Гольфстрим под


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «alex1970» > Гольфстрим под айсбергом
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Гольфстрим под айсбергом

Статья написана 22 декабря 2020 г. 14:10

Латвия, Россия, Мальта, Австрия, 2011, 120 мин

Реж. Евгений Пашкевич

В ролях Анна Азарова, Андрей Терентьев, Алексей Серебряков, Алла Юганова, Федор Черных, Дмитрий Волкострелов, Данила Козловский, Ольга Шепицкая, Вилле Хаапасало, Любомирас Лауцявичюс, Юрий Цурило

Мистическая драма

Оценка 5.2 (125) Моя оценка 6.5 (неплохо)

Иллюстрированный обзор фильма

Производство «Nida Filma», U-Film Malta, ООО «Продюсерский центр «Хорошо Продакшн», Austrian Film Commission (AFC)

Съемки фильма начаты в 2001, но из-за проблем с финансированием, продлились больше 10 лет. Новеллы «1664» и «1883» были сняты в 2001 году. Третья — в 2009.

Премьера фильма состоялась на МКФ в Москве. Фильм в 2012 году получил «Большого Кристапа» (главный приз Латвийского кинофестиваля). Фильм выдвигался на премию «Золотой орел» в пяти номинациях.

Фильм выдвигался на Оскар как Лучший фильм на иностранном языке, но в шорт-лист не вошел.

Экранизация произведений Анатоля Франса.

Три новеллы, объединенные темой Лилит, первой жены Адама.

Вот цитата из рассказа Анатоля Франса «Дочь Лилит», хорошо объясняющая происходящее в фильме «Мы живем сейчас в эпоху чудес, как первенцы рода человеческого. Слушайте же, слушайте! У Адама, как я вам уже говорил, была первая жена, о которой ничего не сказано в библии, но говорится в талмуде. Ее звали Лилит. Она была создана не из ребра Адама, но из глины, из которой был вылеплен он сам, и не была плотью от плоти его. Лилит добровольно рассталась с ним. Он не знал еще греха, когда она ушла от него и отправилась в те края, где много лет спустя поселились персы, а в ту пору жили преадамиты, более разумные и более прекрасные, чем люди. Значит, Лилит не была причастна к грехопадению нашего праотца, не была запятнана первородным грехом и потому избежала проклятия, наложенного на Еву и ее потомство. Над ней не тяготеют страдание и смерть, у

нее нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло. Что бы она ни сделала, это не будет ни хорошо, ни плохо. Дочери ее, рожденные от таинственного соития, бессмертны так же, как и она, и, как она, свободны в своих поступках и мыслях, ибо не могут ни сотворить угодное богу, ни прогневать его». (этот отрывок звучит полностью во второй новелле альманаха).

Однако эпиграфом всей антологии может служить строчка из композиции «Горгона» группы Княzz: «Кто сближался с тобой, исчезли все, как один, Словно сгинули в бездну черной дыры».

«Бегство» (Ганза, 1664) Торговец драгоценностями и картинами Теофил прибывает в поместье к некоему Боргграфу, расположенное на отдаленном острове. Дом гостеприимный, но в родном городе торговца ждет беременная жена.

А оказалось, что попасть в гостеприимный дом гораздо легче, чем выбраться.

Он привез картину на которой изображена женщина, удивительно похожая на управляющую поместьем графа. По словам хозяина «дальнюю родственницу».

Торговец говорит, что картину нашли на пепелище дома одного богатого негоцианта.

Негоцианта покинула экзотическая содержанка (цыганка или индуска), а он свел счеты с жизнь, спалив свой дом.

«Утрата» (Россия, Франция, 1883). Зима. Молодой человек едет к кюре Сафраку, у которого неоднозначная репутация. Извозчик говорит: «Некоторые считают, что господин кюре колдун. «Если он не колдун и не напускает порчу, зачем бы ему книжки читать?»

Ариэль был когда-то лучшим учеником господина кюре.

Сам кюре говорит при встрече «Я люблю смелость христианина. Ныне в церкви остались одни агнцы, а ей нужны львы».

Священник вольнодумец говорит любимому ученику «Изучение «Книги Бытия» убедило меня, что было два Сотворения мира, отделенных друг от друга многими веками».

Старый священник и его ученик собираются поговорить о Поле Д`Эрви, друге Ариэль в детстве и юности.

Родители этого Поля были хорошенько свихнувшиеся, но сам он был прилежный ученик, непоколебимый в своей вере.

Год назад Ариэль собирался жениться. Но получил письмо от Поля Д`Эрви, который только что вернулся из Константинополя.

Поль сказал, что из-за женщины очень счастлив и несчастлив одновременно. И познакомил друга с Лейлой.

«Аберрация чувств» (1990, Латвийская ССР).Последняя новелла о художнике Франце, которого играет Алексей Серебряков, самая странная. Что-то вроде столь популярной в постсоветское время чернухи.

Но показательная. Дочери Лилит и она сама преуспели в дворцах и шикарных особняках, но провалились на заплеванных окраинах советских городов. Как орет вечно пьяный художник древнему демону «Накося, выкуси».

Актерский состав. Евгений Пашкевич снял 36 документальных фильма и только два игровых (этот второй).

В фильме снялись звезды и известные актеры народный российский финн Вилле Хаапасало (Теофилус — 1664), латвийская актриса Ольга Шепицкая (Нида — 1664, жена Франца -1990)(«Меня зовут Арлекино», «Песнь, наводящая ужас»), Юрий Цурило (1664 — Борграф), Екатерина Вилкова (Ивола, дочка Борграфа — 1664), Игорь Черневич (капитан корабля — 1664)(«Дух», «Коктебель», «Агентство «Золотая пуля»», «Убойная сила», «Следователь Тихонов»), литовка Вайда Бутите (София, жена Теофилуса — 1664) («Гетто», «Вечный двигатель»), дочь Сергея Мигицко Екатерина Мигицко (служанка Софии) («Женить Казанову»), Агнетта Ойеволе (Да — 1664)(«30 свиданий»), латвийская актриса Майя Апине (женщина с пером) («Пелагия и Белый бульдог», «Каменская 2»), Данила Козловский (Ариэль Брыльский — 1883), модель Анна Азарова (Лейла — 1883) («Молодой Волкодав», «Господа офицеры. Спасти императора»),Лембит Ульфсак (священник — 1883), Любомирас Лауцявичюс (отец Поля — 1883) (отец семейства в «Богач, бедняк»), Наталья Швецова (Анни, невеста Ариэля, 1883), Белла Ко (китаянка — 1883) («Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила», «Хвост»), Наталья Фиссон (тетя Поля — 1883)(«Бакенбарды», «Цензуру к памяти не допускаю», «Пляска смерти», «Никотин»), Алексей Серебряков (Франц — 1990), Ксения Раппопорт (арабка в пустыне — 1990), латышка Резия Калныня (любовница Франца)(«Маленькие страсти», «Архангел», «Лимит Высоты»), вокалистка группы «Девушкин сон» Алла Юганова (дочь Франца) («Сибирочка», «Близнецы», «Воскресенье в женской бане»), Татьяна Лютаева (Лола) («Над темной водой», «Семь дней после убийства», «Страх», «Веселые ребята», «Похороны на втором этаже», «Черный квадрат»).

Почему смотреть стоит (плюсы). Снято стильно и красиво (кроме последней новеллы — там эстетика принципиально другая).

Хорошие актеры.

Миф о Лилит рассказан красиво, даже вычурно.

Я арт-хаус не люблю, но эта картина (махровый такой арт-хаусище) мне понравилась. Возможно из-за хороших актеров, возможно потому, что мне нравятся произведения Анатоля Франса, хотя и читал его последний раз довольно давно (жаль, не смог определить, экранизация каких рассказов, кроме «Дочери Лилит»).

Сам режиссер назвал свое творение «тревожным мерцанием смыслов». Согласен — мерцает и тревожит.

Почему смотреть не стоит (минусы) Российские критики обвинили картину в «красивости ради красивости», затянутости, «Осатанелом эстетстсве», «тарковщине», а режиссера назвали «Гринуэем для бедных». С обвинениями в затянутости я не согласен. Остальные — небезосновательны. Даже эстетскую порнографию Валериана Боровчика помянули. Хотя, на мой взгляд тут оснований меньше (разве что голые девки и сюрреализм их объединяет).

Итог. Вычурный зыбкий альманах по произведениям Анатоля Франса о победной поступи Лилит по телам и душам мужиков в разных эпохах, прерывающийся на стойких советских алкашах, которых на туфте не проведешь.



Тэги: фильмы


85
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх