Тим Пауэрс «Последние дни»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Городское фэнтези | Мифологическое )
- Общие характеристики: Приключенческое | С использованием мифологии (Античной ) | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Артефакты | Путешествие к особой цели | Бессмертие | Культы
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Старый Король-Рыбак — мертв. Нужно срочно найти наследника, и им должен стать некий мальчик, страдающий незаживающей кровавой раной — мистическим знаком своей судьбы. Но он не может стать новым Королем-Рыбаком, пока тело старого еще будет в таком состоянии, что его можно оживить. Но, к несчастью, время не ждет, ведь только настоящий Король-Рыбак способен вылечить нашу Землю и спасти ее перед гибелью...
Входит в:
— цикл «Трилогия Сдвигов»
Награды и премии:
лауреат |
Локус / Locus Award, 1998 // Роман фэнтези |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 1997 // Роман | |
номинант |
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1998 // Роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 10 января 2024 г.
Зинфандель твою мезгу или Правила виноделов в стиле West Coast
"– В настоящей жизни спасовать нельзя, – угрюмо сказала она. – Это все равно как все время играть большой блайнд и делать ставку, хочешь ты того или нет.»
Собирался приступить к чтению третьего тома трилогии, не затягивая, но в силу ряда обстоятельств и некоторых суеверий, перерыв составил ровно два года. Специально дожидался новогодних каникул, чтобы спокойно прочесть двухтомник «Последние дни».
За два года нюансы первых томов подзабылись, поэтому перечитал все, а не только свои, отзывы на первые два тома. Свои отзывы на «Последнюю ставку» и на «Последний выдох» без ложной скромности считаю одними из лучших за своим авторством.
И два забавных совпадения:
1. На Западе перерыв между выходами второго и третьего тома составлял как раз два года
2. Действие третьего романа происходит в январские каникулы.
Магия книги в действии.
Одна из тех редких ситуаций, когда не хочется, чтобы книга кончалась и радуешься, что у тебя целый двухтомник!
Очень заметна эволюция авторского мира. В первом романе только таро, архетипы и борьба за звание магического короля Запада. Во втором в картину мира встраиваются призраки, о которых в «Последнем звонке» никто ни сном ни духом. В третьем же томе к королям и призракам добавляется дионисийские мистерии и сама фигура божества.
Сюжет первых двух томов вроде как цементируется финальным томом трилогии.
Но всё равно постоянно усложняющееся мироздание выглядит странно. Крутые маги первого тома как будто ничего не знают о могуществе призраков; те же маги и охотники за призраками ничего не знают о могущественном влиянии Диониса. Царапает это.
С момента окончания второго романа прошло несколько лет.
Король то ли умер, то ли не умер. То ли оживлять старого, то ли короновать нового. Но какого?
В третьей книге действуют все персонажи первых двух, плюс ещё парочка новых героев.
Часть первого тома проходит в психушке. Автор, устами героини упоминает «Пролетая над гнездом кукушки».
Главные герои — девушка с синдромом множественных личностей (а это всегда интересно), и виноградарь. Их преследует пожирающий призраков психиатр.
Вообще, как будто домой вернулся. Меньше триллера и роуд-стори, больше городского фэнтези.
Референсы не такие яркие, как в первых томах. Там была «Бесплодная земля» и биография Эдисона; в «Последних днях» упоминаются «История двух городов» Диккенса и несколько пьес Шекспира, в основном «Ричард II» «Троил и Крессида», которая вроде была написана специально для магов средневекового Лондона и полна эзотерических подсказок.
Есть авторы, которые умеют создавать эффект погружения. Как будто они все это видели своими глазами. Плотная атмосфера середины американских девяностых. Забегаловки, телефоны-автоматы, рубленные силуэты машин, дробовики и револьверы.
Памук написал в своё время свой самый известный роман, «Музей невинности», а потом в Стамбуле и правда сделали музей имени этого романа.
По трилогии Пауэрса можно воссоздать не один музей, а целый квартал. Апартаменты «Солвилль» с брухерией «Яйца льва»; «Винчестер-хаус», который правда, и так уже музей-аттракцион; «Куин Мэри» в Лонг-Бич; казино «Фламинго»... и все эти локации напичканы таким количеством колоритных вещей и деталей, что ощущение, что ты завсегдатай этих мест.
Автор, похоже использовал, все знакомые ему на тот момент городские легенды, подводя под них не самый очевидный базис.
Умное, интеллектуальное городское фэнтези. Предтеча «Американских богов», выглядящих на фоне трилогии Пауэрса достаточно скромно.
10(ШЕДЕВР)
И да, два тома совершенно не напрягли. Прочёл примерно за неделю.
Ну и «Историю двух городов» придётся прочесть.
Deliann, 5 ноября 2020 г.
Если вы испытывали странные чувства от взаимосвязи двух первых романов «Трилогии Сдвигов», а точнее от ее отсутствия, то «Последние дни» однозначно для вас. Автор явно рассчитывал, что читатели будут в курсе дела, так что этот его роман сразу шагает с места в карьер, опуская знакомство с персонажами, миром и всем прочем. Перед началом чтения настоятельно рекомендую освежить в памяти события «Последней ставки» и «Последнего выдоха», без этого будет малопонятно и не очень интересно.
Ключевое событие романа происходит за кадром: Скотт Крейн, Король-Рыбак, убит. Кто будет его преемником, кто был его убийцей, что делать Кути и почему всё сложилось таким образом, — вот лишь малая часть вопросов, которые волнуют персонажей и читателей. И первые ответы находятся довольно быстро, жаль только, что ничего особо интересного они читателю не принесут.
«Последние дни», в целом, скорее разочаровывают. Завязка романа выглядит высосанной из пальца, а сам сюжет оказывается слишком затянутым и абсолютно несамостоятельным. При таком раскладе ситуацию могли спасти персонажи, но и они не вызывают сопереживания. Лишь лёгкий интерес, но и то не все. Наиболее занятной вышла Дженис Пламтри, которая является эдаким «Билли Миллиганом в юбке», но и от её постоянных переключений с личности на личность со временем устаешь. Ну а главного антагониста среди людей и вовсе сложно воспринимать всерьёз. А ведь он во многом схож со злодеем из «Последнего выдоха», вот только в том романе главным героем был двенадцатилетний мальчик и напряжение от их противостояния ощущалось постоянно. Здесь же от главгада убегает компания людей с мистическим опытом за плечами, и смотрится это как-то не очень серьёзно.
Справедливости ради, нельзя не отметить, что у романа есть и положительные стороны. После середины повествования динамика сильно возрастает, образы персонажей обретают большую цельность, и появляется драматизм. Бытовая магия никуда не делась, более того, в третьей книге её в разы больше, чем в предыдущих. И понимание этой магии по-прежнему лежит на интуитивном уровне.
Читается роман легко, но оставляет после себя ощущения как от филлера. Качественной, но всё же не обязательной части истории.
MadRIB, 27 ноября 2020 г.
Скотт Крейн, Король-Рыбак, мёртв. Убит женщиной с множественными личностями, этаким фем-вариантом Билли Миллигана. Смерть Короля может привести к ужасным последствиям, и отразиться на всём мире, именно поэтому, команда последователей Короля, частично состоящая из персонажей предыдущих романов «Трилогии сдвигов», а частично из новых персонажей, пытается вернуть Крейна к жизни. Их задача отягощается тем, что есть личности, которые не желают возвращения старого Короля, и хотят либо возвести на трон нового монарха, либо и вовсе оставить Землю без присмотра...
Главная проблема «Последних дней» не в том, что роман разбили на два тома – всё-таки, это объёмное чтиво, и не в одинаковых обложках на обоих томах... хотя, в интернете стонов было больше всего по этим двум причинам. Проблема в том, что скрывается в этих томах и под этими обложками. Пауэрс и раньше писал неспешно, почти с дэвидфостеруоллесовской детализацией, но в «Днях...» эта манера достигает экстремума. Сюжетная завязка – смерть Короля остаётся за кадром, а читателя сразу швыряют в многолюдье персонажей, нисколько не пытаясь объяснить, кто они, что с ними происходит, зачем и почему. Несмотря на то, что первые два романа я читал недавно, разобраться в переплетении судеб героев получилось не сразу. Постоянно приходилось вспоминать, а то и лезть в предыдущие книги, чтобы освежить воспоминания, – кто этот человек, что с ним происходило раньше, и встречался ли он мне вообще раньше. Но, после живенького и интригующего начала, занимающего примерно треть первого тома, повествование вдруг спотыкается и вязнет в разговорах и хождениях. Герои вроде как имеют цель – воскресить Скотта Крейна, но понятия не имеют, как её достигнуть, и поэтому, собравшись вместе, сидят, разговаривают, пьют пиво (бренды поминаются настолько часто, что я подозреваю Пауэрса в неприкрытом продакт-плейменте), а потом грузятся в машины, переезжают на другую локацию и снова сидят, разговаривают и пьют. Какое-то развитие начинается лишь в последней трети второго тома, до которой доберутся только самые стойкие и любопытные. Тем более, что автором по тексту щедро разбросаны намёки на дальнейшие события, и если поначалу кажется, что это своего рода игра с ожиданиями читателя, и нас в финале ждёт какой-то твист, то в итоге выясняется – ничего подобного. Сбывается всё, на что нам намекали, причём стреляют эти развешенные Пауэрсом ружья крайне неловко и нелепо. Ну, за исключением тех, что не стреляют вовсе – несколько сюжетных веток ведут просто в никуда, даже на восьмистах страницах убористым шрифтом для них завершения не нашлось места.
Впрочем, что я всё о сюжете. Не в каждой книге сюжет имеет значение. Иные книги держатся на атмосфере, на персонажах... Но тут тоже не слишком радужно. Персонажей много, и, несмотря на то, что несколько героев являются основными «рассказчиками» от лица которых ведётся повествование, сюжет всё равно постоянно мечется между добрым десятком персонажей, из-за чего полностью раскрыть их и их мотивацию у автора не выходит. Например, люди, никогда раньше не встречавшиеся с магией, на удивление легко воспринимают её существование и готовы ввязаться в смертельно опасные приключения, которые вовсе их не касаются. Да, в тексте объясняют «волей богов», «предназначением», но звучит как-то неубедительно.
Что до атмосферы, то первые два тома я полюбил за особую, интуитивную систему магии, придуманную Пауэрсом, где колода карт может оказаться мощным артефактом, дым сигарет приманивает призраков, а потусторонний мир крепко сплетён с нашим какими-то простенькими бытовыми ритуалами, неотличимыми от повседневных занятий, который проделывает каждый из нас. В «Днях...» всё это потерялось. Старые трюки, описанные в прошлых романах, здесь выглядят уже не так эффектно, а выдумать новые у Пауэрса (вот уж не думал, что однажды скажу такое) не хватило фантазии.
Но, надо отдать должное самому тексту. Роман написан отличным языком и также отлично переведён, что несколько сглаживает прочие недостатки текста.
Резюмируя: читать без ознакомления с предыдущими двумя романами трилогии не имеет никакого смысла. Не имеет смысла читать и тем, кто ознакомился с предыдущими романами и не впечатлился. А кому же тогда читать? Очень терпеливым и любопытным поклонникам «Трилогии сдвигов» и самого Тима Пауэрса, а также тем, кто всегда закрывает гештальты и не может не ознакомиться со всей трилогией.