КРУГЛАЯ ОТТОМАНКА Nowa


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > КРУГЛАЯ ОТТОМАНКА (Nowa Fantastyka 9/159 2003). Часть 16
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

КРУГЛАЯ ОТТОМАНКА (Nowa Fantastyka 9/159 2003). Часть 16

Статья написана 12 мая 2022 г. 12:06

ДОМИНИКА ОРАМУС

Доминика Орамус (в девичестве Матерская)/Dominika Oramus [Materska]) (род. 1972) – литературовед и литературный критик, преподаватель высшей школы, доктор философских наук (хабилитованный – Dr. habil.), профессор, заместитель по научной работе директора Института англистики Варшавского университета.

Родилась в Варшаве. В 1999 году защитила докторскую диссертацию по теме “Ways of Pleasure Angela Carter’s „Discourse of Delight” in Her Fiction and Non-fiction”, а в 2008 году получила степень Dr. Habil. (по результатам оценки представленной научной работы на тему “Nowy groźny świat. Upadek Zachodu w twórczości J.G. Ballarda” и совокупной научной деятельности). В 2012 году заняла должность адъюнкт-профессора в Институте англистики Варшавского университета, в настоящее время является заместителем по научной работе директора этого института. Работала также в Высшей педагогической школе Общества всенародного образования на факультете общественных и филологических наук в Варшаве.

Специализируется на современной британской и американской прозе (британский роман после 1970 года, британская короткая проза после 1970 года; творчество британских и американских писателей XX века, в т.ч. Джеймса Джойса, Джона Фаулза, Анджелы Картер, Джеймса Балларда, Курта Воннегута, Филипа Дика; поэтика постмодернизма – метафикция, историографическая метафикция; мотивы популярной культуры в современной прозе; научная фантастика). Особое внимание уделяет утопии и антиутопии XX века, литературе Новой волны в Великобритании, а также американской литературной Новой волне; киберпанку и связям научной фантастики с horror-ом.

Опубликовала следующие книги:

«Станция контроля хаоса. Явления и писатели современной фантастики» (“Stacja kontroli chaosu. Zjawiska i pisarze współczesnej fantastyki ”, 2004 – под фамилией Матерская; II изд. 2015 – под фамилией Орамус; содержание:

ZJAWISKA

Horror: Strachu, krocz za mną 5

W stronę górnego nurtu: Świat apokalipsy   23

Fantastyka kobieca: Kwestia płci   34

Fantastyka miejska: Miasto I legendy 49

Nowa Fala: Dzieci entropii I ostmoder 63

Cyberpunkt: Software, hardware, neuroware 77

FIGURY

Lalka: Na obraz I podobieństwo 91

Alchemik: Kamień filozofów, czyli złoto dla zuchwałych 110

Druid: U źródeł ciemności 128

Błędny rycerz: Gry miłosne 144

Potwór: O niedźwiedziu I innych potworach 153

Wiedźma: Convicta et combusta, czyli skazana I spalona 163

MÓWIĄ O FANTASTYCE

Socjolog: Rozpad całkowity (Edmund Wnuk-Lipiński) 177

Handlowiec: Nie postrzelić Czerwonego Kapturka (Andrzej Sapkowski) 187

Prawnik: Zmieniam utarte formuły (Guy Gavriel Kay) 199

Literaturoznawca: Komputery mnie zabijają (Orson Scott Card) 207

Rzecznik prasowy elektrowni atomowych: Żółwiem przez pustkę (Terry Pratchett) 216

Teatrolog: Cyberpunkt żyje (Pat Cadigan) 224

Filozof: Arystoteles miał rację (Jacek Dukaj) 232

Autor komiksów: Przetrwają rekiny (Neil Gaiman) 244

Słowniczek 256

Zalecane lektury 263

Skorowidz 268);

“The Voices of Disaster. J.G. Ballard and the Disaster Story Tradition in England” (2005);

“Ways of Pleasure. Angela Carter’s Discourse in Her Fiction and Non-Fiction” (2006);

“Grave New World, The Decline of the West in the Fiction of J.G. Ballard” (2007; второе, расш. изд. 2015);

«О смешении жанров. Science Fiction и постмодернизм» (“O pomieszaniu gatunków. Science fiction a postmodernizm”, 2010; содержание:

Rozdział 1

Rozważania wstępne: science fiction a postmodernism 7

Postmodernizm 9

Kultura popularna 13

Rozdział 2

Dwudziestowieczne pojmowanie terminu „science fiction” 23

W poszukiwaniu źródeł 25

Próby zdefiniowania gatunku 32

Twórcy science fiction 40

Rozdział 3

Gatunki I podgatunki 51

Podziały gatunkowe w ramach fantastyki 52

Gatunki powieści głównonurtowej, pokrewne fantastyce 82

Rozdział 4

Stanisław Lem, Kurt Vonnegut I Philip K. Dick 101

Droga do lemologii 101

Granice science fiction – Kurt Vonnegut Jr. 124

Dziwny przypadek Philipa K. Dicka 141

Rozdział 5

Science fiction jako technika narracyjna 161

Symulakry. Świat jest fikcją 168

Wydarzyła się zagłada 178

Społeczeństwo jako koszmar 198

Umierając – śnimy 215

Konkluzja.

O pomieszaniu gatunów 227

Bibliografia 231

Indeks osób 239);

«Имена Бога. Метафизические мотивы в фантастике второй половины XX века» (“Imiona Boga. Motywy metafizyczne w fantastyce drugiej połowy XX wieku” (2011; содержание:

Rozważania wstępne. Boga nie szuka się w śmieciach 5

Bóg w fantastyce połowy XX wieku 12

Bogowie bez Boga 47

Koniec świata I początek nowej ery 71

Apokalipsa świętego Jana I wniebowzięcie sprawiedliwych 92

Drugie Przyjście 113

Zaświaty 134

Gaja I Daleki Wschód 161

Od taoizmu do chrześcijaństwa 188

„Roztrzaskaj serce moje…” Bóg Philipa K. Dicka 225

Bóg w fantastyce końca XX wieku 262

Zakończenie 293

Bibliografia I filmografia 297

Indeks nazwisk 307);

«Дарвиновские парадигмы. Миф теории эволюции в современной культуре» (“Darwinowskie paradygmaty. Mit teorii ewolucji w kulturze współczesniej”, 2015);

“Charles Darwin’s Looking Glass. The Theory of Evolution and the Life of its Author in Contemporary British Fiction and Non Fiction” (2015)

«Связанные состояния. Физика и современная литература» (“Stany splątane. Fizyka a literatura współczesna”, 2020).


SUPLEMENT

Пани Доминика (тогда, конечно, панна Доминика или просто Доминика) начала появляться в редакции журнала “Nowa Fantastyka” где-то в 1991 году вместе с подружкой – Евой Попëлек. («Мы с Евой учились в одном классе в лицее, вместе, как молодые таланты, попали в журнал “Literatura”, а когда журнал приказал долго жить, пошли – опять же вместе, чтобы не трусить – в журнал “Nowa Fantastyka”, а там растерялись: мало того, что девушки и что не пытаются всучить журналу свои рассказы, так ведь хотят рецензировать, да еще и вдвоем! Руководитель отдела публицистики с ходу присвоил нам совместного «тора», то есть заканчивающийся на «тор» псевдоним, и так родилась легенда о двухголовом критике. На самом деле мы только пару первых рецензий написали после совместного обсуждения, а все следующие писали по очереди», — рассказывала пани Доминика Войтеку Седенько). С ходом времени Ева как-то «отсеялась», а вот Доминика прижилась в журнале – возможно потому также, что ей весьма симпатизировал тот самый руководитель отдела публицистики – пан Марек, за которого она в конце концов и вышла замуж, сменив свою на его фамилию – Орамус. Доминика оказалась очень серьезной, вдумчивой и трудолюбивой исследовательницей: ее успехи в качестве рецензента, репортера, публициста в журнале “Nowa Fantastyka”, которые день за днем, месяц за месяцем, год за годом освещались в этом моем блоге – лишь видимая часть айсберга. Доминика публиковала свои рецензии, заметки, репортажи, интервью и статьи также в популярных периодических изданиях “Życie z księżkami”, “Gazeta Wyborcza”, “Księżki”, “Polityka”, “Kulisy – Express Wieczorny”, “Tygodnik Solidarność”, “Magazin Życie”, “Wpróst”, “Wiedza I życie”, а позже и в таких солидных журналах, как “Acta Filologia” (c 1998 г.), “Kultura I Spoleczczeństwo” (с 2007 г.), “Anglika” (с 2005 г.), “Przegląd Humanistyczny” (с 2008 года), “New Review” (с 2008 г.), “Civitas” (c 2012 г.). К сожалению, вот этот вот 9-й 2003 года номер журнала “Nowa Fantastyka”, в котором Доминика взошла на самый пик активности, оказался, в сущности, для нее бенифисным. Она публиковалась в журнале реже и реже, а затем публикации вообще сошли на нет. Ну а сейчас – научная и научно-организаторская работа в институте, преподавание на кафедре и руководство аспирантами, участие во многих научных конференциях и популяризаторских мероприятиях, организация некоторых из них, интервью на радио и телевидении.

Нормальная жизнь солидного научного работника и преподавателя высшей школы. Ну и счастливого в семейной жизни человека.

Вот тут, кстати, их совместное с паном Мареком замечательное произведение.

Мне только и остается пожелать всей этой дружной троице счастья, здоровья. Ну и, разумеется, успехов в творчестве.





92
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх