Бурносов Чудовищ


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» > Бурносов. Чудовищ нет
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Бурносов. Чудовищ нет

Статья написана 28 января 2010 г. 15:07

http://www.fantlab.ru/images/editions/big/11840" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>

Этот роман оставил у меня достаточно странное впечатление. Невооруженным глазом у него можно найти тысячу и один недостаток. Несмотря на это, роман мне понравился и запомнился.

О чем эта книга? О вампирах. О попытках людей бороться с нечистью разных видов и о том, к чему эти попытки приводят. Эка невидаль, — скажете вы, сколько уже книг в последнее время написано на эту тему — от Стивена Кинга до Стефани Майер. Так-то оно так, но при этом роман Бурносова весьма оригинален и очень далек от большинства стандартных боевичков на эту тему.

В романе две сюжетные линии. В одной из них в 1880 году офицер Иван Рязанов, член Чрезвычайной комиссии, направлен в одну из западных губерний для расследования загадочного убийства семейства некоего иностранца. В другой действие происходит в начале двадцать первого века. Старшеклассник Алексей Рязанов, потомок Ивана, знакомится с новыми соседями, которые оказываются не совсем людьми.

Естественно, между линиями есть определенные связи — и сюжетные и, так сказать, идейные. С одной стороны, перед правнуком и прадедом стоят весьма похожие проблемы, с другой стороны, роман во многом построен на контрасте между империей конца девятнадцатого века и постсоветской разрухой начала века двадцать первого.

В первую очередь такое построение романа напоминает многие произведения Акунина. И, хотя работа автора над историческим материалом очевидна, все же Иван Рязанов заметно проигрывает Эрасту Фандорину, а демонические народовольцы выглядят несколько карикатурно. Зато линия младшего Рязанова заметно более удачна. Это получилось не сколько за счет глубины проработки образов героев или насыщенности и закрученности сюжета, сколько за счет совершенно реалистичной картины происходящего. Даже недостатки этой линии — скомканный финал, неровность повествования удивительным образом играют на руку восприятия текста. Думаю, каждому из нас хотя бы несколько раз в жизни доводилось слушать истории, как некий непутевый родственник или знакомый по собственной глупости или неудачному стечению обстоятельств вляпался в какую-то дурацкую проблему. Эти истории, как правило, отрывочны, потому что мы так и не узнаем всех подробностей происшедшего. Они зачастую неокончены. Они, к сожалению, далеко не всегда заканчиваются благополучно. Нередко сама история и сопутствующие ей обстоятельства выглядят просто по-дурацки. Вот именно такое впечатление полного реализма происходящего и производит история Алексея Рязанцева. И именно ее реалистичность произвела на меня столь сильное впечатление.

И даже в характерах персонажей, в описаниях окружающей действительности линия младшего Рязанцева гораздо более проработана и правдоподобна.

С другой стороны, такая авторская манера приводит к смазанности концовки, к неясности выводов, к ощущению недосказанности. Некоторые линии совершенно оборваны.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Куда делся арап Моисей? Что произошло с другом Алексея Стасиком? Успела ли уехать Лора? Чем вызваны столь сложные отношения между разными демонами?
Всего этого мы так и не узнаем.

Не готов рекомендовать этот роман всем подряд. Книга, как говорится, на любителя. Но лично я эту история прочел с большим интересом.

Из рассказов, вошедших в этот сборник, хочу отметить также:

Лифт.  Похоже, я открыл для себя еще одного весьма неплохого мастера хоррора. Сила рассказов Бурносова — в обыденности происходящих событий, в точном описании мелких деталей, в удачном изображении образов даже эпизодических персонажей. Вот и в этой истории сюжет не блещет оригинальностью — самый обычный лифт вдруг взял и приехал неизвестно куда. Но удачный подбор персонажей, который действительно производит впечатление совершено случайных людей, их поведение, вполне ожидаемое в подобной ситуации, выглядят настолько убедительно, что поневоле представляешь себя на месте главного героя. Автор умело нагнетает напряжение, оставляя при этом надежду. При этом производит впечатление то, как легко и просто вполне приличный человек напрочь забывает о морали и совести, пытаясь выжить любой ценой. Многие вопросы в рассказе так и остаются без ответов и это, как ни странно, придает истории еще большую убедительность и правдоподобность. Хорошо все-таки, что я живу на первом этаже и лифтом не пользуюсь.

Жабы.  Помните старый анекдот по женщину с косой, одетую в розовое платье с рюшечками, с какими-то дурацкими бантиками и косичками на голове? Какая нелепая смерть! Вот и эта история рассказывает об одном из самых нелепых и бестолковых, но при этом трагичных контактов, которые были когда-либо описаны. Обычно этот сюжет описывают с иной точки зрения — людей пытаются уничтожить инопланетяне, не признавшие в них собратьев по разуму. И ведь прекрасно понимаешь, что и закончиться эта история иначе не могла. Да и нечего все списывать на отсталость наших предков, ведь и сейчас вполне могло бы произойти то же самое. Как всегда, Бурносов не вдается в подробности, но несколькими яркими штрихами, вроде пролитого чая, придает этой истории достоверность.

Все золотистое. Изящная история. В ней есть и красота  и нежность первой любви, и таинственность загадочного места, и страх перед чем-то ужасным, и непонятные странствия во сне. В общем, все, что создает ощущение чуда — красивого, но отнюдь не безопасного. Так что получилась настоящая маленькая сказка для взрослых. Отнюдь не все загадки этой истории будут в итоге раскрыты, но так даже интересней. Должен признать, что в этот раз автору удалось меня перехитрить и удивить неожиданой концовкой.





137
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 января 2010 г. 15:49
Читал «Лифт» в «Новых легендах» -- имхо, очень слабый рассказ. Как и в «Числах и знаках» автор тянул-тянул резину, а потом притомился -- и оборвал повествование, даже не пытаясь выдать сколько-нибудь внятную концовку. «А вот так вот!»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 января 2010 г. 18:25
Ну а какая там должна быть концовка? Подергались немного, а потом все умерли. Кто-то при этом остался человеком, а кто-то нет.
 


Ссылка на сообщение29 января 2010 г. 05:45
А стоило ли в этом случае городить?..
 


Ссылка на сообщение29 января 2010 г. 07:22
Ну а почему бы и нет? Все мы когда-то умрем. Но кто-то примет смерть спокойно и с достоинством, а кто-то готов пить кровь из окружающих в прямом и переносном смысле, чтобы отсрочить неизбежное хоть на денек. Чем не тема для рассказа?


Ссылка на сообщение28 января 2010 г. 16:12
Да, роман начался за здравие, хорошо так, колоритно.
К середине автор уже скатился к банальности, а конец, на мой вкус, просто и беззастенчиво слит.
Вообще Бурносов частенько профукивает финалы, не первый раз отмечаю.
В целом весьма слабая вещь при ярких колоритных деталях.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 января 2010 г. 18:26
Да, эффектного финала не получилось. Получился жизненный.
 


Ссылка на сообщение28 января 2010 г. 18:35
Никакого не получилось.
Жизненный финал для высосанного из пальца очередного вампирского противостояния, в которое перестаешь верить со страницы этак 60й, — это нонсенс.
Вот решенный примерно в таких же декорациях роман «Впусти меня» — вот там финал. Плюс там идея есть.
А тут — какая идея? Пустышка.
 


Ссылка на сообщение29 января 2010 г. 01:25
А какая во «Впусти меня» идея, кстати? Что лучше стать пособником вампира, чем жить обычной жизнью в Швеции 1980-х? :-)))
 


Ссылка на сообщение29 января 2010 г. 07:49
Не. Проблемы вампиров хоть в Швеции, хоть в Греции меня не колышат совершенно.
Идея книги — губительность ОДИНОЧЕСТВА.
Практически каждый персонаж там одинок, каждый по своему.
И это сильно, в отличии от отрывания голов и иных нюансов.
 


Ссылка на сообщение29 января 2010 г. 05:45

цитата Karavaev

Вообще Бурносов частенько профукивает финалы, не первый раз отмечаю.


Вот, и я того же мнения. ;-)


Ссылка на сообщение28 января 2010 г. 17:46
А Вы читали трилогию Бурносова «Числа и знаки»?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 января 2010 г. 18:28
Увы, нет. Но, видимо, попробую раздобыть и прочесть
 


Ссылка на сообщение28 января 2010 г. 22:46
Если прочтете раньше меня, поделитесь впечатлениями. Эта трилогия в очереди на прочтение стоит у меня уже несколько лет — нет уверенности, что вещь стоящая.:-)
 


Ссылка на сообщение28 января 2010 г. 23:07
Вот и я был в раздумьях по поводу Бурносова. «Чудовищ нет» мне удачно подвернулась по очень сходной цене


Ссылка на сообщение28 января 2010 г. 20:32
У меня сложилось общее ощущение, что Бурносов роман просто не вытянул. То есть из части про Российскую империю, можно было бы сделать неплохую мистическую повесть в антураже 19 века. Но для бОльшего, надо было больше работать (сюжет выстраивать, героев выписывать). А вот там где про наших современников, показалась и вовсе все как-то по детски, на «Ужастики» Стайна смахивает. Хотя написан «Чудовищ нет» живенько и, в целом, неплохо, поэтому роман назвал бы сугубо проходным, но приятным.
А вот «Все золотистое» мне очень понравилось, классный рассказ.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 января 2010 г. 21:44
Да, многое недоработано и не развито. Но мне как раз современная линия понравилась больше.

цитата sar

А вот «Все золотистое» мне очень понравилось, классный рассказ.
:beer:


Ссылка на сообщение29 января 2010 г. 07:32
Читал данный сборник. И остался глубоко разочарован.
После того, как в «МФ» дали роману книгу года ожидал чего-то существенного, но увы...
Да и рассказы довольно посредственны.
Ну... Это лишь моё скромное мнение.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 января 2010 г. 09:02
До книги года этот сборник, конечно, не дотягивает. Но после него лично я убедился, что Бурносов и сольно пишет весьма незаурядные произведения


Ссылка на сообщение29 января 2010 г. 08:00
Опять вампиры... Ну что за мода, от американцев перекинулась что ли?
Тут на форуме многие на эльфогномов жаловались, а рядом куда ни плюнь — попадешь в зомби или вампира. Неужели ничего пооригигальнее не придумать, обязательно брать из стандартного набора :-(((
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 января 2010 г. 09:03
Эти вампиры в достаточной мере нестандартны.
 


Ссылка на сообщение29 января 2010 г. 09:09
Да я не спорю, просто сам факт их повсеместного наличия как-то отбивает желание читать даже потенциально хороший роман 8:-0
 


Ссылка на сообщение29 января 2010 г. 10:17
Я к антуражу отношусь более спокойно. Вот на что я не поклонник книг о зомби, а антологию Нежить прочел с большим удовольствием. Много хороших рассказов.
 


Ссылка на сообщение29 января 2010 г. 10:40
*Если не против полуоффтопа в вашей колонке*
Мой взгляд — это взгляд человека, не являющегося поклонником «вампирской» темы или Бурносова лично. Вот вроде и читаешь хорошие отзывы, но как про вампиров услышу -скучнею. Ну Иван вапмир, ну грозный... (с) Из-за их количества они из чего-то таинственного превращается в рутину, антураж.
Собственно, к чему я? Просто интересно, почему они стали популярны в России? Эльфогномы понятно — Толкиен как никак шуму наделал. А эти? Лукьяненко постарался? Или просто по причине популярности в США: мол они снимают кино, пишут книги, все это попадает к нам, попробуем своих сварганить? Хотелось бы услышать ваше мнение как знатока ;-)
 


Ссылка на сообщение29 января 2010 г. 13:27

цитата Halstein

Из-за их количества они из чего-то таинственного превращается в рутину, антураж.
Есть такое дело.

цитата Halstein

Просто интересно, почему они стали популярны в России? Эльфогномы понятно — Толкиен как никак шуму наделал. А эти? Лукьяненко постарался? Или просто по причине популярности в США: мол они снимают кино, пишут книги, все это попадает к нам, попробуем своих сварганить? Хотелось бы услышать ваше мнение как знатока

В мире вампиры были популярны давно, в первую очередь усилиями Брэма Стокера с его Дракулой. Хотя еще во второй половине 19 века А.К. Толстой, например, написал повесть «Упырь» — на удивление приличный образец мистики.
А сейчас всплеск интереса к вампирской тематике явно связан со Стефани Майер. Ну нравятся девочкам-подросткам вампиры. Такие все из себя загадочные, страшноватые и привлекательные. Поэтому и вампиры последнее время получаются все больше уродско-подростковые.
В принципе, я не фанат вампирской тематики. Она все-таки довольно ограничена. А Бурносов мне нравится в первую очередь своей нестандартностью и богатой фантазией. Хотя многое он все-таки не дорабатывает


⇑ Наверх