Марцин А Гузек Застава на


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Seidhe» > Марцин А. Гузек "Застава на окраине Империи. Командория 54" (2017)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Марцин А. Гузек «Застава на окраине Империи. Командория 54» (2017)

Статья написана 2 июля 2020 г. 23:08

Прочитать «Командорию 54» я загорелся сразу, как только увидел не столь уж и давний предновогодний анонс многоуважаемого господина Аренева. А как иначе, если было обещано dark fantasy, да ещё и польское, да коли ещё и вдохновением для автора послужила история Тевтонского Ордена в Пруссии? Навскидку действительно не припомнишь фэнтези, основанного на этом материале, разве что довольно неоднозначная Ульмигания Вадима Храппы на ум приходит. Одним словом, должен признать — ожидания были изначально завышенными...

И вот роман прочитан. Сразу оговорюсь: роман мне в общем и целом скорее понравился, хотя многие моменты и вызвали искреннее недоумение. Небольшой хвалебный (по сути) отзыв я уже размещал, да и статья эта написана довольно давно, но ждал я, пока количество прочитавших и оценивших роман перевалит за пятьдесят человек, дыбы можно было обсудить с читающей общественностью некоторые вопросы, которые никак не дают мне покоя. Итак, приступим.

Первое. Время и место действия.

Я разумеется понимаю, что всё условно, и применять мерки реальной истории к фэнтезийному роману — дело неблагодарное, но скажите: разве описанный мир — это пусть и условное, но Средневековье? Мне так не показалось вообще. Для создания образа этого самого «усреднённого Средневековья» не хватает слишком многого — нет главенствующей роли церкви, нет рыцарства как такового (все сражения в книге ведутся исключительно силами пеших воинов), нет феодальных повинностей, в конце-то концов! Нам демонстрируют какую-то условную Жопу Мира, в некоторых деревнях которой люди живут чуть ли не охотой и натуральным хозяйством, но в то же время в этой глуши, на окраине Империи, функционируют трактиры, а у одного из героев под ногами катаются пустые бутылки (!) из-под вина! Я уж не говорю о стекле, но даже если они глиняные — кто поставляет бутылки вина в дикую глушь, где всего населения — несколько деревень? Плюсом к этому идёт постоянное упоминание Империи, легионеров и прочих легатов. Так, может, перед нами всё-таки не столько развитое Средневековье, сколько некий аналог попытки возвращения Восточной Римской империей своей «варварской периферии» где-нибудь, скажем, на Балканах? В пользу этого предположения говорит и тот факт, что в романе совершенно нет чувства экспансии, «дранга нах остен» и всего остального, что и лежало в основе деятельности Тевтонского Ордена. Не принести язычникам огнём и мечом свет Истинной Веры, но вернуть свои бывшие владения, а это, согласитесь, шибко разные вещи! В этой же связи хотелось бы остановиться и на том факте, что описанная Империя совершенно не представляет, что лежит там — за границей Вековой Пущи, тогда как во времена крестовых походов против язычников-пруссов средневековая Европа прекрасно знала, что за ними — богатая и могучая Русь, с которой считали за честь породниться посредством династических браков многие европейские монархи. Опять же, больше напоминает первые контакты византийцев со славянскими племенами, чем историю Тевтонского Ордена, не находите?

Второе. Роль религии в жизни описываемого социума, и с чем вообще борется Орден Серых Плащей?

Признаюсь честно: я ожидал от романа чёткого противостояния условных «христиан» и «тёмного колдовства». По итогу — опять сплошные вопросы. Прежде всего, к социальному устройству. Я уже говорил выше, что средневековых реалий в мире «Командории 54» категорически не хватает, но временами это выглядит совсем уж неправдоподобно. Готов смирится с тем фактом, что роль церкви в описываемом мире не так велика — об этом косвенно свидетельствует хотя бы вопиющий феминизм, при котором женщины на равных служат в армии, и даже могут по пьяни заявить местному парню что-то вроде «Эй ты, снимай штаны и пошли трахаться!», но есть и другой момент — а чему, собственно, Серая Стража противостоит? Если нет чёткого понимания, что любое колдовство — зло, идущее от Нечистого, то что мешает создать свои подразделения, использующие «светлую» магию? По сути, нам пытаются продемонстрировать неких недоведьмаков-недоинквизиторов, которые то готовы на всё, лишь бы пресечь проявления «тёмной» магии, то вполне спокойно обращаются за советами к местным «ведьмам», да и одна из героинь явно не от мира сего, но это окружающих как-то мало волнует, на уровне «дадим ей кличку Чокнутая». Это, пожалуй, выглядит одной из главных недоработок автора, но я очень надеюсь, что в последующих книгах Гузек этот вопрос осветит как-то подробнее.

Третье. Структура и организация Ордена Серой Стражи.

Перед нами девять рекрутов, которые претендуют на место в рядах Серых Плащей. И чем же они занимаются, попав в Жопу Мира? Пересказывать сюжет не вижу смысла, но если говорить упрощённо — слишком мало занятости, слишком много потрахушек. Пан Марцин совершенно определённо не служил в армии, иначе не писал бы подобных глупостей. Просто представьте: командир над всеми этими рекрутами утром посылает одного из них в соседнюю деревню(!), потому как один из рекрутов всю ночь провёл там на сеновале с двумя селянками. Серьёзно? Плачь командир, который допустил подобное! Ни о какой дисциплине далее речь идти попросту не может! И ещё: описанная ситуация каким-то боком напоминает вам «духовно-рыцарские Ордена»? Вот и мне — нет! Вообще, в книге до обидного мало места уделено именно тому, чем Серая Стража занимается. Они как-то там, вроде, тренируются, и чего-то там патрулируют, но всё это настолько размыто... На мой взгляд, роман только выиграл бы, если бы в основе лежали не отношения между рекрутами и местным населением, а превращение нескольких разных по происхождению людей именно в солдат, в полноправных членов Серой Стражи, готовых подчиняться приказам и ставить долг выше собственных желаний/интересов. Но тут, как я уже говорил, слишком явно чувствуется отсутствие личного опыта автора: слишком мало тупого армейского быта — вот корень ВСЕХ проблем, которыми маются рекруты на страницах романа. Кто служил — прекрасно поймёт, о чём я веду речь ;-)

И ещё один момент: во второй части романа неожиданно выясняется, что за службу в Серой Страже ещё и платят!? Это чего за рыцарский орден такой получается, где тупо платят за службу? %-\ Что тогда мешает просто привлекать наёмников? Ради чего тогда вся эта мышиная возня с рекрутами и прохождением отбора, да ещё и с разговорами про «потомственного Стража» и так далее?

По итогу, остаётся лишь признать, что в каком-то другом романе все эти несостыковки стали бы критическими, и я бы шибко ругался на автора, НО! Но я полностью согласен с мыслью лаборанта Sopor, высказанную в одной из ветвей форума:

цитата
Если получается для самого себя на возникающие вопросы ответить без сильных натяжек, то хорошо. Если нет, то субъективная оценка книги снижается.

В отношении Гузека лично у меня — получается. Автор действительно сумел завладеть моим вниманием, поэтому я искренне надеюсь, что в последующих книгах цикла ему удастся изящно разрулить некоторые противоречия, возникающие в голове читателей, ознакомившихся с первым романом. Плюсом ко всему, не стоит забывать, что до выхода «Командории 54» автором были написаны и опубликованы три рассказа, действие которых происходит в том же мире, поэтому вполне возможно, что на кое-какие возникающие вопросы он ответил именно в них.

Впрочем, есть ещё и четвёртое. Как же шикарно издана книга! ^_^

Роскошная обложка (пусть и соответствующая тексту чуть более, чем никак ;-)), удобный для глаз шрифт, хорошая бумага (в сортах и ТТХ бумаги, к сожалению (или — к счастью?), не разбираюсь, поэтому про шершавость, оттенки серого и приятность на ощупь рассуждать не готов ;-)), всякие плюшки внешнего оформления, типа выпуклых букв названия/имени автора...

И всё это, прошу заметить, за 308 рублей по предзаказу в Лабиринте! :-[

От души надеюсь, что обложку второго тома дадут нарисовать тому же Аникину, и там будет сохранён тот же дух противостояния, что и у поляков. Ну, в смысле, Серая Стража vs. склавяне. Для наглядности:

А теперь представьте, что и второй том будет в той же стилистике, с подобной композицией, что и на отечественном томе первом, но вместо условного рыцаря будет склавянин в кожаных доспехах, вместо готишненьких элементов — деревянные идолы на капище, за спиной будет развеваться какая-нибудь медвежья шкура (И вот не надо рассказывать, что это тогда торнадо какое-то, раз медвежья шкура развивается! У нас фэнтези всё-таки! :-)))), а на заднем плане — что-то такое, с узнаваемо славянскими узорами и вязью...

Эх, красота ж получится!





293
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 июля 2020 г. 00:00

цитата

А теперь представьте, что и второй том будет в той же стилистике, с подобной композицией, что и на отечественном томе первом


Пусть так и будет, идея хорошая.

К слову, действие второго тома будет разворачиваться спустя пять лет после событий первого, таким образом, старых героев мы уже встретим возмужавшими (герои будут те же).

Будет ли второй роман похож на первый композиционно — не уверен.

Ряд замечаний мы в личке уже обсудили. По поводу воинской рутины — согласен: стоило хоть в паре глав 2-4 странички ей посвятить, чтобы у читателя было впечатление, что она постоянно присутствует.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 июля 2020 г. 00:05

цитата

По поводу воинской рутины — согласен: стоило хоть в паре глав 2-4 странички ей посвятить, чтобы у читателя было впечатление, что она постоянно присутствует.

Именно! :-[ А то герои занимаются чем угодно, кроме собственно самой службы! >:-| Не, в армии, конечно, можно всё, главное — не палиться (по себе знаю ;-)), но даже такой алкаш-командир, как Олаф, вряд ли стал бы терпеть упомянутые мной ночёвки чёрти где, да ещё и с блэкджеком и шлюхами, из-за которых он вынужден посылать одного рекрута в поисках другого...
 


Ссылка на сообщение3 июля 2020 г. 00:09
Ну, пара предложений про то, что тренировки были мне все же вспоминаются 8-)

В патрули еще ходят 8:-0

А по поводу первого замечания... Ну, не знаю. Это же все таки не в историческом сеттинге произведение, поэтому и автор не должен все параллели воссоздавать. То есть, ассоциации с тевтонцами и Пруссией — это именно ассоциации. Но тут я не настаиваю вообще, просто говорю, как я это вижу.
 


Ссылка на сообщение3 июля 2020 г. 00:25
И да, «сумасшедшую, но не дуру» могли бы из лука научить стрелять, учитывая, что хорошие задатки меткости уже есть. Что она так и будет во врагов Империи ножи метать?
Понятно, что главная её задача несколько иная, но все же.
 


Ссылка на сообщение3 июля 2020 г. 00:40
Скорее всего у неё другие таланты. Тут уж не до стрельбы из лука))
 


Ссылка на сообщение3 июля 2020 г. 17:30
Нож в глаз при прочих равных — это быстрее и провернуть, и повторить. С её-то меткостью. Злой волк!
 


Ссылка на сообщение3 июля 2020 г. 17:52
Это если из неё диверсант готовить будут:-)
 


Ссылка на сообщение3 июля 2020 г. 19:10

цитата Johann_Wolden

Нож в глаз при прочих равных — это быстрее и провернуть, и повторить.


Я, как ты знаешь, на днях доперечитал «Песнь Крови» Райана.
Там тоже про духовный воинский орден. И метание ножей там — это всеобщая рекрутская забава, поэтому все рекруты умеют метать ножи, а некоторые делают это виртуозно.

И вот я ума не приложу, отчего братья Шестого ордена не закидали ножами всех врагов Веры и Королевства. Особенно странно, что они не воспользовались этой тактикой против кумбраэльских еретиков с их любимыми и бесполезными длинными луками. Ведь с ножом то «при прочих равных — это быстрее и провернуть, и повторить».
 


Ссылка на сообщение4 июля 2020 г. 01:40
И ты прекрасно знаешь, почему на этот вопрос невозможно ответить с хоть каким-то намёком на серьёзность (в конце концов, сотня утюгов не меня взыскует, а! :-))))


Ссылка на сообщение3 июля 2020 г. 00:38
Средневековьем в романе даже не пахнет. Уж насколько я далёк от истории и вообще, честно говоря, ее не сильно люблю, и то это понимаю. И никаким тевтонским орденом тут и не пахнет. Надо принять это и получать удовольствие от книги насколько это у кого получится. По всему остальному... Империя явно в упадке. Чтоб так взять и чего-нибудь захватить сил нет. Вот и приходится принимать участие в жизни «серой зоны» путем создания таких коммандорий. Затрат особо никаких, а эффект присутствия создаётся. Жизнь на окраине всегда отличается от условно цивилизованного центра. Меньше контроль, большая необходимость закрывать на какие-то вещи глаза. С этой точки зрения сосуществование веры и колдовства вполне логичны. Как сказал один из селян, впдьма-то она, может, и ведьма, но людей лечит, скотине помогает и вообще пользу приносит. Тут как раз противоречий не вижу. Если отвлечься от самого понятия ордена, то деньги за службу тоже не вызывают отторжение. Худо-бедно, роль сельских полицейских и третейских судей коммандория выполняет. Другое дело, что изначально на большее они мало способны и, учитывая, что на самом деле у них есть глобальный план, это видится мне недоработкой автора. Я уже в одном топике писал о том, какие недостатки вижу в романе. Повторюсь, на мой взгляд, он очень сырой, с большим количеством дыр и логических нестыковок. Некоторые моменты мне просто показались неудачным. По анонсу рассчитывал на большее, но это уже мои проблемы:-) к оформлению отношусь спокойно:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 июля 2020 г. 00:56

цитата

Жизнь на окраине всегда отличается от условно цивилизованного центра. Меньше контроль, большая необходимость закрывать на какие-то вещи глаза.

С этим я согласен целиком и полностью, но откуда там тогда трактиры с бардами, и бутылки из-под вина? Я именно об этом и говорю — ИМХО, разумеется, но Гузеку надо было сразу определиться, пишет ли он про «условное развитое Средневековье» или всё-таки про Жопу Мира, где у местных жителей попросту не может быть излишка денег, которыми можно расплатиться в трактире. Трактир — это для мест с оживлённой торговлей всё-таки, никак не для фронтира. И пример с Диким Западом тоже не катит — реалии совсем не те.
Но роман, повторюсь, от этого хуже не становится! :-[ Просто несостыковки эти вызывают лишние вопросы, которых можно было бы легко избежать, выкинув из произведения эти сцены. Чего, нельзя было что-ли, чтобы события произошли не в трактире, а в каком-нибудь условном «доме местного старосты»?
 


Ссылка на сообщение3 июля 2020 г. 01:05
Ну бард во всяком случае бывший рядом точно имеется)) а если серьёзно, то звериный промысел имеется. Раз промысел имеется, значит кто-то из купцов заезжать должен. Без таверны никуда. Деревенек в округе несколько, народу собираться где-то надо. Ну а бутылки... Там же не сказано сколько их и как долго они валяются:-)


Ссылка на сообщение3 июля 2020 г. 00:53
И ещё... По поводу порядков в ордене. Много ожидать от пенсионера, мечтающего греть кости на солнышке и который имел все происходящее вокруг, не приходится. У него под рукой молодой да идейный, вот пусть и корячится. Другой вопрос, что ж это за гарнизон, в котором по факту только один действующий военный. В более цивилизованных районах орден, судя по всему, достаточно влиятпльная организация, поэтому понятно, почему высокие семейства хотят иметь своих отпрысков на хороших должностях. Тут другой вопрос. Лично мне непонятна структура ордена, его финансирование, кому он в итоге подчиняется. По феминизму. Возможно это связано с большими потерями после чумы. Тут уж выбирать не приходится
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 июля 2020 г. 01:00

цитата

По феминизму. Возможно это связано с большими потерями после чумы. Тут уж выбирать не приходится

Тут согласен, это мне тоже в голову приходило. Но поведение Матильды всё-таки слишком уж откровенно, хоть для условной Римской империи, хоть (тем более!) для Средневековья. С другой стороны, у автора всегда есть лазейка — мир-то не наш! ;-)


Ссылка на сообщение3 июля 2020 г. 01:06
Да ладно... Там все девицы не сильно стеснительные. Что деревенские, что рекруты))


Ссылка на сообщение3 июля 2020 г. 03:28
Ну хоть один рецензент не закинул в минус роману что действие происходит в глуши :beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 июля 2020 г. 08:54
Да это ж плюс 8-).
 


Ссылка на сообщение3 июля 2020 г. 19:16
Да, для меня это тоже однозначный плюс!
Мне наоборот ощущения этой самой глуши, по итогу, и не хватило ;-)


Ссылка на сообщение3 июля 2020 г. 06:33
Полностью согласен с Seidhe. Читается интересно. Нестыковки эти действительно есть, но правда, как-то не раздражают. Конечно, это и не а-ля римская империя, и не средневековье, какой-то микс. Но опять же — не раздражает. Лично мне действительно не хватило четкости в вопросе, кто же против кого и за что. Что это за склавяне в понимании автора? Что за злые силы, откуда и кто ими управляет? Посмотрим дальше
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 июля 2020 г. 19:19

цитата

Полностью согласен с Seidhe.
:beer:

цитата

Лично мне действительно не хватило четкости в вопросе, кто же против кого и за что. Что это за склавяне в понимании автора? Что за злые силы, откуда и кто ими управляет? Посмотрим дальше

По словам уважаемого Sartori работа над вторым томом уже идёт, а сам Гузек, вроде как, третий, заключительный, роман то ли заканчивает, то ли закончил, не помню точно, так что есть надежда узнать ответы на все вопросы в течение ближайшего года-двух ;-)
А это очень хорошие перспективы, особенно если вспомнить дедушку Джорджа или его верную почитательницу Веру Викторовну :-)))


Ссылка на сообщение3 июля 2020 г. 21:09
Преждевременно что-то говорить, обобщая.
Будет второй том — будет ясно, на счёт общей идеи и развития сюжета.
По первому тому — неплохо, но не более.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 июля 2020 г. 21:20

цитата

Преждевременно что-то говорить, обобщая.
Будет второй том — будет ясно, на счёт общей идеи и развития сюжета.

С этим сложно поспорить, но погадать-то всё равно интересно, а? ;-)
 


Ссылка на сообщение3 июля 2020 г. 22:03
Конечно!

Но до Вегнера автору не достать, это уже здесь видно.
Не достать ни динамикой, ни фантазией, ни языком изложения.
Это не в укор автору, это факт.
 


Ссылка на сообщение4 июля 2020 г. 16:00

цитата ФАНТОМ

Но до Вегнера автору не достать, это уже здесь видно.


Для меня Вегнер — один из флагманов жанра, который стоит в одном ряду с прочими великими именами. Таким образом, не дотягивать до Вегнера совсем не стыдно :)


⇑ Наверх