Что мы знаем о фабриалях


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Anahitta» > Что мы знаем о фабриалях – обзор от Элис Арнесон в преддверии выхода «Архива буресвета»-4
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Что мы знаем о фабриалях – обзор от Элис Арнесон в преддверии выхода «Архива буресвета»-4

Статья написана 17 сентября 2020 г. 07:36

По сложившейся традиции, пока мы готовимся к выходу четвертого тома «Архива буресвета» – «Ритма войны», бета-ридер Элис Арнесон предлагает нам вспомнить, что мы знаем о фабриалях.

Элис – бета-ридер и большая фанатка Сандерсона, а иногда составительница теорий. Она администрирует две группы в Facebook:The Stormlight Archiveи Storm Cellar.

Приветствую вас, о фанаты Космера! В этой статье мы разберем все, что известно о фабриалях, этих чудесах современной технологии, которые облегчают жизнь уж если и не каждому среднестатистическому рошарцу, то точно не по вине Навани. Мы рассмотрим, на что они способны и как сделаны.

Внимание: вам встретятся спойлеры по всем уже опубликованным томам «Архива буресвета» и иногда отсылки на серии вопросов-ответов Брендона с фанатами.

Итак, приступим. Что мы вообще знаем о фабриалях?

Основные принципы действия можно почерпнуть в Ars Arcanum, где Крисс дает пояснения к пяти типам фабриалей. Буду отталкиваться от этого, однако копать еще есть куда, особенно если учесть, что некоторые фабриали в ее классификацию не вписываются.

Механическое функционирование фабриалей

Крисс описывает три больших группы фабриалей и в целом объясняет, как они действуют, так что начнем с них.

Изменяющие фабриали. Эти фабриали усиливают или ослабляют конкретный физический, эмоциональный или чувственный эффект.

«Нож боли» Навани – отличный пример фабриалей, которые Крисс называет увеличителями. Лезвие ножа наносит рану, и с помощью фабриаля боль усиливается до непереносимой (как мне кажется). В заметках Навани говорится, что можно причинять боль не повреждая кожу, так что, выходит, можно просто создавать боль. Еще один пример от Крисс – веденские «полуосколки», в которых прочность металла усилена фабриалями. Аналогичным образом устроены большелуки, или «осколочные луки», которые не натянуть без осколочных доспехов: фабриаль усиливает структуру металла, чтобы тот не деформировался при натяжении. Полагаю, что нагревающие и охлаждающие фабриали, уже довольно распространенные во время событий «Давшего клятву», тоже по сути разновидности изменяющих фабриалей. Однако интересно, насколько правильно название «изменяющий», если они скорее создают, чем усиливают/ослабляют тепло и холод. Возможно, узнаем в следующих книгах.

Больриаль, действие которого Навани демонстрирует на Адолине («Путь королей», глава 60), – отличный пример изменяющих фабриалей-уменьшателей. В том случае боль в мышце ослабела, причем рука не онемела. Навани надеется, что подобные фабриали можно будет использовать на поле битвы и в лечении, и есть подтверждения, что она в этом преуспела.

Как мы видим в «Давшем клятву», она также их усовершенствовала, и теперь крошечные больриали можно вставлять в наручные часы. Стоит отметить: Навани выяснила, как заставить один фабриаль выполнять обе функции – и ослаблять, и усиливать боль, что она элегантно продемонстрировала, когда ее пленили солдаты Садеаса в Тайлене. (И мы знаем, что таким она и задумала фабриаль, поскольку говорит, что опробовала его на себе.) Интересно, это два разных самосвета в одном устройстве или она «обратила полярность», и у одного самосвета теперь два противоположных эффекта?

Парные фабриали. Следующая группа фабриалей тоже подразделяется на два типа. Эти фабриали изготавливают, разделяя целый самосвет на две влияющих друг на друга половинки. Судя по тому, что мы видели, нужно физически перемещать половинки, и еще есть эффект удаленности: чем дальше они друг от друга, тем слабее связь.

Даль-перья, все время встречающиеся в цикле, – хороший пример сопряженных фабриалей: когда перемещаешь одну половинку, другая перемещается в том же направлении. При использовании даль-перьев одно из парных перьев в точности воспроизводит ваши движения и все то, что написано другим даль-пером, где бы оно ни находилось. Даль-перья маленькие и легкие, поэтому эффект удаленности сводится к минимуму, и неудобства выражаются в основном в задержке при передаче информации.

Противоположный тип – реверсивные фабриали, которые, как легко догадаться, повторяют ваши действия в обратную сторону. Впервые мы видим их в 35-ой главе «Слов сияния», когда Навани проводит испытания платформы для лучников. Разделенные самосветы прикреплены к двум платформам: одна поднята на парапет, другая лежит на земле. Когда фабриаль активирован, опускание верхней платформы вызывает подъем нижней. У Навани большие планы насчет этой идеи, но пока мы видим только испытания. Она отмечает, что для столь больших объектов существенную роль играют дальность и приложенные усилия, но надеется, что можно будет воспользоваться этой технологией на Расколотых равнинах, где лагеря расположены в непосредственной близости от мест битвы. Насколько помню, мы так и не увидели подобные платформы в деле. Есть намеки на то, что лифты в Уритиру работают схожим образом: противовесы взаимодействуют с помощью фабриалей, а не физических тросов.

Предупреждающие фабриали. Единственный фабриаль, подходящий под эту категорию, мы видели в 4-ой интерлюдии «Пути королей»: Рисн запустила его по просьбе своего бабска Встима, и фабриаль предупредил о приближающихся людях. Поправьте меня, если ошибаюсь, но, по-моему, больше такого эффекта мы нигде не видели.

Притягивающие фабриали. Это новый тип фабриалей, который появляется в «Словах сияния». Как можно догадаться из названия, такие фабриали притягивают определенную субстанцию. (По неизвестным причинам Крисс, похоже, о них не в курсе, однако, если вы не против сломать «четвертую стену», то из сессий вопросов-ответов с Брендоном известно, что автор просто забыл обновить Ars Arcanum.) Один такой мы видим в действии, когда Шаллан впервые посещает логово духокровников в 43-ей главе: фабриаль собирает дым от очага. Позже, в 67-ой главе Навани высказывает идею использовать фабриаль того же типа, только для воды, чтобы построить помповый механизм. Гораздо позже мы видим, что помпа пока не заработала, однако Навани удалось разработать влагопоглотитель – настолько эффективный, что он вытянул влагу из воздуха во время Плача в полуоткрытом шатре, что позволило солдатам Далинара стрелять из луков во время битвы при Нараке.

Концепция притягивающих фабриалей подразумевает также наличие отталкивающих фабриалей. Пока мы таких не видели (по крайней мере, я не припоминаю), но согласно другой сессии вопросов-ответов они существуют.

Другие современные фабриали. Есть некоторое количество других фабриалей, которые никуда не вписываются. В книгах упоминаются часы, потолочные вентиляторы, светильники и успокоители качки, и неясно, что заставляет их, скажем так, тикать. Во времена детства Каладина часы встречались, но нечасто: единственными в Поде владел его отец, впрочем, никому, кроме него, и не требовалось точно измерять время. Эта область развивается семимильными шагами, однако редкость фабриалей объясняется, по-видимому, тем, что их могут позволить себе только богатые люди (высшие наны и высокие даны) и нужен доступ к фабриалевой технологии (больше в городах, чем в сельской местности). Так или иначе, в более поздние времена часов намного больше, но я понятия не имею, как они работают и как их пристроить в нашу классификацию. Аналогично, что заставляет крутиться потолочный вентилятор? Чем отличается фабриалевый светильник от обычного? И какой эффект работы фабриаля позволяет нейтрализовать качку корабля в океане?

Еще есть фабриали, вытягивающие буресвет из самосветов, – таким пользовался Хатам, чтобы его драгоценности сияли с нужной степенью приглушенности. И еще не забудем про считывающий эмоции браслет Навани из «Пути королей» – возможно, это разновидность предупреждающего фабриаля, раз он считывает эмоции людей поблизости? А может, это усовершенствованный притягивающий фабриаль, и он вспыхивает, когда считывает определенную эмоцию? Не знаю.

Древние фабриали. Еще есть загадочные древние фабриали, которые передаются из поколения в поколение, и принцип их действия ясен лишь отчасти. Современные рошарцы в лучшем случае могут пользоваться ими, но понятия не имеют, как их воспроизвести или подогнать технологию под себя. Первыми приходят на ум духозаклинатели: иногда артефабры могут починить сломанный духозаклинатель, однако не понимают, как они изготовлены. В нескольких видениях Далинара появляется восстанавливающий фабриаль, такой же явно есть у Нейла – он исцеляет с его помощью Сзета. Есть Клятвенные врата, которые контролируются некими разумными (и огромными) спренами, и наконец… Уритиру. Насчет Уритиру мы ничего точно не знаем, но мне кажется, что Ренарин прав, когда рассуждает о том, что вся башня с ее кристальными венами и сердцем-колонной из множества самосветов представляет собой один гигантский город-фабриаль. Очень логично.

Вот такая классификация. Я что-нибудь пропустила?

Искусство создания фабриалей

Конечно, полезно понимать, на что способны фабриали, но как их создают? Давайте подведем общий итог.

Замечание: в инженерной терминологии фабриалем является сам самосвет, а остальная часть устройства, которое он питает, – лишь механизм, однако в речи мы называем «фабриалем» всю конструкцию целиком. Я использую слово именно в этом значении и уточняю, что речь о самосвете, там, где важна разница.

Изготовление. Согласно современной рошарской технологии, чтобы создать фабриаль, сначала необходимо поймать спрена. Насколько известно, все современные фабриали используют неразумных спренов во всем их разнообразии. Это спрены физических проявлений (тепло, холод, гравитация и т.д.) и эмоций/чувств (боль, гнев, радость, предвкушение и т.д.).

Чтобы поймать спрена, нужно соблюсти два ключевых условия. Первое: каждому виду спренов соответствует самосвет определенного цвета и огранки, например, спрены огня в обогревающих фабриалях явно отдают предпочтение рубинам. Второе: понадобится то, что любит спрен, – обычно это то, что изначально привлекает его в физическую сферу, например, источник тепла рядом с самосветом. Немного терпения и настойчивости, и вы плените спрена в самосвете.

Далее, чтобы передать желанные эффекты, – подобно электричеству – вступает в действие металл. Многие фабриали описаны как «проволочные клетки» для самосветов. Похоже, большинство разработок Навани металлические, иногда обтянутые кожей, например, наручные часы и браслет-больриаль, которые носят она и Далинар.

Как и все крутые штуки на Рошаре, фабриали питает буресвет. В одном из устройств Навани мы видим крышечку, которую нужно снять, чтобы перезарядить самосвет, про другие ничего не говорится. Интересно, фабриали нужно оставлять снаружи во время великих бурь, чтобы перезарядить? Или самосветы вынимают из механизмов и выносят в бурю? Возможно ли использовать самосвет без плененного внутри спрена, чтобы зарядить самосвет со спреном, наподобие батарейки? Можно ли применять фабриаль Хатама в более общем виде – для передачи буресвета от одного самосвета другому? Я инженер, у меня сразу куча практических вопросов, и пока ответов на них нет. (Поправьте меня, если я ошибаюсь!)

Вопросы этики. Весь этот процесс поднимает для читателей несколько щекотливых вопросов этики. Нормально ли пленить спрена? Превращаются ли они в рабов, как только на них «накинули узду»? Отличаются ли все эти неразумные спрены, которые просто следуют за эмоциями, чувствами или физическими объектами, от, скажем, рыбок в аквариуме? При каком уровне интеллекта существо можно назвать «рабом»? Предварительно я склоняюсь к тому, что использовать подобных спренов так же этично, как ветряные турбины или солнечные панели для выработки электричества. В худшем случае это все равно что использовать лошадей или волов, чтобы тянуть фургон или плуг (ладно, лет сто назад, но все же). Разумеется, исходя из предположения, что эти спрены действительно неразумные и осознают только то, что их привлекает, и что других спренов артефабры пленить не могут.

Что насчет древних фабриалей? В рамках современной технологии логика кажется вполне здравой, так что я буду ее придерживаться, пока не докажут обратное. Однако остаются вопросы. Современные фабриали в основном копируют устройства, которые, пусть это гораздо сложнее, можно создать чисто механическим способом. А что насчет древних фабриалей? Каких спренов пленили, чтобы создать духозаклинатель или восстанавливающий фабриаль? Или Клятвенные врата? Или город-башню? Или это вообще другой уровень?

Некоторые ответы кажутся сами собой разумеющимися. В своих видениях Далинар наблюдал, как восстанавливающие фабриали применяют во время Опустошений. Значит, их в основном использовали Сияющие рыцари, и не верится, что они обманным путем пленили тех же разумных спренов, с которыми могли сформировать узы новые Сияющие, но… что тогда? Согласно сессиям вопросов-ответов можно изготовить фабриали, повторяющие эффекты всех потоков, которыми пользовались Вестники и Сияющие. Какие спрены при этом участвуют? Или все совсем по-другому? Мы видели, как Далинар с помощью знаний о конструкции фабриалей заточил Нергаула в совершенный рубин под названием Королевская Капля.

Итак: спренов, даже великих спренов, может затянуть в самосвет. С другой стороны, самосветы в духозаклинателях рутинно заменяют, если те трескаются, а также чинят сами механизмы, если они повреждены. (В послании к Ясне Навани объясняет, что оправа для самосветов в духозаклинателях нуждается в регулировке «чаще, чем можно было бы предположить».) Ничего особенного… пока не поймешь, что, если они умеют вот так просто заменять самосветы, значит, в них явно нет спренов. А если они умеют еще и чинить металлические части… то где сидит спрен?

Если в древних фабриалях нет спренов, что они такое и как работают? Тогда разница между древними и современными фабриалями несопоставимая, и хорошо бы понимать, в чем именно она заключается. Как обычно, мы многого не знаем.

На сегодня все. Надеюсь, вам понравилось не меньше, чем мне!

Элис

Перевод: zhuzh

Для Booktran и группы ВК Брендон Сандерсон | Brandon Sanderson





164
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 сентября 2020 г. 20:13 цитировать
Спасибо за интересные обзоры.:-) Уговорили, пойду искать эти «Архивы», уж очень заманчиво Вы их описысаете.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 октября 2020 г. 07:04 цитировать
Только берите «Путь королей», а не «Обреченное королевство.
 


Ссылка на сообщение1 октября 2020 г. 14:51 цитировать
Cпасибо за совет, я добавила себе пока только первые две книги в разных переводах, а там как пойдет. Я, правда, не фан героико эпической тематики в любом жанре, начиная от Толкина и иже с ним, но почитать попробую.:-)
 


Ссылка на сообщение1 октября 2020 г. 18:00 цитировать
Советую читать в переводе Осояну. Во-первых, он лучше. Во-вторых, третья книга на русском существует только в ее переводе, а целая туча сандерсонизмов в разных переводах переведена по-разному.
 


Ссылка на сообщение1 октября 2020 г. 20:12 цитировать
Хорошо, так и поступлю.




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх