История Фойлз книжного


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «С.Соболев» > История Фойлз - книжного магазина в Лондоне
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

История Фойлз — книжного магазина в Лондоне

Статья написана 17 января 2021 г. 17:32

«Я до сих пор покупаю больше книг, чем могу прочесть. Некоторые требуют немедленного прочтения, другие оседают на полках, постепенно дозревая, как хорошее вино. Их достают по случаю — тоже как хорошее вино — и наслаждаются, когда появится подходящее настроение» (стр. 84).

Билл Сэмюэл «История Foyles. Книготорговец по случаю». — М. Азбука Бизнес, 2020. 208 стр. ISBN 978-5-389-18728-3

Это не Шон Байтелл и его милый букинистический магазин в Шотландии, это многомиллионный бизнес (8-10% книгооборота всей Англии). Билл Сэмюэл тоже книгоман, его приучил к книгам дедушка, владелец книжного магазина, но сам Сэмюэл занялся книжной торговлей лишь на шестом десятке лет, когда пришлось заменить умершую вторую владелицу семейного предприятия.

«Приди и взгляни: пусть наши книги слегка потрёпаны, но в них собрана вся мудрость мира»

Автор — из третьего поколения семьи Фойлов, владевших крупнейшим книготорговым семейным предприятием Англии ХХ века. Бизнес начат в 1903 году с продажи учебников, потом маленький букинистический магазин, потом побольше, и вот в 1920е это уже магазин площадью в 2000 кв.м., с огромными потолками, и длиной полок в 50 километров. Обрабатываются заказы со всего мира, еженедельно по 30 тысяч писем получают, в почтовом отделе отделяют марки с конвертов и продают в специальном отделе филателии.

До 1950-х магазин процветает, проводят встречи с писателями, литературные ланчи, благотворительные вечера, конкурсы, музыкальные концерты.

Уильям Фойл, основатель и первый директор магазина, заботился о сотрудниках, устраивал праздники, вечеринки, купил домик для семейного отдых на 6 семей — эдакая корпоративная база отдыха.

После смерти основателя бизнес достается дочери, Кристине, которая работала в магазине с юности, и дело продолжает развиваться, однако к старости она боится любых новшеств — не выносит никаких перемен или улучшений, отвергает любые попытки модернизации, а компьютеров просто панически боится. На дух не переносит профсоюзов, продает дом отдыха, не умеет нанимать персонал. Последние лет десять-двадцать (это 1980-90 е годы) управляет предприятием дистанционно — живет за городом в поместье, в окружении домашних птиц и животных, передав управляющему факсимиле своей подписи. Как печальный итог — растраты, нецелевые закупки, воровство в руководстве. Тем не менее магазин выжил, и третий его директор — автор этой книги, Билл Сэмюэл. Просто перекрыв лазейки для воровства, оборот в магазине подняли с 9 до 18 млн в год. Подозревая что где-то в магазине течёт, но полностью доверяя управляющему, Кристина думала что проблема в продавцах, поэтому ввела странную систему покупки книг — «покупатель сначала выбирал нужные книги, потом искал продавцы отдела, продавец выписывает счет, покупатель несет счет на кассу на первом этаже (в магазине 4 этажа и подвал), кассир берет деньги и ставит печать на счете «оплачено», покупателе возвращается со счетом в отдел где отложил книги, предъявляет бумажку продавцу, продавец отдает товар. Вуаля. Покупателю приходится стоять в трёх очередях. Англичане, посещавшие СССР, сравнивали эту кафкианскую систему с неудобной системой покупок в московском ГУМе (стр. 125). Это приводило к тому что смелые покупатели предпочитали вынести книгу, а не оплатить ее, потратив полдня на стояние в очередях. Магазин находится в центре, в очень бойком месте, там всегда огромное количество покупателей: кражи стали обычным делом не только потому что распоясались воришки, но из-за тщетных попыток покупателей дождаться обслуживания. Элизабет Тейлор призналась, что украла в Фойлз книгу Хаусмана «Шропширский парень», Ричард Бёртон спокойно вынес небольшое собрание классики издательства Everyman, а сотрудник британской службы безопасности — несколько книг по криптографии (стр. 116-117).

Магазин как смесь букинистического и ассортиментного, на полках есть все новинки и книги за предыдущие сто лет и древнее, в магазине реализована идея очень длинного хвоста — без разделения «в этом отделе новые книги, в том отделе — букинистика», нет, всё по тематическим отделам, а новая книга или почитанная — не имеет значения. В этом магазине можно найти всё, и этим он ценился у посетителей.

Из других любопытных моментов: Сэмюэл пишет что в самом начале 2000-х они решили наконец-то сделать сайт, и описывает разброс цен — от 1500 фунтов до 600 000. При схожем функционале, что характерно.

И про прибыльность книжного предприятия: основной доход сейчас им приносит не торговля книгами, а сдача помещений в аренду. В 1930-60е магазин свободные средства направлял на покупку недвижимости в Лондоне.





542
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 января 2021 г. 18:08
О, какая интересная книга, спасибо за наводку


⇑ Наверх