Пещера Жозе


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «osipdark» > "Пещера", Жозе Сарамаго
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Пещера», Жозе Сарамаго

Статья написана 25 мая 2020 г. 23:28

Антиутопия по Летову в платонических одеждах,

или слишком не магический реализм

С латиноамериканской традицией и вообще иберийской современной классикой я знаком крайне слабо. Громкие имена знаю, главные произведения «магического реализма» — тоже, но до чтения их не успел дойти. Когда-то давно, в гостях у подруги, в руки попали «Сто лет одиночестве». На рассвете, по ходу наступления нового дня, в романтической не только для погружения в книги обстановке, я прочитал одну главу, но потом было не до этого. Вот и подруга ушла, и к творчеству Габриэля Маркеса давно не возвращаюсь.

Тем не менее пробел в литературном познании давно хочу устранить. А заодно и разбавить бесконечные потоки философской и иной не художественной прозы, которые последний год овладевают моим свободным и не очень временем. К сожалению, избранный для этой цели роман — «Пещера» Жозе Сарамаго — оказался не подходящим для ликбеза. Так или иначе, но одна из последних работ известного нобелевского писателя разочаровала и заняла свое место рядом с «Пчелами» Полл, «Дневником неудачника» Лимонова, «Ка» Краули, «Восхождением Сенлина» Бэнкрофта. Т.е. с той беллетристикой, которая лишь украла время и не развеяла невыносимую легкость бытия последних десяти месяцев.

Но что же не так с книгой столь номинированного и почитаемого писателя, «либертарного коммуниста» и справедливого критика действий Израиля на палестинских землях? Я не имею возможности сравнивать «Пещеру» с другими, более ранними работами автора. Знаком только с двум экранизациями и указанными регалиями. Поэтому говорить буду только о том, что я увидел и испытал в прочитанном, без ссылок на прошлые заслуги и высокие авторитеты.

Итак, «Пещера» Сарамого — одна из последних работ писателя, пропитанная глубокими философскими, религиозными, житейскими и экзистенциальными проблемами с зашифрованными на эти вопрошания ответами и критическими замечаниями автора. Во всяком Жозе Сарамого постарался, чтобы такие вопросы и глубинные ответные реплики на них были внедрены в текст. Начнем с того, что все, возможно, актуальное, необходимые и тонкое глубокомыслие умирает в муках от непомерных объемов книги. Точнее от очень нудного, затянутого и грубо размазанного по нескольким сотням страниц повествования в «Пещере». И это притом, что, по сути, особых действий в книжке и нет. Перед нами чрезмерно подробные без всякого на то резона описания каждой мелочи в походке героев и уходящих книжных суток, сюжетного времени. Зачем читателю чуть ли не сотню страниц наблюдать за неспешной поездкой Сиприано Алгора (главного героя) и его зятя, Марсала, по маршруту от окраинной халупы с гончарной к до крайности, без всякой пользы введенного, клишированного Центра, о котором чуть позже? Зачем нам три десятка страниц следить за обедом и неспешными, немногочисленными репликами героев? Зачем по четыре десятка раз слышать однообразные рассуждения Алгора о своей новой возлюбленной, если в этих речениях нет никакого прогресса и развития, а сами они превращаются в угрюмое и лишь надоедающее топтание на одном месте? Зачем читающему этот талмуд стенограммы и расшифровки километровых телефонных разговоров главного героя с администраторами из Центра, которые еще больше, чем сама фигура Центра, переполненными штампами и набившими оскомину клише?

Это — воистину главная беда книги. В «Пещере» объемы описаний и всего текста вообще никак не оправданы. Они просто не соответствуют содержанию, которое, как правильно замечают на других ресурсах рецензаторы, вполне адекватно пересказано в аннотации к книге. В принципе, ее без всяких потерь положительных впечатлений и важной информации можно редуцировать если не к этой аннотации, то хотя бы к рассказу или небольшой повести. Тогда отсутствие всякого развития сюжета и персонажей — я этого повествовательного прогресса и эволюции и вправду нет — осталось бы незаметным из-за краткого объема произведения. Но все равно остался бы вопрос — а зачем? Какова сверхзадача «Пещеры»? Что в ней есть кроме статичного сюжета, нейтральных персонажей-функций, гимна провинциализму и гармоничному, зеленому укладу жизни?

Сарамаго, на мой взгляд, заложил две основных линии в книгу. Первая — критический выпад в сторону массового потребления и «победившего пластмассового мира». Вторая — квазиплатонический, перемешанный с мифологическими вставками, гимн творцам. В принципе, обе линии эклектично входят одна в другую. Если кратко о каждой, то первая — не новинка для современности. Безусловно, критика консьюмеризма и «потреблядства», дегуманизации человека в товарном мире, господства «общества спектакля» и т.д., и т.п. — это круто, это актуально, это нужно. На мой левацкий взгляд. Но на мой же взгляд читательский, такая критика должна стараться быть новой и уж точно быть интересной. Ни того, ни другого в «Пещере» нет. Мир плохого капитализма, уничтожающего старые, простые и романтичные домики крестьян, лишающего работы стариков, выбрасывающего на помойку ручные, прикольные товары, с тоталитарными, обезличенными и бесчеловечными торговыми корпорациями вроде Центра — вот и все, что может представить Сарамого. И да, забыл добавить — еще отсылки и оммаж в сторону Кафки с его абсурдистскими нападками на бюрократию. Что в этих фразах и описаниях нового? Что интересного? Может, есть какой-то фантастический или остросюжетный, не знаю, дрматичный ряд, где все эти моменты становятся классными и окрашенными жизнью для читателя? Нет. Жозе Сарамого, уж извините, но тупо и напралом просто перечисляет все эти «удары критики» правлению капитала, даже не пытаясь их приукрасить литературностью. Это скучнее эпигонства вокруг "1984".

А с фантастическим осадком что? Во-первых, его почти и нет, а я ожидал увидеть в книжке, исходя из аннотации, любопытные сюжетные повороты с ожившими куклами и их использованием злобной корпорацией. Вот такие линии повествования можно было богато наполнить метафорами с критическими выпадами. А что в итоге? Один раз Сарамаго пересказывает пару мифов о сотворении человека из глины, второй раз добавляет к этому мотивы деизма и покинутости человека богом, третий раз намекает, что куклы Алгора — живые, и в конце добавляет совершенно на пустом месте, без всяких предпосылок к этому, супер-крутой-от-неожиданности поворот — открытие в глубинах Центра платоновской пещеры! Зачем — непонятно. Видимо, чтобы подчеркнуть мотив, что Алгор — это платоновский освободившийся творец и философ (хотя он никогда и не сковывался «пластмассовым миром»), а эти чертовы сотрудники Центра — пещеристые консерваторы и материалисты в самом грубом смысле слова! Круто — более посредственной эксплуатации философских сюжетов писателями я давно не видел. «Ка» Краули, который не сильно меня впечатлял, хотя бы старается как-то обновить ницшеанские мотивы и концепты иррационального волевого немца, а Сарамого в принципе никак не обновляет, не украшает, с делом не использует идеи ученика Сократа. Наплевательски забрасывает его в конец книги — и точка! Вкупе со всем выше изложенным перед нами — не платонический роман, а парменидовский, элеатский. Мертвенная статичность, которую в «Софисте» Платон и критиковал.

Не знаю, чем может понравиться это творение Сарамаго. Не знаю, когда вернусь к другим эпизодам его творчества. Не знаю, когда вернусь к магическому реализму. Хотя присутствовал ли он в этой книге? Или это лишь претенциозный набор слов и абзацев? Решать вам.

"Пещера" на фантлабе





1181
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 мая 2020 г. 06:38
Честно говоря, странно. Я читал немного: «Евангелие от Иисуса», написанное ранее, и «Странствие слона», написанное позже (тоже неспешная поездка на протяжении сотен страниц). И оба раза с большим интересом. А от «Слона» даже получил несказанное удовольствие. На очереди «Каин» — посмотрим...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 мая 2020 г. 15:50
mif1959, либо не мой автор, либо не моя конкретно взятая книга )


Ссылка на сообщение26 мая 2020 г. 09:47
Ну, в общем довольно смелый прием — брать объект третьего-четвертого поколения из богатой традиции и пытаться оценить строго вне контекста. Результат, да, забавный
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 мая 2020 г. 15:49
Shean, ну, я описываю, повторюсь, впечатления от одной отдельной книги, которая попала ко мне в руки. Я не критикую в целом творчество Сарамаго или традиции магического реализма )


Ссылка на сообщение26 мая 2020 г. 09:55
Похоже на всего Сарамаго)) у него есть пара реально мозговыносящих вещей («Евангелие», прежде всего), но есть и такое занудство ни о чем, в контексте или нет. Если это ваш первый подход к автору, то с неудачной книги вы начали, похоже. Я сама после десятка уже перестала его читать, слишком это однообразно в итоге
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 мая 2020 г. 15:49
kerigma, видимо, взаправду не с того начал.
 


Ссылка на сообщение26 мая 2020 г. 15:56
«Евангелие» и «Слепота» крутые, а «Перебои в смерти» — милые и веселые. Все остальное сильно слабее. На мой вкус.
 


Ссылка на сообщение26 мая 2020 г. 16:01
Учту на следующий раз!))


Ссылка на сообщение29 мая 2020 г. 11:00
К сожалению, Пещеру я как раз и не читал, так что по сути возразить не могу. Но вы правильно сделали, что не стали обобщать, так как Сарамаго очень разный.
Я вам как левак леваку хочу порекомендовать прежде всего«Поднявшхся с земли» (это роман о португальском фашизме) и «Воспоминания о монастыре», исторический.
Еще внезапно актуальным стал «Каменный плот», если заменить Иберию на КОВИД-19, то прям один в один история получится, а роману уж больше 30 лет.
Вот эти романы плотно набиты действием, фантазия так и бурлит, плюс острая критика и сатира. А стиль у него вязкий всегда. Он очень любит игру в слова , и наш переводчик Богдановский просто каждый раз подвиг совершает, в попытке соответствовать.
Зато вот категорически не согласен по поводу «Дневника неудачника» Лимонова. Я не столь категоричен, как Прилепин, который считает его лучшей книгой Лимонова, но это конечно топ. Просто может время еще не пришло или тоже не ваш автор.:-)
Спасибо большое за вдумчивую и обстоятельную статью!:beer:
Наспойлерили много, но зато буду знать на что специально обратить внимание.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 мая 2020 г. 13:48
vfvfhm, да, безусловно, Сарамаго не оставлю и попробую совершить второй заход, в том числе по вашим советам ) Кстати, Лимонов вполне мой автор, но мне у него нравятся такие вещи, которые, в основном, остальные стороной обходят или не очень отмечают. Например, «Монголия», по мне, лучшая его книга. «Другая Россия» как политическая фантасмагория тоже великолепна. Ну, ясное дело, что, как и все, отмечу «Это я — Эдичка».)
 


Ссылка на сообщение30 мая 2020 г. 00:13

цитата osipdark

отмечу «Это я — Эдичка»

Слава богу, я этот роман тоже вовремя прочитал, года в 23. Он как глубинная бомба, сработал несколько лет спустя и сильно меня подзарвал:-)))
Просто в отличие от самого Лимонова, я считаю, что его художественные тексты (особенно те, что в 20м еще веке написаны) — это его главное достижение и то самое важное, что после него останется. Он и «закончил карьеру « романом (я его еще не читал). Если вдруг вы пропустили, крайне рекомендую его роман «Иностранец в смутное время», невероятно крутая книга. Если заинтересуетесь можете прочитать на него мой отзыв на ФЛ, чтобы здесь не загромождать подробностями.
 


Ссылка на сообщение6 июня 2020 г. 02:15
vfvfhm, прочитал ваш отзыв на книжку Лимонова, оценил и сам роман в итоне прочту )
 


Ссылка на сообщение6 июня 2020 г. 21:31
:beer:


⇑ Наверх