Фан арт или не


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Вадим Панов» > Фан-арт или не фан-арт?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Фан-арт или не фан-арт?

Статья написана 12 марта 2010 г. 10:51

Сборник «Паутина Противостояния», в который вошли моя повесть и рассказы, победившие на конкурсе «Тайный Город — Твой Город 2009», породил небольшую волну недоверчивых «предотзывов», которая, в свою очередь, вызвала у меня некоторое недоумение. Почему литературный фан-арт неожиданно попал под обструкцию? Почему рисунок любимого героя или коллаж по любимому произведению (тоже фан-арт, если кто не в курсе) считаются нормальным творческим самовыражением, а рассказы, прошедшие жесточайший отбор профессионального жюри, вызывают «предспоры»? Не вызваны ли «предотзывы» тем печальным фактом, что читатели, в силу определенных причин, испытывают недоверие к литературному фан-арту? Но откуда оно взялось?

(Необходимое примечание: термины «предотзывы» и «предспоры» используются для обозначения отзывов и споров, построенных по печально известному принципу «не читал, но осуждаю…»)

Давайте на секунду представим литературный фан-арт по… «Ложной слепоте», например, благо роман сейчас на слуху. Интересно ли нам знать, что происходило на Земле во время полета? Чем закончилась история цивилизации? Выжил ли кто-нибудь? Если вдуматься, вопросов осталась уйма, но… Но роман закончен, и каждый из читателей волен сам решать, что случилось на нашей планете.

Закончен роман.

Земля, конечно, круглая, случайности подстерегают за каждым углом, но я почему-то уверен (хочу надеяться), что «Ложной слепоты 2» не будет. И фан-арта не будет, потому что в нем нет смысла.

Продолжение не подразумевается.

Вы скажете: продолжить можно что угодно! Я соглашусь: да. Но кому будет интересен нежизнеспособный кадавр?

Вы скажете: а как же полемика с идеями? Не в этом ли ценность подлинного фан-арта? Гм, отвечу я, сомнительно. Произведения, построенные на полемике с оригиналом, частенько демонстрируют критически низкую художественную ценность, потому как первостепенная их задача… Правильно — полемика.

Или вот, к примеру: интересна ли вам дальнейшая жизнь Руматы? Спился он или сошел с ума? Зачерствел, стал отшельником или же «взял себя в руки» и завел семью, живет счастливо, растит внуков? Бросил вызов «прогрессорству» или же «осознал ответственность»? Попахивает «Иронией судьбы 2», да? Когда очевидный финал великолепной сказки вдоволь потрепали в дешевом шалмане…

Так вам интересна дальнейшая жизнь Руматы? Мне — нет. Мне достаточно того, что сказали Стругацкие. Я сам придумаю, что стало с Руматой. И не интересен мне фан-арт по «Ведьмаку», потому что Ведьмак — это Сапковский, так же, как Румата — это Стругацкие. Потому что и Ведьмак, и Румата не просто вплавлены в текст — они и есть текст. Попробуйте продолжить «Понедельник» без Привалова или Ойры-Ойры. «Остров» без Максима. Это будет «Понедельник» или «Остров»? Сомневаюсь.

Вот мы подходим к главному, к тому, что, собственно, и вызывает у читателя отторжение: в большинстве случаев нам предлагается фан-арт не по произведению, а по героям. По персонажам, образ которых сложился у нас вплоть до внешнего вида. Им задают новые испытания, но мы на подсознательном уровне считаем, что никто, кроме настоящего автора, не знает, как именно поступят герои в изменившихся условиях.

И правильно, между прочим, считаем.

И поэтому жюри «ТГ-ТГ 2009» предельно жестоко относилось к рассказам, в которых главными действующими лицами являлись Кортес или Сантьяга. Но это так, к слову.

Так что же остается на долю литературного фан-арта, если оригинальное произведение закончено, а к главным действующим лицам лучше не подступаться? Ответ лежит на поверхности — мир. Если он интересен, то может дать простор для настоящего творчества.

Именно поэтому бессмысленно говорить о фан-арте по мотивам подавляющего большинства современных фантастических романов. Ведь если убрать главных героев, вы получите условно фантастический (бластеры-шмастеры, ревущие в космосе звездолеты, гиперпередаточные движители на фотонной тяге) или условно фэнтезийный мир с вариациями в виде горбатых эльфов или хоббитов-людоедов. Все остальное стандартно: таинственные леса, черные горы, дремучие болота и скалистые пустоши. Вот у молодых да талантливых и возникает закономерный вопрос: для чего привязываться к какому-то там произведению, когда можно придумать пару-тройку собственных «вариаций» (названий планет, фотонных старлетов), заявить собственного персонажа (зеркало-то под рукой) и выдать «полноценный» роман, а то и последовательность романов «про космос» или «про фентези»?

И никакого фан-арта…

И все мы знаем, что огромное количество новых книг по таким лекалам и скроено. А некоторые издательства только на подобные поделки и ориентированы. Но это так, к слову.

Мир, мир и только мир — самостоятельный, предлагающий множество направлений для творчества и свободу маневра. Полноценный литературный фан-арт возможен только в том случае, если базируется на мире, а не героях, если развивает Вселенную, а не продолжает законченные в оригинальном произведении события. Если автор ищет, а главное — может отыскать в мире нечто свое, доступное только ему и никому больше. В этом случае фан-арт способен выйти за рамки фан-арта и обрести художественную ценность.

Такие рассказы и повести мы искали все лето. И нашли. Но это так, к слову.





129
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 марта 2010 г. 11:10
А каково Ваше личное отношения к фан0арту на Ваши произведения:
— каждый может свободно писать, при этом упоминая Ваше имя и Ваши книги
— все что написано, должно проходить Ваш личный пристальный контроль
то есть иными словами имеет ли право автор первоисточника решать, что можно писать, а что нет?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 марта 2010 г. 11:26
Кажется, мое личное отношение наглядно показывают два сборника по ТГ ;-)
 


Ссылка на сообщение12 марта 2010 г. 11:30
ну как сказать — те произведения прошли Ваш контроль и Вы отобрали те, которые понравились Вам
к тому же это был официальный организованный Вами конкурс
а что Вы думаете по поводу «вольных» писателей?
 


Ссылка на сообщение12 марта 2010 г. 13:54
Если речь о сетевых работах, то подавляющее большинство из них я не читал.


Ссылка на сообщение12 марта 2010 г. 11:16

цитата Вадим Панов

Вы скажете: а как же полемика с идеями? Не в этом ли ценность подлинного фан-арта? Гм, отвечу я, сомнительно. Произведения, построенные на полемике с оригиналом, частенько демонстрируют критически низкую художественную ценность, потому как первостепенная их задача… Правильно — полемика.


Согласен с вами, редко автору Фан-арта удаётся состряпать что нибудь стоящие, обычно такие произведения похожи либо на сомнительную пародию, либо на плохо скрытый плогиат со слабой сюжетной линией. Иногда в подобных произведениях авторы Фан-арта пытаются сореватся с мэтрами фантастики и фэнтази, в результате порой такие произведения могут дать хоть какое-то удовольствие- а именно вызывать смех при чтении.

цитата Вадим Панов

И все мы знаем, что огромное количество новых книг по таким лекалам и скроено. А некоторые издательства только на подобные поделки и ориентированы.


А что делать, посредственным авторам надо что то писать, издательствам надо что-то издавать, магазинам что-то продовать, а не привередливому читателю надо что-то читать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 марта 2010 г. 11:31
Mstislav +100:beer:


Ссылка на сообщение12 марта 2010 г. 11:54
Для меня тот же Саракш — как мир — тоже герой книги. И не менее значимый и характерный, нежели Максим. У больших авторов и миры уникальны... даже если не содержат диковин и чудес. Их тоже порой неприятно наблюдать в пародийно-упрощенном виде. Уж как бедную Зону из «Пикника» исходили и закультивировали))))


Ссылка на сообщение12 марта 2010 г. 17:35

цитата Вадим Панов

Такие рассказы и повести мы искали все лето. И нашли. Но это так, к слову.

Вадим, но почему «к слову»? Почему всё это не написано в предисловии, в аннотации, в рекламе? Это же самый существенный для читателя момент.


Ссылка на сообщение12 марта 2010 г. 18:43

цитата

Так вам интересна дальнейшая жизнь Руматы? Мне — нет... Я сам придумаю, что стало с Руматой
:-) Так, всё-таки, интересно или нет? И если не интересно, то зачем придумывать, а если интересно, то почему бы не придумать? Или Вам просто не интересны размышления всех остальных?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 марта 2010 г. 14:17

цитата лф_ириска

Или Вам просто не интересны размышления всех


Совершенно верно.
Между читателем и героем устанавливается слишком тесная связь, и появление в треугольнике (читатель-автор-герой) еще одного автора кажется излишним.
 


Ссылка на сообщение13 марта 2010 г. 22:03

цитата

Такие рассказы и повести мы искали все лето
— а это тогда зачем?
 


Ссылка на сообщение14 марта 2010 г. 11:30
Боюсь, что смысл статьи от вас ускользнул.
 


Ссылка на сообщение15 марта 2010 г. 00:15
Да, вот, пытаюсь понять.
1. Новые истории про старых героев, написанные посторонними авторами Вас не интересуют.
2. Новые истории про старый мир, написанные посторонними авторами Вас интересуют.
Так?
А разве мир не является полноценным героем романа? И чем принципиально отличаются друг от друга такие подходы в написании продолжений, как «старые герои в новом мире» и «новые герои в старом мире»? По-моему, так и так игра на чужом поле. Другое дело, что авторы бывают талантливыми и бывают бездарями. И тут, как ни крути — талантливый напишет хорошую книгу, а бездарность — кошмарную.


⇑ Наверх