294 Иллюстрированный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 294. Иллюстрированный Андерсен: Стойкий оловянный солдатик (худ. Е.Монин, О.Давыдова)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

294. Иллюстрированный Андерсен: Стойкий оловянный солдатик (худ. Е.Монин, О.Давыдова)

Статья написана 8 декабря 2020 г. 18:51

Ну что ж, после исторического экскурса возвращаемся к поздне-советским иллюстрациям к сказке Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Блаженное для советской книжной графики время: Семидесятые-Восьмидесятые. Уже нет необходимости пояснять строго реалистичными картинками сюжет произведения. Наоборот, от иллюстратора ждут полноценного художественного продукта. Чтобы книжка со старым текстом заиграла по-новому. Иллюстрации призваны создать настроение.

Сегодня посмотрим циклы, которые можно отнести к полным сюитам иллюстраций. Это книжки-картинки, когда иллюстрациями заполнено всё пространство книги.

Советские иллюстраторы поздне-советского периода

Два разных художника и два разных подхода. Это тоже черта того «застойного» времени: максимальное разнообразие в иллюстрировании детской книги. Е.Монин и О.Давыдова.

Е.Монин (1983)

Отдельное издание «Стойкого оловянного солдатика» с иллюстрациями Е.Монина. У меня издание 1989 года. Но там качество воспроизведения иллюстраций очень плохое — деталей не разобрать. Поэтому большинство сканов иллюстраций взял с первого издания 1983 года отсюда: https://polny-shkaf.livejournal.com/30049....

Редкость: солдатик не в кивере времён наполеоновских войн, а в форме XVIII века. Прусак, конечно. Это многое объясняет в его молчаливой покорности, которую многие считают стойкостью.

У Монина все иллюстрации условные, и к «Солдатику» тоже. Их приятно рассматривать — сказка становится неторопливой. Ещё очень много архитектуры — облик старого европейского города. Вот соединённые вторая и третья страницы обложки — что-то вроде форзацев для тонкой книжки на скрепке.

Люди на картинках присутствуют, но они совсем не настоящие — сами как куклы. И получается, что история происходит с солдатиком, хотя его на картинках почти не видно.

Главные герои — солдатик и балерина — вынесены на обложку, а внутри книжки иллюстрации не дублируются, а продолжают сюжетную нить.

1) Игрушки разыгрались, и почти сразу (на одном развороте) появляется элегантный чёртик (точно не тролль) во фраке и с цилиндром.

2) Солдатик вываливается из окна (он почти незаметен) и отправляется в плаванье (тоже почти незаметен). Он маленький, никто на него внимания не обращает, не опекает.

3) Крупно изображена встреча с крысой. По сравнению с крысой солдатик не такой маленький. И кораблик из русской газеты сделан. Понятно, что такие кораблики крысам не сдаются.

4) И опять большая вода. Опять солдатик почти незаметен. Рыба, которая его глотает тоже почти незаметна. Заметен рыбак, который с парохода «Андерсен» эту рыбу поймает.

5) Вернулся солдатик из рыбьего чрева. Кукольные люди пялятся на него. Сам он вновь пялится на свою балерину. А уже всё: обгорелые останки.

6) Возвышенной сцены сгорания в огне страсти не было. Элегантный чёртик раскланивается с читателем. Понятно, что этот джентльмен непричастен к мелким пакостям.

О.Давыдова (1978)

Отдельное издание «Стойкого оловянного солдатика» с иллюстрациями О.Давыдовой. Первое издание было в ленинградском «Художнике РСФСР» в 1978 году (встречал в специальной литературе упоминания о 1972 годе, но, возможно, это описка). Сейчас книга переиздана «Нигмой», почти все развороты выложены на сайте издательства (http://ph.nigmabook.ru/lots/732.html).

А вот у Давыдовой иллюстрации посвящены людям. Но это не вступает в диссонанс с текстом сказки, поскольку навязчиво-реалистичного изображения персонажей и обстановки нет. В этом сходство с очень условной манерой Монина (хотя у Давыдовой всё же побольше правдоподобия).

Макет книжки важен. Поэтому иллюстрации надо смотреть разворотами.

1) Солдатик и балерина одинокие в чуждом им мире распоясовшихся игрушек. Чёртик с хвостом и рогами — тоже элегантный в костюме Мефистофиля (не тролль неотёсанный).

2) Морские странствия пехотинца.

3) Возвращение странника.

4) Недолгое счастье двух влюблённых.

Что нарисовала Давыдова? Может быть, свои детские яркие впечатления, когда она мысленно раскрашивала реалистичные чёрно-белые сюиты из сталинских книжек. Восприятие с точки зрения ребёнка сделало советскую иллюстрацию Семидесятых-восьмидесятых такой привлекательной и нестареющей.





326
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх