Homunculus


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «alex1970» > Homunculus (Гомункулус)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Homunculus (Гомункулус)

Статья написана 27 апреля 2020 г. 10:52

Германия, 1916, 77 мин.

Реж. Отто Рипперт

В ролях Олаф Фенс, Эрнст Людвиг, Адольф Пауль, Альберт Пауль, Искадновский, Лоре Рюккерт, Ферн Андра, Лупу Пик, Теодор Лоос

Фантастическая драма Ужасы

Оценка 6.7 (33) Моя оценка 7 (хорошо)

Иллюстрированный обзор фильма

Производство Deutsche Bioscop GmbH (знаменитая в свое время немецкая студия).

Экранизация драматической поэмы Роберта Райнерта.

Великий это фильм или нет, сказать сложно (по ряду причин), но несомненно одно — он оказал огромное влияние на немецкий кинематограф, а также на кинематограф ужаса в целом (четко видно сходство с классическим «Франкенштейном», просматривается связь с «Альрауне» и «Призраком оперы». Временами (во второй части, где уже о мести человечеству) он мне напомнил «Гиперболоид инженера Гарина»).

Картина была снята во время войны и поэтому была в прокате только в Германии, Скандинавии и Австро-Венгрии.

Фильм со сложной судьбой.

Изначально был снят шестисерийный сериал (серии примерно по часу). Первая, третья, пятая и шестая серии фильма не сохранились, вторая серия сохранилась частично.

В 1920 году фильм был перемонтирован в трехсерийный (продолжительность 275 мин). Я смотрел 77-минутный вариант с итальянскими интертитрами.

Есть и другой вариант, который демонстрировался в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Эту версию восстановил Стефан Дресслер (Мюнхенский музей кино) на основе материалов Московского и некоторых других киноархивов. Эта версия идет 196 минут (по большей части, это сборка остатков версии 1920 года).

Профессор Ортман признал поражение науки перед природой — он заявил на научном совете, что его попытки создать искусственную жизнь провалились, природа не спешит расставаться со своими тайнами.

Однако его помощник Хансен продолжает опыты и создает искусственного человека. Так уж получилось, что Гомункулус воспитывался как настоящий сын Ортмана и не знал, кто он такой. Но однажды попал на лекцию профессора Хартмана (который считает, что его творение умерло вскоре после создания) и слышит о создании Гомункулуса. Хансен говорит «Внешне Гомункулус совершенен, но лишен всяческих человеческих чувств»

Гомункулус отправляется в странствия, спасает одного восточного правителя и старается творить лишь добрые дела, но люди неблагодарны — они крадут его книгу и убивают единственного друга — собаку (сцена погони — ну точнее рейд толпы линчевателей здорово напоминает погоню крестьян за монстром из классического «Франкенштейна»).

И тогда Гомункулус решает отмстить неблагодарным. Отомстить страшно.

Актерский состав. Снял картину один из величайших режиссеров ранней эпохи немецкого кино Отто Рипперт. Это его самая знаменитая работа. Он, кстати, снял первый фильм о трагедии «Титаника» — «Ночь и лед» (1912). К его картине «Чума во Флоренции» написал сценарий сам Фриц Ланг.

Гомункулуса сыграл знаменитый датский актер Олаф Фенс («Атлантида», «Путь в ночь», «Индийская гробница»).

В фильме снялись известные актеры Эрнст Людвиг (профессор Ортман) («Сказки Гоффмана», «Пятница 13е» (1916)), Альберт Пауль (доктор Хансен) («Бисмарк»), Макс Рюбек (генеральный прокурор Стивенс) («Человек в железной маске»), Фридрих Кюне (Родин) («Сказки Гоффмана», Степлтон в «Собаке Баскервилей»(1914), «Детектив Браун», «Опиум». «Пауки». «Дети тьмы»), Теодор Лоос (Свен Фридланд) («М», «Нибелунги», «Отелло», «Метрополис», «Еврей Зюсс»), Мечидис Тейн (Марго) («Екатерина Великая», «Графиня Валевска»), норвежка Од Эгед-Ниссен («Призрак Оперы», «Анна Болейн», «Любимая жена махараджи», «Лукреция Борджия», «Доктор Мабюзе, игрок», «Призрак»).

Почему смотреть стоит (плюсы). Обычно фильмы такого возраста я смотрю только как раритеты (есть исключения, но их совсем немного). «Гомункулус» — исключение. По крайней мере, версия из Музея Джорджа Истмана вполне интересна. Увидел зарождение некоторых штампов жанра.

Не уверен, что стал бы смотреть шестичасовую версию — это очень долго. Но этот экстракт из нее был вполне интересен.

Датчанин Олаф Фенс хорош. Он не только повлиял на кинематограф, но и создал берлинскую моду в 1916 году — некоторые его костюмы стали модными после выхода фильма. Тут вообще великолепная работа художников и дизайнеров по костюмам.

Чех Фридрих Кюне, сыгравший Родина, явно повлиял на создателей «Франкенштейна» и «Дракулы».

Это еще не экспрессионизм в германском кино, но многие приемы уже нарабатываются. Не зря, данный фильм часто упоминают в ряду предшественников киноэкспрессионизма (вместе с «Пражским студентом», «Големом» и «Сказками Гоффмана»).

Некоторые видят в Гомункулусе предшественника Адольфа Гитлера — озлобленного, психически ущербного человека, дорвавшегося до огромной власти. При всем своем злодействе он обладает харизмой и может повести за собой (в фильме в первую очередь женщин).

Итог. Забытая классика мирового кино



Тэги: фильмы


48
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх