Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «osipdark» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 15  16  17

Статья написана 25 мая 23:28

Антиутопия по Летову в платонических одеждах,

или слишком не магический реализм

С латиноамериканской традицией и вообще иберийской современной классикой я знаком крайне слабо. Громкие имена знаю, главные произведения «магического реализма» — тоже, но до чтения их не успел дойти. Когда-то давно, в гостях у подруги, в руки попали «Сто лет одиночестве». На рассвете, по ходу наступления нового дня, в романтической не только для погружения в книги обстановке, я прочитал одну главу, но потом было не до этого. Вот и подруга ушла, и к творчеству Габриэля Маркеса давно не возвращаюсь.

Тем не менее пробел в литературном познании давно хочу устранить. А заодно и разбавить бесконечные потоки философской и иной не художественной прозы, которые последний год овладевают моим свободным и не очень временем. К сожалению, избранный для этой цели роман — «Пещера» Жозе Сарамаго — оказался не подходящим для ликбеза. Так или иначе, но одна из последних работ известного нобелевского писателя разочаровала и заняла свое место рядом с «Пчелами» Полл, «Дневником неудачника» Лимонова, «Ка» Краули, «Восхождением Сенлина» Бэнкрофта. Т.е. с той беллетристикой, которая лишь украла время и не развеяла невыносимую легкость бытия последних десяти месяцев.

Но что же не так с книгой столь номинированного и почитаемого писателя, «либертарного коммуниста» и справедливого критика действий Израиля на палестинских землях? Я не имею возможности сравнивать «Пещеру» с другими, более ранними работами автора. Знаком только с двум экранизациями и указанными регалиями. Поэтому говорить буду только о том, что я увидел и испытал в прочитанном, без ссылок на прошлые заслуги и высокие авторитеты.

Итак, «Пещера» Сарамого — одна из последних работ писателя, пропитанная глубокими философскими, религиозными, житейскими и экзистенциальными проблемами с зашифрованными на эти вопрошания ответами и критическими замечаниями автора. Во всяком Жозе Сарамого постарался, чтобы такие вопросы и глубинные ответные реплики на них были внедрены в текст. Начнем с того, что все, возможно, актуальное, необходимые и тонкое глубокомыслие умирает в муках от непомерных объемов книги. Точнее от очень нудного, затянутого и грубо размазанного по нескольким сотням страниц повествования в «Пещере». И это притом, что, по сути, особых действий в книжке и нет. Перед нами чрезмерно подробные без всякого на то резона описания каждой мелочи в походке героев и уходящих книжных суток, сюжетного времени. Зачем читателю чуть ли не сотню страниц наблюдать за неспешной поездкой Сиприано Алгора (главного героя) и его зятя, Марсала, по маршруту от окраинной халупы с гончарной к до крайности, без всякой пользы введенного, клишированного Центра, о котором чуть позже? Зачем нам три десятка страниц следить за обедом и неспешными, немногочисленными репликами героев? Зачем по четыре десятка раз слышать однообразные рассуждения Алгора о своей новой возлюбленной, если в этих речениях нет никакого прогресса и развития, а сами они превращаются в угрюмое и лишь надоедающее топтание на одном месте? Зачем читающему этот талмуд стенограммы и расшифровки километровых телефонных разговоров главного героя с администраторами из Центра, которые еще больше, чем сама фигура Центра, переполненными штампами и набившими оскомину клише?

Это — воистину главная беда книги. В «Пещере» объемы описаний и всего текста вообще никак не оправданы. Они просто не соответствуют содержанию, которое, как правильно замечают на других ресурсах рецензаторы, вполне адекватно пересказано в аннотации к книге. В принципе, ее без всяких потерь положительных впечатлений и важной информации можно редуцировать если не к этой аннотации, то хотя бы к рассказу или небольшой повести. Тогда отсутствие всякого развития сюжета и персонажей — я этого повествовательного прогресса и эволюции и вправду нет — осталось бы незаметным из-за краткого объема произведения. Но все равно остался бы вопрос — а зачем? Какова сверхзадача «Пещеры»? Что в ней есть кроме статичного сюжета, нейтральных персонажей-функций, гимна провинциализму и гармоничному, зеленому укладу жизни?

Сарамаго, на мой взгляд, заложил две основных линии в книгу. Первая — критический выпад в сторону массового потребления и «победившего пластмассового мира». Вторая — квазиплатонический, перемешанный с мифологическими вставками, гимн творцам. В принципе, обе линии эклектично входят одна в другую. Если кратко о каждой, то первая — не новинка для современности. Безусловно, критика консьюмеризма и «потреблядства», дегуманизации человека в товарном мире, господства «общества спектакля» и т.д., и т.п. — это круто, это актуально, это нужно. На мой левацкий взгляд. Но на мой же взгляд читательский, такая критика должна стараться быть новой и уж точно быть интересной. Ни того, ни другого в «Пещере» нет. Мир плохого капитализма, уничтожающего старые, простые и романтичные домики крестьян, лишающего работы стариков, выбрасывающего на помойку ручные, прикольные товары, с тоталитарными, обезличенными и бесчеловечными торговыми корпорациями вроде Центра — вот и все, что может представить Сарамого. И да, забыл добавить — еще отсылки и оммаж в сторону Кафки с его абсурдистскими нападками на бюрократию. Что в этих фразах и описаниях нового? Что интересного? Может, есть какой-то фантастический или остросюжетный, не знаю, дрматичный ряд, где все эти моменты становятся классными и окрашенными жизнью для читателя? Нет. Жозе Сарамого, уж извините, но тупо и напралом просто перечисляет все эти «удары критики» правлению капитала, даже не пытаясь их приукрасить литературностью. Это скучнее эпигонства вокруг "1984".

А с фантастическим осадком что? Во-первых, его почти и нет, а я ожидал увидеть в книжке, исходя из аннотации, любопытные сюжетные повороты с ожившими куклами и их использованием злобной корпорацией. Вот такие линии повествования можно было богато наполнить метафорами с критическими выпадами. А что в итоге? Один раз Сарамаго пересказывает пару мифов о сотворении человека из глины, второй раз добавляет к этому мотивы деизма и покинутости человека богом, третий раз намекает, что куклы Алгора — живые, и в конце добавляет совершенно на пустом месте, без всяких предпосылок к этому, супер-крутой-от-неожиданности поворот — открытие в глубинах Центра платоновской пещеры! Зачем — непонятно. Видимо, чтобы подчеркнуть мотив, что Алгор — это платоновский освободившийся творец и философ (хотя он никогда и не сковывался «пластмассовым миром»), а эти чертовы сотрудники Центра — пещеристые консерваторы и материалисты в самом грубом смысле слова! Круто — более посредственной эксплуатации философских сюжетов писателями я давно не видел. «Ка» Краули, который не сильно меня впечатлял, хотя бы старается как-то обновить ницшеанские мотивы и концепты иррационального волевого немца, а Сарамого в принципе никак не обновляет, не украшает, с делом не использует идеи ученика Сократа. Наплевательски забрасывает его в конец книги — и точка! Вкупе со всем выше изложенным перед нами — не платонический роман, а парменидовский, элеатский. Мертвенная статичность, которую в «Софисте» Платон и критиковал.

Не знаю, чем может понравиться это творение Сарамаго. Не знаю, когда вернусь к другим эпизодам его творчества. Не знаю, когда вернусь к магическому реализму. Хотя присутствовал ли он в этой книге? Или это лишь претенциозный набор слов и абзацев? Решать вам.

"Пещера" на фантлабе


Статья написана 28 апреля 20:33

Норвежский призрак коммунизма,

или красные шведы на самоизоляции

Оса Авдич, как сообщают скудные данные рунета, «шведская писательница и журналист, ведущая популярного утреннего шоу Morgonstudion на шведском телеканале SVT1». И роман «Эксперимент «Исола»» — ее литературный дебют. Притом, дебют этот возможно откроет некоторую книжную вселенную. Но как минимум закладывает основание для второй книги, так как стержневая загадка произведения осталась под покровом тайны. Но обо всем по порядку.

«Исола» начинается с выдержки об альтернативной Швеции из альтернативной Википедии. В ней говорится ровно столько информации, как и в российской аннотации. Мир романа — альтернативное будущее, где «коммунистические» режимы Восточной Европы разродились и пошатнули основы западного мира. Как минимум весь Скандинавский полуостров становится частью некоего Дружественного Союза, а его части, некогда суверенные государства, входят в нем в статусе протектората. При этом совершенно не ясно, есть ли в этой временной Советский Союз, или нет, и какие события привели к отщеплению этого мира от нашего. То есть в дальнейшем тексте кроме каких-то крох новой информации политическое мироздание вселенной остается неясным. Жаль, но повествование все равно не об этом.

Главная героиня обманчивым движением пера Авдич появляется не в самом начале книжки. Притом манера повествования, смена прямой речи на линии событий от первого лица, добавляют некоторых вопросов, например, насколько реальна речь умерших персонажей (спойлер!), кому она рассказывается и в какое время по отношению к основным событиям романа. Но вернемся к Анне Франсис. Она как и многие другие герои — бюрократы не очень понятного профиля в партийных министерствах. Анна — мать-одиночка, отдающая всю себя работе и травмированная в свое время жуткими событиями в Средней Азии (которые, возможно, намекают, что не все в порядке с целостностью СССР). После тех самых психически тяжелых лет в лагерях беженцев и гуманитарных катастроф в евразийской глуши, высшее руководство Партии предлагает Анне вместе с группой абсолютно не похожих друг на друга людей (старый вояка, ведущая политновостей, интроверт-возлюбленный Анны и другие) необычное задание. Отправиться на остров с говорящим названием Исола в глубокую самоизоляцию на несколько дней. Цель задания через проведение психологического эксперимента выявить кандидата для загадочной государственной должности. Притом главной героине предстоит сыграть роль живого «трупа», которая, как оказывается, не является единственной ролью Анны в партийных интригах шведских «злых большевиков»...

Более подробно говорить о сюжетных линиях «Исолы» как довольно миниатюрного романа, думаю, не стоит. Скажу только, что на сравнительно небольшом текстовом объеме Оса Авдич создает интересных для разового чтения персонажей и строит интересные сюжетные ходы и повороты. Не на все сто процентов неожиданные, но все же увлекательные. Детективная линия, переплетение историй разных героев, конечная развязка — все это Авдич выполнила, может, и не на уровне мэтров жанра, но вполне для неглупого, пусть развлекательного чтения в грустные псевдокарантинные деньки. Отдельно благодарю писательницу, что создаваемый ей политический фон хоть и выхолощен (оттого создается впечатление его ненужности для событийного содержания — такой эксперимент вполне могло поставить и вполне капиталистическое правительство), зато не впадает сверх меры в оруэлловщину. Да, пресловутые пионеры, цензура, дефицит, погоня за западной модой, вездесущая партия встречаются на страницах книги, но в исключительно редких случаях. И сильного отторжения от «красной» Швеции не вызывают.

Единственный минус «Исолы», на мой взгляд, это полнейшее умолчание к концу книги о том, что же представляет собой проект RAN. И зачем к нему требуется такой тщательной подбор людей, почему от них столь многое должно зависеть. Повторюсь, возможно, что все это — завязка для цельной саги в формате политико-психологического триллера. Но вполне может быть, что таинственный проект — обычный макгаффин, который не должен объясняться. Тогда добротные, но средние события книги по типу «что бывает с людьми, если они оказываются в экстремальных условиях и отрезанности от внешнего мира», а также политический каркас лишаются даже эфемерного основания и связности. Превращаются в «ну просто я хотела написать книжку, где у власти шведы-большевики, они проводят бесчеловечные эксперименты, ну, а как, зачем, почему, какие проблемы современного мира поднимают такие сюжетные предпосылки, почему нужно было выбирать для сюжета именно такой мир, почему это будущее ничем технологически не отличается от нашего настоящего и т.д.».

В итоге, отбрасывая все мои не очень серьезные и жесткие претензии к роману Осы Авдич, скажу, что это легкий, но интересный детектив, который не метит в новаторские работы или уровень классиков жанра, но способен развлечь и удержать внимание на пару часов самоизоляции. Надеюсь, что открытые вопросы книги найдут свое продолжение и решение в последующем творчестве писательницы. Так или иначе книга смогла принести мне свою долю удовольствия в полугодовом отсутствии художественной литературы.

"Эксперимент "Исола"" в фантлабе


Статья написана 23 апреля 01:16

Пластмассовый мир победил,

или берегись живых желаний

Я несколько раз говорил, что обожаю фильмы с неожиданными концовками и поворотами. И постоянно стараюсь пополнять ими список для просмотра. В итоге наткнулся на мистический триллер "Комната желаний" (2019), который, возможно, таковым заключительным твистом и не сильно удивит, но жуткую и тревожную атмосферу. Притом сочетающуюся с некоторым философским и социальным планом, на мой взгляд. Так или иначе далее коротко и по возможности без спойлеров о фильме.

"Комната желаний" — европейское кино французского режиссера, постановщика и писателя Кристиана Волькмана. Последний, кстати говоря, создал отличный мультипликационный фильм в стилистике нуарного киберпанка "Ренессанс" — детектив о Париже середины нашего века, где столкнулись интересы смешались интересы суперкорпораций, искателей бессмертия и местного сыщика с непростым прошлым. Если вернуться к фильму, то стоит добавить о том, что картина поучаствовала в нескольких кинофестивалях и в Корее даже одержала победу.

"Комната желаний" — это весьма камерная лента, которая по классической колее сюжетов триллеров, мистики и ужасов разворачивается вокруг одного старого дома и странной комнаты внутри. Молодая пара в виде известной многим Ольги Куриленко и бельгийцем Кевином Янссенсом переезжает в американскую глушь из благоухающей Европы. Героиня Ольги начинает карьеру переводчицы, а персонаж Кевина планирует после роли рабочего на пивоваренном заводе стать художником. Наверное, так бы наши герои жили дружно-мирно в одиноких штатных дебрях, если не таинственная комната, спрятанная в новом доме. Как понятно из названия и жанра фильма, помещение это не простое, а волшебное — самый настоящий неантропоморфный джинн!

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Хотя по многочисленным проводам во внутренностях комнаты и всего здания, странную электрическую проводку в нем, понятно, что тайна тут довольно технологическая и даже научная. С другой стороны символика на входе, на двери в комнату желаний намекает на своеобразную сатанинскую технику, ахаха.
Так или иначе как только Оля с Кевином узнают о скрытых функциях дома, начинаются вечеринки с морей шампанского, картинами Ван Гога, дорогими шмотками и т.д. Но после нескольких дней алкогольного бума и секса герои решаются обсудить чисто семейный вопрос —

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

о пополнении семьи, от чего жена не в восторге, но чтобы не огорчать бельгийца, просит ребеночка у дома и получает последнего без всяких схваток...
. Только, как все мы знаем, за любым фокусом, за любым даром кроется своя плата и своего рода обмен. Так и волшебство дома существенно ограничено, а именно

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

пределами самой постройки — вне ее все созданные с нуля побрякушки превращаются в стареющую пыль.

В принципе, как только зритель узнает судьбу предыдущей семейной четы, проживавшей здесь, дальнейшие события становятся очевидными. Ницшеанская поножовщина в пользу творцов или их творений. Другое дело, что за всем этим действительно интересно смотреть. Интересно, как привыкшие только потреблять столкнулись с проблемой бесконечного потребления. Остались один на один с вышедшей из под контроля машиной (возможно, метафоры рынка или, шире, капитализма индустриальной эпохи), которая способна симулировать не просто бездушные вещи, а не иначе как человеческие чувства. Разумеется, отсутствие чувства меры и личной ответственности приводит к катастрофе. В сочетании с неимением адекватного стремления к познанию, машина исполнения желаний идет в атаку и собирается заменить своей симуляцией настоящую реальность и некоторых людей в ней. И все это вместе с добротной актерской игрой, мрачной атмосферой и напряженным повествованием создает отличный фильм с небольшой вау-развязкой (

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

своеобразной отсылкой на нолановское "Начало"
).

Таким образом, вышла хорошая кинолента в жанре камерного триллера и с необычным исполнением метафор против потребительства, бесконтрольного роста влияния техники и вечного конфликта творца и творения, родителей и детей. Нескучное и любопытное европейское кино!


Статья написана 13 апреля 22:25

Наперегонки с кровавой Луной,

или парадоксы отцов и внучек

В фантастическом кино, на мой взгляд, важны несколько составных частей. Собственно, интересное фантастическое допущение, желательно оригинальное или хотя бы не слишком вторичное и с новизной в подаче. И, собственно, интригующий и насыщенный любопытными событиями сюжет с живыми героями. Кажется, что в случае фильма "В тени Луны" на платформе "Нетфликс" первый пункт выполнен на добротную половину, а второй — на процентов семьдесят или вовсе девяносто. Так что заранее можно сказать, что перед нами крепкий середнячок, который звезд с неба не хватает, но ничего особо нового на небосвод жанра кинофантастики не приносит. Далее я постараюсь разобраться, что так или не совсем с этим фильмом, но без спойлеров не обойдется. Их все я постараюсь хорошенько спрятать под тегом скрытого текста.

Итак, перед нами история пытливого полицейского Тома Локхарта и его семьи, которая разворачивается в четыре акта. В каждом из них он старается поймать преступника, который убивает вроде бы никак не связанных друг с другом людей. Дело усложняется тем, что средство, с помощью которого совершаются преступления, науке просто-напросто неизвестен. А само дело еще в первом акте закрывается из-за недостаточности улик и расовых нюансах с общественным резонансом. Плюс семья Локхарта из-за его идеи фикс разобраться с таинственными убийствами рассыпается на части все сильнее и сильнее, с каждой последующей частью фильма. Как теперь любят делать кинотворцы, в самом конце вся история перевернется с ног на голову "неожиданным поворотом", хотя суть дела выяснится в конце второго отрезка "В тени Луны".

Если честно, после просмотра трейлера фильма мне показалось, что картина — нечто вроде "Темного города" по содержанию или чего-то подобного. Вполне допускаю, что если бы я сразу узнал, что

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

"В тени Луны" — очередная хроноопера, более-менее классическое произведение о путешествиях во времени
, то не стал бы его смотреть. И не зря. Хоть, повторюсь, в жанровую копилку режиссер Джим Микл (автор не самого плохого представителя кровососной стилистики, "Земли вампиров"), но сюжет движется красиво по законам и каноном повествования таких фильмов, а герои хорошо играют свои роли и развиваются до самой точки кульминации. Во всяком, Бойд Холбрук очистил свою карьеру от прошлого "Хищника" :-).

Думаю, "В тени Луны" можно сравнить с такими фильмами, как

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

"Исходный код", "12 обезьян", "Дежа вю" и похожие с ними
. Он обладает как всеми плюсами картин этого ряда, так и минусами. Плюсы — применение выбранного фантастического допущения позволяет создать очень классную атмосферу таинственности и интересной противоречивости (

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

но если вы обратите внимание на самые-самые первые кадры фильма, а именно на флаг, который там использован и не забудете его, до много дойдете сами и быстрее событий фильма
). А при правильном развертывании такого хода можно поднять и крайне важные проблемы и вопросы, вроде соотношения человеческой свободы и необходимости, целей и методов, приматом своего дела и старых-добрых ценностей вроде семьи и любви. Все это в фильме используется крайне круто. Но и без чисто жанровых минусов, обойти которые — сотворить новый и неоценимый вклад в развитие фантастики. Так, самый главный вопрос, это

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

не проясненный до конца парадокс. Как решается вопрос изменения прошлого — почему стирать из истории начало второй американской гражданской войны можно, а смерть внучки-путешественницы Тома нельзя изменить и вычеркнуть? Вмешательство в прошлое только один раз, о котором говорится в конце кино, не очень проясняет суть дела. Да и вообще, если в самых последних кадрах "В тени Луны" внучка главного героя все изменила, почему она говорит Тому, что он все равно должен ее подготовить к этому делу и отправить на смерть? Почему не указывает, что все, деда, я все изменила, можешь спокойно меня воспитывать и не думать, что второй раз отправить меня на смерть. Ее что, все равно надо будет повторно отправлять в прошлое, чтобы замкнуть петлю? Но как это все провернет профессор Рау, если в его временной линии уже никакого будущего с гражданской войной не будет? Почему нужно делать так много прыжков в прошлое, а не убить самых первых творцов идеи новой войны, в самом отдаленном прошедшем? Да и разве не кажется слишком уж идеалистическим и наивным, что войны создаются отдельными хотелками людей, а не общественными влияниями и тенденциями? В конце концов, возвращаясь, как мне кажется, к нерешенному противоречию-парадоксу изменяемого и вместе с тем не изменяемого прошлого, на мой взгляд, лучше было внучке сказать, что ее дед козел и ничего в ее реальности не сделал для ее воспитания, но теперь он может все это изменить. И сделать заключение, эпилог уже с его стороны — кажется, что такой ход был бы и логичнее, и драматургически вернее, если бы будущее изменилось целиком и полностью, а не только из-за стирания гражданской войны.

Несмотря на все сюжетные минусы, фильм вышел красивым, насыщенным, с живой интригой как минимум до середины ленты и стильным. Особенно первая, (нео)нуарная часть "В тени Луны". Добротное исполнение классических требований жанра, пусть и без особого новаторства.


Статья написана 12 апреля 03:18

Самоизоляция смыслов,

или повести, затягивающие в петлю... скуки и тоски

Недавно отгремел, видимо, последний сезон "Человека в высоком замке" компании "Amazon". Отличный и интересный проект, который в чем-то непоследователен, оригинала не перепрыгнул, но смог притягивать к экрану до самого конца. И, кстати, с заключительными эпизодами, сильно ушедшими от романа Дика, авторы смогли выдержать уровень и хорошо удивить. А так как карантинные деньки позволяют выделить какое-то время на просмотр еще одного или двух сериалов, решил опробовать другой проект сервиса под названием "Байки (Рассказы) из Петли".

Концепция научно-фантастической антологии, основанной на одноименном графическом романе (обзову эту форму так) Саймона Столенхага в духе ретрофутуризма и в атмосфере загадочных историй, внушала некоторое доверие. Все-таки другое визуально-текстовое произведение автора, "Электрический штат", мне понравилось и историей, и изобразительной стилистикой. Да, общий сюжет и частности повествования не блещут особой новизной, но все они вместе с картинным рядом оставляют положительное впечатление. Потому от "Баек из Петли" я ожидал как минимум уровня "Электрического штата" — широкие пейзажи и описания мира, герои (или хотя бы герой) с интересной и длинной, насыщенной историей, любопытные повороты сюжета. И что в итоге из этих предвкушений оправдалось?

Все восемь серий "Баек..." представляют собой претенциозную мешанину не проработанных персонажей, слабых фантастических допущений и растянутых, пустых кадров. К сожалению или счастью, повторюсь, оригинальную книжку Столенхага я не читал. Но примерно могу понять, чего хотели авторы. Комплекс историй, где фантастические допущения лишь перводвигатель для развертывания драматической линии человеческих отношений и чувств. А объяснение нереалистического пейзажа и элементов, разъяснение загадок не требуется. Притом и тайны должны завораживать, и развитие героев не хворать. Но требуется признать, что идея провалилась и новых "Оставленных" (обзор имеется) не вышло. Хотя мелодия из них в одной серии мелькает. Постараюсь объяснить, что же конкретно не получилось.

Перед нами мир, где изобрели научно-исследовательский комплекс "Петля", разгадывающий загадки вселенной и всего остального. Все герои так или иначе с ним завязаны, притом в центре событий (и сквозной сюжетной арки) находится семья изобретателя этой лаборатории будущего. Тем не менее кроме высокопарных заявлений о том, что они занимаются чем-то сверхкрутым и заумным, ничего не слышно и не видно. Да, есть артефакт, который появляется еще в первой серии, а также десяток различных объектов (которые и в путешествие во времени тебя могут отправить, и заморозить само время, и до кучи всего другого), да еще роботы там сям. Но кроме этого и бессмысленных рисований формул учеными, их прогулок в и из "Петли" ничего не проясняется. Ну есть "Петля", ну есть двуножники прямиком из "Звездных войн" и непонятно почему заброшенные объекты с чудесными функциями, которые потенциально могут привести к концу света. Откуда взялись, как давно появились, почему эти технологии не могут наконец на протяжении нескольких десятилетий прогрессивно изменить устройство радиоприемников, автомобилей, холодильников и телевизоров — не ясно. Но это же фон для настоящих событий и глубоких смыслов сериала! Зачем ряд флешбеков или хотя бы словесных пояснений для того, откуда вся эта ретрофутуристическая архитектоника взялась? И почему при повсеместном использовании роботов в городке их так боятся, как будто они вчера появились, как в пятой или седьмой серии? Ладно, давайте оставим они недосказанности, которые создают дух чудесной таинственности! Все это лишь сцена для глубины человеческих чувств.

Первая серия. История девочки, потерявшей маму, которой та особо и не была нужна. Девочка ходит туда-сюда с мальчиком, ищет, не находит (спойлер!), но не унывает и кое-кого встречает. Ну, нас ни с кем не знакомили и сразу кинули в событие с поисками непонятно кого непонятно кем. Но ничего, это только разгон для сериала.

Далее вторая серия. Вот два друга, которые заигрались переменой мест слагаемых, где сумма конкретно так изменилась (спойлер!). В итоге игра не останавливается, но один из ребят оказывается заключен в сквозной сюжетной рамке, которая разок-другой проявит себя в трех последующих сериях.

Третья серия. Наверное, одна из самых любопытных и с почти осуществившейся претензией на глубину. Красивая японоамериканка размышляет об одиночестве и бесценности момента, и с помощью очередного фантастичного механизма с введенным ради этой серии внезапно любовником оказывается в межвременье, где понимает... ну что-то понимает. Может, что слишком себе на уме. Может, что нужно тщательнее выбирать, с кем разделять момент и уметь это счастливое мгновение отпускать.

Затем четвертая серия с красивым, но непонятно на кой черт созданным куполом-кукушкой-накудахкой-сколько-мне-осталось продолжаются рассусоливания о том, как важно не упустить каждый миг жизни и не заниматься бессмысленной работой, которую даже в сериале о тебе не будут внятно освещать, ахах. Итог — все мы умрем, так что меньше работайте на заумных должностях. А также непонятный ход с мелькавшим воспоминанием молодой жены, которая, как я сначала подумал, утерянная любовь, а оказалась не пришей кобыле хвост.

Далее пятая серия, который чистый филлер с микросюжетом о тяжелом быте работяги-кормильца семьи с глухонемой девочкой и сынок в коме. Ах, да, серия нужна для продолжения рамки из второго эпизода.

Шестая серия — параллельные реальности и все такое, снова об упущенных минутах, в которых можно было бы обрести партнера своего пола, но увы и ах, комбайн переносит в плохой мир с идеальным, но изменчивым любовником.

Седьмая серия — о том, как папа, сын-создателя лаборатории и сам отец двух детишек, потерял руку. Да-да, как "Терминатор 4". Кстати, робот тут засветится и даже промелькнет эмоциональный момент под самый конец эпизода! Но развивать это не будут.

Зато в восьмой серии добьют в прямом и переносном смысле сквозную рамку сериала, поиграют со временем и расскажут нам что-то важное... например... ну... Что-то там есть, мы просто не достаточно поработали археологами смыслов!

В этих пересказах даже не хочется отыскивать фамилии актеров и вспоминать имена героев — все равно последние не запоминаются. Может, чистая субъективщина, но после просмотра всего сезона от воспоминаний от всех восьми серий у вас должны остаться лоскутки сверху. Не более того. Потому что внятного сюжета в сериях нет. Ключевые идеи и эмоции не показываются ни коим образом, в том числе и игрой актеров — изредка они стараются играть. Например, Джонатан Прайс в четвертой серии действительно смог выдать хорошую драму, но из-за прорех в сценарии с уже упомянутым непонятно зачем мелькавшим воспоминанием и упущенной возможности как-то поработать с углублением отношений с сыном его игра обесценивается. Остальные актеры как-то вовсе и не стараются играть. Прелестная Ребекка Холл из "Престижа" не выдает и доли тех возможностей, которые проявила при работе с Кристофером Ноланом. Пол Шнайдер — робот. И не только из-за утерянной руки, но в принципе во всех сериях, где его каменный лик заметен. От детей трудно ждать высоты техники создания чувств и эмоций, но у актера, играющего Коула, кое-что выходит. Чувак, играющий печального охранника "Петли", также не собирается особо менять выражение лица. И далее по списку — все одно. Героев сценаристы не пытаются раскрыть. Есть только до безумия растянутые события в сериях, между основными кадрами которых есть целый ряд просто пустых сцен. Создатели проекта не понимают, что искусство кино и сериалов — показывать сюжет, а не рассказывать его. Но герои и так почти не говорят, а если и стараются что-то произносить, то выдают что-то не то. Сами серии состоят наполовину из пустоты, а остальное — волнительная музыка, которая как бы намекает — вот тут вся драма короткой, быстро убегающей жизни человека, который на фоне тайн вселенной и ее размеров пустышка и букашка! Мы никогда не разгадаем всех тайн, поэтому давайте друг друга любить и чаще говорить друг с другом!

Возможно, я объяснил свое негодование слишком неконкретно, в виде сумятицы и пафоса критики. К сожалению, претенциозные и высокопарные проекты, которые обещают показать всю невыносимую легкость бытия в рамках фантастического жанра другой критики не достойны. На мой взгляд. Так авторы решились создать что-то по типу "Твин Пикса", "За гранью возможного", "Сумеречной зоны" или "хотя бы" "Оставленных", а получили пустышку. Как они придумали это сделать? С помощью внедрение в каждую серию фантастического допущения в виде какого-то артефакта или устройства, иногда макгаффина (объяснять природу или историю оных не требуется), от которого отправляется сюжет эпизода. Далее все приправляется щепоткой грустной музыки, килограммом блеклых цветов, приправой из слишком компьютерных роботов и фаршем в виде действий героев. Все они производятся с грустными и серыми лицами, большую часть серий персонажи молчат, потом говорят бессмыслицу или воду, и как бы и все. Вот вам эмоции, вот глубина чувств и из всего этого сами вынесете важный смысл — берегите друг друга и не болейте! Живите одним днем! И как бы все это там есть, просто надо внимательнее смотреть. Это же высокое искусство... А на самом деле проект, из которого исходит лицемерный пафос авторов и депрессивный не к месту настрой. Абсолютно бессмысленный, к большему сожалению, проект, создатели которого смотрят на логику киноискусства, его самых простых, но важных деталей настолько свысока, настолько забивают на создание внятного и содержательного повествования, что получается какая-то каша. Да, в ней можно отличить зерна от плевел и найти парочку достойных моментов. Но их слишком мало, чтобы на это тратить время. Посмотрите лучше в десяток или сотню раз лучше выстроенный в драматургическом и фантастическом плане сериал "Оставленные", где уже первая серия первого сезона, в которой нет флешбеков, нет объяснялок про героев настолько глубоко и отчетливо доносит их ощущения и эмоции, что просто нет слов. Безусловной шедевр. А эти "Байки из Петли" — всего лишь байка о якобы крутом и сильном сериале. Высокое искусство порой так далеко уносится ввысь, что забывает о создании добротного и внятного сюжета, в котором вся глубина сверхзадачи смогла бы реализоваться в деталях, которые будет интересно декодировать и расшифровывать, раскапывать тайные смыслы. Когда самих деталей нет, просмотр как таковой становится скучным и пустой тратой времени.

ПС. Начал смотреть старенький уже сериал "Эврика", на который постараюсь сделать более качественный обзор. Но могу сразу посоветовать его к просмотру — веселый, простой и более реалистичный в драме, чем все эти высокие конструкции в небе сверхсмыслов в виде "Баек из Петли" с намеренной передачей депрессняка.

ППС. Может, сериал стоит попробовать оправдать... Возможно, что персонажи сериала настолько роботы, настолько куклы и подобие философских зомби на фоне гуляющих машин, чтобы показать ужас дегуманизации реального мера из-за интервенции техники и информационных гаджетов?! Может, именно для этой мысли создатели решили не заморачиваться с проработкой сценария и слежением за игрой актеров?! Точнее, наоборот, заморочились они как раз именно путем того, что не стали с чем-либо заморачиваться... Хитро! На великие жертвы пошли! Самое главное, во благо идеи... Показать бы им ту самую фреску, где автор гуляющей пословицы "Платон мне друг, но истина дороже" показывает своему учителю, указующему на небо, на землю, к вещам и конкретности. Эх, одним словом!


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 15  16  17




  Подписка

Количество подписчиков: 65

⇑ Наверх