Рэймонд Фишер Джонс (Raymond F. Jones) — американский писатель, автор научно-фантастических произведений.
Родился 17 ноября 1915 года в Солт-Лейк-Сити, столице штата Юта, в семье Дэвида Джонса и Джозефин Андерсон.
Окончил колледж с дипломами инженера и филолога, во время войны работал радиоинженером, после чего полностью переключился на лит. деятельность. Первый рассказ, «Испытание богов», опубликован в журнале «Astounding Science Fiction» в 1941 году.
Его работы появлялись в журналах Thrilling Wonder Stories, Amazing Stories и Galaxy. В течение следующих трех десятилетий Джонс написал впечатляющее множество занимательных научно-фантастических рассказов до своего последнего рассказа «Вечная смерть» (опубликован в 1978 году). Его легкий, плавный стиль письма завоевал много поклонников. Эти таланты сделали Джонса весьма уважаемым писателем-фантастом 1940-х и 1950-х годов. Он был постоянным автором журнала «Astounding Science Fiction»; один из большой группы писателей, находившихся под влиянием редактора журнала Джона Кэмпбелла.
По мотивам цикла рассказов «Этот остров Земля» (1949-1952) в 1955 году режиссер Джозеф М. Ньюман снял одноименный фильм.
В 1982 году он был экранизирован в шестом выпуске передачи "Этот фантастический мир", которую к удовольствию школяров и взрослых вел вечно позитивный улыбающийся космонавт Георгий Гречко.
В телеспектакле леветирующий аппарат точно такой же круглый как на иллюстрации Ван Донгена в журнале
Astounding Science Fiction (Декабрь 1952).
Рассказ удивительный, хотя и типичный для пятидесятых годов — некий гениальный изобретатель-одиночка втихаря конструирует аппарат с искусственной антигравитацией, и посрамляет целый большой научно-исследовательский институт.
Этот рассказ входит в небольшой цикл "Мартин Нэгл", произведения которого печатались в Astounding, и впервые на русский язык переведены Галиной Соловьевой несколько лет назад. Томик дополнен авторским сборником 1964 года, и проиллюстрирован оригинальными иллюстрациями из первых журнальных публикаций рассказов.
Содержание:
◘ Цикл "Мартин Нэгл" (Martin Nagle)
• Уровень шума, Noise Level, Astounding Science Fiction, December 1952, иллюстратор Ван Донген
• Коммерция, Trade Secret, Astounding Science Fiction, November 1953, иллюстратор Ван Донген
• Школа, The School, Astounding Science Fiction, December 1954, иллюстратор Келли Фрис
◘ Авторский сборник "Нестатический человек", The Non-Statistical Man, Belmont Books Publisher, 1964
• Нестатический человек, The Non-Statistical Man, Science Fiction Stories, May 1956, иллюстратор Келли Фрис
• Луна – это смерть, The Moon Is Death, Future Science Fiction, March 1953, иллюстратор С.Мёрфи
• Садовник, The Gardener, Science Fiction Stories, July 1957, иллюстратор Пол Орбан
• Антракт, Intermission Time, Science Fiction Quarterly, May 1953, иллюстратор Пол Орбан
Развитие китайских НФ-фэнзинов — это явление, структурированное в шесть отдельных волн, охватывающих более трех десятилетий, в общей сложности 169 названий в жанре. Такое разделение на периоды объясняется тем, что большинство этих изданий недолговечны по ряду причин. Начнем с того, что чаще всего они полностью управляются волонтерами, которые совмещают свои обязательства с собственной жизнью и работой.
Первым НФ-фэнзином в Китае был Nebula (星云, Xīngyún), созданный Яо Хайцзюнем в 1988 году, всего вышло 39 выпусков. В некотором смысле, Nebula возглавила первую волну журналов для поклонников НФ в Китае, которая началась в 1994 году и просуществовала до 1996 года. В этот период времени Пекинская ассоциация научной фантастики (BSFA) выпустила в апреле 1995 года первый выпуск своего издания Cubic Light Year (立方光年, Lìfāng guāng nián) объемом 29 страниц.
Cubic Light Year выходил в общей сложности 7 выпусков, в основном демонстрируя работы членов BSFA, таких как Лин Чэнь, Син Хэ, Су Сюэцзюнь, Цзян Цзяньли, Янь Пэн и Ян Пин. Есть и другие примечательные публикации в этот первый период. Чжоу Юйкунь и Цзэн Дэцян разработали газетный формат для своего «Ветра Вселенной» (宇宙风, Yǔzhòu fēng), который вышел с 8 страницами в своем первом выпуске, всего было девять выпусков. Alien Space (异度空间, Yì dù kōngjiān), основанный в сентябре 1996 года Клубом любителей научной фантастики Science Fiction World (SFW) с 4 страницами в первом выпуске, также начал следовать газетному формату, прежде чем в конечном итоге трансформировался в журнал в третьем выпуске (26 страниц), с общим тиражом 26 выпусков. Кроме того, Alien Space служил своего рода точкой встречи для многих поклонников НФ, чтобы оставаться на связи. Это был шаг вперед по сравнению с прошлыми шестью годами, когда такой обмен был возможен только через Nebulae. Их более устойчивое общение способствовало взаимному продвижению в журнале, а также публикации их собственных работ. Новости об основании Alien Space можно найти в обзоре китайских научно-фантастических журналов для фэнов 1990-х годов Лю Цзяня (20世纪90年代中国科幻爱好者杂志综述, 20 Shìjì 90 niándài Zhōngguó kēhuàn). àihào zhě zázhì zòngshù) (опубликовано в выпуске 4 журнала Readers’ Digest, 读书文摘, Dúshū wénzhāi, 2015) и «Мы построили космический корабль» Дагоу (我们造了一艘宇宙飞船, Wǒmen zàole yī sōu yzhòu fēichuán) (опубликовано в GAMECORES 机核, Jīhé, 5 мая 2019 г.).
Вторая волна фэнзинов НФ длилась с 1998 по 2000 год. Этот период совпал с расцветом Science Fiction World (SFW) (科幻世界, Kēhuàn shìjiè), тогда тираж составлял 400 000 экземпляров. Действительно, SFW поощрял поклонников НФ по всей стране начинать собственные редакторские начинания, многие из которых были учениками средних школ и студентами университетов, которые затем отправляли свои творения в редакционные отделы. Хотя такие фанзины все еще существуют в мире издательств НФ-журналов, названия только этого периода были довольно недолговечны, и поэтому их труднее всего проверить. Стоит отметить, что Ассоциация китайской научной фантастики в Интернете запустила первый из многих сетевых журналов, Sky and Fire (苍穹火焰, Cāngqióng huǒyàn) 1 ноября 1998 года. С 37 страницами в первом выпуске и в общей сложности 7 выпусками, Sky and Fire представлял работы и комментарии членов ассоциации, новости, серии обсуждений и т. д. Там, где печатные фэнзины доминировали в мейнстриме до 2006 года, с рассветом Интернета многочисленные сетзины постепенно захватили сцену. Более того, половина объема фэнзинов поступала из студенческих клубов научной фантастики, и новые издательские ассоциации активно присоединялись к рингу почти ежегодно. Большинство групп, которые начали научно-фантастические фэнзины в тот период, были созданы как бумажные журналы после того, как их призвал и повлиял на Science Fiction World, а затем прекратили публикацию по практическим причинам, когда их влияние прошло. Периодическое издание научной фантастики Strange Space (异度空间, Yìdù kōngjiān) прекратило свою публикацию — уже ограниченную внутренними кругами — в 2004 году. Хотя У Янь вернул его для одноразового возвращения, сосредоточенного на теории научной фантастики в 2007 году, Nebulae (星云, Xīngyún) также прекратил свою публикацию навсегда. За последнее десятилетие два самых старых и влиятельных печатных фанзина научной фантастики также прекратили свою деятельность, поддавшись падению традиционных бумажных носителей. В тот же период наблюдался рост электронных публикаций и новых интернет-медиа. В марте 2014 года журнал Internet World Magazine (互联网天地, Hùliánwǎng tiāndì) опубликовал статью Чэнь Цзянгуна и Ли Сяодуна «Историческое развитие Интернета в Китае» (中国互联网发展的历史阶段划分, Zhōngguó hùliánwَng fāzhǎn de lishhou jieduàn huàfēn). Согласно этому отчету, 2006 год действительно стал знаковым для Интернета в Китае, став не только основным средством массовой информации, но и местом встречи постоянно растущих толп отечественных пользователей сети, насчитывающих чуть более ста миллионов человек. Именно в этой оптимальной среде возникла третья волна научно-фантастических журналов для фэнов. Большинство из них представляли собой сетевые журналы, редактируемые онлайн-форумами, например, Imaginary Flight (幻翔, Huànxiáng, три выпуска), выпускаемый FLYINE (飞翔科幻网, Fēixiáng kēhuàn wǎng), всего вышло три выпуска. Также из этого периода, но столь же недолговечными, были Edge Review (边缘, Biānyuán), опубликованный издательством River of No Return (大江东去科幻论坛, Dà jiāngdōng qù kēhuàn lùntán) в общей сложности в четырех выпусках, и Stardust, опубликованный Ассоциацией научной фантастики Хуачжунского университета науки и технологий. (华中科技大学科幻协会, Huázhōng kējì dàxué kēhuàn xiéhuì), всего в 2016 г. было выпущено 2 выпуска и 1 выпуск резюме.
Фэнзины этой третьей волны продолжали свою прерывистую траекторию, пока постепенно не сошли со сцены около 2010 года. С апреля 2009 года Саньфэн, как главный редактор, опубликовал 34 выпуска своего журнала фэнтезийной литературы New Realms of Fantasy and Science Fiction (NRFSF) (48 страниц в выпуске 1), тем самым ознаменовав начало четвертой волны фэнзинов НФ. NRFSF опубликовал множество произведений многочисленных известных авторов и переводчиков, а в 2010 году он разделил центр внимания с первым выпуском не менее новаторской премии Starry Sky Awards (中文科幻星空奖, Zhōngwén kēhuàn xīngkōng jiǎng), которая в конечном итоге была заменена премией Синъюнь за глобальную китайскую научную фантастику. Fire Horse SF (火马科幻,) собрал все эти факты в интервью Sanfeng от 25 мая 2015 года под названием «Награждайте проходящие времена наградами, а не наградами со временем» (给岁月以奖项,而不是给奖项以岁月, Gěi suìyuè) yϐ jiengxiàng, ér bùshì gěi jiǎngxiàng yǐ suìyuè). В мае 2010 года фэн НФ по имени Чжэн Юй опубликовал первый 25-страничный выпуск ежемесячного журнала Chinese New Science Fiction (中国新科幻, Zhōngguó xīn kēhuàn), который до сих пор актуален и насчитывает более сотни выпусков.
В 2011 году китайская компания веб-сервисов Baidu запустила новую функцию журнала-форума своего собственного онлайн-форума Baidu Tieba (百度贴吧, Bǎidù Tiēba), также известного на английском языке как Baidu Post Bar. Небольшая группа поклонников НФ собралась вокруг «баров» журнала-форума Baidu Tieba (т. е. тем, представляющих интерес) и продолжила создавать там свои собственные публикации. Некоторые из них включают в себя A Past Outside of Time (时间之外的往事, Shíjiān zhī wài de wǎngshì) Лю Цысиня Бара (3 выпуска) и Forum Magazine Science Fiction World Bar (WSFS) (科幻世界吧吧刊, Kēhuàn shìjiè ba ba kān), издаваемый Science Fiction World Bar в общей сложности 5 выпусков, включающих повести, комиксы и болтовню пользователей сообщества Baidu Tieba. В 2013 году научная фантастика как литературный жанр начала привлекать внимание ряда официальных организаций и каналов. Здесь на ум приходят два примера литературных журналов НФ, редактируемых такими организациями. Китайская онлайн-база данных и социальная сеть Douban использовала свое подразделение по чтению электронных книг Douban Read для публикации Science Fiction Ark (科幻方舟, Kēhuàn fāngzhōu) (6 выпусков, 133 страницы в первом выпуске). Тем временем, крупный образовательный научный сайт Kedo (蝌蚪五线谱, Kēdǒu wǔxiànpǔ), управляемый Пекинской ассоциацией науки и технологий при поддержке Пекинского муниципального правительства и также известный на английском языке как Tadpole Stave, редактировал Tadpole New Era (蝌幻新时代, Kēhuàn xīn shídài) (всего 8 выпусков, 55 страниц в первом выпуске). Также в 2013 году Ли Лэй запустил периодическое издание Science Fiction Collects (科幻文汇, Kēhuàn wén huì) (всего 20 выпусков), что побудило толпы поклонников научной фантастики к дальнейшему расширению жанра. Однако давление на работе в конечном итоге заставило Ли Лэя сделать перерыв в выпуске Science Fiction Collects, как мы надеемся, на временный перерыв.
Примечательно, что Minimum Чи Хуэя (极小值, Jí xiǎo zhí) представлял собой первую попытку для китайских отечественных фанзинов научной фантастики перейти на полупрофессиональную модель, т. е. соответствовать стандартам классификации, установленным премией Хьюго. Журнал Minimum, продаваемый на Douban Read по цене 1,99 юаня за выпуск, достиг среднего объема продаж в 185 экземпляров в первый месяц и 40 экземпляров во второй месяц, при этом в каждом из пяти выпусков было много статей известных авторов научной фантастики, а в первом выпуске было более 160 страниц. Какими бы удручающими ни казались эти цифры, смелая попытка Чи Хуэя достойна похвалы.
8 мая 2014 года свет увидел первый из шести выпусков электронного журнала фэнтезийной литературы Buzhou (不周, Bùzhōu), в котором все статьи были написаны известными писателями, как и в случае с вышеупомянутым NRFSF. В 2015 году группа интернет-организаций поклонников НФ объединилась, чтобы поддерживать друг друга и способствовать выпуску периодических изданий по научной литературе, таких как Huangqi SF (荒启科幻, Huāngqǐ kēhuàn), издаваемых Ассоциацией научной фантастики Хуанци при Университете науки и технологий Чанши, в общей сложности 12 выпусков и 30 страниц в первом выпуске, и Science Fiction Bimonthly (科幻双月杂志, Kēhuàn shuāng yuè zázhì), которые в общей сложности вышли в десяти выпусках по 294 страницы сообществом Baidu Tieba Science Fiction Bar (科幻小说吧, Kēhuàn xiǎoshuō ba). Эти публикации в конечном итоге привели к всплеску пятой волны SF-фэнзинов, в которых были представлены различные работы известных авторов. Например, команда Science Fiction Bimonthly стремилась приобрести права на публикацию SF-истории Хан Суна A Genderless Nation — Sherlock Holmes in Novoland (无性之国——福尔摩斯在九州, Wúxìng zhī guó—Fú'ěrmósī zài Jiǔzhōu). Редактор SFW Билл Блэк также составил серию работ классиков SF, включая Жюля Верна. Эти периодические издания явно разработали стратегию, в которой они сначала демонстрировали работы выдающихся авторов как прошлого, так и настоящего, чтобы привлечь начинающих современных авторов. Хотя поначалу они были относительно успешными, тот факт, что все это были бесплатные статьи, стал непреодолимой проблемой. В конце концов, в декабре 2016 года журнал окончательно прекратил свое существование.
14 июня 2017 года фэн научной фантастики Guardian Apprentice (守护学徒, Shǒuhù xuétú) запустил проект, известный как Apprentice Library (学徒文库, Xuétú wénkù), постепенно сортируя все записи о публикациях переводов научной фантастики на иностранных языках в Китае и регулярно публикуя периодические результаты (например, отчет о ходе работы «The Fanac Fan History Project»). В 2018 году их усилия в конечном итоге привели к публикации «Каталога мировых писателей-фантастов в переводе» (世界科幻作家作品译文目录, Shìjiè kēhuàn zuòjiā zuòpǐn yìwén mùlù) (595 страниц). Многие переведенные имена в Базе данных китайской научной фантастики (CSFDB) (中文科幻数据库, Zhōngwén kēhuàn shùjùkù) взяты из этого каталога, возвещающего о зарождающейся тогда тенденции сбора данных для фанзинов НФ по всей стране. Данные, собранные Apprentice Library, также включают марки НФ и другие нехудожественные материалы. Помимо этого, авторы Apprentice Library, также в январе 2022 года, выпустили 126-страничное название История Ассоциации истории НФ в университетах (高校科幻协会发展史, Gāoxiào kēhuàn xiéhuì fāzhǎn shǐ) при спонсорской поддержке и поддержка SFW и в равной степени ориентированная на цели сохранения данных.
6 июня 2019 года Sanfeng собрала волонтеров и запустила на общедоступном канале WeChat онлайн-журнал научной фантастики Nebula Science Fiction Reviews (星云科幻评论, Xīngyún kēhuàn pínglùn), в общей сложности 21 выпуск, нацеленный на публикацию обзоров научной фантастики. 30 июня 2020 года группа фэнов из третьего основного официального сообщества SFW QQ независимо выпустила ежемесячный журнал научной фантастики SF Jianghu (科幻江湖, Kēhuàn jiānghú), который до сих пор существует в количестве 27 выпусков. 10 апреля 2021 года китайский ученый-фантаст Ли Гуанъи выпустил выпуск 1 (38 страниц) своего научно-ориентированного периодического издания Newsletter for Science Fiction Studies (科幻研究通讯, Kēhuàn yánjiū tōngxùn), всего вышло 6 выпусков. 2 марта 2022 года Tianluo_qi и Latssep запустили на общедоступном канале WeChat ежемесячную газету Chinese Science Fiction Paper Express (中文科幻论文速递, Zhōngwén kēhuàn lùnwén sùdì), которая все еще продолжается и выходит всего 6 выпусков. Все эти публикации привели к шестой волне китайских фэнзинов по научной фантастике, которая, несомненно, будет развиваться в будущем. Однако нам еще предстоит собрать много устной истории и научно-фантастического материала, чтобы полностью понять истории, стоящие за каждой из этих волн в истории отечественных научно-фантастических фэнзинов. Надеюсь, наступит время, когда мы сможем представить подробный отчет о китайских научно-фантастических фэнзинах с точки зрения их основателей — как в начале, так и в конце их пути.
Зарубежный энтузиаст НФ Дэвид Риттер, со своей стороны, составил в общей сложности три публикации об истории зарубежных научно-фантастических фэнзинов, включая множество рукописей романов, переписку между фэнами, множество научно-фантастических фэнзинов и другие материалы. Будет ли возможно для Китая иметь собственную коллекцию таких материалов?
Большинство отечественных научно-фантастических фэнзинов с 1988 по 2000 год были опубликованы в физическом формате, и само собой разумеется, что для такого журнала, как Nebula, который существовал в течение девятнадцати лет, между всеми участниками циркулировало большое количество писем. Ни одно из этих изданий не имело больших тиражей, поэтому существующие копии в наши дни редки. Что касается соответствующих записей переписки, обычно можно с уверенностью предположить, что их больше нет по целому ряду причин, и переезд друзей по переписке — лишь одна из них. В любом случае, после тысячелетия Интернет постепенно стал мейнстримом, тем самым способствуя большинству обменов на различных коммуникационных платформах, таких как форумы, WeChat, QQ и блоги. Однако, поскольку форумы, блоги и даже платформы социальных сетей, такие как Renren, постепенно приходят в упадок, множество прошлых данных также исчезло. Более того, записи чатов как для QQ, так и для WeChat — это первое, что исчезает, когда заканчивается место для хранения.
Кроме того, стоит отметить, что настольные компьютеры только-только стали популярными в 2001 году, а смартфоны вошли в мейнстрим только в 2009 году. В то время люди обычно делали снимки на свои камеры, прежде чем переносить их на домашние компьютеры. Цены в 2001 году сделали так, что только несколько китайских семей могли позволить себе камеры и пленку для съемки — графика была, по сути, роскошью. Что касается современных источников информации, долгое время единственными графическими материалами, доступными китайским поклонникам НФ, были серии китайского НФ-кинофестиваля Гуань Хайинь (中国科幻影展, Zhōngguó kēhuàn yǐngzhǎn). Его фотографии действительно обошли стороной многие конференции НФ.
Автор связался с несколькими поклонниками НФ старой школы с 2000 по 2010 год, надеясь собрать какие-нибудь памятные вещи об их общении в прошлом. Однако, похоже, такие воспоминания остались только в их головах. В результате текущие исследовательские усилия были сильно затруднены — письменные записи здесь имеют решающее значение.
Хотя устную историю следует, в определенном смысле, рассматривать как дополнение к физическим данным, в отсутствие таковых мы были вынуждены пойти на некоторые уступки. Следуя этой же линии мысли, мы должны обратиться к уже существующим сборникам журналов НФ для дальнейшей интерпретации.
Я хотел бы завершить эту статью сердечной рекомендацией — проект Цзюлун (http://www.sfjiulong.org/), некоммерческая организация, занимающаяся оцифровкой научно-фантастических фэнзинов, названная в честь покойного коллекционера НФ и большого поклонника НФ Сюй Цзюлуна. Таким образом, проект «Цзюлун» послужил историческим архивом публикаций китайской научной фантастики, стремясь сохранить многие из этих старых фэнзинов в электронном виде, отдавая дань памяти человеку, который сам редактировал один из выпусков фэнзина под названием «Лестница в небо» (上天梯, Shàng tiāntī) (1995).
Статью прислал автор, материал публикуется с его разрешения.
Обложки фантастических книг, изданных в период космического рассвета человечества, отличаются особенным оптимистическим настроением и резвой живостью персонажей.
Коллекционеры и собиратели палп-фикшена лелеют свои библиотеки; букинисты выпускают красочные каталоги (раз, два, три, четыре), ценные сами по себе, а не как торговые справочники с указанием закупочных и продажных цен; издатели печатают солидные коробки, доверху заполненные открытками с репродукциями старых книжных обложек (пять, шесть), и даже производят магнитики на холодильник с обложками из фантастических журналов.
А вот такое честно говоря вижу впервые. Это панно из полусотни фантастических обложек, из которого нарезали паззлы.
Александр Лютиков — редактор, составитель, руководитель книжных проектов, в том числе серий фантастики.
Родился 29 ноября 1964 года в Ленинграде. Учился в Ленинградском Государственном Университете, на математико-механическом факультете, математик и программист. Проживал в Санкт-Петербурге.
К середине 1990-х от издания фантастики практически отошёл, основной деятельностью стала подготовка к печати всевозможных книг для петербургских издательств "Диамант" и "Кристалл". С начала 2000-х годов почти целиком переключился на издание совместно с "Эксмо" различного нон-фикшена. В середине 2000-х годов пару лет работал в "Астрель-СПб", возглавляя всю допечатную подготовку издательства.
В 2015-2016 годах сотрудничество с "Эксмо" постепенно прекратилось. В последние годы жизни готовил для издательства "Азбука-Аттикус" ряд проектов, специализируясь на хорошо иллюстрированных изданиях.
-=оOо=-
У нас на сайте нет связки для позиции "редактор", "составитель серии", и т.п. технических моментов. Однако Александр иногда писал статьи для книг, иногда был указан составителем — и эти издания можно посмотреть на единой странице. Это лишь мизерная часть книг, которые он подготовил, и они знаменуют начало его карьеры и резко оборванный финал — от книг серии "Клуб любителей фантастики" из времён бурного бешенного периода накопления первоначального капитала 1991-1992 гг., и до красивейших изданий серии "Больше чем книга" сытой эпохи пресытившегося консьюмеризма.
В жизни Александр был чрезвычайно отзывчивым и широкой души человеком, подробно объяснял технологические и профессиональные вопросы при подготовке книг к изданию, связанные со сканированием иллюстраций из старых, порой ветхих книг, вопросы макетирования и вёрстки, а так же специфику наполнения редакторского портфеля при комплектовании тематических серий. Всё это видно и по его общению на форуме. С его безвременной смертью несколько лет назад фэндом потерял важную частичку.
Университетские общества, как правило, являются местами сбора любителей, которые сначала спонтанно организуются студентами и находятся под юрисдикцией университетского союза обществ. Научно-фантастические общества в китайских университетах имеют двадцатидевятилетнюю историю, начиная с 1993 года, когда Сычуаньский университет основал первое из них. В целом, как и другие группы в кампусе, динамизм научно-фантастических обществ зависит от институциональной политики в отношении обществ. Она постепенно становится все более ограничительной, что подчеркивается запретами на сбор членских взносов и привлечение спонсоров извне кампуса, а текущие расходы в основном покрываются лидерами общества.
Как создать научно-фантастическое общество в китайском университете
В настоящее время, если вы хотите создать студенческое общество в Китае, в большинстве случаев необходимо соблюсти три критерия: вам нужно не менее двадцати студентов, обучающихся в университете, основная информация об обществе (стандартное название, организационная структура и правила и т. д.), плюс один преподаватель и связанное с ним рабочее подразделение (кафедра университета) для руководства обществом. После того, как эти три критерия будут выполнены, вы можете выполнить первый шаг: подать заявку в союз обществ университета (также известный как комитет по управлению обществами или центр обслуживания общества). В некоторых университетах лидер общества, курирующий преподаватель и рабочее подразделение должны быть из одного факультета, в то время как другие университеты могут потребовать, чтобы лидер(ы) общества были лучшими студентами на своем курсе. В конечном счете, политика в разных учреждениях различается.
После подачи вами заявления на создание общества союз обществ проверит вашу информацию, прежде чем передать ее в университетский комитет Союза молодежи Коммунистической партии для повторной проверки. Вторым шагом будет сбор лидера общества, курирующего учителя, представителей общества профсоюзов и комитета Молодежной лиги для предоставления подписей. После того, как все четыре подписи будут собраны, вы можете перейти к третьему и последнему шагу: устному объяснению того, почему вы хотите основать общество. После этого вы можете создать общество.
После того, как общество будет одобрено, вам необходимо организовать общее собрание среди членов в установленный срок, назначив исполнительный комитет и лидеров. Вам необходимо будет регулярно информировать союз обществ о статусе общества (включая обновления о лидерах и мероприятиях общества). Набор новых членов должен осуществляться совместно со школой и в установленные сроки каждый год.
Если общество не сможет вовремя предоставить все необходимые материалы, если оно не пройдет ежегодную проверку, если количество проведенных мероприятий или членов будет недостаточным или если оно примет спонсорскую поддержку извне университета, то оно будет вынуждено прекратить работу в союзе обществ. Некоторые университеты внедряют количественные формы оценки для ранжирования обществ по их поведению, закрывая определенное количество низкорейтинговых каждый год. Те, которые закрываются, не могут продолжать работать в составе университета.
Кроме того, если похожее общество уже существует в университете, то новое общество не получит одобрения. Однако для довольно узкого статуса обществ популярной науки или научной фантастики это менее очевидно. Примером может служить случай, когда подготовительная группа для научно-фантастического общества в Хэбэйском инженерном университете в 2008 году пригласила тогдашнего вице-президента Ассоциации научной фантастики Бэйханского университета написать им письмо поддержки. Университет не одобрил научно-фантастическое общество на том основании, что оно было похоже на другое общество. Конечно, устная поддержка людей в научно-фантастическом сообществе помогает разрушить такие предрассудки, как в 2013 году, когда научно-фантастическое и фэнтезийное общество Чжуншаньского университета (восточный кампус) получило значительную поддержку от нескольких писателей-фантастов и ученых во время его создания. Известные деятели включали Чэнь Цюфаня, Фэй Дао и У Яня (Chen Qiufan, Fei Dao, and Wu Yan), которые помогли облегчить создание общества.
Вам также не обязательно создавать независимое научно-фантастическое общество. Один из более простых методов — когда лидеры решают основать научно-фантастические дочерние отделы научных обществ. Все, что вам нужно сделать, это провести позитивную дискуссию с соответствующим лидером общества, например, Ассоциацией научной фантастики Сифэй Харбинского технологического института, которая имеет филиалы по астрономии и научной фантастике, напрямую связанные с ней, или Обществом астрономии и научной фантастики Хэбэйского университета. Эти организации, как правило, склоняются к мероприятиям, связанным с будущими технологиями, проводят семинары, заказывают статьи и астрономические наблюдения, больше относящиеся к категории науки.
Из-за широко распространенных элементов японского аниме, преобладающих в научной фантастике и фэнтези, регулярные мероприятия многих аниме-обществ также могут включать научно-фантастические мероприятия. Однако члены таких обществ, как правило, не относят себя к поклонникам научной фантастики и не склонны называть события и материалы, с которыми они имеют дело, «научно-фантастическими».
Текущее состояние китайских университетских научно-фантастических обществ
Самым процветающим университетским научно-фантастическим обществом в Китае в настоящее время является Ассоциация научной фантастики Сычуаньского университета. В 2007 году они представили шоу «Компьютер формирования человека» (как в «Задаче трех тел») на Международном съезде научной фантастики в Чэнду. В 2012 году общество увеличило количество своих филиалов и провело некоторые реформы. Затем в 2013 году они выпустили мемориальное издание в честь двадцатой годовщины «Критической точки», а теперь поддерживают членство более тысячи человек каждый год. Они провели несколько качественных мероприятий, таких как Фестиваль культуры научной фантастики, организовали Кубок Starfire — национальный университетский конкурс писателей научной фантастики и четыре раза выигрывали премию Chinese sci-fi Galaxy Award.
За исключением Сычуаньского университета, большинство научно-фантастических обществ насчитывают от 50 до 300 человек, а крупнейшим каналом для набора являются офлайн-кампании. Однако последствия коронавируса, такие как запрет на собирание в группы, привели к отсрочке многих офлайн-мероприятий и значительному снижению посещаемости онлайн-мероприятий из-за того, что участникам сложно собираться и узнавать друг друга. В основном они организуют группы чтения, конкурсы писателей, лекции, мероприятия по передаче историй, неформальные чаепития и беседы, а также мероприятия по настольным играм.
Некоторые общества часто контактируют с организациями за пределами кампуса, например, недавно восстановленная Ассоциация научной фантастики Сианьского университета Цзяотун, которая сразу после своего создания провела в июне Кубок Star Trace — крупный конкурс научно-фантастических произведений с участием многих университетов. Некоторые также придерживаются внутренних мероприятий, например, Ассоциация научной фантастики Китайского университета науки и технологий, Ассоциация научной фантастики Китайского университета академических наук и Ассоциация студенческой научной фантастики Университета Цинхуа. Некоторые могут поддерживать себя за счет внутренних мероприятий, в то время как другие обеспокоены тем, что внешние заинтересованные стороны могут оказать негативное влияние на общество.
В августе 2021 года все университеты Шанхая организовали свои мероприятия по эстафете научно-фантастических историй, и каждое общество отправило людей для участия. В марте 2022 года Шанхайский фестиваль научной фантастики и фэнтези также был возобновлён в одиннадцатый раз после того, как был отложен по разным причинам в 2018 году. Организованные мной комитеты научно-фантастических обществ университетов Нанкина провели разовое совместное заседание в марте, а университеты провинций Хубэй и Хунань провели одно заседание в апреле. На обоих заседаниях обсуждалась возможность проведения совместных мероприятий в режиме онлайн, и каждое общество предоставило обновленную информацию о своей ситуации, чтобы улучшить взаимопонимание и знакомство между каждым обществом.
В Китае было три различных национальных альянса научно-фантастических обществ: Альянс студенческой научной фантастики (1999–2002), Национальная ассоциация любителей студенческой научной фантастики (2011–2015) и Научная фантастика в колледжах и университетах (SFCU, 2019–), все они были основаны в основном студентами. На ранних этапах существования в китайских университетах научно-фантастических обществ Альянс студенческой научной фантастики основал официальный веб-сайт, на котором собирались мероприятия в области научной фантастики, проводимые в каждом университете, что оказалось богатым ресурсом для текущих исследований. Национальная ассоциация любителей студенческой научной фантастики провела «Премию Федерации науки и технологий» — национальный университетский совместный конкурс писателей в области научной фантастики — всего их было четыре, после чего она объединилась с конкурсом писателей Water-drop Awards. SFCU основал периодический фэнзин Outside the Cabin, поддерживающий творчество университетских научно-фантастических сообществ. В дополнение к этому Ассоциация научной фантастики Центрального южного университета основала Группу поддержки писателей в области научной фантастики, которая стремится выполнять аналогичную роль.
Краткая история университетских научно-фантастических любительских изданий
Как правило, университет — это время, когда китайские студенты погружаются в общества и их мероприятия, и даже создают новые. Как только они начинают работать, им не так-то просто заниматься тем, что им интересно. Это явление было названо «эффектом автобуса», когда студенты могут запрыгнуть в автобус своих страстей во время своего короткого пребывания в университете, но вынуждены сойти с автобуса, когда они поступают на работу. Работа лишает людей времени или энергии на управление организациями социальной научной фантастики и на редактирование фэнзинов. Именно из-за этого около половины китайских научно-фантастических фэнзинов происходят от университетских обществ, 77 из 165, если быть точным. Эти университетские публикации можно разделить на журналы общества и газеты общества, включая среди них антологии, новые работы членов, юбилейные издания, истории общества и общие новости. Из-за различных факторов, включая количество членов и политику общества, состав научно-фантастических обществ может быть довольно нестабильным, с большими изменениями в составе от выпуска к выпуску.
Некоторые университеты поддерживают публикации обществ, например, когда Ассоциация научной фантастики Харбинского технологического института Sifei опубликовала свой десятилетний юбилейный журнал The Bureau of Future History Archives в марте этого года (2022), который был общим объемом 177 страниц. Он содержал свидетельства всех предыдущих президентов общества, а также письменные работы членов, и более шестидесяти печатных копий формата A4 были напечатаны и розданы бывшим членам в качестве памятных подарков. Некоторые университеты оговаривают, что общества не могут выпускать бумажные издания, например, когда Ассоциация научной фантастики Центрального южного университета в апреле опубликовала в сети The Volume of Magic Fireflies — антологию произведений членов общим объемом 180 страниц — она содержал оригинальные истории членов и интервью с предыдущими президентами, но была ограничена только распространением в онлайн-сети общества. Первая публикация китайского университетского научно-фантастического общества датируется 1994 годом, когда президент Ассоциации научной фантастики Тяньцзиньского университета выпустил небольшую четырехстраничную брошюру. Эта история исходит от кого-то из издательской индустрии, но больше нет никаких физических доказательств. В настоящее время принято считать, что первым журналом научно-фантастического общества был журнал Singularity Сычуаньского университета 1998 года, напечатанный на формате A5 объемом двадцать одна страница. Он включал комментарии к научной фантастике от его членов, черновики романов и колонки мозгового штурма, а оригинальный экземпляр хранится в офисе Science FictionWorld в Сычуани. В то время журнал Science Fiction World был в расцвете сил, и в октябре 1998 года он запустил инициативу «пригласить двести поклонников научной фантастики объединиться и приветствовать 2000 год». Китайские научно-фантастические общества в то время все еще находились в зачаточном состоянии, насчитывая всего около дюжины по всей стране. Вступительным заявлением Singularity было «предоставить нашу собственную силу молодой китайской научной фантастике», а главный редактор журнала Science Fiction World Яо Хайцзюнь (Yao Haijun) написал благословение для журнала. В 1988 году он основал первый в Китае научно-фантастический журнал Nebula.
Через некоторое время научно-фантастические общества начали возникать повсюду, выпуская свои собственные оригинальные издания ежегодно. Примерами могут служить The Third Eye (1998, в печати) Ассоциации научной фантастики Сычуаньского университета; The Fifth Quarter (1999, в печати, 34 страницы) Ассоциации научной фантастики Сычуаньского института промышленных технологий; Kunlun (2000, в печати) Ассоциации научной фантастики Пекинского университета (кампус Чанпин); Back to the Future (2001, онлайн, 8 страниц) Общества научной фантастики Уханьского университета; Primeval Chaos (2002, в печати, 30 страниц) Ассоциации научной фантастики Фуданьского университета и Singularity (2005, онлайн, 4 страницы) Ассоциации научной фантастики Бэйханского университета. Однако из-за различных ограничений большинство из них опубликовало только один или два выпуска, но эти журналы остаются важными источниками для современных китайских поклонников научной фантастики. В 2000 году Ассоциация научной фантастики университета Юньнань сотрудничала с журнальным издательством Broad Review of Scientific Reviews для публикации издания Broad Review of Scientific Reviews: Science Stories of World Wide Watch Science fiction. Это единственный совместный журнал, когда-либо созданный университетскими научно-фантастическими обществами по всей стране, но поскольку журнальное издательство не предоставило финансирование, как изначально планировалось, физической версии так и не было. Со временем создатели не смогли сохранить оригинальный журнал.
В 2003 году Ассоциация научной фантастики университета Бэйхан провела национальный университетский конкурс научно-фантастических произведений «Original Star», в котором приняли участие несколько будущих писателей-фантастов, будучи еще студентами. На первом конкурсе «Фляга, порабощающая демонов» Ся Цзя (Xia Jia) получила главный приз отличия; научно-популярная работа Чэнь Цюфаня (Chen Qiufan) «Выбери красоту чудовища» и его короткий рассказ «TGrave» получили приз за оригинальность. Во втором выпуске конкурса «Муха Цереры» Хао Цзинфана (Hao Jingfang) выиграла главный первый приз; «Вилла 100 Mile Creek» Чан Цзя (Chang Jia) получила второй приз; а работа Ци Юэ (Qi Yue) «Хэррингем, который сдвинул мир» выиграла премию Novoland, присуждаемую журналом-спонсором Novoland Fantasy. Конкурс проводился каждые два года до его четвертого и последнего выпуска в 2009 году.
В 2006 году Интернет в Китае стал бурно развиваться, число пользователей превысило 100 миллионов, и в этот момент китайские научно-фантастические фэнзины также оказались на волне оригинальности, большинство из которых были электронными изданиями, возникшими из онлайн-форумов. Университетские общества не были исключением, например, «Eleven Dimensions» Ассоциации научной фантастики Пекинского технологического института (2006, онлайн, 49 страниц). Также следует отметить, что они сотрудничали с Ассоциацией научной фантастики Китайского университета Жэньминь и Ассоциацией научной фантастики Пекинского университета иностранных языков для совместного выпуска регионального университетского научно-фантастического журнала Magic Minds (2007, в печати). Хотя эти издания, как правило, выходили только один раз, они содержали богатый микс романов, комментариев, новостей и историй общества. Они все еще превосходили набор любых фэнзинов, которые были до них, демонстрируя уровень профессионализма и зрелости, особенно Magic Minds. В 2011 году президенты ассоциаций научной фантастики Пекинского и Фуданьского университетов крепко подружились, так что они выпустили совместный журнал Light Spot (2011, в печати, 30 страниц), выпустив два выпуска. Содержание включало в себя сочинения членов, переводы романов, комментарии и повести. В 2012 году Ассоциация научной фантастики Даляньского технологического университета опубликовала свой ежегодный журнал Dagong Science Fiction (2012, в печати, 96 страниц), а в 2013 году Ассоциация научной фантастики Сычуаньского университета выпустила журнал в честь двадцатилетия Critical Point (2012, в печати, 86 страниц), возможно, образцовое издание среди китайских научно-фантастических обществ, записывающее качественные работы, интервью с бывшими членами, историю общества, комментарии членов и многое другое. Существует довольно четкое разделение между членами Сычуаньского университета до и после 2010 года, поэтому было мало способов записывать события общества до этого года. Некоторые члены стали известными писателями-фантастами и деятелями отрасли, такими как Се Юньнин (выпуск 1999 г.), А Цюэ (выпуск 2010 г.) и Сунь Юэ (выпуск 2011 г.). В 2018 г. Ассоциация научной фантастики Линнань Университета Нанькай каталогизировала ряд общих концепций и тропов, с которыми часто сталкивались ее члены, совместно выпустив «Справочник по научной фантастике» (2018 г., онлайн, 58 страниц), который был тепло принят. В 2021 г. журнал Ассоциации научной фантастики Университета Цинхуа Kingdom Anonymous был опубликован издательством Guangdong Economic Press, первым в Китае университетским научно-фантастическим журналом, официально опубликованным с ISBN, что ознаменовало переход от фэндома к профессионализму. Главным игроком за кулисами был глава креативного отдела Ян Фэн (он же Артур Лю), который использовал отделы написания и перевода для соавторства журнала. План состоит в том, чтобы продолжать выпускать журнал, и каждый год будет выходить новый тематический выпуск.
На этом этапе нельзя не упомянуть «Проект исторической археологии и документации Ассоциации колледжей и университетов научной фантастики», созданный автором этой статьи в мае 2021 года. После того, как многие люди связались с предшественниками из обществ, «История Ассоциации НФ в университетах» была опубликована при спонсорской поддержке Science Fiction World. Копия была отправлена в каждое общество в стране, всего восемьдесят шесть на данный момент, и благодаря этой работе автор смог вывести координацию китайских научно-фантастических фэнзинов на новый уровень. В настоящее время автор готовит сборник материалов университетского научно-фантастического общества, который, как они надеются, будет опубликован в виде PDF-файла, доступного онлайн, что еще больше обогатит исторические источники, доступные для прочтения всем желающим.
Карьера бывших членов научно-фантастического общества
Итак, чем же занимаются бывшие члены научно-фантастических обществ? Некоторые стали преподавателями, например, лидер Ассоциации научной фантастики Чжэцзянского университета в 2000 году, который сейчас работает в Южно-Китайском технологическом университете, или основатель и президент Ассоциации научной фантастики Шанхайского университета Цзяотун, который занял должность в Центральном университете финансов и экономики. Другие занялись исследованиями, например, основатель и президент Ассоциации науки и научной фантастики Чэндуского технологического университета, проводящий фундаментальные научные исследования; основатель и президент Ассоциации научной фантастики Южно-Китайского технологического университета, который сейчас работает в Шэньчжэньском институте исследований генов Хуада; основатель и президент Ассоциации научной фантастики Гуандунского университета иностранных языков 2004 года теперь исследует политический климат вокруг Южно-Китайского моря; в то время как основатель и президент Ассоциации научной фантастики Университета Цинхуа 2003 года работает над космическими запусками. Кроме того, некоторые из них сейчас занимают руководящие должности: президент Ассоциации научной фантастики 2001 года в Нанкинском университете аэронавтики и астронавтики работает в гражданской авиации; президент Ассоциации научной фантастики 2004 года из Северо-Западного политехнического университета занимается управлением железной дорогой; в то время как президент-основатель Ассоциации научной фантастики Хунаньского педагогического университета создал платформу для обмена ингредиентами для ухода за кожей. Существует еще много подобных примеров, и каждый из них в какой-то степени показывает, как в годы их становления способы мышления, полученные из научной фантастики, питали инновации и новое мышление, способствуя личностному развитию. Некоторые могут почувствовать, что научная фантастика постепенно превратилась в своего рода ген, который вписывается в их повседневную жизнь.
Несколько писателей-фантастов и исследователей являются бывшими членами обществ: исследователь научной фантастики Ли Гуанъи (Li Guangyi) был одним из основателей Ассоциации научной фантастики Пекинского университета в 2003 году, редактируя брошюру общества Star Rainbow (2004, онлайн, 4 страницы). В настоящее время он является старшим преподавателем Ассоциации научной фантастики Чунцинского университета; Цзян Чжэньюй (Jiang Zhenyu) был одним из основателей Ассоциации научной фантастики Чжэцзянского университета в 2009 году, редактировал журнал ∞ (Infinite—2010, онлайн, 52 страницы) и в настоящее время работает в Китайской академии научной фантастики при Колледже литературы и журналистики Сычуаньского университета.
Писатель-фантаст и активист Регина Канью Ван (Regina Kanyu Wang ) когда-то была членом Ассоциации научной фантастики университета Фудань, основав и организовав несколько выпусков Шанхайского фестиваля научной фантастики и фэнтези; писатель-фантаст Нянь Юй был президентом Ассоциации научной фантастики университета Цзяотун в Шанхае. У обоих есть несколько публикаций. Редактор научной фантастики Юйлэй (Yulei) был президентом Ассоциации научной фантастики Пекинского педагогического университета в 2002 году и работал в начинающей научной организации Future Affairs Administration, где работали несколько бывших президентов Ассоциации научной фантастики Пекинского педагогического университета; переводчик научной фантастики с японского языка Тянь Яфэй был президентом Ассоциации научной фантастики Пекинского педагогического университета в 2015 году; редактор Мэн Цзе (Meng Jie) был первым вице-президентом Ассоциации научной фантастики Сычуаньского университета международных исследований в 2007 году и сейчас работает в Детском издательстве Сычуани; редактор научной фантастики Цзя Тяньюань (Jia Tianyuan) был членом Ассоциации научной фантастики Юго-Западного университета Цзяотун и в настоящее время работает в журнале Sci-fi World; редактор научной фантастики Ван Синьюй (Wang Xinyu) был президентом Ассоциации научной фантастики звезд Хэфэйского технологического университета HuBibing в 2017 году и сейчас работает в Eight Light Minutes Culture. Все эти люди тонко преданы китайской научной фантастике, внося свой личный вклад.
Подводя итог, можно сказать, что университетские научно-фантастические общества являются неотъемлемой частью исследований истории китайских поклонников научной фантастики. Такие записи являются палимпсестом усилий бесчисленных предшественников, которые сопровождают каждую новую высоту, которую достигает китайская научная фантастика.
Примечание: даты выпуска публикаций и номера страниц, указанные в этой статье, являются первым выпуском журнала или первым выпуском, который можно отследить.
Английское название статьи:
A Brief History of Science Fiction Societies in Chinese Universities By RiverFlow