КНИГИ 2020


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «prouste» > КНИГИ-2020
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

КНИГИ-2020

Статья написана 30 декабря 2020 г. 09:42

Год выдался ужасным. Очевидно из-за полупростоя в работе пару месяцев, отсутствия загранпоездок в планируемом масштабе читал много и хороших книг было много. Российских авторов, к слову, едва наскреб на десяток.

Российская проза

1. Елизаров. Земля

Фаворит с большим отрывом. На фоне стремительно подряхлевшего В.О. этом витальный с уморительными диалогами роман с сильным влиянием Пелевина читается на ура. Немного затянут, в таком кирпиче неизбежны неровности,скорее уступит Библиотекарю, но, в общем, получил удовольствие. Одноногий бандит прекрасен.

2.А.Львов. Двор Недооцененная трилогия эмигранта о жизни человейника в Одессе в пред и после военные годы. Южнорусская жовиальность с прямыми отсылками к Бабелю-Олеше-Катаеву, хороший слог и опять же — впечатляющий образ центрального общественника.

3. Е.Витковский Александрит Е.В. ушел в этом году и это тяжелая потеря. Во всякого рода некрологах и статьях много написано о переводческой и наставнической деятельности Е.В., но, каюсь, всегда любил его как писателя а вот как раз «Век перевода» интереса не вызывал ни на йоту. В этом году прочитал 3 его поздних романа — Протей, Гибель богов и Александрит, прекрасно изданных Престиж-Буком. К двум первым романам у меня отношение сложное, но Александрит понравился — шаг в сторону, все забавно и в романе есть воздух.

4. Д.ДрагунскийАвтопортрет неизвестного Очень прилично написанный ретророман с сильным влиянием и прямыми отсылками к Трифонову. Понятно, что сейчас в этом направлении много чего издается, но Драгунский в плане слога, композиции и стиля выделяется.

5. Дяченки. Ведьмин зов Здесь я м.б. не вполне объективен, т.к. первая книга мне сильно нравится. Продолжение попроще, но на фоне того, что Дяченки пишут много хуже чем раньше, обращение к ранним достижениям показалось оправданным. Не без опасений скачал для чтения в следующем году третий том.

6.Э.Веркин. ЧЯП Небольшой роман от большого мастера с обманчивой провинциальной простотой. По существу — парафраза известной истории про искушение. С минималистичными изобразительными средствами у автора вновь вышел шедевр. Настораживает, что после Сахалина сколько времени прошло, а нового Веркин ничего пока не издал.

7. Успенский М. Райская машина Не являюсь большим поклонником Успенского и этот роман в свое время пропустил. В нем найден баланс между авторским юмором и содержательной, вполне мизантропичной частью. Все хорошо и с сюжетом, финалом.

8.Стрижак О. Мальчик Незаурядный питерский текст, который в плане композиции рыхлый совершенно. Собственно,текст не до конца в роман и организован, но со стилем и слогом у автора все на высоте, намеренная и осознанная игра в классику.

9.Г.Головин. Джек, Братишка и другие Нежная к братьям меньшим повесть, которая и интонационно и в деталях представляется много предпочтительней книги Троепольского.

10. Д.Драгунский. Мальчик,дяденька и я Не так, чтобы Драгунский стал для меня открытием или автором года,допустим. Он автор второго ряда, но с хорошей выучкой, вниманием к деталькам и навыками. Этот роман откровенно биографичный — занятно почитать, как славно жилось привилегированному барчуку в последние годы советский власти. Не Другие берега, но автор все и сам понимает и про себя и про окружающих.

Переводные книги

1. Мо Янь. Лягушки Возможно, Мо Янь — наиболее выдающийся современный автор. лягушки — не лучший его роман, но уровень такой, что закачаешься и большинству авторов до него как до Луны. Все тот же уникальный сплав гуманизма, иронии и жалости.

2. Лю Чжэньюнь. Одно слово стоит тысячи А вот этот автор- патентованный и признанный развлекатель, который у нас неплохо переведен. Вот этот роман — при сохранении плутовской традиции — претендует на образ «потерянного» и вырвавшегося от душного китайского социума современного китайца. У Мо Яня как раз исследуется социум без таких вот «отбросов» и неприкаянных как то немного.

3. Д.Литтелл Благоволительницы Тоже поздно прочитал, с первого захода как то не пошло. О романе написано много, он выдающийся. Д.Быков с настойчивостью, достойной лучшего применения, все повторяет. что Литтелл прямо вышел весь из Бури Эренбурга. Совершенно не факт, что автор вообще Бурю читал, но в любом случае нет никакого влияния, самостоятельная, сильная, мизантропичная вещь.

4.Д.Ффорде Ранняя пташка Удивительный автор. У него два блистательных незавершенных цикла со своими мирами ( и поклонниками), а он пишет сольный роман с очередной блистательной выдуманной вселенной. Если и были сомнения ( у меня их не было изначально), то во всяком случае после ухода Пратчетта — автор № 1 юмористической мягкой фантастики.

5. Д.Барнс. Одна история Меланхоличный ноктюрн про смерть одной( заранее обреченной) любви. При минимуме изобразительных средств проникновенная, цепляющая вещь про одиночество. В этом году перевели и его публицистику про богему рубежа веков — занятно, но вполне традиционно ( Портрет мужчины в красном)

6. С. Жадан. Интернат Дающая стопроцентный эффект присутствия книга о странствиях по прифронтовой территории ДНР. Напоминает кошмарный сон, проникновенная работа, без всякой прилепинской пристрастности.

7. Пол Теру. Отель Гонолулу Мозаичный полубиографичный роман с сильным центральным персонажем-миллионером. Незатасканная тема, автор наблюдателен и ироничен. Не сильно люблю такую манеру и , в общем, тематику, но убедил.

8. М.Миллер. Песнь Ахилла Достойная и обстоятельная ревизия мотиваций персонажей Илиады при сохранении все той же событийной канвы. Прием не нов, Олди в нем вполне состоятельны. Миллер и против вкуса не погрешила и со стилем все в порядке ( ну и славная Завозова, понятно, не схалтурила с переводом).

9.Ж.Диккер Исчезновение Стефани Мейлер Два предыдущих романа автора, которые и возвели его в ранг звезды жанра, плохие, но вот этим как раз приятно удивил. Театральщина пошла на пользу, весело, закручено и сама разгадка уже на втором месте. Посмотрим, куда дальше двинет автор.

10.Х.Саймонсон. Последний бой майора Петтигрю Не Шаламов, понятно. Приятнейшая британская обстоятельная ироничная пастораль на тему того, как красиво стареть при деньгах. Не свиничай, побольше иронии — и соседей приструнишь и наиболее симпатишная вдовица в тебе прильнет. Как такое может не понравиться?

Нон-фикшн

1.Р.Сапольски. Записки примата

Великолепно написанный заметки о жизни естествоиспытателя в Африке, наблюдениях за обезьянами ( в постоянном их соотнесении с человеческими моделями поведения). Понравилась больше всего, с большим отрывом. Скачал себе книги автора в области психологии.

2. Б. Брайсон. Беспокойный 1927.

Брайсон стал октрытием — плодовитый мастер публицистики, умеющий писать как обзорные исторические работы, так и собственно организовывать свои путевые заметки. Все получается у него на ура, с юмором и умением рассказывать. Плодовит и мастеровит.

3. Ю.Слезкин Арктические зеркала России И поменьше и локальней популярного Дома правительства. В книжке о северных народностях и их образе в литературе сильно раскрылась у автора ироничная составляющая, отчего читается монография с удовольствием от процесса.

4.А.Эткинд. Кривое горе Заметки о травматическом опыте в СССР в связи с массовой гибелью в разных мясорубках родственников, моделями выживания уцелевших. Больше всего понравились авторские рассуждения о картине Германа. У Эткинда прочитал еще и книгу про нефтяное проклятие. Большая умница, один из корифеев, любая работа которого ( как, допустим, Долинина или Парамонова) для меня обязательна к прочтению.

5. Е.Добренко. Политэкономия соцреализма Выдающаяся монография, раскрывающая становление , определение и содержание сталинской эстетики, влияние т.н. большого советского стиля на нацию и современные последствия. Двухтомная громадина про эстетику позднего сталинизма раскрывает и детализирует, прямо избыточно расписывает детали и продукты творчества, но по существу все основное изложено в более обобщающей и ранней работе.

6.М.Кантор. Чертополох Сборник статей об известных художниках, написанный с левых позиций. Содержательности и умения автора писать интересно об известном и не очень это не убавляет

7.А.Архипова. А.Кирзюк. Опасные советские вещи Сборник тематических статей относительно табуированных нервных тем преимущественно позднесоветского социума. Большое внимание неофициальной традиции, формированию слухов, баек и т.п. Содержательно, есть возможность соотнести авторские рассуждения со своим опытом. Еще хорошая книжка Левиной «Пассажиры колбасного поезда» в этой же направленности, но там изучаются более традиционные институты и их эволюция в СССР.

8. А. Морис. Мир блистательного принца известная книга известного автора о хэйнаньской эпохе. По сути, развернутое вступление перед чтением Повести о Гэндзи. Автор и квалифицирован и писать умеет, но эта работа сильно уступает другой — о благородстве поражения.

9.Мэри Бирд. S.P.Q.R. Приятно организованный обзорный очерк о древнеримском обществе. Не сильно чрезмерный в деталях, но сбалансированный.

10. Б.Брайсон. Прогулка по лесам Не удержусь, снова Брайсона упомяну. Это — трэвелог о попытке пройти по Великой американской тропе ( неудачной). При всей информативности местами автор достигает уровня Марка Твена и Джерома Клапки.





180
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение31 декабря 2020 г. 00:25
Спасибо, ознакомился с интересом.
Кое-что из Вашего списка я, в своё время, упустил, либо оставил без внимания
А обзор просмотренных фильмов и сериалов будет?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 декабря 2020 г. 06:49
Конечно, сегодня- завтра
 


Ссылка на сообщение31 декабря 2020 г. 23:44
Спасибо.
Походу, Вы могли бы и почаще появляться в своей колонке.
Мой внутренний цензор зачастую соглашается с Вашими оценками и жаль оставлять без внимания стОящие вещи.


Ссылка на сообщение31 декабря 2020 г. 01:46
Как раз собралась читать «Ведьмин зов», и сравниваю новую редакцию «Ведьминого века» с прежней.
А Шмараков вам не нравится?

Барнса подожду в сети, тогда решу, брать или нет.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 декабря 2020 г. 06:52
Нежно люблю Овидия, скорее нравится Каллиопа и совершенно не пошли скворцы- жнецы, да и Автопортрет. Шмараков прекрасен, его эрудиция и юмор на высоте — отрывок из его нового романа воодушевляет.


⇑ Наверх