Разбор открывающей сцены


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Минск» > Разбор открывающей сцены "Матрицы: Воскрешения". Какой подтекст в ней заложен?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Разбор открывающей сцены «Матрицы: Воскрешения». Какой подтекст в ней заложен?

Статья написана 16 октября 2022 г. 17:39

Выход четвёртой «Матрицы» вызвал у зрителей шквал эмоций, причём преимущественно отнюдь не восторженных. Особенно много вопросов вызывают экшен-сцены, которые выглядят, мягко говоря, не очень убедительно и зрелищно. Прозвучали даже подозрения, что Лана Вачовски специально сняла фильм абы как и при этом потроллила боссов студии Warner Bros, чтобы у них навсегда пропало желание предпринимать попытки дальше развивать франшизу. Это предположение возникло отнюдь не на пустом месте, ведь на протяжении всего фильма рассыпаны подсказки, которые наталкивают именно на такую мысль. Но насколько правильно интерпретировать их именно так?

Ответить на этот вопрос я попробую, проанализировав несколько первых сцен «Матрицы: Воскрешения». Дело в том, что привычку закладывать в самое начало фильма важные фразы и пасхалки, определяющие всё дальнейшее действие, Вачовские завели ещё со времен первой «Матрицы». Как ковер в квартире у Лебовски, задававший тон всей комнате, открывающие сцены здесь задают тон всему фильму.

Чтобы не быть голословным, давайте вспомним те самые ключевые фразы и пасхалки из первой части.

Во-первых это фраза: «Wake up, Neo. The Matrix has you». Или «Проснись, Нео. Матрица имеет тебя» (или «Матрица владеет тобой», «Ты принадлежишь Матрице» и т. д.). Тут в нескольких словах заложен весь дальнейший конфликт, который крутится вокруг того, что главный герой находится в плену у Системы и при этом спит. Здесь же заложен призыв проснуться — как в буквальном, так и в метафорическом стиле. Интересно, что к духовному пробуждению так или иначе призывают многие мировые религии (как минимум христианство и буддизм), и такой подтекст тоже заложен в этой фразе.

Во-вторых, реплика Чои: «Ты меня спас. Ты мой личный Иисус Христос <...> Этого никогда не было. Ты не существуешь». Тут прямо с ходу и в лоб дают понять, что Нео в этой истории ассоциируется с Иисусом. Которому тоже суждено будет умереть за человечество и воскреснуть. А вторая часть реплики отсылает к буддизму, пусть это и не так очевидно. Дело в том, что эта религия строится вокруг идеи освобождения от страданий, а источником всякого страдания считает веру в собственное «я». Главная задача буддистов — эту веру ниспровергнуть. Еще в соответствии с воззрениями буддистской философской системы Йогачара, истинным является только виджняна (познание, сознание), а все явления и внешний мир за пределами сознания — ложные, нереальные. Тема иллюзий вообще занимает важное место у буддистов. Таким образом, братья Вачовски двумя короткими фразами дали понять, что в дальнейшем будет много христианских и буддистских подтекстов.

Есть там и визуальные подсказки. В виде книги Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция» и татуировки белого кролика, которая отсылает к «Алисе в стране чудес» Льюиса Кэррола. То есть, внимательному зрителю желательно держать открытыми не только уши, но и глаза.

А как обстоят дела с «Матрицей: Воскрешением»? Какие важные слова нам говорят и какие смыслообразующие образы показывают в самом начале?

На мой взгляд, к одной из задающих тон можно отнести фразу Багз, которую та говорит на 5-ой минуте: «Maybe this isn't a story we think it is»? Или: «Может быть, это не та история, о которой мы думаем»?

И тут важен контекст, обстоятельства при которых она произносится. А произносится она в тот момент, когда Багз вместе со своим боевым товарищем Секом издалека наблюдают за схваткой между местной Тринити и Агентами, отсылающей к завязке первого фильма. Там Тринити смогла благополучно скрыться, здесь же преследователям удаётся её поймать. Это явно не то развитие событий, которого ожидала Багз. Да и сама Тринити выглядит как-то по-другому, Агенты выглядят немного по-другому и вообще всё немного по-другому. Но даже в этом контексте ее слова нам пока мало о чём говорят. Давайте вспоминать, что происходило дальше.

А дальше начинаются еще более странные вещи. Синеволосая девушка шлёпается в самую гущу схватки и переключает всё внимание защитников Системы на себя. Завязывается погоня с перестрелкой, во время которой полицейские палят из автоматов, при этом демонстрируя меткость уровня имперских штурмовиков из Звёздных Войн. Беглянка, в свою очередь, даже не пытается прятаться за укрытиями, а открывает ответный огонь буквально на открытой площадке. Целься, не хочу. Всё это безобразие сопровождается беготнёй туда-сюда на фоне вывески «Sabor a mierda», которая с испанского буквально переводится как «Вкус дерьма».

Дальше-больше. Багз прыгает с крыши, при падении цепляется за вывеску «Anderson's» и пятой точкой сбивает прикрепленную сбоку неоновую надпись «Для тех, кто любит есть дерьмо» («For those who love to eat shit»). Надпись падает на землю и разбивается вдребезги...

О! Сколько шуму вокруг этих нескольких надписей! С каким удовольствием их обсуждают в комментах и на форумах! Больше всего внимания уделяется, конечно же, тем, что связаны с фекальной темой. Зрители, которым «Матрица: Воскрешение» не понравилась, с превеликой охотой приводят их в качестве аргумента. Дескать, смотрите, Лана Вачовская специально зафакапила фильм и прямо намекает об этом здесь. Мол, кино — говно, а все смотрящие его — копрофаги. Например, именно такой точки зрения придерживается ютуб-канал ЧБУ в своём ролике о четвёртой части «Матрицы», где перечислены все наиболее типичные аргументы тех, кому она решительно не зашла.

Но теория, что Лана Вачовски считает собственный фильм говном, выведенная из этих двух надписей, выглядит натягиванием совы на глобус. Она не учитывает весь прочий контекст. Хотя бы ту самую третью надпись: «Anderson's».

Не нужно быть фанатом Матрицы, чтобы вспомнить, что Андерсон — это фамилия главного героя всей саги. Во всяком случае, так он себя называл до того как пробудился. Чуть позже вывеску «Anderson's» покажут ещё раз, в тот момент, когда геймдизайнер Томас Андерсон заходит в созданную им симуляцию. При этом особо ярко говорят три буквы: «E» «O» и «N». Несложно догадаться, что это анаграмма имени «Нео». С другой стороны, можно прочитать их и буквально, как «Эон». Такое прочтение тоже имеет право на жизнь: у древних греков Эоном называли бога, который олицетворял вечность, а у последователей философии гностицизма эонами назывались духовные существа, похожие на ангелов — эманации Бога. (Спасибо Zangezi за наводку на такую трактовку.)

Чтобы совсем не возникало вопросов, на кого здесь намекается, на стену дома рядом с горящими буквами проецируется огромная тень Томаса Андерсона. Разумеется, вывески «For those who love to eat shit» здесь уже нет и в помине.

Думаю, более правильным здесь будет обратить внимание, что Багз как раз-таки именно сбивает надпись «Для тех, кто любит есть дерьмо», оставив для всеобщего обозрения лишь «Anderson's» со всеми возможными подтекстами. То есть, тут важнее не сам факт показа надписи, а действие, которое с ним происходит. Этим самым Лана Вачовски словно намекает нам, что главное в четвёртом фильме — не «дерьмо», а история главного героя, то есть Нео.

Учитывая, как из рук вон плохо сделаны большинство экшен-сцен фильме, рискну предположить, что именно они и являются этим самым «дерьмом». Перестрелка в офисе компании Ex Machina выглядит скорее карикатурно, чем эпично, несмотря на то, что ссылается на знаменитую сцену с расстрелом охраны небоскрёба из первой части. (Если хочешь выжить в перестрелке против толпы спецназа в тесном помещении, обставленном мебелью, то самое лучшее что можно сделать — это запрыгнуть на стол!) Участники обсуждения четвертой части игры про Матрицу, которые топят за революционный экшен и «bullet-time», показаны с максимальной иронией. Драка с изгоями под забавные причитания Меровингена, изрыгающего проклятия в стиле «раньше всё было лучше», смотрится и вовсе как издёвка над эталонным кунг-фу из первых трёх частей «Матрицы».

Точно также как и причитания Меровингена, надписи «Sabor a mierda» и «For those who love to eat shit» — это скорее высмеивание самой концепции экшен-сцен конкретно в этом фильме. Эдакое подтрунивание над зрителем, который пришёл на сеанс исключительно ради эффектных драк и перестрелок. И заодно попытка выйти за пределы установленных ранее рамок и правил, заложенных Трилогией. Мол, ребята, это кино не про драки, это кино про Нео и его любовь.

При таком прочтении становится более понятным и посыл фразы Багз, обращенный к зрителю: «Может быть, это не та история, о которой мы думаем». Вроде как все привычные маркеры франшизы присутствуют, но акцент сделан на другом. В этом и заключает посыл: ведь «Матрица — она всегда была про выход за рамки дозволенного, про бунт против правил и установок, про преодоление ограничений и выход на новые горизонты. Ирония ситуации заключается в том, что на этот раз она бунтует против правил, которые некогда установила сама для себя. Ведь как мы привыкли воспринимать «правильную» Матрицу? Её непременными атрибутами непременно должны быть: безупречный экшен, стильные кожаные одежды, эпичность конфликта, оружие, много оружия и пафос, тонны пафоса. Ах да, чуть не забыл: ещё зелёный цветокор. Как можно без него?

Тут очень даже в тему сцена обсуждения творческой командой компании Deus Machina о том, какой должна быть игра Матрица IV. В то время как одни топят за то, чтобы она произвела революцию в экшене, а другие — за то, что она должна быть сверхзаумной («порно для мозга»), герой Киану Ривза просто сидит в сторонке и всем своим видом даёт понять, что ему всё это сто лет не упало. Потому что он хочет простого человеческого счастья. И Тринити. И летать. А не вот это вот всё. Точно так же и «Матрица: Воскрешение» — хочет быть более простой и камерной историей, чем её предшественники. Беготня с пострелушками здесь второстепенны и подаются словно нехотя, с издёвкой. Дескать, хотели? Нате, получите. Но потом не жалуйтесь, ибо мы вас предупредили.

В своём четвёртом киновоплощении «Матрица» попыталась стать другой. Поэтому и Морфеус другой. Эдакий гибрид Джа-Джа-Бинкса с Капитаном Джеком Воробьём. И Меровинген карикатурный. И экшен, реализованный по принципу «чтобы был». Именно поэтому Багз и говорит в самом начале: «Может быть, это не та история, о которой мы думаем». Её догадка — это первая мысль-зёрнышко, которое должно упасть в голову зрителя. И потом прорасти. А весь фильм — своего рода призыв выйти за рамки привычного опыта и установленных границ.

Ведь это именно то, чему «Матрица» учила нас всегда.

Помните легендарную цитату из ТОГО САМОГО фильма?

«Я знаю, вы боитесь: боитесь нас, боитесь перемен. Я не знаю будущего. Я не стану предсказывать, чем все кончится. Я скажу лишь, с чего начнется. Сейчас я повешу трубку, и потом покажу людям то, что вы хотели скрыть. Покажу им мир без вас: мир без диктата и запретов, мир без границ, мир, где возможно всё».





460
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 октября 2022 г. 09:07
Спасибо за разбор. Но всё же я не рискну смотреть, чтобы не разочаровываться. Все эти отсылки и пасхалки вряд ли сделают фильм лучше. А потому пусть новый фильм пылится на свалке ненужных продолжений, где ему самое место.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 октября 2022 г. 20:52
Мудрое решение. Действительно может не зайти, ибо совсем не похоже на предыдущие фильмы.


⇑ Наверх