Нил Гейман Американские


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Double Black» > Нил Гейман. Американские боги.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Нил Гейман. Американские боги.

Статья написана 17 марта 2022 г. 20:09

Это оригинально.

Даже, если ты не знаешь, о чем “Американские боги”, а надо быть довольно своеобразным человеком, чтобы открыть книгу, не имея представления о том, что в ней, она, все равно, захватывает. Сразу.

Положим, я вначале поинтересовался, что мне предстоит прочесть, но это не сделало впечатлений от прочтения хуже. Лучше, впрочем, тоже. И, кстати, текст ниже содержит спойлеры, так что осторожнее. Впрочем, я постараюсь не раскрывать секреты.

Вся история вертится вокруг человека по имени Тень Мун (на английском это звучит больше, как “Тень Луны”), который выходит из тюрьмы потому, что … потому, что так сложилось ему: вначале сесть, а потом выйти чуть раньше. Выйти, и сразу понять, что в жизни его все не так, и те, кто его окружал, не совсем те. Или не совсем таковы, какими ему казались. А, собственно, окружали его жена и друг. И Тень досиживал свой трехлетний срок, ожидая, что вернется к жене и выйдет на работу к своему лучшему другу, а вышло, что ему не к кому возвращаться: Лора, его жена и любовь всей его жизни погибла в автокатастрофе вместе с другом Тени. В одной машине.

И тогда Тень соглашается на довольно странное предложение очень странного субъекта, мистера Среды — быть тому помощником, водителем, телохранителем и черт знает чем еще пока самому Тени это не надоест. Вот именно в этот момент оказывается, что пружину книги до сих пор закручивали из последних сил, а теперь она выстреливает, да так, что тебя несет по сюжету, словно ты на американских горках, и за каждой новой мертвой петлей открывается следующая, еще круче.

Чем мне нравится эта книга — кольцами. Она полна колец. Нил Гейман мастерски запускает в сюжет ниточку, и, если ты потянешь за нее, к концу книги, или даже к середине окажется, что это не ниточка вовсе, а кольцо. Одно событие тянет за собой другое, то — третье и так далее, пока вся цепь не замыкается на начало. Ружья развешаны на стенах и стреляют то по очереди, то вне очереди, по крайней мере нам так кажется, но, к концу повествования все складывается в один гармоничный пазл. Становится на свои места.

Итак, Тень Мун бросает в могилу Лоры монету, полученную от лепрекона, и та оживает. Ну… не совсем оживает, а, становится зомби. Тело ее медленно разлагается, зато она оказывается довольно крутой штучкой и начинает вести себя, как ангел-хранитель Тени. Который так и не может определиться, как относиться к своей бывшей жене теперь. А правда выползает, как стружка от карандаша из точилки и становится все длиннее и тяжелее.

Я не буду пересказывать сюжет. Это глупо. Разве что самую малость.

Старые боги, прибывшие в Америку вместе с первыми поселенцами, никуда не делись. Они, быть может, утратили большую часть своих сил, но еще готовы дать бой новым богам, богам технологического общества, чтобы вернуть себе власть над умами и душами. И тот, кто собирает рать древних богов на последнюю битву, не кто иной, как Всеотец Один. Он же мистер Среда. Мудрец, воин, пройдоха в одном лице. Или во всех своих лицах.

Один в сопровождении Тени носится по Америке от берега до берега, собирая соратников на битву, новые боги строят козни, и близится трагическая развязка. Узел, в который сплетаются все нити книги, перемешиваются, переплетаются, и вдруг оказывается, что узел-то можно разрубить. И все выходит совсем иначе, чем казалось, чем планировалось и чем виделось изначально.

Так чаще всего и бывает.

Сказать, что книга вышла безумно крутой — нет. Она просто хороша, но хороша для одного раза. И читать ее однозначно стоит. Но мудрости, ради которой захочется вернуться и прочитать ее еще раз, в “Американских богах” нет. Персонажи выписаны здорово, хотя мотивы некоторых из них остались для меня тайной за семью печатями. Иногда принятые ими решения заставляют усомниться в их здравом смысле. Большей частью — нет. Часто возникает странное ощущение, будто бы ты читаешь комикс, написанный буквами и без картинок. И это вышибает из колеи. Я ведь не собирался читать комикс.

Часто мотивы героев довольно странны. Например, есть четкий ответ на вопрос, почему Тень Мун так привязан к мистеру Среде, но этот ответ не слишком обоснован текстом. Впрочем, Гейману виднее. Мне однозначно хотелось бы увидеть продолжение истории Тени, которую автор оставляет открытой для нашей фантазии, хотя и сам Тень выглядит немного странным и отрешенным персонажем. Он не притягивает тебя так, как, скажем, лорд Корвин или Гаррет. Он остается немного отстраненным, будто бы лишь частично принадлежит к нашему миру. И, может быть, немного плоским. Словно речь действительно идет о комиксе.

Быть может, мое отношение к “Американским богам” субъективно, и зависит от моего мировосприятия, которое сильно отличается от авторского. Ведь, если не считать сцен в Чикаго, действие романа почти целиком происходит в одноэтажной Америке, в глубинке, вдали от автострад и небоскребов. В маленьких городках, умеющих хранить большие секреты, на проселочных дорогах, где за каждым поворотом может оказаться путь в иное измерение, среди простых людей, которые на поверку выходят очень непростыми. А это не мой мир.





241
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх