Вчера был XXII век картинки


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «artem-sailer» > Вчера был XXII век: картинки Полдня
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Вчера был XXII век: картинки Полдня

Статья написана 11 февраля 2021 г. 19:53

На днях вновь перечитал классическую повесть «Полдень, XXII век» Аркадия и Бориса Стругацких, в очередной раз убедившись в гениальности как произведения, так и авторов. Нарисованный ими мир увлекает, наполнен светлыми идеями и мечтами. Человек будущего — целеустремлённый, творчески активный, свободен в поиске своего предназначения, занимается любимым делом.

Погрузиться в мир Полдня мне помогли три книги — три издания разных лет:

Аркадий и Борис Стругацкие. Возвращение. Издательство: М.: Детгиз, 1963 год.

Аркадий и Борис Стругацкие. Полдень, XXII век /Возвращение/. Издательство: М.: Детская литература, 1967 год.

Аркадий и Борис Стругацкие. Хищные вещи века. Чрезвычайные происшествия. Полдень, XXII век. Издательство: М.: АСТ, СПб.: Terra Fantastica, 1997 год.

Издание 1963 года
Издание 1963 года
Издание 1967 года
Издание 1967 года
Издание 1997 года
Издание 1997 года

Книга 1963 года, кстати — это первая редакция повести. Здесь «не хватает» нескольких новелл, некоторые из них имеют «старые» названия, действующие лица — не всегда те, к кому мы привыкли. Наконец, в этом издании присутствует рассказ «Моби Дик», который в последующих редакциях был заменён на «Глубокий поиск». В общем, наверное, не ошибусь, если скажу, что книга эта — настоящий раритет.

Дабы не тревожить изрядно потрёпанные артефакты, саму повесть читал в издании 1997 года, в двух других книгах — лишь просматривал иллюстрации. Заметил, как со временем менялось визуальное представление и восприятие текста, и тут-то пришла в голову идея сопоставить картинки из явного прошлого с относительно современными. Тем более — иллюстрации к одной и той же сцене могут присутствовать в двух и даже во всех трёх книгах.

Составил я список, отсканировал картинки, сгруппировал и теперь предлагаю вашему вниманию небольшой обзор. Замечу лишь, что книгу 1963 года иллюстрировал Юрий Георгиевич Макаров, его же работы (но уже другие) наполняют издание 1967 года. В сборнике 1997 года иллюстрации к «Полдню» нарисовал художник Лев Яковлевич Рубинштейн. За что им огромное спасибо!

Итак, рассказ «Ночь на Марсе» и сразу же — динамичная сцена, в которой герои теряют краулер. Любопытно, что на старой иллюстрации машина оснащена параболической антенной, что, по моему скромному мнению неспециалиста, придаёт картинке модерновый вид. В 1997 году краулер выглядит поизящнее, не как танк из 1967-го. Кислородные маски тоже более совершенные и удобные.

1967
1967
1997
1997

Марсианская летающая пиявка, с которой пришлось сразиться группе врачей и следопытов, на обоих рисунках практически одинакова, однако почему она нападает слева? Ведь только что обсуждали, что жуткая тварь всегда подбирается только справа. Авторы писали об этом неоднократно — и в «Полдне», и в «Стажёрах». Впрочем, возможно, просто ракурс такой.

1967
1967
1997
1997

Ключевой для всей повести момент — появление в околоземном пространстве корабля «Таймыр», артефакта из прошлого. Диспетчеры из рассказа «Перестарок» в изумлении разглядывают допотопную ядерную ракету: откуда она взялась? На двух последних иллюстрациях хорошо видны аварийные роботы, вцепившиеся в громадину.

Отметим эволюцию экранов: в 63-м он тёплый, ламповый и выпуклый, в 67-м — абстрактно плоский, в 97-м — привычно вогнутый. Форма одежды технических специалистов тоже меняется: в 60-х это строгий деловой стиль, в 90-х — футболка и шорты. Впрочем, авторы сами писали о свободной и удобной одежде.

1963
1963
1967
1967
1997
1997

Две следующие иллюстрации выглядят как кадры одного дубля. Не забываем, что обе нарисовал Юрий Георгиевич Макаров. «Здравствуйте, праправнуки...» — произносит Евгений Славин и без сил падает.

Во внутренних рисунках издания 1997 года сцена не представлена. Соответствующая иллюстрация вынесена на обложку книги.

1963
1963
1967
1967

Производственный процесс будущего из рассказа «Самодвижущиеся дороги» показан абстрактно и непонятно. Таков и авторский замысел: сбитый с толку Сергей Кондратьев завороженно вглядывается в накрытую прозрачным колпаком котловину и про себя называет её «адом». Рутинная работа, давно освоенные технологии по мнению человека из прошлого — нечто ошеломляющее.

1967
1967
1997
1997

Следующие изображения иллюстрируют эволюцию представлений о высокотехнологичном будущем. Подчёркнуто футуристический, машинный город с обязательными небоскрёбами, парящими над землёй развязками и стремительными летающими машинами на рисунках 63-го года. В 97-м же достаточно угловатого, но небольшого, а значит — удивительно мобильного птерокара. Цветы, в зарослях которых тонут ноги Кондратьева, лишний раз свидетельствуют в пользу изменений визуализации городского ландшафта будущего. У Стругацких, кстати, так и написано: «город тонул в зелени».

1963
1963
1963
1963
1997
1997

«Скатерть-самобранка» — юмористический рассказ о бытовых мелочах будущего. И, между прочим, о том, что иногда полезно читать инструкции перед началом эксплуатации какого-либо устройства. На иллюстрациях результат несоблюдения этого правила — долгие и нудные разбирательства в принципах работы бытовой техники.

Отметим типичное для 60-х громоздкое, но со сглаженными углами оборудование. Функциональный нарочито «квадратный» дизайн техники из 90-х. В 60-х, для того чтобы заглянуть к соседу, Славин облачается в брюки и рубашку, в 90-х всё намного проще — можно и в шортах. К Юре замечание не относится: он дома, к тому же в тексте имеется его оговорка «Я не одет».

1967
1967
1997
1997

Следующие иллюстрации в дополнительных разъяснениях не нуждаются: Леонид Андреевич Горбовский и его знаменитое «Можно, я лягу?» Речь идёт о рассказе «Возвращение», который, кстати, в издании 1963 года называется «Пациенты доктора Протоса».

Всё же, Горбовский в исполнении Рубинштейна мне более симпатичен. У Макарова легендарный звездолётчик излишне серьёзен и, может быть, даже хрестоматиен. В тексте сцена знакомства приправлена лёгкой иронией, поначалу Горбовский кажется персонажем комическим. Поэтому иллюстрации из 60-х вызывают некоторый диссонанс. Горбовский на рисунке 97-го года выглядит расслабленным, раскрепощённым, что делает образ гармоничным.

1963
1963
1967
1967
1997
1997

Молодой Поль Гнедых из рассказа «Томление духа», как и сопровождающий его кибердворник, практически одинаков на первых двух иллюстрациях. Разве что, в 67-м году Поль ещё чуть «помолодел», и отчего-то в голову приходит сравнение с Томом Сойером. Если на первой картинке сохраняет серьёзное выражение лица, то на второй перед нами форменный прохвост.

Непонятно, правда, почему фоном выбран городской пейзаж, ведь в рассказе явно указывается на то, что дело происходит в сельской местности. Видимо, высокотехнологичная ферма в XXII веке выглядит футуристичнее современного японского мегаполиса. Из текста, в принципе, оно и следует.

Поль с картинки 97-го года изображён правильнее — идёт по полю. Хотя и смотрится слишком уж по-нашему, внешность современного нам модного молодого человека.

1963
1963
1967
1967
1997
1997

Покинутый Странниками Спутник из рассказа «Десантники» представляет собой классическую тороидальную станцию, каковой, судя по тексту, и является. А вот атомный планетолёт «Скиф-Алеф», на котором Горбовский и его команда спускались в бешеную атмосферу Владиславы, больше напоминает обычный реактивный истребитель. Впрочем, почему бы и нет? Вполне подходящая форма. Корабль, изображённый на иллюстрации 97-го года, ни тем ни другим быть не может по определению: это не тор, а для полётов в условиях атмосферы у него слишком необтекаемая форма. Значит, это «Тариэль» — шестикилометровый Д-звездолёт Горбовского.

1963
1963
1997
1997

В рассказе «Глубокий поиск» на субмарину Океанской охраны нападает гигантский глубоководный кальмар. Чудовище на иллюстрациях получилось уж очень глазастое. По тексту, глаза у кальмара хоть и «громадные», но всё же «величиной с футбольный мяч». У образца 97-го года они несколько больше.

1967
1967
1997
1997

Динамичная сцена поимки робота из рассказа «Загадка задней ноги». Вызывает интерес выражение лиц участников событий: у Юрия Георгиевича Макарова исследователи сосредоточены на решении возникшей проблемы, скручивают бедного робота с каким-то даже ожесточением. На иллюстрации Льва Яковлевича Рубинштейна ребята смеются, кричат друг другу, создаётся впечатление, что один из них даже произносит вдохновлённую речь.

1967
1967
1997
1997

По следующим иллюстрациям, не заглядывая в подсказки, можно сразу определить, какая из какого издания. Неуклюжий и несуразный диплодок, с характерно растопыренными в стороны передними ногами отражает тогдашние научные представления об анатомии динозавров. Животное напоминает музейную реконструкцию. Образец 97-го года, хоть и выглядит не особо привлекательно, всё же более пластичен, динамичен, словно сошёл с кадров «Парка юрского периода» или «Прогулок с динозаврами».

1967
1967
1997
1997

Сцены с механическими чудовищами-уродцами на следующих рисунках выполнены в едином духе: свалка и неразбериха. Разве что, можно отметить: машины у Макарова явно забавные, этакие «мультяшки».

1963
1963
1997
1997

Отсутствие технологий ставит всех нас на один уровень. Вот и иллюстрации к рассказу «Свечи перед пультом» сложно идентифицировать, если не брать во внимание стиль авторов. Сотрудники Института биологического кодирования пытаются скопировать мозг великого учёного.

1967
1967
1997
1997

Бедный «бегемот» из рассказа «Благоустроенная планета«! Ещё мгновение — и ему конец. Первые две иллюстрации опять выглядят как последовательность кадров из одной и той же постановки. Только Мбога поменял позицию, приготовившись к выстрелу.

А вот животное из 97-го года на вид не так свирепо. Схватка — позади, исследователи рассматривают в небе птиц, на которых, предположительно, передвигаются жители планеты Леонида. Как известно, совсем скоро люди осознают допущенные ими ошибки. Соберутся и отбудут, не сочтя себя достойными первого контакта.

1963
1963
1967
1967
1997
1997

«Атос» Сидоров в рассказе «Поражение» предстаёт перед читателем человеком в годах. Он — опытный учёный, бывший десантник, но ныне уже не тот энергичный задорный юноша. Он ворчлив, раздражителен и не всегда доброжелателен. Иллюстрация 67-го года по смыслу и по изображённым образам ближе к тексту, нежели рисунок Рубинштейна. Вероятно, Лев Яковлевич хотел показать не столько внешний вид Сидорова, сколько его внутреннее состояние, настрой решительного и резкого человека, который в глубине души всё так же юн и дерзок.

1967
1967
1997
1997

Эта внутренняя отчаянность угадывается и на иллюстрации 97-го года, на которой изображён момент взрыва. Бесстрашный Атос бросается в самый эпицентр. На рисунке 67-го года, надо полагать, стажёры Сорочинский и Гальцев, которым Сидоров не разрешил спускаться в воронку.

1967
1967
1997
1997

Рассказ «Свидание» в редакции 1963-го года называется «Люди, люди…», и главные герои там вовсе не Гнедых с Костылиным. Но тем не менее, мы привыкли трактовать этот рассказ как историю о трагической встрече Поля с представителем иной цивилизации. Очень грустная история.

Иллюстрации Юрия Георгиевича Макарова — вновь будто бы одна и та же сцена, но с разных ракурсов. Разве что, шлем у Поля несколько видоизменился. А вот внешность пришельца на рисунке Льва Яковлевича Рубинштейна существенно отличается. Момент посещения музея во внутренних рисунках книг 63-го и 67-го годов не представлен. Зато соответствующая иллюстрация вынесена на обложку издания 1963-го года.

1963
1963
1967
1967
1997
1997

На этом наш обзор иллюстраций завершён. Сложно судить, какие из рисунков понравились больше. Да и стоит ли так ставить вопрос? Все три издания наполнены очень хорошими и интересными работами.


Артём Курамшин (http://kuramshin.me/)





565
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх