним из ведущих российских писателей было бы просто фантастическим грехом! К тому же у него много хороших новостей.

— После того, как в 2007–м вышел роман «Россия за облаком», произведения крупной формы не издавались, хотя регулярно появлялись рассказы в журнале «Если», а иногда печатаюсь в журнале «Наука и жизнь» — и фантастика, и очерки, — рассказывает Святослав Логинов. — Зато прошлой осенью удостоился титула «Магистр фантастики», его присудили в Харькове на знаменитом литературном фестивале «Звездный мост» и повесили мне на шею золотую цепищу с кулоном в виде кристалла — рубина карат под сто!

Удивился, поскольку чаще писателей награждают за только что изданные романы, а у меня выходили лишь рассказы, причем произведения этого жанра очень многие совершенно незаслуженно отодвигают в сторону. Но у меня это самый любимый жанр! Да, писать их трудно. Короткая форма требует отточенности. Писателю нужно фактически все то же, что и для романа, только уложить это надо в меньший объем. В итоге работаешь над рассказом почти столько же, сколько и над повестью, а то и романом. Поэтому, когда в год удается написать пять рассказов, считаю: плотно поработал!

Не убий героя!

В новом номере журнала «Если» должна выйти повесть Святослава Логинова «Ось мира» — в стиле фэнтези. Автор не скрывает: когда брался за нее, решил написать подражание ранним романам Ника Перумова — коллеги по цеху.

— Для фантаста очень важно оторваться от своего внутреннего цензора. Это я окончательно понял, когда много лет назад работал с Перумовым над романом «Черная кровь», — замечает Святослав Владимирович. — И вот в прошлом году родилась «Ось мира». Уже анонсировал ее на сайте www.fantlab.ru — небольшой, но сюжетно законченный отрывок, описание битвы магов…

Когда работал над этой частью, поставил цель: не убивать героев, особенно второстепенных. Это мой принцип — не проливать кровь «случайных прохожих», но следовать ему очень сложно. Еще поэт Вадим Шефнер сказал о фильмах о войне: «И покуда ведущий артист обзаводится нужною раной, нанятой за десятку статист упадет и не встанет с экрана». Решил: у меня не должно быть «нанятых за десятку статистов«! А если кто и погибает, то читателю его должно быть жалко…

Но попробуйте описать гигантскую битву великих магов, которая ставит мир на край гибели, и при этом не гробить рядовых и случайных! Уж не знаю, получилось ли это, но принципу своему не изменил.

Филология — наука космическая

Но в реальности приключения начались уже с романом Святослава Логинова «Филолог», который пока нигде не вышел. Филологи, которые прочли рукопись, были в восторге, но предлагали исключить из романа все фантастическое. А любители фантастики, изучив произведение, восклицали: прекрасная вещь, но побольше бы всего космического, а эту филологическую шелуху — вон. Словом, не нашим, не вашим…

— Главный герой романа — филолог Верис, а действие разворачивается в далеком будущем, когда уже и люди — не совсем люди, и человечество добилось буквально всего. Вселенная, как известно, у нас немаленькая, и галактик уже теперь открыто много больше, чем живет людей на Земле. А в будущем, даже если людей станет в миллиард раз больше, то на каждого найдется собственная галактика, не говоря уже о планетах. Словом, Вселенная перед тобой!

И люди имеют все, все, все. Перед ними в итоге встает основной вопрос: куда себя, любимого, посадить, чем угостить, как развлечь? Поэтому особенно ценятся люди вроде нынешних массовиков–затейников, владеющие чем угодно, лишь бы с ними было интересно. Одна из героинь — именно такой человек, заводит других. А главный герой живет тихо, с мамой, на своей собственной планетке… Но вдруг парень от нечего делать начинает заниматься филологией!

Прежде чем произнести какое–то слово, он останавливается и задумывается о его этимологии, внутреннем значении. Буквально над каждым словом думает! Например, надо построить дом из дерева — это изба, значит, из ба. Ба — дерево, из которого делается дом. Сейчас это слово уже не сохранилось, но оно было! А предлог «воз» обозначает избыточность действия: возопить, возбудиться (не просто проснуться, но, пробудившись, начать скакать и прыгать), возразить (не просто разить, но изо всех сил), возмездие (мзда — плата, то есть чрезмерная плата).

И язык у всех людей один — великий и могучий русский. Да, иногда попадаются какие–то другие… Например, есть мертвые языки — иврит, латынь, санскрит. Но реально — это лишь модели, придуманные филологом для объяснения особо причудливых теорий. Есть французский. Но это особый диалект русского, на котором разговаривают франты: ах, мадемуазель, я так ошарманен вами, и такой плезир всех чувств!

А есть некий итальянский язык. Но Талия, известно, муза комедии. Язык итальянский — диалект русского, где собраны термины поэтические и комедийные: «фиаско», «капричос»… Говорят еще о языке немецком. Но уже из самого названия явствует: это не язык, а особый способ общения немых людей, тех, которые не владеют словом. Наконец, говорят, есть будто бы некий английский язык. Это тем более не язык! Это языковая помойка, свалка всевозможных выкриков и бессвязных звуков: «о'кей», «бест», «вау«!

«Филолог» — такой забавный эксперимент, в том числе для меня самого…

Слушай живую тишину!

Святослав Логинов, наверное, единственный российский профессиональный писатель, который не сочиняет свои произведения, сидя у компьютера. Пишет все так же ручкой в толстых тетрадях, которых в итоге скапливаются целые тома! И фантастические миры рождаются не в питерской квартире, а в деревне, расположенной «на углу» Тверской и Новгородской областей, в 500 километрах от Северной Пальмиры. Кстати, «Ось мира» именно там и родилась…

— В настоящей русской деревне просто очень хорошо, — глубоко вздыхает Святослав Владимирович. — Просыпаешься там и слышишь живую тишину… Весной и летом тихо, но при этом все дышит. Ты не слышишь, но знаешь: кругом, везде ползает, шуршит, жужжит. А потом соловьи начинают петь! Но они поют, не нарушая тишины. Да, после октября тишина уже мертвая, и тогда спасают мыши, которые приходят в дом. И снова все оживает… А воздух! Когда соседка затапливает печь, на улице живой дым, а не тот, что в городе. Вода — минеральная в роднике.

Неделю поживешь в деревне и о городских болячках забываешь — они бегут! В деревне ведь от чего умирают? От алкоголизма, топора и старости. И тот, кто в деревне не пьет, меньше восьмидесяти лет не живет. Деревня заставляет жить, шевелиться! А в городе «несчастный треугольник» компьютер — сортир — холодильник в гроб загоняет! Нет, во всех спорах, мол, где лучше писателю — в городе или деревне, я однозначно выбираю первое!

…Сейчас накапливаю мысли для новых рассказов, но пока я в городе, они ждут своего часа — когда потеплеет и снова будет русская деревня!

«Вести Сегодня», № 3.

Эх, очень хочется получить таки получить второй АСТ-овский том рассказов, а так же сборник самоновейших вещей, включая Филолога, Ось мира, рассказы из «Если», эссе-публицистику и др, и пр. Эх ... :-(((





94
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 января 2010 г. 19:46
думаю ждать прийдется долго...
а что Филолог в сети появился?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 января 2010 г. 19:54
Нет, у Gelen-ы и mastino свои свои источники. 8-)


⇑ Наверх