США, 1946, 104 мин.
Реж. Джозеф Манкевич
В ролях Джон Ходиак, Нэнси Гулд, Ллойд Нолан, Ричард Конте, Жозефин Хатчинсон, Фриц Кортнер, Марго Вуд, Шелдон Леонард, Лу Нова, Фред Олдрич
Нуар
Оценка 7.1 (2569) Моя оценка 7 (хорошо)
Другие названия «Ночное приключение» (Бразилия, Португалия), «Безымянный бандит» (Италия), «Только ночью» (Мексика)
Производство Twentieth Century Fox
В основе сценария неопубликованный рассказ «Одинокое путешествие» сценариста Марвина Боровски (1907 — 1969).
В 1947 на основе сценария фильма вышла часовая постановка Lux Radio Theater.
Фильм стал важным этапом становления Манкевича как режиссера, точнее перехода от сценариста к режиссеру. Второй фильм Манкевича-режиссера — классический нуар
Джордж Тейлор на войне был ранен и потерял память.
Он очнулся в госпитале. В бумажнике пару баксов и записка от женщины, сожалеющей, что любила его.
В демобилизационном армейском пункте он узнал свой прежний адрес «Отель «Мартин», Лос-Анджелес».
Парень пытается выяснить, кем он был до войны, собирая информацию по крохам.
Единственная связь с прошлым письмо от некоего Ларри Кравэта, который представляется приятелем ветерана. Но любой кто может дать информацию о Ларри, быстро умирает (так сказал лейтенант полиции), да и после попыток найти Ларри за Джорджем ведут охоту бандиты.
Лейтенант полиции говорит, что Ларри был частным детективом, которому удалось «увести» 2 миллиона долларов, которые до этого принадлежали некоему бонзе Третьего Рейха.
Многие ищут эти деньги.
Дело запутанное, временами напоминает «Сердце ангела»
Актерский состав. Снял картину и был соавтором сценария сын евреев из Германии Джозеф Манкевич, чьи работы отличались высоким интеллектуальным уровнем, в них нередко были неожиданные сюжетные повороты.
В фильме снялись звезды и известные актеры сын эмигрантов из Польши и Украины Джон Ходяк («Песнь о России», «Спасательная шлюпка», «Малайя», «Леди без паспорта»), Ненси Гилд (Кристи Смит, это ее дебют в кино) («Эббот и Костелло встречают человека-невидимку», «Дублон Брашера»), Ллойд Нолан (лейтенант полиции) (Майкл Шейн во «Время убивать», «Аэропорт», «Джонни Аполлон», «Леди в озере»), Ричард Конте (Мел Филипс), Джозефин Хатчинсон (Элизабет Конрой, бывшая невеста Тейлора)(«Сын Франкенштейна», «К Северу через северо-запад»), австрийский еврей Фриц Кортнер (Ансельмо) («Ящик Пандоры», «Руки Орлака», «Тени. Ночная галлюцинация»), Марго Вуд (Филис) («Железный ангел»), еврей из Манхэттена Шелдон Леонард (Сэм) («Иметь и не иметь», «Эта замечательная жизнь», «Парни и куколки»), чемпион США и мира 1935 (среди любителей) в супертяжелом весе Лу Нова (Хуберт).
Почему смотреть стоит (плюсы). Джозеф Манкевич создал мрачный нуар о герое, вернувшемся с войны, который не помнит, кто он. И которого вот-вот настигнет прошлое.
Хорошие актеры, очень запутанный сюжет, хотя догадаться можно (непросто, но можно).
20th Century Fox пытался создать из Ненси Гулд (это ее дебют) «наш ответ Лорен Бекол». В этом фильме она хороша сама по себе, но вот в качестве нашего ответа не так, чтоб очень.
Почему смотреть не стоит (минусы). Фильм неплохой, но малоизвестный. Частично это связано с тем, что большая часть актеров (кроме Ричарда Конте) сейчас основательно забыта. Ни Джон Ходяк, ни Ненси Гулд звездами не стали. Отсутствие звезд объясняется просто — фильм категории Б, хотя и очень качественный.
Темп фильма неторопливый, несмотря на бурные события. Джон Ходяк мне понравился, но тут есть недостаток — он проходит всю дистанцию практически в одном темпе — хоть лежит в больнице, хоть старается уйти от невидимого убийцы на старом пирсе. Главного героя легко переигрывает полицейский лейтенант в исполнении Ллойда Нолана, живой и шустрый.
Итог. Явный предшественник «Сердца Ангела», но без Дьявола и мистики (так даже страшнее).
Манкевич проделал хорошую работу, создав хороший нуар из того, что предполагалось, как скромная, мало на что претендующая постановка.