О рецензиях


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Veronika» > О рецензиях...
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

О рецензиях...

Статья написана 20 февраля 2010 г. 00:49

Недавно в теме «кто что читает»  один чёрный-чёрный человек  Dark Andrew написал следующее:

цитата Dark Andrew

Начал читать «Имя ветра». Как закончу, будет рецензия, а пока, по первым 50 страницам могу точно сказать две вещи:

— прочитать её точно стоит, автора хвалят не просто так

Veronika, не смотря на весь скепсис, книга эта вам понравится. Есть в ней поэтика и волшебство. Что там есть ещё я пока не понял, но эти составляющие на месте.

Ощущения схожие с «Мастером загадок» Патриции Маккиллип, есть ассоциации с  «Земноморьем», «Оком мира» Джордана, а лёгкость чтения сильно напоминает «Тернового короля» Киза, причём Ротфусс пишет лучше. Это не заимствования, а имено ассоциативный ряд.

Я стала ждать рецензию. Дождалась. http://www.ffan.ru/article/books/2824/  — Андрей Зильберштейн. «Ветер, ветер, ты могуч!» (Рецензия на роман Патрика Ротфуса «Имя ветра»).

Читаею:

цитата

Ротфусс, как и многие до него, взял у классиков жанра фэнтези не сюжетные даже кусочки, а скорее мотивы, и попробовал собрать мозаику. И, что поразительно, она сложилась в красивейший витраж. Уникальное изображение, вызывающее море ассоциаций, но при этом однозначно ротфуссовское. Если конкретнее, то при чтении всплывает ряд имён — Толкин, Ле Гуин, Маккиллип, Джордан, Хобб, местами даже Бигль

«Во как шикарно», — думаю я.  Джордана и Хобб не читала, но остальное — это ж как здорово!

Дальше читаю:

цитата

Есть книги для ума, есть для развлечения, а есть, очень редко встречающиеся, книги для сердца и души. Если их очарование пройдёт мимо, они покажутся пустым «приключаловом». Но стоит оценить магию и красоту текста, и вы влюбитесь в них, раз и навсегда.
«Э-э-эээ...»,- продолжаю уже настороженно думать я. Есть такие книги — «Невеста ветра», например. «Приключения души» очень и очень неплохи, язык хороший. Но если это  издано в «бюджетной» серии, и купила я эту книгу в «стоке», у меня и требования к книге были небольшие. А роман Осляну эти требования перекрыл с лихвой, причин для недовольства не было никаких.

Но Ротфусс будет стоить совсем не 15грн (60руб), тут спрос другой, совсем другой.

Так, что там дальше?

цитата

Волшебство начинается с первых страниц — с трактира, где собирается несколько сельских пареньков, чтобы выпить пива и послушать старые сказания, со странной твари, с трактирщика, который не совсем тот, кем кажется… Но в полной мере глубину и красоту стиля можно ощутить только когда начнётся настоящий рассказ.
«Ага-ага»,- продолжается внутренний монолог, «первые страницы были читаны (так как выложены в сети), неплохо, но ничего особенного. Главное, значит, позже будет».

цитата

Говорить о сюжете тут бессмысленно. Во-первых, «Имя ветра» только первая часть трилогии, а во-вторых, сюжет как раз классический — потеря родителей, необходимость выжить, поступление в Университет и учёба в нём… Захватывает другое. Настолько поэтичного, музыкального текста не было уже очень давно. Причем Ротфусс не злоупотребляет стихами и балладами (они короткие и не так уж их много). Вместо этого герой рассказывает о чувствах, которые вызывают в нём стихи и музыка и делает он это мастерски! Не менее талантливо в повествование вплетены сказки и легенды. Пожалуй, ничего подобного, не считая «Властелин колец», и не припомнишь.
«Ух ты!», — радуюсь я. «Неужели будет астральный полёт души на уроке физики во время чтения? Я же помню, как я Бигля читала, или «Эльфийский камень сна» Черри. ВК — это вообще ни с чем сравнимое ощущение». Я начала радостно «потирать лапки»....

И тут... Ы-и-и-ииии:-(((.

цитата

Но не стоит ждать и откровений — Ротфусс не стремился заставить читателя о чём-то задуматься, он просто рассказал историю.
Так «астральный полёт души»  бесславно окончился, врезавшись в бетонную стену последнюю фразу.  

И я перестала понимать происходящее. Если ассоциации при чтении -«Толкин, Ле Гуин, Маккиллип,... , местами даже Бигль», то меня эти авторы как раз заставляли задуматься! Они не «просто рассказывали истории«! «Просто рассказывают истории» Донцова и Ко, или в дружеской компании. Для чего читать слушать/историю, если над ней нельзя задуматься и сделать какие-то выводы, вынести нравственное  суждение и т.п.? Просто убить время?? Спасибо, не надо.

Кажется, я начала понимать8:-0, отчего baroni разлюбил классическую «меч и магию».

Хочется попросить многоуважаемого рецензента как-то понятнее излагать свои мысли. А то начали с Толкина и Бигля (от которых можно получить то самое «откровение»), а закончили... В итоге, уровень книги остался совершенно неопределимым. Это «жанр»? Это просто хорошая книга? Или — что это?

Если цена книги от 200руб и выше, я жду от неё «откровений». Или не покупаю вообще.



Тэги: фэнтези


148
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 февраля 2010 г. 01:26

цитата

он просто рассказал историю

Умение хорошо рассказать хорошую историю — уже само по себе стоит многого 8-)
И если автор умеет это делать — то само собой что-то там заставит читателей и задуматься, и порадоваться...

цитата

Если цена книги от 200руб и выше, я жду от неё «откровений». Или не покупаю вообще

А это вообще каким образом может быть взаимосвязано? ???
В тысячерублевой книге откровений тогда должно быть вообще выше крыши?
А Жан Жене говорят за книги вовсе не платил, а воровал их, и стало быть на откровения ему рассчитывать не приходилось...

А вообще — имхо — подлинные откровения приходят только тогда когда их и не ждешь вовсе... 8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2010 г. 01:50

цитата Claviceps P.

И если автор умеет это делать — то само собой что-то там заставит читателей и задуматься, и порадоваться...
Claviceps P., теперь смотрим рецензию:

цитата

Но не стоит ждать и откровений — Ротфусс не стремился заставить читателя о чём-то задуматься
Так есть над чем задуматься при чтении книжки Ротфусса или нет?

цитата Claviceps P.

А это вообще каким образом может быть взаимосвязано?
В тысячерублевой книге откровений тогда должно быть вообще выше крыши?
Уточняю: линейной зависимости, разумеется, нет. Нюанс: я говорила о своей ситуации. Я не Жан Жене, и книг не краду (заповеди+милиция+неприятности из-за кражи = моя законопослушность;-)). Я должна платить за книги свои «кровные». Да, мне иногда везёт, и я нахожу хорошие интересные книги в «пятнашках» или за копейки.
НО: если я покупаю книгу дороже 200руб, я должна быть железно уверена, что это — МОЁ, что я получу радость, откровение и т.д. «Развлекушку» я могу изредка купить в стоке за копейки. Платить за «развлекушку» серьёзные суммы — для меня всё равно, что просто поджечь купюры.

цитата Claviceps P.

подлинные откровения приходят только тогда когда их и не ждешь вовсе
Как когда;-)
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2010 г. 02:02

цитата Veronika

Так есть над чем задуматься при чтении книжки Ротфусса или нет?

На этот вопрос каждый сможет ответить только когда прочитает сам.
Ни Вы, ни я этой книги пока не читали. Сказанное мной — оно не о Ротфуссе, а вообще...

С пояснениями взаимосвязей понятно, я просто формулировкой был смущен видимо.
Т.е. не «если цена высокая — жду откровений», а «покупаю задорого только то, с чем уверена» 8-)


Ссылка на сообщение20 февраля 2010 г. 01:33

цитата Veronika

Джордан и Хобб не читала

Джордана. Ибо он — мужчина, а это звучит гордо! :)

Ротфусс. Надо ждать электронку. За ней окончательный ответ =) Пока же весь в смутных сомнениях, терзаниях души и прочая.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2010 г. 02:00

цитата VuDu

Джордана.
Поправила.

цитата VuDu

Ибо он — мужчина, а это звучит гордо! :)
:-))):-))) Да ну! Кто бы мог подумать8-)

цитата VuDu

Ротфусс. Надо ждать электронку. За ней окончательный ответ =) Пока же весь в смутных сомнениях, терзаниях души и прочая.
Вот тут ППКС. Пиастры нет, заграница «пираты» нам помогут:-)! Dark Andrew эти терзания и сомнения не развеял, а усугубил:-(.


Ссылка на сообщение20 февраля 2010 г. 07:59

цитата Veronika

Во как шикарно
Да, шикарно. Только Бигль не «Единорога», а «Песни трактирщика».

цитата Veronika

Главное, значит, позже будет
Да, роман состоит из «трактирной» и «мемуарной» составляющей, сильно отличающихся по «эмоциональной» составляющей и стилю.

цитата Veronika

Неужели будет астральный полёт души
Нет, что Вы, нет. Магии Ротфусса ближе закон сохранения массы-энергии. А ввысь душа героя взмывает от музыки.
Ваша — не знаю.

цитата Veronika

«Толкин, Ле Гуин, Маккиллип
Толкин — на совести писавшего. Маккиллип — не увидел. Гуин — жизнь Университета даже лучше. Актерства много в психологии героя — а где ж оно в отсылках?

цитата Veronika

Они не «просто рассказывали истории»!
Ротфусс — тоже, но мораль и т.п. в «Имени ветра» весьма неявные, без дидактики. Если решили задуматься — милости прошу.

цитата Veronika

Или — что это?
Вот с этой рецензией согласен http://www.mirf.ru/Reviews/review2374...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2010 г. 08:44

цитата ааа иии

Толкин — на совести писавшего.

Я приямо в рецензии написал, что там от Толкина — мастерское использование легенд, как неотъемлимой части истории, а не рассказоа в романах, как это делает большинство.

цитата ааа иии

Маккиллип — не увидел.

Стиль основной части. Но тут может быть мои личные заморочки. Маккилипп («Мастер загадок») написана, на мой взгляд, как более волшебный вариант «Земноморья», поэтому здесь такая ассоциация и прошла.

От Ле Гуин тут важнее не университет, а имена, на которых всё основано.

Что касается актёрского мастерства, это да — моя недоработка. Т.к. герой актёр, на его восприятие жизни это влияет достаточно сильно.

цитата ааа иии

Вот с этой рецензией согласен http://www.mirf.ru/Reviews/review...

Это не совсем рецензия, ИМХО, там слишком много пересказа слов других. И сказанное Уильямсом по мне так и вовсе не то, что стоит об «Имени ветра» говорить.
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2010 г. 18:31

цитата Dark Andrew

от Толкина — мастерское использование легенд
прямо скажем — не самый характерный идентификационный признак. Скорее, одно из положений известной науки ( название которой, как догадались, не вспомню никак) про немыслимую древность и некогда опасный смысл детских песенок, считалок и т.п. И сказки за деньги — не профессор. Легенда про ожившего — даже в Сильмариллион не влезет. Другой канон.

цитата Dark Andrew

От Ле Гуин тут важнее не университет, а имена, на которых всё основано.
нет. Университет важнее и «нормальное» обучение занимает больше места, чем списки имен. У магии мира Квоута явно не одна голова. Кстати о голове — психушка супер.

цитата Dark Andrew

то не совсем рецензия, ИМХО, там слишком много пересказа слов других.
Пожалуй, соглашусь. Не рецензия. Заметка, аннотация...

цитата Dark Andrew

так и вовсе не то, что стоит
Да. С истиной его занесло.
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2010 г. 18:46

цитата ааа иии

про немыслимую древность и некогда опасный смысл детских песенок, считалок и т.п. И сказки за деньги — не профессор. Легенда про ожившего — даже в Сильмариллион не влезет. Другой канон.

Канон другой, но я же не о самих легендах говорю. Речь о другом — именно толкиновский подход в ВК к увеличению «глубины» мира за счёт легенд. Я читал Ротфусса и просто от этих мест балдел — настолько схожее ощущение. А легенда о гибели столицы и появлении чандриан, и по духу, и по стилю крайне близка к «Сильму».
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2010 г. 19:19

цитата Dark Andrew

А легенда о гибели столицы и появлении чандриан, и по духу, и по стилю крайне близка к «Сильму».
Сомнительно и спорно. 1. О появлении чандриан (во мн.ч.) и их взаимоотношениях пока ничего не известно. (Горшок весьма удивил, даже «Белая роза» аукнулась.) Но это точно не назгулы. 2. Из-за того, что герой не смог ни воссоединиться, ни умереть, гори все огнем, — это к какому месту Сильма?
 


Ссылка на сообщение21 февраля 2010 г. 00:32
Не к месту! К духу «Сильма». Это же не прямые заиствования, я говорю именно об ощущении. Заимствований прямых у Ротфусса практически нет — он переосмысливает всё, что использует.


Ссылка на сообщение20 февраля 2010 г. 08:45
Собственно ааа иии ответил на все вопросы — и про Биггля и про «полёт души».

PS и да, на мой взгляд читать Ротфусса с экрана — только портить впечатление.


Ссылка на сообщение20 февраля 2010 г. 14:30

цитата Veronika

Говорить о сюжете тут бессмысленно.

Пожалуй, вот с этой фразой я могу согласиться.
А в остальном...
Остается повторить за Преображенским: «Не читайте советских газет по утрам»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2010 г. 19:36

цитата Dark Andrew

Говорить о сюжете тут бессмысленно.
Это сказал Dark Andrew ;-).

цитата Dark Andrew

PS и да, на мой взгляд читать Ротфусса с экрана — только портить впечатление.
Не-ет. Книга слишком дорогая, покупать наугад я не буду. Подожду выкладку у эквадорцев или у Старого Чародея. Если удостоверюсь, что это — «моё», куплю.
 


Ссылка на сообщение21 февраля 2010 г. 00:33
Очень. Очень зря.
Когда я ошибался лично рекомендуя и говоря что понравится? ;-)


⇑ Наверх