Химеры Amarga Анастасия


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «NataBold» > Химеры - Amarga, Анастасия Воскресенская
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Химеры — Amarga, Анастасия Воскресенская

Статья написана 23 апреля 2021 г. 12:58

Неоднозначный роман с очень высоким порогом вхождения, причем авторы сами задрали его на непомерную высоту, и я далеко не уверена, что это хорошо и необходимо. С первых страниц текст страшно перегружен терминами, беда которых в том, что даже если далее они получат расшифровку, не факт, что расшифровка эта наполнит их содержанием. К концу романа я уже ориентировалась во всех этих Дарах, Сагаях, Ферворах, Марген дель Сурах и прочих, понимала, кто где живет, и кто чем правит, но все перечисленные локации так и остались для меня пустым, ничем не заполненным наименованием, потому что на всех страницах романа я не нашла главного — ценностей, которые стоят за ними, которые отличали бы их одно от другого.

Это уровень глобального конфликта, на фоне которого развиваются события романа, идут войны, заключаются союзы, сложные политические многоходовки, но одновременно вот это вот все, несмотря на обилие географических и династических подробностей остается чудовищно нераскрытым. Несмотря на то, что авторы вроде бы и рассказывают: вон там у нас монархия выборная, тут была гражданская война, тут религия признает у дролери душу, а там нет, а еще дальше — вообще поклоняются полуденному демону, который всю кашу и заварил — для меня, как для читателя, все это выглядит абсолютно одинаково. Примерно, как хрен и редька — одно другого не слаще. У войск ЭльЯнтара — бесчеловечное оружие, но что-то ни Дарцы, ни какие другие воюющие стороны чудес гуманизма тоже не проявляют. У них просто пока нет такого аналога жесткого излучения, но, судя по творящемуся в романе, если бы было, они бы все и каждый охотно бы им воспользовались. Дролери не берут пленных, не делятся технологиями, макабрины проявляют жестокость к дролери, дролери ненавидят фолари. И я не вижу, чем тут хоть кто-то лучше прочих. Таким образом глобальный конфликт при всей своей продуманности и переусложненности для меня оказался полностью слит. Следить за склоками одинаково не симпатичных партий совершенно не интересно. Разбираться в хитросплетениях тамошней международной политики так же занимательно, как вникать в дела каких-нибудь южноафриканских государств. Бесконечно далеко и со стороны выглядит совершенно одинаково.

Нет, роман по сути своей — антивоенный, и скорее всего авторы и не ставили перед собой задачи показать, будто в этой сваре кто-то — лучше других. Но из-за этого противоборствующие стороны сливаются в одну неразличимую массу, и не только лишь все дадут себе труд в ней разобраться — у них просто не будет стимула.

Второй минус: информация тут подается как в скверном детективе. Когда ради сохранения интриги автор просто умалчивает часть важных для понимания сюжета данных. Окончив чтение, я специально вернулась в начало, чтобы найти, где же рейна призывала помощь Полуночи. Эпизод этот — как мне кажется, очень важный для понимания характера рейны и всего, происходящего далее — полностью опущен. Он дан легчайшим намеком в ее рефлексии на пути в посольство, а потом — таким же нарочито туманным диалогом ножа и наймарэ. Понять все эти намеки на данном отрезке книги просто никак невозможно, поскольку начало перегружено нужной и ненужной информацией, часть которой все же получит расшифровку во второй половине книги, до которой доберутся не только лишь все.

При этом там, где нужно авторам, информация наоборот может быть подана очень грубо и топорно, в лоб. Такое впечатление произвела сцена с таможенниками в кафе. Это настолько явный инфо-блок для персонажа и читателя, а "случайный" диалог выстроен настолько картонно, что получившийся контраст со всеми предыдущими намеками и полунамеками, туманными многозначительными беседами просто режет глаз.

Намного лучше выглядят и ощущаются межличностные и внутренние конфликты. Тут все отлично и просто замечательно. Это живо, это цепляет. Линий тут очень много, они сложно переплетены, межличностные конфликты красиво перерастают во внутренние и внутренние выливаются в межличностные. Собственно, это то, что заставляет все же следить за в принципе не интересной войной. Практически весь сюжет тащит на себе фолари — шикраный, меняющийся характер. В какой-то момент ему начинает помогать Рамиро — и то, до конца остается ощущение, что делает он это через силу и против воли, пусть даже в процессе он, точно так же как и фолари, проходит через кризис самоопределения, пытаясь выйти то из-под тени отца, то из-под тени старого фронтового товарища. Он бы, наверное, и не пытался, его вроде бы все и так устраивает, но окружающие никак не хотят оставить художника в покое. Это такой пассивно-активный персонаж, птица гордая — не летает, пока не пнешь. И эта его "вынужденная" мотивация надолго оставляет его чем-то вроде рассказчика-наблюдателя, удобно связанного со всеми главными лицами драмы, но не играющего в ней особой роли. Что-то делать сам он начнет ближе к финалу и то потому лишь, что ему не оставят уже выбора. И лишь тогда станет ясно, что это на самом деле один из персонажей, на которых держится все повествование.

Украшают повествование и второстепенные герои, вроде парочки слуа и его человек.

Принц-Звезда — по сути и заваривший всю эту кашу — хотя и принимает деятельное участие в происходящем, в тексте замотивирован очень слабо. Сперва он — исполнитель чужой воли. После — когда через постановку и флеш-бэки раскрывается его история — она кажется невероятно далекой от описываемых в романе реалий. Тут та же проблема, что и с глобальным конфликтом. В нем интересна только история любви Летты и Принца. Все остальное — драчка за власть совершенно неинтересных, сливающихся в одно серое пятно персонажей. У влюбленных хотя бы понятна ценность и основная движущая сила — любовь, за остальными кроме жажды власти — ничего не видно.

Но к моменту событий книги Летта канула в Лету, а Принц настолько погрузился в самокопание, что память ему отшибло не хуже, чем рейне — иначе не знаю, как объяснить тот факт, что он ни разу не спросил слуа, выполнил ли тот данное ему поручение. Принц, ломавший ради рейны полы в начале, начисто о ней забывает к финалу.

Рейна как персонаж, к сожалению, тоже не вызвала ни интереса, ни сочувствия. На страницах книги заявлена как положительный герой и постоянно подчеркивается народная любовь к ней, но чем она вызвана — бог весть. В своих поступках это не очень умная, слабая и довольно эгоистичная женщина. Никаких выдающихся качеств она не продемонстрировала.

Хотя именно после того, как она попадает к Полуночным дролери, начинается одна из интереснейших частей книги. Самое любопытное в этой части, это культурный срез, подробно описанная жизнь слуа. Опять-таки, это сильно контрастирует с первой частью книги, где, несмотря на обилие именований и сущностей, описывается по сути очень современное и близкое нам общество. Настолько современное и близкое, что все его слои пользуются одним лексиконом. Нет различий в речи разных сословий, они все говорят одним языком. Да и дом высокого лорда описан так, что рисуется нечто вполне узнаваемое и никак не ассоциирующееся с древними аристократическими родами. Во время обеда, когда глава семейства повышает голос, в серванте отзывается хрусталь. И рисуется вполне знакомый интерьер, где в аристократической столовой вдруг стоят серванты с посудой.

Вообще, несмотря на продуманную топонимику, геральдику и прочее, ни одно из описанных государств не выглядит оригинально, не раскрыто в плане истории и культуры. Это около-современные государства, выгялядщие похожими друг на друга. Это вполне узнаваемый современный театр, современные учебные заведения, современные журналисты, современные художники с современными реалиями. Слово "цех" тут не несет ровно никакой нагрузки.

То же самое с религией. В конце выясняется, что боги играют в повествовании огромную роль, но они вообще никак не раскрыты. Различие дарской церкви и примаса не раскрыто дальше вопроса, есть ли душа у дролери. Любопытны сокукетсу, но они — эпизодические персонажи. По-настоящему раскрыты только слуа.

Механика существования всего этого мира: с Полуночью, Сумерками, Полднем, который, наверное тоже существует, ведь есть же полуденный демон, но это не точно, удачей и личной силой — тоже чрезвычайно любопытная, задевается так же краем, в паре диалогов меж разными персонажами. Вот эта постоянная близость Полуночи, то, что она фактически — у каждого в голове, это принципиально новый, философский уровень романа, и очень жаль, что внимания ему уделено меньше, чем всем политическим хитросплетениям и военным союзам.

Развязка романа, как и его завязка, поданы по тому же принципу плохого детектива. Буквально из ниоткуда появляется вдруг королева дролери, вообще никак не проявлявшая себя ранее, достается из закромов еще один древний конфликт, очерченный едва-едва, полунамеками, никак не подготовленный по сути.

В итоге кульминацией, конечно же, становится линия Дня-Рамиро, с ее межличностными и внутренними конфликтами, а все остальное проходит странным фоном, необходимым лишь для того, чтобы один поймал другого в перекрестии прицела.

Читать роман на сайте Author.Today





881
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх