Украина, 1994, 94 мин.
Реж. Александр Муратов
В ролях Наталья Доля, Юрий Розстальный, Альбина Сотникова, Виктор Коломиец, Наталья Надирадзе, Галина Доля, Юрий Критенко, Олег Примогенов, Людмила Сницар
Драма
Оценка 6 (12) Моя оценка 5 (посредственно)
Производство киностудии имени Довженко
Экранизация повести Миколы Хвылевого «Сентиментальная история».
Времена НЭПа. Девка из провинции едет в столицу Украины. Ее встретила подруга. Сели в троллейбус и едут — и тут нудисты прямо на улицах. С лозунгом «Долой стыд».
Девушка приехала с надеждой на большую и чистую любовь. Во всем виноват брат, погибший в гражданскую, но перед этим изгадивший сестре мозг рассказами о новых, чистых людях, достойных жизни в новом обществе.
А вокруг блядство, ханжество. Начальница этической комиссии месткома садистка с лесбийскими замашками.
Муж соседку бьет, говорит, что спознался с ней, потому что «Лучше с ней, чем с кобылой».
А уж как Бьянка ее успокаивает «У вас высокий идейный уровень»
В общем непреодолимое противоречие между ожиданиями и суровой действительностью.
Актерский состав. Снял картину украинский режиссер Александр Муратов («Вальдшнепы», «Исполнить всякую правду», «Гонки по вертикали», «Старая крепость»).
В фильме снялись известные актеры Наталья Доля (Бьянка) («Белые одежды», «Кольца всевластья», «След оборотня», «День рождения Буржуя 2»), Юрий Росстальной (художник)(«Забудьте слово смерть», «Игра Рипли», «Шпион Зорге»), Альбина Сотникова (Марлен, пытавшаяся подложить подругу под недоделанного престарелого фавна) («Западня», «Записки курносого Мефистофеля», «Ради семейного очага»).
Почему смотреть стоит (плюсы). Насколько я знаю, это единственная экранизация Мыколы Хвыльового, личности очень интересной и противоречивой . Такие как он могли оказаться в центре внимания только в 20-х, пока еще сталинские бюрократы не растоптали романтику революции (чтобы под этим термином не подразумевали). Один из основателей новой украинской прозы и теоретик национал-коммунизма (он всячески подчеркивал то, что был и остается коммунистом), автор лозунга «Прочь от Москвы» (Геть вид Москвы) украинцем не был. Судя по настоящей фамилии он был русским (Фитилёв). Идейный коммунист, участник Гражданской войны, потом вынужден был изобличать гримасы новой власти.
Проза его довольно интересна, но тут сказываются метания самого писателя (я читал пятитомник, изданный в 70-е в Нью-Йорке).
Вот и в «Сентиментальной повести» ожидания не соответствуют результату. Новая харьковская бюрократия (действие происходит не в Москве и не в Киеве, хотя и героиня едет в столицу) гораздо хуже побежденных буржуазов.
Хорошие актерские работы.
Почему смотреть не стоит (минусы). Кто-то авторам сказал, что экспериментальную прозу надо экспериментально снимать. может оно временами прикольно, но смотреть эти «слоенные кадры» быстро надоедает и утомляет.
Интересно. «Долой стыд» — действительно существовавшее в СССР в середине 20-х движение радикальных нудистов.
Итог. Посредственный экспериментальный фильм о несоответствии результатов и ожиданий
Если бы не «слоеные кадры» оценил бы повыше.