Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «С.Соболев» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 72  73  74

Статья написана 23 июня 10:20

Александр Полещук «Вокруг света» и другие истории». [б.м.] Издательские решения, 2022, 592 стр. 978-5-0056-3332-3. Тираж не указан.

https://fantlab.ru/edition348960

Александр Полещук начал свою журналистскую деятельность в 1958 году, сразу после школы, в районной газете «Трудовое знамя» Петуховского района Курганской области. Подробно описывает как устроился на работу, какой был круг обязанностей, как протекал рабочий день. Параллельно поступил на журфак Свердловского университета, и через три года начал работать уже в свердловских изданиях. Потом продолжил учебу в Москве, в аспирантуре, из аспирантуры попадает в помощники одного из секретарей ЦК ВЛКСМ.

Работая в газете «На смену!», участвовал в создании праздничного спец.номера по поводу пуска крупнейшей в мире фабрики по обогащению асбеста треста «Ураласбест» к 50-летию Октябрьской революции. Газеты должна была показать бурлеск трудового энтузиазма и слаженную работу подрядчиков при строительстве этого промышленного гиганта. Праздник готовился несколько недель, приближалась торжественная дата, однако стройка несколько затянулась, спецвыпуск не состоялся, завод запущен лишь через два года. (стр.106) Через два года — вместо планировавшихся двух месяцев. Полное фиаско плановой экономики.

Учась в московской аспирантуре, Полещук участвует в социологическом обследовании «Районная газета и пути ее развития». Цель исследования – выяснить как воспринимают районную газету ее читатели, и что им на самом деле хочется читать в районной газете. Заказчик исследования (государственный комитет по делам издательств) перечислил университету 50 000 рублей, аспиранты получают зарплату – но лишь для того чтобы тут же отдать ее своему руководителю, чтоб тот занимался печатанием документов и оплачивал машинное время для обработки данных. (стр. 144). (такая вот изворотливость и коррупция в самом простейшем примере).

Полевые исследования проходили в Шацке Рязанской области, опрошены сотни читателей. Результаты были настолько обескураживающими, что брошюра по итогам исследования вышла в свет лишь в 1977 году:

Между СМИ и реципиентами были обнаружены «языковые ножницы»: люди не могли объяснить смысл того газетного текста, что предъявляли им в ходе опроса, не знали значений слов из политического словаря. Знавших весь включенный в эксперимент словарь было менее 2% читателей, владевших менее чем его половиной – 9%. 39% не знали, что означает слово «диктатура», 42 – «суверенитет», 46 – «империализм», 48 – «гуманизм», 50-60% — «демократ», «оппозиция», милитаризация», 60-90% — «левые силы», реакционер», «либерал». (стр. 147).

По работе в Свердловской области Полещук общался с секретарем обкома ВЛКСМ Владимиром Житенёвым, Житенёв быстро дорос до секретаря ЦК комсомола, переехал в Москву, и ему потребовался референт. Осенью 1970 года Полещук получает предложение поработать референтом секретаря ЦК ВЛКСМ, учебу в аспирантуре прекращает. Далее следует работа по организации съездов, слётов, собраний, подготовка книг и т.п.

«Привилегии ответственного работника ЦК ВЛКСМ можно считать компенсацией того зависимого, отчасти даже бесправного положения, в каком он пребывал по сравнению с обычным гражданином СССР. На нас не распространялось действие кодекса законов о труде и защита профсоюзов» (стр. 174).

Такого изощрённого объяснения нахлебничества давненько я не читал.

В 1983 году Полещука назначают главным редактором журнала «Вокруг света». Хотя периоду работы в журнале отведено в книге колоссальное место (страницы 257-500), львиная доля этих страниц отдана под пересказ статей лучших журналистов, корреспондентов и приглашенных авторов журнала, рассказы о постоянных авторах и выдающихся путешественниках. (Любителям фантастики будет интересен рассказ о Льве Минце – прототипе Льва Христофоровича Минца, героя рассказов Кира Булычева «Гуслярского цикла», стр. 385-394)

Интересного по сути очень и очень мало, буквально крохи. Например небольшая история о том как был сохранен стол главного редактора В.Сапарина. Или сюжет о причинах небольшого тиража «Искателя».

Финансовая сторона освещена эпизодически, почему-то только за один год.

«В 80-е годы «ВС» выходил тиражом около 2 миллионов 800 тысяч экземпляров, столь же стабильно высокой была прибыль. Приведу для примера экономические показатели издания за 1986 год (без «Искателя»):

Разовый тираж – 2 801,0 тыс .экз.

Штаты – 24 ед.

Месячный фонд зарплаты – 5 092 руб.

Гонорар на номер – 4 325 руб.

Доходы – 26 837 000 руб.

Расходы – 11 376 000 руб

Результат (прибыль) – 15 471 100 руб.

Себестоимость 1 экз – 34 коп.

Номинал – 80 коп.»

(стр. 305)

По подписке и в киосках журнал продавался по 80 копеек, себестоимость его 34 коп.

ЦК ВЛКСМ получал миллионы рублей, но не делал капитальных вложений в издание. Полещук пишет что получили лишь фотоаппараты Nikon, магнитофоны Грюндиг, и пишущие машинки Ятрань. В типографии стояла устаревшая французская печатная машина 1960-х годов, которую с большим трудом чинили местные умельцы, и качество печати неуклонно снижалось, особенно это было заметно на цветных фотографиях. (стр. 306)

Период 1990-х тираж журнала неуклонно падал, цены на всё росли, экономические взаимоотношения постоянно менялись, после описания всех перипетий, чудом является что журнал вообще выжил и просуществовал все эти годы.

После смены собственника издания и ухода из «Вокруг света», Полещук 15 лет работал главным редактором журнала «Восточная коллекция» (издание Российской государственной библиотеки).

Среди рассказов о судьбе разных коллекций и собраний, Полещук повествует о такой истории:

В 1930-40-е годы в библиотеке МГУ работал Н.В.Скородумов, страстный знаток и собиратель книжных раритетов, библиофил. В его личной библиотеке было свыше 40 000 единиц хранения (книги, журналы, открытки и т.д.). Одной из собирательских тем у него была эротика и порнография. После смерти коллекционера оценочная комиссия библиотеки им. Ленина вывезла книги Скородумова из квартиры его вдовы, провела осмотр и оценку книг. Часть книг была куплена за 17 тысяч рублей. Однако эротическая часть коллекции (9426 единицы) «не представляет ни научной, ни исторической ценности для читателей Библиотеки и является сугубо вредным пережитком буржуазной идеологии». «Библиотека им. Ленина не сочла также возможным вернуть литературу столь вредного характера гр. Буровой, поскольку хранение ее на дому частным гражданином представляет определенную опасность. Находящаяся в настоящее время эротическая и бульварно-порнографическая литература из библиотеки Скородумова не может быть возвращена частному лицу, так как эта литература может храниться только в спецфонде». (стр. 567-568)

Интересен взгляд Полещука о месте России в мире:

«Быть может, ставшая в последнее время популярной идея российской (евразийской) цивилизации и распаляет национальная гордость, но серьёзных аргументов в ее пользу не могут привести. Да, Россию можно назвать евроазиатской страной, потому что она расположена на двух континентах и населяют ее народы европейские и азиатские, что отразилось в ее истории и культуре. Но все же у нас европейское образование и наука, европейское законодательство и политическая система; мы говорим на одном из славянских (то есть европейских) языков и пользуемся созданной на Балканах по образцу греческого алфавита азбукой.. … не будь окна в Европу, нам пришлось бы долго создавать собственную промышленность, армию и флот; наша наука и культура – плоть от плоти науки и культуры европейской; мы легко перенимаем европейские обычаи и моды. .. … При всём нашем своеобразии, при всей пресловутой «азиатчине» изобретать особую российскую цивилизацию – значит заранее признавать себя маргиналами, бредущими по мировой обочине» (стр. 492-493).

=-=-=-=-=-=-=-

Книжку перечитывать не буду, если кому-то вдруг нужна — перешлю.


Статья написана 20 июня 18:49


Когда в 1951 году вышло в свет первое произведение Джона Уиндема, большинство читателей решили, что это его дебют в качестве романиста. Книгой, положившей начало его карьере, был «День триффидов», имевший успех со дня первого его опубликования, но при других обстоятельствах им вполне могла бы стать эта книга, «План хаоса», написанная примерно в то же время.

В «Триффидах» рассказывается история, которая на первый взгляд является простым повествованием. Чудовищные растения со смертоносным жалом были выведены ради получения из них высококачественного пищевого масла, и поначалу их выращивали именно для этой цели. Однако они обладают уникальной способностью — они могут вырывать свои корни из земли и некоторым образом ходить. Вскоре они становятся диковинкой и при определенных мерах предосторожности служат украшением большинства парков, декоративных садов и частных дворов. Их день наступает неожиданно, когда происходит глобальная катастрофа и почти все люди на Земле становятся слепыми. Проходит совсем немного времени, и незрячие триффиды вынимают свои корни из земли, чтобы отправиться на поиски еды.

Прочитав этот краткий обзор, вы наверняка вспомнили книгу. Она существует уже давно, по ней был снят фильм, и она дважды была адаптирована для канала BBC. Однако обзор не дает представления о том, какой эффект производит книга при чтении.




Статья написана 12 февраля 17:49

Филипп Буше (Philippe Bouchet) — французский художник, иллюстратор научной фантастики, известный под псевдонимом Маншу (Manchu), родился 19 марта 1956 года в г. Шоле, Франция. Отец его был декоратором, и Буше с детства учился рисовать.

Псевдоним появился после просмотра фильма "Золотая маска", снятого по произведению Сакса Ромера. Фу Манчи — персонаж серии его книг.

Маншу — эдакий французский Уэллан. Первые книги с его обложками появились в 1980 году. Художник регулярно собирает призы за иллюстрации к фантастике. В 2001 годы взял "Большую премию Воображения" и приз Озон, в 2005 — премию "Армия 12 обезьян", в 2015 — Еврокон и "Утопиалии".



В России его публикуют очень редко. Например, его эффектная обложка украшает двухтомник Ромена Люказо "Лаций".




Статья написана 7 февраля 21:23

Серия альбомов современных российских художников, иллюстрировавших фантастику в журналах и книгах в 1990-2020-е гг. Сборники представляют собой ретроспективную панораму творчества иллюстратора. Каждый выпуск предваряет интервью с художником и его фотография. Помимо опубликованных работ, печатаются так же некоторые рисунки к отмененным и неизданным книгам. Книжки размером 20х30 сантиметров, на полку влезают. Тиражи пронумерованы, всего по 30 штук каждого выпуска в свет выпущено на волю.




Статья написана 4 февраля 11:27

"Стэнли Мельцоф, создатель иллюстраций"

Stanley Meltzoff: Picture Maker

https://fantlab.ru/edition338745

Вот перед нами тяжелый, килограмма два весом, с толстой мелованной бумагой, большой альбом размером 31 на 24 сантиметра, изданный в марте 2019 года The Illustrated Press что в Иллинойсе, и отпечатанный в Китае. Книжка 7Бц, то есть твердый переплет покрытый бумагой, и целлофанированный плёнкой. Поверху — суперобложка, полностью повторяющая рисунок верхней крышки, нижней крышки, и корешка. В альбоме 224 страницы. Это какой-то стандарт в издательстве, из восьми изданных книг — шесть точно по 224 страницы.

.

.

Стэнли Мельцоф родился 27 марта 1917 года в семье отца Натана, служащего синагоги на Манхэттене. Окончил Городской колледж Нью-Йорка и стал преподавателем в Институте Пратта. Служа в Италии во время Второй мировой войны, он был художником и журналистом американского военного журнала Stars and Stripes.

Вернувшись в Нью-Йорк после войны, он продолжил преподавание, а в 1949 полностью перешел на иллюстрации.

В 1950-е он рисовал обложки для книг Эдмонда Гамильтона, Альфреда Бестера, Роберта Хайнлайна, печатавшихся в издательствах Signet и Ace.

Помимо обложек для книг, он рисовал обложки и внутренние развороты для журналов Life, National Geographic, The Saturday Evening Post, The Atlantic, и для Scientific American. В альбоме есть серия промышленных пейзажей с индустриальным колоритом рукотворной гигантомании.

В начале 1960-х Мельцоф полностью переключился на рисование морских рыб в естественной среде обитания.

В альбоме есть шуточные снимки как он работает в акваланге под водой с мольбертом и кисточками в руках. Его картины морских обитателей покупают журналы Sports Illustrated, Field and Stream, Gray's Sporting Journal, Outdoor Life, Sporting Classics, Sports Afield, Wildlife Art, и Мельцоф становится членом Общества художников-анималистов.

Его картины экспонируются в Национальной галерее, Музее Гетти, Музее искусств Новой Британии.

Мельцоф умер 9 ноября 2006 года в возрасте 89 лет.

.

.

На альбоме напечатана картина с обложки сборника "Завтра к звездам" (1953 год, второе издание), составителем которого указан популярнейший в то время Роберт Хайнлайн

Впрочем, полистаем альбом.




Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 72  73  74




  Подписка

Количество подписчиков: 578

⇑ Наверх