ФРГ, 1982, 177 мин.
Реж. Франц Зайц
В ролях Джон Финч, Адриенне Гесснер, Ханнс Цишлер, Марго Хильшер, Зимен Рюхаак, Лотар-Гюнтер Буххайм, Мари-Элен Брейа, Габи Дом, Хайнц Вайсс, Бальдуин Баас, Вероника Фитц
Мистическая драма
Оценка 6.7 (103) Моя оценка 7.5 (очень хорошо)
Фильм был показан на Московском международном кинофестивале в 1983 году (и завоевал Серебряный приз), и в рамках недели немецкого кино в Дании в 1983 году.
Производство Franz Seitz Filmproduktion, Iduna Film Produktiongesellschaft, Bayerischer Rundfunk (BR)
Экранизация романа Томаса Манна с подзагловком «Картины из жизни композитора Адриана Леверкюна».
Начинается все хроникой Второй мировой войны. Авторы часто проводят параллели между судьбой композитора и Германии.
Паренек с детства играл Божественную музыку, но в душе его обитал Дьявол.
Его учитель музыки говорит о нем «Он настолько одарен, что служит оскорблением для своих учителей». И еще учитель предупреждает о происках Дьявола, который стремиться заставить забыть человека, что талант — это заслуга Бога.
Будучи студентом теологом Леверкюн заключил сделку с Дьяволом. Он получил успех, но был лишен любви и тепла в жизни.
Тяжела жизнь без любви и тепла, даже жизнь гениального человека. Взамен милостей и успеха, композитор был лишен Дьяволом всего светлого.
В конце композитор признается, что в 21 год заключил сделку с Дьяволом «Гениальность искусства невозможна без адского огня».
«Взгляд скверной души — ядовит».
Сатана дал то, что хотел человек, но забрал намного больше
Его последний концерт и выступление перед ним — совершенно жуткая сцена.
Актерский состав. Снял фильм и написал сценарий известный режиссер, сценарист и продюсер Франц Зайц, бывший членом жюри Берлинского кинофестиваля. Среди прочего, он был продюсером «Жестяного барабана».
В фильме снялись звезды и известные актеры англичанин Джон Финч (Адриан Леверкюн) («Исступление» Хичкока, «Макбет» Полански, «Смерть на Ниле», «Дом ужасов студии «Хаммер»»), австрийский еврей, актер, композитор и певец Андре Геллер (Сатана), Ханнс Цишлер (доктор Зерениус) («Мюнхен», «Мальвиль»), Марго Хильшер (сенаторша Родде) (представительница Германии на Евровидении 57), Зимен Рюхаак (Швертфегер) (множество сериалов и телефильмов), Лотер Гюнтер Буххайм (доктор Эразми) (известный писатель и художник, автор романа, по которому снят знаменитый фильм «Подводная лодка» Das Boot(, Габи Дом (мать композитора) («Клиника Черного леса», «Яйцо змеи»), Хайнц Вайсс (Джонатан Леверкюн) (серия фильмов о Джерри Коттоне), знаменитый немецкий скрипач Зигфрид Пальм (Вендель Крецшмар), Вилфрид Клаус (профессор Инсисторис) (сериал «Деррик»), Алиса Треф (тетя Изабо) (сериал «Деррик», «Король Чардаша»), Ганс Корте (профессор Кюмпф) (сериала «Деррик», «Капитан»), Ева Ингеборг Шольц (Фрау Бютце) («Американский солдат», «Генерал Дьявола», «Эмиль и сыщики»), хорватка Эльма Карлова (Коко)(«Капитан Леши», «Страх разъедает душу», «Берлин, Александерплац»), популярный рок-музыкант Герберт Гренемайер (Дойчлин), популярный сатирик и писатель Герхард Польт (привратник), Балдуин Баас (эпизод) («Репетиция оркестра» Феллини).
Почему смотреть стоит (плюсы). Шикарная экранизация, понравившаяся мне больше книги (скорее всего, этот роман Томаса Манна не то, что стоит читать школьнику — думаю, сейчас я бы дал книге другую оценку). Интересно, что авторы сумели довольно точно экранизировать этот вовсе не маленький роман.
Фильм умный и очень страшный. Здесь Дьявол вежливый. в человеческом обличье, он не будет творить трюки из арсенала фильмов ужасов, но то, что он сделает намного страшнее. Цена за предоставленную гениальность оказалась непомерной.
Красивая музыка.
Цитаты. «Тебе нужно брать уроки фортепиано. Так у тебя будет фундамент для твоих воздушных замков».
«Самоуспокоенность — является ересью и неблагодарностью по отношению к Богу, дарителю всех милостей».
«Святость невозможно помыслить без искушения».
«У русских есть глубина, но нет формы. На западе есть форма, но нет глубины. И то, и другое есть только у нас, немцев».
«Поверь мне, не так то легко попасть в ад. Нам бы давно не хватало места, если бы к нам мог прийти кто попало».
Почему смотреть не стоит (минусы). Фильм мрачен и страшен. Джон Финч хорошо донес до зрителя тяжесть жизни человека, лишившего себя любви и тепла.
Есть очень неприятные моменты. Например, болезнь и смерть Эхо.
Итог. Очень хорошая экранизация сложного произведения.