Тим Пауэрс Последние


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» > Тим Пауэрс – «Последние дни»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Тим Пауэрс – «Последние дни»

Статья написана 27 ноября 2020 г. 17:25

Том 1
Том 1
Том 2
Том 2

Скотт Крейн, Король-Рыбак, мёртв. Убит женщиной с множественными личностями, этаким фем-вариантом Билли Миллигана. Смерть Короля может привести к ужасным последствиям, и отразиться на всём мире, именно поэтому, команда последователей Короля, частично состоящая из персонажей предыдущих романов «Трилогии сдвигов», а частично из новых персонажей, пытается вернуть Крейна к жизни. Их задача отягощается тем, что есть личности, которые не желают возвращения старого Короля, и хотят либо возвести на трон нового монарха, либо и вовсе оставить Землю без присмотра...

Главная проблема «Последних дней» не в том, что роман разбили на два тома – всё-таки, это объёмное чтиво, и не в одинаковых обложках на обоих томах... хотя, в интернете стонов было больше всего по этим двум причинам. Проблема в том, что скрывается в этих томах и под этими обложками. Пауэрс и раньше писал неспешно, почти с дэвидфостеруоллесовской детализацией, но в «Днях...» эта манера достигает экстремума. Сюжетная завязка – смерть Короля остаётся за кадром, а читателя сразу швыряют в многолюдье персонажей, нисколько не пытаясь объяснить, кто они, что с ними происходит, зачем и почему. Несмотря на то, что первые два романа я читал недавно, разобраться в переплетении судеб героев получилось не сразу. Постоянно приходилось вспоминать, а то и лезть в предыдущие книги, чтобы освежить воспоминания, – кто этот человек, что с ним происходило раньше, и встречался ли он мне вообще раньше. Но, после живенького и интригующего начала, занимающего примерно треть первого тома, повествование вдруг спотыкается и вязнет в разговорах и хождениях. Герои вроде как имеют цель – воскресить Скотта Крейна, но понятия не имеют, как её достигнуть, и поэтому, собравшись вместе, сидят, разговаривают, пьют пиво (бренды поминаются настолько часто, что я подозреваю Пауэрса в неприкрытом продакт-плейменте), а потом грузятся в машины, переезжают на другую локацию и снова сидят, разговаривают и пьют. Какое-то развитие начинается лишь в последней трети второго тома, до которой доберутся только самые стойкие и любопытные. Тем более, что автором по тексту щедро разбросаны намёки на дальнейшие события, и если поначалу кажется, что это своего рода игра с ожиданиями читателя, и нас в финале ждёт какой-то твист, то в итоге выясняется – ничего подобного. Сбывается всё, на что нам намекали, причём стреляют эти развешенные Пауэрсом ружья крайне неловко и нелепо. Ну, за исключением тех, что не стреляют вовсе – несколько сюжетных веток ведут просто в никуда, даже на восьмистах страницах убористым шрифтом для них завершения не нашлось места.

Впрочем, что я всё о сюжете. Не в каждой книге сюжет имеет значение. Иные ки\ниги держатся на атмосфере, на персонажах... Но тут тоже не слишком радужно. Персонажей много, и, несмотря на то, что несколько героев являются основными «рассказчиками» от лица которых ведётся повествование, сюжет всё равно постоянно мечется между добрым десятком персонажей, из-за чего полностью раскрыть их и их мотивацию у автора не выходит. Например, люди, никогда раньше не встречавшиеся с магией, на удивление легко воспринимают её существование и готовы ввязаться в смертельно опасные приключения, которые вовсе их не касаются. Да, в тексте объясняют «волей богов», «предназначением», но звучит как-то неубедительно.

Что до атмосферы, то первые два тома я полюбил за особую, интуитивную систему магии, придуманную Пауэрсом, где колода карт может оказаться мощным артефактом, дым сигарет приманивает призраков, а потусторонний мир крепко сплетён с нашим какими-то простенькими бытовыми ритуалами, неотличимыми от повседневных занятий, который проделывает каждый из нас. В «Днях...» всё это потерялось. Старые трюки, описанные в прошлых романах, здесь выглядят уже не так эффектно, а выдумать новые у Пауэрса (вот уж не думал, что однажды скажу такое) не хватило фантазии.

Но, надо отдать должное самому тексту. Роман написан отличным языком и также отлично переведён, что несколько сглаживает прочие недостатки текста.

Резюмируя: читать без ознакомления с предыдущими двумя романами трилогии не имеет никакого смысла. Не имеет смысла читать и тем, кто ознакомился с предыдущими романами и не впечатлился. А кому же тогда читать? Очень терпеливым и любопытным поклонникам «Трилогии сдвигов» и самого Тима Пауэрса, а также тем, кто всегда закрывает гештальты и не может не ознакомиться со всей трилогией.


«Последние дни»
1997, роман

Старый Король-Рыбак — мертв. Нужно срочно найти наследника, и им должен стать некий мальчик, страдающий незаживающей кровавой раной — мистическим знаком своей судьбы. Но он не может стать новым Королем-Рыбаком, пока тело старого еще будет в таком состоянии, что его можно оживить. Но, к несчастью, время не ждет, ведь только настоящий Король-Рыбак способен вылечить нашу Землю и спасти ее перед гибелью...






1357
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх