Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «NataBold» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7  8  9 ... 52  53  54

Статья написана 30 марта 2017 г. 18:03

*Рецензия написана в рамках конкурса Бесконечная история

"Запятая Судьбы" — классическое городское фэнтези, выполненное на самом высоком уровне. Де факто под одной обложкой автор подает два неравнозначных романа. Они связаны сквозными персонажами, но у каждого четко прослеживаются все ключевые точки совершенно самостоятельных произведений: завязка, развитие действия и далее по списку.

Первый роман — более камерный, его фокус сосредоточен на — сравнительно — небольшой группе людей... или не совсем людей и даже нелюдей. Подростки объединяются в попытках понять свою истинную сущность. Аномальные способности скоро становятся предлогом для бесконечных экспериментов, дети пробуют мир на прочность, и в один прекрасный момент мир отвечает с несоизмеримо большей силой. Так начинается долгое, многолетнее взаимодействие Сумеречного братства и некоего весьма могущественного Агентства, стоящего на страже отдельно взятой грани.

Мироустройство книги заслуживает отдельного упоминания. Корин Холод выстраивает систему граней, каждая из которых существует настолько независимо, что даже время там может течь иначе, чем тут. Появление каждой из граней обусловлено актом творения, а значит читателя на страницах романа ждет не только широчайший пантеон богов и все виды нечисти, но и многочисленные отсылки к классике мировой литературы. Признаться, отслеживать многочисленные пасхалки романа — самостоятельный квест, дарящий немало приятных минут. Как это бывает в хороших постмодернистских текстах, автор играет с читателем, загадывая ему загадки, и это становится отдельной, почти детективной интригой.

Во втором романе резко усложняется как сюжетная канва, так и количество персонажей. Как ни странно, это не идет ему на пользу. Если первая часть показалась мне прописанной от и до, то обилие линий и характеров в части второй уже заставляет серьезно напрягаться в попытках не упустить каждого. Образы становятся более поверхностны. Все чаще их мотивы раскрываются не в действиях, а в оперативных отчетах. Прием "а вот сейчас я вам расскажу, что тут, собственно, произошло" — не самый удачный из приемов. Даже если рассказывать будут об очень увлекательных интригах и тайнах. Пространных описаний — и окружающего, и внутренних переживаний персонажей, вроде терзаний Вита, с которых начинается первая книга — становится меньше, диалогов больше. Но раскрыть персонажей этот прием ничуть не помогает. Так, например, мне до сих пор не вполне ясна вся линия с Бэррингом: его цели и мотивы.

В обеих книгах масса загадок, и следить за их раскрытием очень интересно. Но поучаствовать в их разгадке читателю практически не приходится. Так, например, невозможно самостоятельно просчитать или хотя бы заподозрить, что долгие годы Вит скрывался от своих совершенно напрасно. Это, конечно, не детектив в его классическом понимании, но мне кажется стоило бы подкидывать читателю чуть больше намеков на обстоятельства, чтобы он мог время от времени предугадывать сюжетные повороты и хвалить себя за проницательность.

Мне кажется, стоило бы разбить текст на два отдельных тома, и, может быть, добавить второму объема, введя в него чуть больше предварительной информации по людям и событиям перенасыщенной второй части.

Небольшие замечания по тексту. Роман и так достаточно объемен, и его еще утяжеляет множество лишних слов. Например: Спустя час после вышеупомянутого телефонного разговора — лишнее слово, других разговоров не было, вышеупомянутый тут по умолчанию. Откинулась на спинку своего кресла — на спинку чужого кресла? лишнее слово. И таких мелочей в тексте масса, они громоздятся друг на друга, затрудняя чтение. Есть и нечастые повторы: долго и со вкусом курили табак различных вкусов.

Речь персонажей неразличима. Хотя автор систематически подчеркивает, что один — груб, другой — велеречив, не чувствуется этого совершенно. Словарный набор у всех примерно одинаков, это легко проверить по таким словам как "сей" или "поведал". Не самые распространенные обороты, в тексте они характеризуют едва не каждого. Интонации — тут длина предложений — одинаковы. Если учесть, что диалогов в романе масса, желательно что-нибудь с этим сделать.

Читать роман на сайте Author.Today


Статья написана 27 марта 2017 г. 16:39

*Рецензия написана в рамках конкурса Бесконечная история

Роман представляет собой первую книгу цикла, но при этом завершен композиционно. Поначалу у меня были опасения, что первая книга, как это часто случается, станет лишь перезатянутой завязкой цикла: уж больно долго героиня знакомится с миром, не имея при этом каких-либо четко выраженных мотивов для действия — но к счастью ситуация выравнивается, более того, все сюжетные крючки использованы, ружья стреляют, и всего один грамотно оборванный кончик служит путеводной нитью в следующую часть.

Повествование начинается довольно задорно, и эта взятая со старта интонация практически не меняется даже в самые трагические и лирические моменты. Текст остается сильным и энергичным, можно сказать, что ему передается характер героини.

Лада — сирота из приюта, и даже если бы этот момент не играл важной роли в сюжете, это уже был бы удачный ход, во многом объясняющий, почему героиня — именно такая. В романах о попаданках далеко не всегда понятно, откуда в домашних девочках берется эта напористость на грани, а иногда и за гранью хамства. Здесь же характер вполне логичен и не пережат. Сиротство тут — не способ надавить на жалость, а лишь еще один фактор в мотивации героини, обоснуй для ее поступков. В итоге выведенный образ не отталкивает. Лада грубовата и цинична ровно в той мере, чтобы не вызывать отторжения, . Зато персонаж выходит очень живым и жизненным, ему симпатизируешь. Даже несмотря на то, что это типичная Мэри Сью, которой все дано "по умолчанию", благодаря поколениям могущественных предков. Автор, однако, не педалирует тему всемогущества, раз за разом подчеркивая неуверенность героини в собственных силах — еще одна не типичная для попаданки Мэри черта.

Очередная удачная находка — сестра Лады. Собственно, с сестры, с решения вернуть ее во что бы то ни стало, и начинаются осмысленные действия девушки, до этого момента Лада больше плывет по течению, следуя обстоятельствам.

Действия романа развиваются в сказочном мире Заоблачной. Смелый микс современности и фольклора увлекает, поэтому отсутствие внятной мотивации героини в начале романа не очень бросается в глаза. Внимание занимают декорации и персонажи второго плана. Тут все броско и выпукло. Очень много приятных моментов, авторского переосмысления. Чего стоит хотя бы Кощеева игла, спрятанная в рукоделии среди сотен таких же игл. И таких остроумных находок много, они делают повествование более увлекательным, интересно узнать, что еще придумал автор.

Несмотря на то, что большинство второстепенных героев — чистые функции, прописанные не глубоко, они запоминаются яркими чертами. Что растяпа Захар, что маленький сатир.

Наиболее проработанным остается характер самой Лады, который, впрочем, не особо меняется к финалу книги. Какого-то значительного развития персонажа нет. А мне кажется, тут был некоторый простор для маневра: тот же вопрос доверия к Агею после предательства Димы. Дав себе зарок "никогда больше и ни с кем", героиня очень уж легко его нарушает. Хотя с другой стороны сомнения в серьезности намерений второго потенциального партнера закономерные после того, как героиню бросил первый, многим могли бы показаться классическими метаниями из разряда "дать-не дать", что тоже нехорошо. Другой возможный вариант развития характера — постепенное осознание себя частью семьи. Тут это есть, но очень поверхностно. Связь с сестрой восстанавливается очень быстро и естественно — все-таки они всегда были рядом. А вот то, как скоро Лада почувствовала себя "своей" с остальными, уже выглядит несколько натянуто. Мне кажется, тут есть не использованый потенциал для столкновений характеров.

Сюжет построен очень грамотно. Да, в нем использованы шаблонные блоки, и для искушенного читателя все довольно предсказуемо, но история развивается логично, ничто нигде не провисает. Проблемы, несмотря на легкий тон повествования, затронуты на самом деле серьезные. Книга в целом производит очень приятное впечатление. Развлекательная литература, как она должна выглядеть — не поверхностная и не бессмысленная, а добрая и живая.

Читать роман на сайте Author.Today


Статья написана 25 марта 2017 г. 14:15

*Рецензия написана в рамках конкурса Бесконечная история

Я этот роман помню еще по СИ. Что тогда, что сейчас он вызывает у меня стойкие ассоциации с Бесконечной войной Холдемана и Стальной крысой Гаррисона. Антураж первого и характер — второго. Как и Скользкий Джим Гаррисона, это несомненный Марти Сью с феноменальными способностями и невероятной удачей. Спасает его от читательского "фи" только невероятное же обаяние. Образ бесспорно удался и вышел живым и симпатичным. Плюс, несмотря на все свои Марти-замашки, вроде общей хамоватости и неприятия авторитетов, он, в отличие от большинства подобных характеров, все же остается хорошим, по-настоящему хорошим, человеком.

Стрелок космической армады, он бросает все, когда его командира и лучшего друга внезапно переводят в другой сектор, на наземные операции. Спонтанное решение оборачивается целым рядом непредвиденных проблем. Лучший друг и наставник, с которым Агжей много лет делил одну каюту — совсем не тот, кем его привыкли считать, а для того, чтобы добраться до него и снова воевать плечом к плечу, нужно пройти через ад штрафбата.

Автор очень бережно следит за тем, чтобы не испортить героя, откровенно подыгрывая ему в начальных главах. Очень показательно добивание выживших в первой наземной операции. Повинуясь логике ситуации, герой готов уже и сам стать экзекутором, но автор аккуратно вынимает его из образовавшейся моральной "вилки" и подвергает наказанию, хоть и мучительному, но в данном случае — милосердному Глава о "спасении" Дьюпа еще углубляет эту же тему. Психологическое вытеснение, которое демонстрирует автор своим "хотя на самом деле все было не так" — закладывает один из основных конфликтов книги. Герой по-прежнему находится в той самой вилке, снова и снова пытаясь решить для себя, когда и ради чего убивать можно. Что плохо, этот конфликт до конца не решен. Хуже того, развязка нивелирует и ставит под сомнение его ценность. Он убивал из чувства мести, мучаясь потерей? Охотно верю, привязанность к Дьюпу, его постоянное присутствие в романе в качестве активного персонажа даже при том, что физически Дьюп исчез, прописывает и обосновывает такую реакцию от и до.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Но узнав, что его с очень трезвым расчетом всего лишь разыграли втемную, герой особо не мучается и без долгих метаний раскрывает объятия новоявленному родственничку. Сколько там народу без суда и следствия казнил Агжей, считая, что лучший друг и наставник мертв?
Финальная развязка с чрезвычайно легким примирением с новыми обстоятельствами начисто перечеркивает все предыдущие моральные терзания героя. А ведь "правильность" Агжея — тот стержень, на котором держится и герой, и вся книга.

Когда автор вдруг вынимает этот стержень не остается ничего. От слова "вообще". У Агжея нет собственных целей. Свою эпопею он начинает из желания найти дорогого человека, доказать ему что-то. Но очень скоро лишившись этого ориентира, дальше он скорее плывет по течению, не задумываясь особо о том, что с ним происходит. Я понимаю, "дурак", и тут сложно требовать что-то с героя. Но можно было бы спросить с автора. Автор никак не наказывает героя за его бездумность. Наоборот, герой был и остается везунчиком. Как результат внутреннее напряжение очень скоро падает. Внешне происходят разные события, но неразрешимых, интересных внутренних конфликтов нет, либо автор ловко уводит героя от осознанного выбора, сводя ситуацию к "либо мы, либо нас". И в то же время в тексте романа несколько раз прослеживается мысль, что это "мы — нас" условно, и в этой войне нет однозначно правых, все хороши.

Так герой и приключается до финала без внятной внутренней позиции, и даже в финале какую-то цель и какой-то смысл он находит не сам. Их ему щедро дарят любимая женщина, своей волей решившая, что герою нужна полноформатная семья. И лучший друг, наставник, почти отец, заявляющий на последний протест героя против происходящего: умеешь воевать, воюй. И правда, дурак. Космического масштаба.

В заключении можно отметить блестящую композицию, где почти каждая история имеет структуру самостоятельного рассказа, со своей завязкой, развитием действия и кульминацией, и где одновременно каждый рассказ встроен в структуру большой арки сюжета. Это отлично.

Однако очень грубой ошибкой выглядит смена фокала в паре заключительных глав. В выбранной манере повествования такой прием недопустим.

Читать роман на сайте Author.Today


Статья написана 24 марта 2017 г. 13:39

*Рецензия написана в рамках конкурса Бесконечная история

Прежде всего хочу сказать, что если бы не необходимость оценивать романы, ранжируя их по местам, я бы сказала, что текст безупречен. Автор берет интереснейший исторический период, помещает свое повествование в красочные декорации Валахии, и как по нотам разыгрывает семейную драму.

Едва оперившийся юноша в мгновение ока теряет буквально все: дом, семью, состояние. Конь, оружие и светлая голова — вот все его достояние. Несмотря на отчаянное положение, парень держится молодцом. Читатель с удовольствием следит за взрослением персонажа. Характер, достаточно четко очерченый с первой же главы, постепенно раскрывается. Становится понятно, откуда у такого отца такой сын, кем заложен тот прочный фундамент, на котором выросла яркая, сильная личность. Образ привлекательный, очень правдивый и живой. Со своей наивностью, юношеским максимализмом, Штефан переживает целый ряд внутренних конфликтов, следить за которыми — одно удовольствие. Герой проходит через ряд потерь. Он теряет не только семью, но и некоторые прежние свои наивные убеждения, и даже первую... нет, не любовь, но достаточно сильную влюбленность. Однако характера эти утраты не портят, лишь закаляют его. Одновременно Штефан не ожесточается, оставаясь все тем же хорошим парнем, каким он явлен в начале. Он будто избавляется от лишнего, окончательно формируясь в зрелую личность. Роман написан в лучших традициях классической юношеской прозы. На ум сразу приходят образы Буссенара. Штефан вполне соответствует по духу тому же Капитану Сорви-Голова.

Не отстает и внешний событийный ряд. Причем динамика его грамотно нарастает: от жаркой стычки с отцом в самом начале к полноценным боевым действиям в финальных главах — а в чисто бытовых сценах раскрывается специфика эпохи, межсословные отношения, особенности приграничной службы. Мирные главы так же интересны, как и экшеновые. Все красиво и сбалансировано.

Отдельно радует проработка второстепенных характеров. Несмотря на то, что основное внимание уделяется главному герою, остальные прописаны не менее тщательно. Все — живые, у каждого — своя история, в каждого веришь. Отношения между героями даны в развитии, за ними интересно следить.

Я молчу уже о прекрасном языке и великолепной проработке исторического фона.

Однако именно к историческому фону и относится моя основная претензия.

Несмотря на его яркость и тщательную, высокодетальную прорисовку, он остается всего лишь фоном и не играет никакой сюжетообразующей роли. Признаться, осознав это, я была немало разочарована. Ведь по сути разыгравшуюся на страницах семейную драму можно без труда поместить в любые другие декорации, и в сюжете не поменяется ничего. От слова "вообще". Все то же самое могло произойти и в России, и в Америке, и где угодно. И за сто лет до этого, и через сто — после. Долгое время положение женщины не сильно отличалось в странах европейского типа, светское общество везде предъявляло примерно одинаковые требования приличия, а изгнанный из семейного гнезда молодой человек всегда мог попытать счастья на военной службе.

Грядущее народное восстание, расклад на политической карте — все обозначено легчайшими штрихами и не развито в той мере, чтобы стать неотъемлемой частью романа, без которой он был бы немыслим. И это жаль.

Читать роман на сайте Author.Today


Статья написана 23 марта 2017 г. 10:31

моя первая журнальная рецензия вышла в Даркере.

Кроме того не так давно я отсудила романный конкурс. Были весьма достойные работы, о которых напишу на неделе.


Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7  8  9 ... 52  53  54




  Подписка

Количество подписчиков: 32

⇑ Наверх